ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 1358
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
§ 4. Право на частную жизнь
Частную жизнь составляют те стороны личной жизни челове- ка, которые он в силу своей свободы не желает делать достояни- ем других. Это своеобразный суверенитет личности, означающий неприкосновенность его «среды обитания». Презюмируется, что тайна в данном случае вовсе не прикрывает какую-то антиобще- ственную или противоправную деятельность. Она отражает есте- ственное стремление каждого человека иметь собственный мир интимных и деловых интересов, скрытый от чужих глаз. Социа- листическое общество пыталось отвергнуть признание права че- ловека на частную жизнь, что вылилось в издевательские формы коллективных обсуждений личной жизни, изощренные методы слежки и подслушивания, распространение порочащей человека информации о его интимной жизни и т. д.
Однако гражданское общество понимает, что злоупотребление тайной частной жизни может носить антиобщественный и про- тивоправный характер. В этом случае общество исходит из того,
что вмешательство в частную жизнь с целью выявления противо- правных действий того или иного лица должно происходить только на основе закона при наличии веских, опять же признан- ных законом оснований для подозрения или обвинения данного лица в совершении преступления, т. е. при возбуждении уголов- ного дела. Вне этого частная жизнь неприкосновенна.
Институт неприкосновенности частной жизни включает много разнообразных гарантий, которые содержатся в различ- ных статьях Конституции, а специально — в ст. 23 и 24. Рас- смотрим их.
1. Устанавливается право человека на личную и семейную тайну, на защиту своей чести и доброго имени. Ни от кого нель- зя требовать сведений, касающихся происхождения или деловой активности родственников, интимных связей, источников фи- нансового состояния семьи и т. д. Если честь и доброе имя чело- века подвергаются унижению или оскорблению, он вправе по- требовать через суд наказания или компенсации за моральный ущерб, что предусматривается Уголовным кодексом. Если кле-
220 Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина ветнические и порочащие человека сведения публикуются в пе- чати, суд вправе обязать тот же печатный орган опубликовать оп- ровержение этих сведений.
2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных пере- говоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Поэтому за- прещаются перлюстрация (вскрытие) писем и других почтовых отправлений, подслушивание телефонных разговоров. Уголовный кодекс квалифицирует нарушение тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений граждан как уголовное преступление. Обыск, выемка, наложение ареста на корреспон- денцию и выемка ее в почтово-телеграфных учреждениях могут производиться только на основаниях и в порядке, установленных
Уголовно-процессуальным кодексом. Строго регламентирован за- коном и порядок прослушивания телефонных разговоров. Все эти ограничения права на тайну допускаются только на основании судебного решения, что призвано исключить произвол и злоупот- ребления должностных лиц правозащитных органов.
Федеральный закон «О связи» (в редакции от 9 февраля
2007 г.) гарантирует тайну переписки, телефонных переговоров,
почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, переда- ваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи. Установ- лено, что ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сооб- щений, передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи, допускается только в случаях, предусмотренных федераль- ными законами. При этом операторы связи обязаны обеспечить соблюдение тайны связи.
Осмотр почтовых отправлений лицами, не являющимися уполномоченными работниками оператора связи, вскрытие поч- товых отправлений, осмотр вложений, ознакомление с информа- цией и документальной корреспонденцией, передаваемыми по сетям электросвязи и сетям почтовой связи, осуществляются только на основании решения суда, за исключением случаев, ус- тановленных федеральными законами. Сведения о передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи сообщениях, о почтовых отправлениях и почтовых переводах денежных средств,
а также сами эти сообщения, почтовые отправления и переводи- мые денежные средства могут выдаваться только отправителям и получателям или их уполномоченным представителям, если иное не предусмотрено федеральными законами. Федеральный закон,
Глава 11. Личные права и свободы 221
в частности, предусматривает определенные ограничения ряда прав граждан в целях противодействия терроризму.
3. Сбор, хранение, использование и распространение инфор- мации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
Эта гарантия как бы ограничивает установленное Конституцией право каждого свободно искать и распространять информацию
(ч. 4 ст. 29), но на самом деле противоречия между ними нет.
Ключевым элементом всей конструкции служит согласие или не- согласие лица на распространение информации о нем. Естест- венно, например, что политик, артист, ученый не станет возра- жать против интервью с журналистом, в ходе которого собирает- ся информация для публикации статьи в прессе. Но совсем другое дело, когда журналист собирает информацию, да еще ком- прометирующую, без ведома интересующего его лица и публику- ет статью без его согласия. В этом случае Конституция нарушена.
Данная гарантия воспрещает государственным и коммерческим организациям собирать и даже хранить досье с компрометирую- щими то или иное лицо материалами.
Закон запрещает нарушать профессиональную тайну о личной жизни, которой обладают врачи, судьи, следователи, нотариусы.
Специально охраняется тайна исповеди — священник не подле- жит уголовной ответственности за недонесение о преступлении,
ставшем ему известным на исповеди.
Для защиты многих личных прав очень важны гарантии при обработке персональных данных. Россия ратифицировала Кон- венцию Совета Европы о защите физических лиц при автомати- зированной обработке персональных данных (Федеральный за- кон от 19 декабря 2005 г.), но с рядом оговорок. В частности,
указано на возможность ограничения права граждан на доступ к персональным данным о себе в целях защиты безопасности госу- дарства и общественного порядка.
Целям защиты прав на неприкосновенность частной жизни,
личной и семейной тайны служит Федеральный закон «О персо- нальных данных» от 27 июля 2006 г. Закон устанавливает усло- вия, при которых государственные органы и физические лица ве- дут обработку персональных данных о человеке (его семейном,
социальном, имущественном положении, образовании, доходах и другой информации). Только в установленных Законом случаях обработка может вестись без согласия самого физического лица,
которому предоставлен ряд гарантий защиты его прав.
222 Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина
Порядок использования персональных данных государствен- ных гражданских служащих регулируется Положением, утвер- жденным Указом Президента РФ от 30 мая 2005 г.
Согласно закону (ст. 139 ГК РФ) охраняется служебная и ком- мерческая тайна, когда информация имеет действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности ее третьим лицам,
к ней нет свободного доступа на законном основании и облада- тель информации принимает меры к охране ее конфиденциаль- ности. Следовательно, право определять объем сведений, состав- ляющих тайну, принадлежит самому человеку, а то, что не может быть предметом тайны, определяется только законом и иными правовыми актами. Служебная и коммерческая тайна охраняется законом, а тот, кто незаконными способами получает информа- цию, обязан возместить причиненные убытки.
Законом о банках и банковской деятельности предусмотрено также право вкладчика на тайну вклада, которую обязаны гаран- тировать банки. Разглашение сведений, если это не разрешается законом, ведет к ответственности соответствующих должностных лиц. Эти гарантии имеют большое значение для охраны частных интересов граждан в условиях развития рыночного хозяйства,
увеличения числа частных предприятий, учреждений и банков.
4. Органы государственной власти и органы местного само- управления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непо- средственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Следовательно, любое лицо вправе об- ратиться с требованием в государственное, общественное или ча- стное учреждение, например, для получения сведений об эколо- гической безопасности в зоне проживания или о наличии фонда заработной платы на предприятии. К сожалению, процедура осу- ществления этой гарантии и порядок применения судебного кон- троля пока законом не разработаны (это касается всех гарантий права на частную жизнь), в результате чего конституционные нормы как бы повисают в воздухе: введенный Конституцией РФ
судебный контроль еще не действует из-за отсутствия закона, а старый порядок (прокурорский) ею же отвергнут.
Из конституционной нормы вытекает, что определенные до- кументы и материалы не подлежат разглашению. Здесь речь идет о государственной тайне и других формах закрытости, но только в том случае, если это предусмотрено законом и другими соот- ветствующими правовыми актами.
Глава 11. Личные права и свободы 223
§ 5. Неприкосновенность жилища
По существу, это составная часть права на частную жизнь, яв- ляющаяся также непременным элементом личной свободы и дос- тоинства человека. «Мой дом — моя крепость» — гласит англий- ская поговорка, утверждающая право человека делать в своем до- ме или квартире все, что ему заблагорассудится. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц ина- че, как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. указывает на воз- можность проникновения в жилище без согласия проживающих в нем лиц только в целях спасения жизни граждан и имущества,
обеспечения личной или общественной безопасности при ава- рийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках либо иных обстоятельствах чрезвычайного характе- ра, а также в целях задержания лиц, подозреваемых в соверше- нии преступлений, пресечения совершаемых преступлений или установления обстоятельств совершенного преступления либо происшедшего несчастного случая.
Законами, регулирующими вторжение в жилище, в частности,
являются Уголовно-процессуальный кодекс, Федеральный закон
«Об оперативно-розыскной деятельности», Федеральный закон
«О милиции». Суд должен рассматривать материалы о проникно- вении в жилище в оперативно-розыскных целях незамедлитель- но. Работники милиции вправе входить в жилые помещения и осматривать их в указанных в Законе случаях, но во всех случаях требуется уведомить прокурора в течение 24 часов. Правом бес- препятственного входа в жилище обладают в случае пожара по- жарные. Уголовно-процессуальный кодекс подробно регламенти- рует порядок обысков и выемок в ходе следствия по уголовному делу.
Правом на охрану жилища обладают лица, являющиеся его собственниками, законными арендаторами или проживающие по договору найма. При этом жилищем признается и место времен- ного пребывания (гостиница, дом-интернат, общежитие, пансио- нат). Неприкосновенность распространяется на личные вещи и бумаги, что исключает незаконные обыски и выемки документов.
Но в жилище могут вселяться люди, имеющие на это право, —
такие действия не являются нарушением его неприкосновенно- сти даже в случаях несогласия остальных проживающих.
224 Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина
Гарантии против незаконного вторжения и обысков со сторо- ны правоохранительных органов — основное содержание непри- косновенности жилища. Пострадавшие от незаконного вторже- ния вправе обращаться в суд с требованием возмещения ущерба и наказания виновных должностных лиц. Нарушение неприкос- новенности жилища является преступлением.
§ 6. Национальная принадлежность
Комплекс прав, связанных с национальностью, отражает спе- цифику многонациональной России, в которой живет много эт- нически смешанного населения. Во многих зарубежных странах
(США, Франция, ФРГ) национальность давно утратила юриди- ческое значение, и все граждане именуются общим словом («аме- риканец», «француз», «немец»). Но в России принадлежность к определенной нации до недавнего времени служила основанием дискриминации и в то же время рассматривалась как привилегия и гордость каждого человека, хотя большое число людей затруд- нялись определить свою национальность, так как родились в смешанном браке.
Конституция России устанавливает, что каждый вправе оп- ределять и указывать свою национальность и никто не может быть принужден к определению и указанию своей националь- ности. Данные правила не влекут за собой никаких юридиче- ских последствий, поскольку по российскому праву никто не может пользоваться привилегиями, равно как подвергаться дис- криминации по национальному признаку. Поэтому трудно предположить, что данная гарантия будет иметь значение для большого числа людей, тем более что национальность всегда указывалась в паспорте и разного рода анкетах со слов заявите- ля, а в новом паспорте гражданина РФ соответствующей графы вообще нет.
Однако следует учитывать, что в силу действия в ряде зару- бежных стран (ФРГ, Израиль, Канада) иммиграционного законо- дательства принадлежность к определенной национальности
(немцы, евреи, украинцы) открывает возможность беспрепятст- венной эмиграции в эти страны. Кроме того, принадлежность к конкретному народу все же важна для человека с точки зрения его участия в развитии национальной культуры и внутреннего ощущения своих исторических истоков.
Глава 11. Личные права и свободы 225
Гораздо существеннее связанное с национальностью право на пользование родным языком, на свободный выбор языка обще- ния, воспитания, обучения и творчества. На стадии утверждения суверенитета России и прав субъектов Федерации в ряде регио- нов с компактным национальным составом этот вопрос вызвал острые дискуссии и даже конфликты. Данное право следует рас- сматривать в комплексе с вопросами федеративного устройства и с правами, установленными ст. 68 Конституции (признание пра- ва республик устанавливать свои государственные языки и права всех народов на сохранение родного языка).
В Российской Федерации эти конституционные нормы реали- зуются через Закон РФ «О языках народов Российской Федера- ции» (в редакции от 11 декабря 2002 г.). Российская Федерация гарантирует всем ее народам независимо от их численности рав- ные права на сохранение и всестороннее развитие родного язы- ка, свободу выбора и использование языка общения. Каждому гарантируется право на использование родного языка, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества неза- висимо от его происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, об- разования, отношения к религии и места проживания. Указан- ный Закон установил, что алфавиты государственного языка и языков республик строятся на графической основе кириллицы;
это положение было поддержано Конституционным Судом РФ в постановлении от 16 ноября 2004 г.
В Российской Федерации недопустимы пропаганда вражды и пренебрежения к любому языку, создание противоречащих кон- ституционно установленным принципам национальной полити- ки препятствий, ограничений и привилегий в использовании языков, иные нарушения законодательства Российской Федера- ции о языках народов Российской Федерации. Субъекты РФ
впраЕЮ принимать законы и иные нормативные правовые акты о защите прав граждан на свободный выбор языка общения, вос- питания, обучения и творчества. Пользование законными права- ми не зависит от знания человеком того или иного языка. Уста- навливается ответственность за отказ в обслуживании граждан в сфере услуг и коммерческой деятельности под предлогом незна- ния языка. Гражданам России предоставлено право обращаться в государственные органы страны на родном языке или на любом другом языке народов России, которым они владеют. Аналогич- ное право касается участия в судопроизводстве. Защите нацио-
226 Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина нальных интересов граждан РФ в деле развития культуры, языка и т. д. способствует Федеральный закон «О национально-куль- турной автономии» (в редакции от 30 ноября 2005 г.).
§ 7. Свобода передвижений и места жительства
Право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства принадлежит каждому, кто законно находится на тер- ритории Российской Федерации. Следовательно, этого права ли- шены лица, проникшие в страну в нарушение визового режима или законодательства о въезде. Закрепляя это право, государство тем самым признает территорию страны принадлежащей самим гражданам, которые в соответствии со своими интересами и без всяких пропусков могут переезжать из одной местности в другую и определять себе место жительства.
Более подробно эти вопросы регулируются Законом РФ
«О праве граждан Российской Федерации на свободу передвиже- ния, выбор места пребывания и жительства в пределах Россий- ской Федерации» (в редакции от 18 июля 2006 г.).
Закон ограничивает свободу передвижения в определенных районах (в пограничной полосе, закрытых военных городках, за- крытых административно-территориальных образованиях, зонах экологического бедствия, на территориях, где введены особые условия и режимы проживания в связи с опасностью инфекци- онных или массовых инфекционных заболеваний и отравлений людей, чрезвычайное или военное положение). Следовательно,
за пределами таких районов никакие ограничения свободы пере- движения любым видом транспорта или пешком не допускаются.
Закон РФ «О закрытом административно-территориальном образовании» (в редакции от 10 января 2006 г.) закрепил особый режим безопасного функционирования предприятий и объектов в закрытом административно-территориальном образовании,
предусмотрев ограничения на въезд и постоянное проживание граждан на его территории; порядок обеспечения особого режи- ма конкретного закрытого административно-территориатьного образования принимается Правительством РФ. Пропускной ре- жим, т. е. въезд и выезд, определяется органами местного само- управления совместно с руководителями предприятий и органа- ми ФСБ. Конституционный Суд РФ определил (25 декабря
2003 г.), что отказ во въезде может быть обжалован в судебном порядке.
Частную жизнь составляют те стороны личной жизни челове- ка, которые он в силу своей свободы не желает делать достояни- ем других. Это своеобразный суверенитет личности, означающий неприкосновенность его «среды обитания». Презюмируется, что тайна в данном случае вовсе не прикрывает какую-то антиобще- ственную или противоправную деятельность. Она отражает есте- ственное стремление каждого человека иметь собственный мир интимных и деловых интересов, скрытый от чужих глаз. Социа- листическое общество пыталось отвергнуть признание права че- ловека на частную жизнь, что вылилось в издевательские формы коллективных обсуждений личной жизни, изощренные методы слежки и подслушивания, распространение порочащей человека информации о его интимной жизни и т. д.
Однако гражданское общество понимает, что злоупотребление тайной частной жизни может носить антиобщественный и про- тивоправный характер. В этом случае общество исходит из того,
что вмешательство в частную жизнь с целью выявления противо- правных действий того или иного лица должно происходить только на основе закона при наличии веских, опять же признан- ных законом оснований для подозрения или обвинения данного лица в совершении преступления, т. е. при возбуждении уголов- ного дела. Вне этого частная жизнь неприкосновенна.
Институт неприкосновенности частной жизни включает много разнообразных гарантий, которые содержатся в различ- ных статьях Конституции, а специально — в ст. 23 и 24. Рас- смотрим их.
1. Устанавливается право человека на личную и семейную тайну, на защиту своей чести и доброго имени. Ни от кого нель- зя требовать сведений, касающихся происхождения или деловой активности родственников, интимных связей, источников фи- нансового состояния семьи и т. д. Если честь и доброе имя чело- века подвергаются унижению или оскорблению, он вправе по- требовать через суд наказания или компенсации за моральный ущерб, что предусматривается Уголовным кодексом. Если кле-
220 Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина ветнические и порочащие человека сведения публикуются в пе- чати, суд вправе обязать тот же печатный орган опубликовать оп- ровержение этих сведений.
2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных пере- говоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Поэтому за- прещаются перлюстрация (вскрытие) писем и других почтовых отправлений, подслушивание телефонных разговоров. Уголовный кодекс квалифицирует нарушение тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений граждан как уголовное преступление. Обыск, выемка, наложение ареста на корреспон- денцию и выемка ее в почтово-телеграфных учреждениях могут производиться только на основаниях и в порядке, установленных
Уголовно-процессуальным кодексом. Строго регламентирован за- коном и порядок прослушивания телефонных разговоров. Все эти ограничения права на тайну допускаются только на основании судебного решения, что призвано исключить произвол и злоупот- ребления должностных лиц правозащитных органов.
Федеральный закон «О связи» (в редакции от 9 февраля
2007 г.) гарантирует тайну переписки, телефонных переговоров,
почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, переда- ваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи. Установ- лено, что ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сооб- щений, передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи, допускается только в случаях, предусмотренных федераль- ными законами. При этом операторы связи обязаны обеспечить соблюдение тайны связи.
Осмотр почтовых отправлений лицами, не являющимися уполномоченными работниками оператора связи, вскрытие поч- товых отправлений, осмотр вложений, ознакомление с информа- цией и документальной корреспонденцией, передаваемыми по сетям электросвязи и сетям почтовой связи, осуществляются только на основании решения суда, за исключением случаев, ус- тановленных федеральными законами. Сведения о передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи сообщениях, о почтовых отправлениях и почтовых переводах денежных средств,
а также сами эти сообщения, почтовые отправления и переводи- мые денежные средства могут выдаваться только отправителям и получателям или их уполномоченным представителям, если иное не предусмотрено федеральными законами. Федеральный закон,
Глава 11. Личные права и свободы 221
в частности, предусматривает определенные ограничения ряда прав граждан в целях противодействия терроризму.
3. Сбор, хранение, использование и распространение инфор- мации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
Эта гарантия как бы ограничивает установленное Конституцией право каждого свободно искать и распространять информацию
(ч. 4 ст. 29), но на самом деле противоречия между ними нет.
Ключевым элементом всей конструкции служит согласие или не- согласие лица на распространение информации о нем. Естест- венно, например, что политик, артист, ученый не станет возра- жать против интервью с журналистом, в ходе которого собирает- ся информация для публикации статьи в прессе. Но совсем другое дело, когда журналист собирает информацию, да еще ком- прометирующую, без ведома интересующего его лица и публику- ет статью без его согласия. В этом случае Конституция нарушена.
Данная гарантия воспрещает государственным и коммерческим организациям собирать и даже хранить досье с компрометирую- щими то или иное лицо материалами.
Закон запрещает нарушать профессиональную тайну о личной жизни, которой обладают врачи, судьи, следователи, нотариусы.
Специально охраняется тайна исповеди — священник не подле- жит уголовной ответственности за недонесение о преступлении,
ставшем ему известным на исповеди.
Для защиты многих личных прав очень важны гарантии при обработке персональных данных. Россия ратифицировала Кон- венцию Совета Европы о защите физических лиц при автомати- зированной обработке персональных данных (Федеральный за- кон от 19 декабря 2005 г.), но с рядом оговорок. В частности,
указано на возможность ограничения права граждан на доступ к персональным данным о себе в целях защиты безопасности госу- дарства и общественного порядка.
Целям защиты прав на неприкосновенность частной жизни,
личной и семейной тайны служит Федеральный закон «О персо- нальных данных» от 27 июля 2006 г. Закон устанавливает усло- вия, при которых государственные органы и физические лица ве- дут обработку персональных данных о человеке (его семейном,
социальном, имущественном положении, образовании, доходах и другой информации). Только в установленных Законом случаях обработка может вестись без согласия самого физического лица,
которому предоставлен ряд гарантий защиты его прав.
222 Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина
Порядок использования персональных данных государствен- ных гражданских служащих регулируется Положением, утвер- жденным Указом Президента РФ от 30 мая 2005 г.
Согласно закону (ст. 139 ГК РФ) охраняется служебная и ком- мерческая тайна, когда информация имеет действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности ее третьим лицам,
к ней нет свободного доступа на законном основании и облада- тель информации принимает меры к охране ее конфиденциаль- ности. Следовательно, право определять объем сведений, состав- ляющих тайну, принадлежит самому человеку, а то, что не может быть предметом тайны, определяется только законом и иными правовыми актами. Служебная и коммерческая тайна охраняется законом, а тот, кто незаконными способами получает информа- цию, обязан возместить причиненные убытки.
Законом о банках и банковской деятельности предусмотрено также право вкладчика на тайну вклада, которую обязаны гаран- тировать банки. Разглашение сведений, если это не разрешается законом, ведет к ответственности соответствующих должностных лиц. Эти гарантии имеют большое значение для охраны частных интересов граждан в условиях развития рыночного хозяйства,
увеличения числа частных предприятий, учреждений и банков.
4. Органы государственной власти и органы местного само- управления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непо- средственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Следовательно, любое лицо вправе об- ратиться с требованием в государственное, общественное или ча- стное учреждение, например, для получения сведений об эколо- гической безопасности в зоне проживания или о наличии фонда заработной платы на предприятии. К сожалению, процедура осу- ществления этой гарантии и порядок применения судебного кон- троля пока законом не разработаны (это касается всех гарантий права на частную жизнь), в результате чего конституционные нормы как бы повисают в воздухе: введенный Конституцией РФ
судебный контроль еще не действует из-за отсутствия закона, а старый порядок (прокурорский) ею же отвергнут.
Из конституционной нормы вытекает, что определенные до- кументы и материалы не подлежат разглашению. Здесь речь идет о государственной тайне и других формах закрытости, но только в том случае, если это предусмотрено законом и другими соот- ветствующими правовыми актами.
Глава 11. Личные права и свободы 223
§ 5. Неприкосновенность жилища
По существу, это составная часть права на частную жизнь, яв- ляющаяся также непременным элементом личной свободы и дос- тоинства человека. «Мой дом — моя крепость» — гласит англий- ская поговорка, утверждающая право человека делать в своем до- ме или квартире все, что ему заблагорассудится. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц ина- че, как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. указывает на воз- можность проникновения в жилище без согласия проживающих в нем лиц только в целях спасения жизни граждан и имущества,
обеспечения личной или общественной безопасности при ава- рийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках либо иных обстоятельствах чрезвычайного характе- ра, а также в целях задержания лиц, подозреваемых в соверше- нии преступлений, пресечения совершаемых преступлений или установления обстоятельств совершенного преступления либо происшедшего несчастного случая.
Законами, регулирующими вторжение в жилище, в частности,
являются Уголовно-процессуальный кодекс, Федеральный закон
«Об оперативно-розыскной деятельности», Федеральный закон
«О милиции». Суд должен рассматривать материалы о проникно- вении в жилище в оперативно-розыскных целях незамедлитель- но. Работники милиции вправе входить в жилые помещения и осматривать их в указанных в Законе случаях, но во всех случаях требуется уведомить прокурора в течение 24 часов. Правом бес- препятственного входа в жилище обладают в случае пожара по- жарные. Уголовно-процессуальный кодекс подробно регламенти- рует порядок обысков и выемок в ходе следствия по уголовному делу.
Правом на охрану жилища обладают лица, являющиеся его собственниками, законными арендаторами или проживающие по договору найма. При этом жилищем признается и место времен- ного пребывания (гостиница, дом-интернат, общежитие, пансио- нат). Неприкосновенность распространяется на личные вещи и бумаги, что исключает незаконные обыски и выемки документов.
Но в жилище могут вселяться люди, имеющие на это право, —
такие действия не являются нарушением его неприкосновенно- сти даже в случаях несогласия остальных проживающих.
224 Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина
Гарантии против незаконного вторжения и обысков со сторо- ны правоохранительных органов — основное содержание непри- косновенности жилища. Пострадавшие от незаконного вторже- ния вправе обращаться в суд с требованием возмещения ущерба и наказания виновных должностных лиц. Нарушение неприкос- новенности жилища является преступлением.
§ 6. Национальная принадлежность
Комплекс прав, связанных с национальностью, отражает спе- цифику многонациональной России, в которой живет много эт- нически смешанного населения. Во многих зарубежных странах
(США, Франция, ФРГ) национальность давно утратила юриди- ческое значение, и все граждане именуются общим словом («аме- риканец», «француз», «немец»). Но в России принадлежность к определенной нации до недавнего времени служила основанием дискриминации и в то же время рассматривалась как привилегия и гордость каждого человека, хотя большое число людей затруд- нялись определить свою национальность, так как родились в смешанном браке.
Конституция России устанавливает, что каждый вправе оп- ределять и указывать свою национальность и никто не может быть принужден к определению и указанию своей националь- ности. Данные правила не влекут за собой никаких юридиче- ских последствий, поскольку по российскому праву никто не может пользоваться привилегиями, равно как подвергаться дис- криминации по национальному признаку. Поэтому трудно предположить, что данная гарантия будет иметь значение для большого числа людей, тем более что национальность всегда указывалась в паспорте и разного рода анкетах со слов заявите- ля, а в новом паспорте гражданина РФ соответствующей графы вообще нет.
Однако следует учитывать, что в силу действия в ряде зару- бежных стран (ФРГ, Израиль, Канада) иммиграционного законо- дательства принадлежность к определенной национальности
(немцы, евреи, украинцы) открывает возможность беспрепятст- венной эмиграции в эти страны. Кроме того, принадлежность к конкретному народу все же важна для человека с точки зрения его участия в развитии национальной культуры и внутреннего ощущения своих исторических истоков.
Глава 11. Личные права и свободы 225
Гораздо существеннее связанное с национальностью право на пользование родным языком, на свободный выбор языка обще- ния, воспитания, обучения и творчества. На стадии утверждения суверенитета России и прав субъектов Федерации в ряде регио- нов с компактным национальным составом этот вопрос вызвал острые дискуссии и даже конфликты. Данное право следует рас- сматривать в комплексе с вопросами федеративного устройства и с правами, установленными ст. 68 Конституции (признание пра- ва республик устанавливать свои государственные языки и права всех народов на сохранение родного языка).
В Российской Федерации эти конституционные нормы реали- зуются через Закон РФ «О языках народов Российской Федера- ции» (в редакции от 11 декабря 2002 г.). Российская Федерация гарантирует всем ее народам независимо от их численности рав- ные права на сохранение и всестороннее развитие родного язы- ка, свободу выбора и использование языка общения. Каждому гарантируется право на использование родного языка, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества неза- висимо от его происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, об- разования, отношения к религии и места проживания. Указан- ный Закон установил, что алфавиты государственного языка и языков республик строятся на графической основе кириллицы;
это положение было поддержано Конституционным Судом РФ в постановлении от 16 ноября 2004 г.
В Российской Федерации недопустимы пропаганда вражды и пренебрежения к любому языку, создание противоречащих кон- ституционно установленным принципам национальной полити- ки препятствий, ограничений и привилегий в использовании языков, иные нарушения законодательства Российской Федера- ции о языках народов Российской Федерации. Субъекты РФ
впраЕЮ принимать законы и иные нормативные правовые акты о защите прав граждан на свободный выбор языка общения, вос- питания, обучения и творчества. Пользование законными права- ми не зависит от знания человеком того или иного языка. Уста- навливается ответственность за отказ в обслуживании граждан в сфере услуг и коммерческой деятельности под предлогом незна- ния языка. Гражданам России предоставлено право обращаться в государственные органы страны на родном языке или на любом другом языке народов России, которым они владеют. Аналогич- ное право касается участия в судопроизводстве. Защите нацио-
226 Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина нальных интересов граждан РФ в деле развития культуры, языка и т. д. способствует Федеральный закон «О национально-куль- турной автономии» (в редакции от 30 ноября 2005 г.).
§ 7. Свобода передвижений и места жительства
Право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства принадлежит каждому, кто законно находится на тер- ритории Российской Федерации. Следовательно, этого права ли- шены лица, проникшие в страну в нарушение визового режима или законодательства о въезде. Закрепляя это право, государство тем самым признает территорию страны принадлежащей самим гражданам, которые в соответствии со своими интересами и без всяких пропусков могут переезжать из одной местности в другую и определять себе место жительства.
Более подробно эти вопросы регулируются Законом РФ
«О праве граждан Российской Федерации на свободу передвиже- ния, выбор места пребывания и жительства в пределах Россий- ской Федерации» (в редакции от 18 июля 2006 г.).
Закон ограничивает свободу передвижения в определенных районах (в пограничной полосе, закрытых военных городках, за- крытых административно-территориальных образованиях, зонах экологического бедствия, на территориях, где введены особые условия и режимы проживания в связи с опасностью инфекци- онных или массовых инфекционных заболеваний и отравлений людей, чрезвычайное или военное положение). Следовательно,
за пределами таких районов никакие ограничения свободы пере- движения любым видом транспорта или пешком не допускаются.
Закон РФ «О закрытом административно-территориальном образовании» (в редакции от 10 января 2006 г.) закрепил особый режим безопасного функционирования предприятий и объектов в закрытом административно-территориальном образовании,
предусмотрев ограничения на въезд и постоянное проживание граждан на его территории; порядок обеспечения особого режи- ма конкретного закрытого административно-территориатьного образования принимается Правительством РФ. Пропускной ре- жим, т. е. въезд и выезд, определяется органами местного само- управления совместно с руководителями предприятий и органа- ми ФСБ. Конституционный Суд РФ определил (25 декабря
2003 г.), что отказ во въезде может быть обжалован в судебном порядке.