ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 1356
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
§ 7. Равенство и равноправие
Конституционному праву известны два сходных понятия: ра- венство и равноправие. Первое означает одинаковое юридическое положение граждан (и неграждан) перед законом, т. е. совпадение
204 Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина всего комплекса прав и обязанностей у всех лиц. Второе — совпа- дение объема только прав (в Конституции это понятие выражено также термином «равенство прав и свобод»). Но оба эти понятия употребляются как синонимы для обозначения одинаковой меры свободы каждого человека. Содержание равенства и равноправия предполагает отсутствие неузаконенных привилегий и запрет дис- криминации по любым основаниям. Провозглашение прав и сво- бод человека и гражданина имеет смысл только в том случае, если государство гарантирует равенство и равноправие, поэтому во всех конституциях главы о правах и свободах начинаются с закре- пления гарантий равенства и равноправия.
Равенство — основополагающий принцип отношений человека с государством, устанавливающий единый для всех уровень прав и свобод и запрещающий любую дискриминацию. Этот принцип,
провозглашенный в ходе демократических революций XVII —
XVIII вв. вместе со свободой, был направлен против сословных привилегий и лег в основу демократической концепции прав и свобод граждан. Формальное равенство граждан безотносительно к фактическому социальному и имущественному положению бы- ло признано в качестве императива правового государства.
Закрепление принципа равенства в конституционном доку- менте впервые было осуществлено в США, где в Декларации не- зависимости (1776 г.) было записано, что «все люди созданы рав- ными». С тех пор этот принцип получил всеобщее признание и закрепляется в самом начале любой демократической конститу- ции. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) говорит о ра- венстве в тесном единстве со свободой и братством, о равенстве всех людей в «достоинстве и правах» (ст. 1).
Конституционное право правового государства обеспечивает только юридическое, г. е. формальное, равенство между людьми.
Коммунистическая идея фактического уравнивания людей по су- ти своей противоречит свободе человека, к тому же носит утопи- ческий и противоестественный характер. Она неизбежно стано- вится знаменем массового насилия и в то же время ведет людей к уравниванию в нищете. В некоторых демократических странах конституции закрепляют социальное равенство, которое призва- но смягчить фактическое неравенство между людьми путем пере- распределения доходов и развития государственных институтов социальной помощи. Но в российской Конституции эта цель не закреплена, можно только предположить, что она входит в поня- тие социального государства. Принцип равенства и равноправия
Глава 10. Общие положения 205
закреплен в ст. 19 Конституции РФ. Прежде всего устанавливает- ся, что «все равны перед законом и судом». Следовательно, не должны приниматься законы, которые, определяя права и обя- занности, подходили бы к различным людям или группам насе- ления с различной меркой. Смысл формального равенства состо- ит в предоставлении всем равных стартовых возможностей, реа- лизация которых зависит от таланта, разума и предприимчивости каждого человека. Закон не может без риска уничтожения свобо- ды человека регулировать эти человеческие качества, попытка привести их к «средней» величине неминуемо ведет к торможе- нию общественной активности людей, утрате энергии самых сильных и общественно полезных личностей.
Столь же важно равенство людей перед судом. Здесь не имеет значения правовой статус человека — все, т. е. каждый человек,
как граждане, так и неграждане, а также иностранцы, предстают перед судом в равном статусе, получая одинаковую защиту своих законных прав и неся одинаковую меру ответственности.
Закрепляя равноправие, Конституция устанавливает независи- мость этого состояния от каких-либо обстоятельств. По существу,
это запрет дискриминации человека по соображениям пола, расы,
национальности, языка, происхождения, имущественного и долж- ностного положения, места жительства, отношения к религии,
убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В этом наборе обстоятельств, отнюдь не исчерпывающем («и других обстоятельств»), особенно важен запрет дискриминации по соображениям расы, национальности и языка, поскольку Россия является многонациональной страной с пока еще напряженными межнациональными отношениями. Ак- туален запрет дискриминации по соображениям происхождения.
Это исключает возможность лишать кого бы то ни было каких- либо прав и свобод в связи с тем, что данное лицо не относится по рождению к «самому передовому классу». Тем самым призна- ется, что все классы и социальные группы по своей роли в обще- стве находятся в равном положении, и не может быть речи о со- циальном превосходстве или, наоборот, социальной униженности какого-либо лица. В такой же мере важен запрет дискриминации по соображениям убеждений, который защищает свободу мнений каждого человека и исключает официальное деление этих мнений на «правильные» и «вредные».
Равенство, равноправие и запрет дискриминации лежат в ос- нове многих конституционно-правовых институтов. Ими опреде-
206 Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина ляется подход государства ко всем провозглашенным правам и свободам граждан, правовой статус субъектов Федерации, поли- тических партий и общественных объединений, деятельность ор- ганов местного самоуправления.
Равноправие и запрет дискриминации не означают, что право вообще не может устанавливать привилегий и льгот. Льготы, на- пример, необходимы для участников Великой Отечественной войны, многодетных матерей, лиц, совмещающих учебу с рабо- той, и др. Но это узаконенные льготы, выражающие признанные обществом стандарты социальной справедливости. Совсем други- ми были привилегии номенклатуры в тоталитарном государстве,
которые скрывались от общества и служили формой подкупа высшего чиновничества.
Конституция России отдельно решает вопрос о равенстве прав и свобод мужчины и женщины, специально подчеркивая необходимость равных возможностей для реализации этих прав и свобод. В данном случае нельзя сводить вопрос к формальному равенству мужчин и женщин, как это часто делают представите- ли феминистского движения на Западе, считающие, что льготы якобы унижают женщин и способствуют сохранению неравенст- ва с мужчинами. На самом деле, учитывая высокое социальное значение материнства и роль женщины в поддержании семьи,
общество обязано создать женщинам специальные гарантии для реализации их прав. Государство обязано обеспечить доступ жен- щин к здравоохранению, образованию, профессиональной под- готовке, трудоустройству, а также удовлетворению других соци- альных потребностей. Федеральным законом от 19 июня 2004 г.
ратифицирован Факультативный протокол к Конвенции о лик- видации всех форм дискриминации в отношении женщин (при- нят Генеральной Ассамблеей ООН 6 октября 1999 г.). Протокол предоставляет специально созданному Комитету право прини- мать и рассматривать заявления (жалобы) отдельных лиц или групп о нарушении их прав государством.
Глава 11. Личные права и свободы
Эти права и свободы, именуемые также гражданскими, со- ставляют первооснову правового статуса человека и гражданина.
Большинство из них носят абсолютный характер, т. е. являются не только неотъемлемыми, но и не подлежащими ограничению.
Глава 11. Личные права и свободы 207
Отсюда повышенный уровень гарантий и охраны этих прав и свобод, перечисленных в ст. 20—29 Конституции РФ.
Личные права человека принадлежат ему от рождения и со- ставляют основу его статуса на протяжении всей жизни. К этим правам относится прежде всего право на жизнь и свободу, а также ряд прав и свобод, вытекающих из этого основного права (свобо- да мысли и вероисповедания, равенство, достоинство, личная не- прикосновенность, неприкосновенность частной жизни, собст- венности, безопасность, сопротивление угнетению). Эти права выражают естественное состояние человека и его жизненные уст- ремления, охрана которых составляет обязанность государства.
Идея неотчуждаемых (неотъемлемых, естественных) прав была выдвинута просветителями XVII—XVIII вв. в ходе борьбы против феодальных монархий. Впервые она была выражена в Декларации независимости США (1776 г.): «Мы исходим из той самоочевид- ной истины, что все люди созданы равными и наделены их Твор- цом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью». Несколько позже Декларация прав человека и гражданина (Франция, 1789 г.)
провозгласила: «Люди рождаются и остаются свободными и рав- ными в правах». Обе эти декларации, сохраняющие конституци- онное значение в своих странах, оказали огромное воздействие на конституционное развитие во всем мире. Неотчуждаемые права легли в основу концепции прав человека, определившей содержа- ние ряда важнейших документов ООН (Всеобщей декларации прав человека, международных пактов о правах человека и др.),
Европейской конвенции о защите прав человека и основных сво- бод и др. Конституция РФ (ч. 2 ст. 17) установила: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Аналогичные нормы включены в конституции всех демократических государств.
§ 1. Право на жизнь
Это право провозглашается Конституцией РФ
1
(ст. 20) и почти всеми конституциями стран мира как неотъемлемое право чело- века, охраняемое законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни. Такая норма закреплена всеми международно-пра- вовыми актами о правах человека: Всеобщей декларацией прав человека (ст. 3), Международным пактом о гражданских и поли- тических правах (ст. 6), Европейской конвенцией о защите прав
208 Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина человека и основных свобод (п. 1 ст. 2). Европейская конвенция,
однако, допускает лишение жизни в результате «абсолютно необ- ходимого применения силы: а) для защиты любого лица от про- тивоправного насилия, Ь) для осуществления законного задержа- ния или предотвращения побега лица, заключенного под стражу на законных основаниях, с) для подавления, в соответствии с за- коном, бунта или мятежа» (ч. 2 ст. 2). Признание этого права оз- начает, что государство должно реально применять законодатель- ство, которое квалифицирует как преступление преднамеренные убийства, совершенные как частными лицами, так и сотрудника- ми государственных органов, действующими вне пределов их за- конных полномочий.
Во многих странах иод углом зрения защиты права на жизнь рассматривается вопрос о защите абортов. Совет Европы (Евро- пейская комиссия) указал, что признание за утробным плодом абсолютного права на жизнь противоречило бы содержанию и цели Конвенции о защите прав человека и основных свобод. При этом было отмечено, что государство может налагать определен- ные ограничения на право на аборт, не нарушая этим права на частую жизнь беременной женщины, гарантируемого ст. 8 Кон- венции. Европейская конвенция не декларирует начало жизни в момент зачатия, но некоторые государства, особенно те, которые находятся под влиянием католической церкви (Словакия, страны
Латинской Америки), конституционно закрепили охрану жизни уже до рождения человека. Конвенция о защите прав человека не закрепляет также каких-либо запретов эвтаназии. Ряд государств
(Великобритания, Дания) приняли законы, допускающие лише- ние жизни больного человека при определенных условиях. Но в
России такого закона нет.
Федеральный закон «О временном запрете на клонирование человека» от 20 мая 2002 г. вводит временный (сроком на пять лет) запрет на клонирование
1
человека, исходя из принципов уважения человека, признания ценности личности, необходимо- сти зашиты прав и свобод человека и учитывая недостаточно изу- ченные биологические и социальные последствия клонирования человека. Указывается, что с учетом перспективы использования имеющихся и разрабатываемых технологий клонирования орга-
1
Клонирование человека — создание человека, генетически идентич- ного другому живому или умершему человеку, путем переноса в лишен- ную ядра женскую половую клетку ядра соматической клетки человека.
Глава 11. Личные права и свободы 209
низмов предусматривается возможность продления запрета на клонирование человека или его отмены по мере накопления на- учных знаний в данной области, определения моральных, соци- альных и этических норм при использовании технологий клони- рования человека.
Право на жизнь прежде всего предполагает проведение госу- дарством миролюбивой внешней политики, исключающей войны и конфликты. Ряд государств (Япония и др.) провозгласили в своих конституциях отказ от войны, а также от применения воо- руженной силы как средства разрешения международных споров.
Правовое государство обязано поддерживать обороноспособность страны на случай любых посягательств, но строго регламентирует использование регулярной армии на своей территории и за рубе- жом, поскольку это ведет к гибели как мирного населения, так и личного состава. Однако подобного рода гарантий права на жизнь в Конституции РФ нет.
В мирных условиях гарантии этого права не сводятся к запре- щению убийства — это безоговорочно закрепляется уголовным кодексом каждой страны. Государство обязано организовать эф- фективную борьбу с преступностью, и особенно с террористиче- скими акциями. Гарантиями права на жизнь служат системы здравоохранения, и в частности предупреждения детской смерт- ности; охраны от несчастных случаев на производстве; профилак- тики дорожно-транспортных происшествий; пожарной безопас- ности и др. Например, ст. 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» (в редакции от 25 октября 2006 г.) устанавливает:
«Граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имуще- ства в случае пожара».
Особое значение имеет вопрос о смертной казни. Смертная
казнь — высшая мера уголовного наказания, состоящая в лише- нии человека жизни. Такое наказание допускается конституция- ми или законами ряда стран как мера исключительная и приме- няемая только по приговору суда. Однако в большинстве демо- кратических стран (Австрия, Германия, Дания, Италия, Швеция,
страны Латинской Америки и др.) смертная казнь отменена.
В Международном пакте о гражданских и политических правах указывается (ст. 6), что в странах, которые не отменили смертную казнь, смертные приговоры могут выноситься только за самые тяжкие преступления в соответствии с законом и только во ис- полнение окончательного приговора, вынесенного компетентным судом. Каждый, кто приговорен к смертной казни, имеет право
Конституционному праву известны два сходных понятия: ра- венство и равноправие. Первое означает одинаковое юридическое положение граждан (и неграждан) перед законом, т. е. совпадение
204 Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина всего комплекса прав и обязанностей у всех лиц. Второе — совпа- дение объема только прав (в Конституции это понятие выражено также термином «равенство прав и свобод»). Но оба эти понятия употребляются как синонимы для обозначения одинаковой меры свободы каждого человека. Содержание равенства и равноправия предполагает отсутствие неузаконенных привилегий и запрет дис- криминации по любым основаниям. Провозглашение прав и сво- бод человека и гражданина имеет смысл только в том случае, если государство гарантирует равенство и равноправие, поэтому во всех конституциях главы о правах и свободах начинаются с закре- пления гарантий равенства и равноправия.
Равенство — основополагающий принцип отношений человека с государством, устанавливающий единый для всех уровень прав и свобод и запрещающий любую дискриминацию. Этот принцип,
провозглашенный в ходе демократических революций XVII —
XVIII вв. вместе со свободой, был направлен против сословных привилегий и лег в основу демократической концепции прав и свобод граждан. Формальное равенство граждан безотносительно к фактическому социальному и имущественному положению бы- ло признано в качестве императива правового государства.
Закрепление принципа равенства в конституционном доку- менте впервые было осуществлено в США, где в Декларации не- зависимости (1776 г.) было записано, что «все люди созданы рав- ными». С тех пор этот принцип получил всеобщее признание и закрепляется в самом начале любой демократической конститу- ции. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) говорит о ра- венстве в тесном единстве со свободой и братством, о равенстве всех людей в «достоинстве и правах» (ст. 1).
Конституционное право правового государства обеспечивает только юридическое, г. е. формальное, равенство между людьми.
Коммунистическая идея фактического уравнивания людей по су- ти своей противоречит свободе человека, к тому же носит утопи- ческий и противоестественный характер. Она неизбежно стано- вится знаменем массового насилия и в то же время ведет людей к уравниванию в нищете. В некоторых демократических странах конституции закрепляют социальное равенство, которое призва- но смягчить фактическое неравенство между людьми путем пере- распределения доходов и развития государственных институтов социальной помощи. Но в российской Конституции эта цель не закреплена, можно только предположить, что она входит в поня- тие социального государства. Принцип равенства и равноправия
Глава 10. Общие положения 205
закреплен в ст. 19 Конституции РФ. Прежде всего устанавливает- ся, что «все равны перед законом и судом». Следовательно, не должны приниматься законы, которые, определяя права и обя- занности, подходили бы к различным людям или группам насе- ления с различной меркой. Смысл формального равенства состо- ит в предоставлении всем равных стартовых возможностей, реа- лизация которых зависит от таланта, разума и предприимчивости каждого человека. Закон не может без риска уничтожения свобо- ды человека регулировать эти человеческие качества, попытка привести их к «средней» величине неминуемо ведет к торможе- нию общественной активности людей, утрате энергии самых сильных и общественно полезных личностей.
Столь же важно равенство людей перед судом. Здесь не имеет значения правовой статус человека — все, т. е. каждый человек,
как граждане, так и неграждане, а также иностранцы, предстают перед судом в равном статусе, получая одинаковую защиту своих законных прав и неся одинаковую меру ответственности.
Закрепляя равноправие, Конституция устанавливает независи- мость этого состояния от каких-либо обстоятельств. По существу,
это запрет дискриминации человека по соображениям пола, расы,
национальности, языка, происхождения, имущественного и долж- ностного положения, места жительства, отношения к религии,
убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В этом наборе обстоятельств, отнюдь не исчерпывающем («и других обстоятельств»), особенно важен запрет дискриминации по соображениям расы, национальности и языка, поскольку Россия является многонациональной страной с пока еще напряженными межнациональными отношениями. Ак- туален запрет дискриминации по соображениям происхождения.
Это исключает возможность лишать кого бы то ни было каких- либо прав и свобод в связи с тем, что данное лицо не относится по рождению к «самому передовому классу». Тем самым призна- ется, что все классы и социальные группы по своей роли в обще- стве находятся в равном положении, и не может быть речи о со- циальном превосходстве или, наоборот, социальной униженности какого-либо лица. В такой же мере важен запрет дискриминации по соображениям убеждений, который защищает свободу мнений каждого человека и исключает официальное деление этих мнений на «правильные» и «вредные».
Равенство, равноправие и запрет дискриминации лежат в ос- нове многих конституционно-правовых институтов. Ими опреде-
206 Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина ляется подход государства ко всем провозглашенным правам и свободам граждан, правовой статус субъектов Федерации, поли- тических партий и общественных объединений, деятельность ор- ганов местного самоуправления.
Равноправие и запрет дискриминации не означают, что право вообще не может устанавливать привилегий и льгот. Льготы, на- пример, необходимы для участников Великой Отечественной войны, многодетных матерей, лиц, совмещающих учебу с рабо- той, и др. Но это узаконенные льготы, выражающие признанные обществом стандарты социальной справедливости. Совсем други- ми были привилегии номенклатуры в тоталитарном государстве,
которые скрывались от общества и служили формой подкупа высшего чиновничества.
Конституция России отдельно решает вопрос о равенстве прав и свобод мужчины и женщины, специально подчеркивая необходимость равных возможностей для реализации этих прав и свобод. В данном случае нельзя сводить вопрос к формальному равенству мужчин и женщин, как это часто делают представите- ли феминистского движения на Западе, считающие, что льготы якобы унижают женщин и способствуют сохранению неравенст- ва с мужчинами. На самом деле, учитывая высокое социальное значение материнства и роль женщины в поддержании семьи,
общество обязано создать женщинам специальные гарантии для реализации их прав. Государство обязано обеспечить доступ жен- щин к здравоохранению, образованию, профессиональной под- готовке, трудоустройству, а также удовлетворению других соци- альных потребностей. Федеральным законом от 19 июня 2004 г.
ратифицирован Факультативный протокол к Конвенции о лик- видации всех форм дискриминации в отношении женщин (при- нят Генеральной Ассамблеей ООН 6 октября 1999 г.). Протокол предоставляет специально созданному Комитету право прини- мать и рассматривать заявления (жалобы) отдельных лиц или групп о нарушении их прав государством.
Глава 11. Личные права и свободы
Эти права и свободы, именуемые также гражданскими, со- ставляют первооснову правового статуса человека и гражданина.
Большинство из них носят абсолютный характер, т. е. являются не только неотъемлемыми, но и не подлежащими ограничению.
Глава 11. Личные права и свободы 207
Отсюда повышенный уровень гарантий и охраны этих прав и свобод, перечисленных в ст. 20—29 Конституции РФ.
Личные права человека принадлежат ему от рождения и со- ставляют основу его статуса на протяжении всей жизни. К этим правам относится прежде всего право на жизнь и свободу, а также ряд прав и свобод, вытекающих из этого основного права (свобо- да мысли и вероисповедания, равенство, достоинство, личная не- прикосновенность, неприкосновенность частной жизни, собст- венности, безопасность, сопротивление угнетению). Эти права выражают естественное состояние человека и его жизненные уст- ремления, охрана которых составляет обязанность государства.
Идея неотчуждаемых (неотъемлемых, естественных) прав была выдвинута просветителями XVII—XVIII вв. в ходе борьбы против феодальных монархий. Впервые она была выражена в Декларации независимости США (1776 г.): «Мы исходим из той самоочевид- ной истины, что все люди созданы равными и наделены их Твор- цом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью». Несколько позже Декларация прав человека и гражданина (Франция, 1789 г.)
провозгласила: «Люди рождаются и остаются свободными и рав- ными в правах». Обе эти декларации, сохраняющие конституци- онное значение в своих странах, оказали огромное воздействие на конституционное развитие во всем мире. Неотчуждаемые права легли в основу концепции прав человека, определившей содержа- ние ряда важнейших документов ООН (Всеобщей декларации прав человека, международных пактов о правах человека и др.),
Европейской конвенции о защите прав человека и основных сво- бод и др. Конституция РФ (ч. 2 ст. 17) установила: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Аналогичные нормы включены в конституции всех демократических государств.
§ 1. Право на жизнь
Это право провозглашается Конституцией РФ
1
(ст. 20) и почти всеми конституциями стран мира как неотъемлемое право чело- века, охраняемое законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни. Такая норма закреплена всеми международно-пра- вовыми актами о правах человека: Всеобщей декларацией прав человека (ст. 3), Международным пактом о гражданских и поли- тических правах (ст. 6), Европейской конвенцией о защите прав
208 Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина человека и основных свобод (п. 1 ст. 2). Европейская конвенция,
однако, допускает лишение жизни в результате «абсолютно необ- ходимого применения силы: а) для защиты любого лица от про- тивоправного насилия, Ь) для осуществления законного задержа- ния или предотвращения побега лица, заключенного под стражу на законных основаниях, с) для подавления, в соответствии с за- коном, бунта или мятежа» (ч. 2 ст. 2). Признание этого права оз- начает, что государство должно реально применять законодатель- ство, которое квалифицирует как преступление преднамеренные убийства, совершенные как частными лицами, так и сотрудника- ми государственных органов, действующими вне пределов их за- конных полномочий.
Во многих странах иод углом зрения защиты права на жизнь рассматривается вопрос о защите абортов. Совет Европы (Евро- пейская комиссия) указал, что признание за утробным плодом абсолютного права на жизнь противоречило бы содержанию и цели Конвенции о защите прав человека и основных свобод. При этом было отмечено, что государство может налагать определен- ные ограничения на право на аборт, не нарушая этим права на частую жизнь беременной женщины, гарантируемого ст. 8 Кон- венции. Европейская конвенция не декларирует начало жизни в момент зачатия, но некоторые государства, особенно те, которые находятся под влиянием католической церкви (Словакия, страны
Латинской Америки), конституционно закрепили охрану жизни уже до рождения человека. Конвенция о защите прав человека не закрепляет также каких-либо запретов эвтаназии. Ряд государств
(Великобритания, Дания) приняли законы, допускающие лише- ние жизни больного человека при определенных условиях. Но в
России такого закона нет.
Федеральный закон «О временном запрете на клонирование человека» от 20 мая 2002 г. вводит временный (сроком на пять лет) запрет на клонирование
1
человека, исходя из принципов уважения человека, признания ценности личности, необходимо- сти зашиты прав и свобод человека и учитывая недостаточно изу- ченные биологические и социальные последствия клонирования человека. Указывается, что с учетом перспективы использования имеющихся и разрабатываемых технологий клонирования орга-
1
Клонирование человека — создание человека, генетически идентич- ного другому живому или умершему человеку, путем переноса в лишен- ную ядра женскую половую клетку ядра соматической клетки человека.
Глава 11. Личные права и свободы 209
низмов предусматривается возможность продления запрета на клонирование человека или его отмены по мере накопления на- учных знаний в данной области, определения моральных, соци- альных и этических норм при использовании технологий клони- рования человека.
Право на жизнь прежде всего предполагает проведение госу- дарством миролюбивой внешней политики, исключающей войны и конфликты. Ряд государств (Япония и др.) провозгласили в своих конституциях отказ от войны, а также от применения воо- руженной силы как средства разрешения международных споров.
Правовое государство обязано поддерживать обороноспособность страны на случай любых посягательств, но строго регламентирует использование регулярной армии на своей территории и за рубе- жом, поскольку это ведет к гибели как мирного населения, так и личного состава. Однако подобного рода гарантий права на жизнь в Конституции РФ нет.
В мирных условиях гарантии этого права не сводятся к запре- щению убийства — это безоговорочно закрепляется уголовным кодексом каждой страны. Государство обязано организовать эф- фективную борьбу с преступностью, и особенно с террористиче- скими акциями. Гарантиями права на жизнь служат системы здравоохранения, и в частности предупреждения детской смерт- ности; охраны от несчастных случаев на производстве; профилак- тики дорожно-транспортных происшествий; пожарной безопас- ности и др. Например, ст. 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» (в редакции от 25 октября 2006 г.) устанавливает:
«Граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имуще- ства в случае пожара».
Особое значение имеет вопрос о смертной казни. Смертная
казнь — высшая мера уголовного наказания, состоящая в лише- нии человека жизни. Такое наказание допускается конституция- ми или законами ряда стран как мера исключительная и приме- няемая только по приговору суда. Однако в большинстве демо- кратических стран (Австрия, Германия, Дания, Италия, Швеция,
страны Латинской Америки и др.) смертная казнь отменена.
В Международном пакте о гражданских и политических правах указывается (ст. 6), что в странах, которые не отменили смертную казнь, смертные приговоры могут выноситься только за самые тяжкие преступления в соответствии с законом и только во ис- полнение окончательного приговора, вынесенного компетентным судом. Каждый, кто приговорен к смертной казни, имеет право