Файл: КонституционноеправоРоссийской.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 1362

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 11. Личные права и свободы 233
дерации, оформление и выдача паспорта, удостоверяющего его личность за пределами страны, производится по заявлению этого гражданина органом внутренних дел по месту его фактического проживания на территории Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону «О порядке выезда из Россий- ской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» не рассмат- ривается как выезд из Российской Федерации в течение срока действия у лица визы следование с одной части территории РФ
на другую через территорию иностранного государства в режиме транзитного проезда.
Существенной стороной права на выезд из Российской Феде- рации является право граждан беспрепятственно возвращаться в нее. Для лиц, имеющих российское гражданство, не требуется каких-либо въездных виз или разрешений. В случае утраты пас- порта вне пределов Российской Федерации въезд осуществляется на основании свидетельства (постановление Правительства РФ в редакции от 24 апреля 2003 г.). Этим же постановлением утвер- ждено Положение об оформлении приглашения в Российскую
Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства.
На протяжении всего тоталитарного периода и даже в начале
1990-х гг. в Российской Федерации действовала норма Уголовно- го кодекса, согласно которой «бегство за границу» или отказ воз- вратиться из-за границы квалифицировались как измена Родине,
т. е. как деяние, умышленно совершенное гражданином в ущерб суверенитету, территориальной неприкосновенности или госу- дарственной безопасности и обороноспособности.
Конституционный Суд РФ в постановлении от 20 декабря 1995 г.
по делу В. А. Смирнова признал эту норму неконституционной. Суд отметил, что ограничения права свободно выезжать за пределы Рос- сийской Федерации, как и любого иного конституционного права,
допустимы в строго определенных ч. 3 ст. 55 Конституции РФ целях.
Эти ограничения не могут толковаться расширительно, не должны приводить к умалению других гражданских, политических и иных прав, гарантированных гражданам Конституцией и законами Рос- сийской Федерации, и влечь уголовную ответственность за бегство за границу и отказ возвратиться из-за границы, квалифицируемые в со- ответствии с УК РСФСР как измена Родине. Предусмотренное дан- ной нормой деяние в силу Конституции РФ, а также международных договоров с участием Российской Федерации не может рассматри- ваться как преступление, посягающее на оборону, суверенитет, тер- риториальную неприкосновенность, государственную безопасность


234 Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина или обороноспособность, служить самостоятельным основанием для уголовной ответственности за измену Родине.
В Уголовном кодексе РФ, вступившем в силу с 1 января
1997 г., данный состав преступления исключен.
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   66

§ 8. Свобода совести и вероисповедания
Под свободой совести понимается право человека как верить в Бога в соответствии с учением той или иной свободно выбран- ной им религии, так и быть атеистом, т. е. не верить в Бога. Эта свобода особенно важна в государствах, в которых признана го- сударственная религия и, следовательно, существует определен- ное давление на человека с целью заставить его принять эту ре- лигию. В государствах без государственной религии свобода слу- жит защитой для атеистов, а в тоталитарных атеистических государствах ею прикрывались официальная антирелигиозная пропаганда и гонения на церковь.
Свобода вероисповедания означает право человека на выбор религиозного учения и беспрепятственное отправление культов и обрядов в соответствии с этим учением. Эта свобода, таким обра- зом, по своему содержанию уже первой. В субъективном смысле,
т. е. как право человека, равнозначным является понятие свобо- ды религии, но оно еще означает и право на существование всех религий и возможность каждой из них беспрепятственно пропо- ведовать вероучение. Однако в обиходе очень часто все указан- ные термины употребляются как идентичные.
Международный пакт о гражданских и политических правах свободу совести и религии соединяет со свободой мысли, вклю- чая в нее «свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеж- дения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиоз- ных и ритуальных обрядов и учений. Никто не должен подвер- гаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или прини- мать религию или убеждения по своему выбору» (ст. 18).
Конституция РФ провозглашает: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право испо- ведовать индивидуально или совместно с другими любую рели- гию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» (ст. 28). Такая формулировка в значитель-

Глава 11. Личные права и свободы 235
ной мере повторяет подходы, свойственные приведенной статье
Международного пакта. Но в ней в завуалированном виде закреп- ляется право не только на атеистические убеждения, но и на атеистическую пропаганду («распространять религиозные и иные убеждения»). С содержательной точки зрения следует признать бесполезным упоминание о праве «не исповедовать никакой» ре- лигии, поскольку это заложено в содержании свободы совести.
Следует помнить, что данная статья Конституции посвящена только правам человека в области религии, что же касается пра- вового положения самих религиозных объединений, их равенства перед законом, то основанием этого служит ст. 14 Конституции.
Свобода совести и вероисповедания регламентируется Феде- ральным законом «О свободе совести и о религиозных объедине- ниях». Так, конкретизированы гарантии свободы вероисповеда- ния, для чего, в частности, запрещено обязывать человека сооб- щать о своем отношении к религии. Хотя верующие обычно этого не стесняются, но принадлежность к религии может послу- жить в некоторых случаях поводом для их дискриминации со стороны отдельных бюрократов или грубых атеистов. Весьма важно признание тайны исповеди — ни при каких обстоятельст- вах от священнослужителя нельзя потребовать сведений, которые стали ему известны на исповеди. Гражданин РФ, если его убеж- дениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
Закон запрещает установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии. Граждане РФ равны перед законом во всех областях жизни независимо от их религиозной принадлежности. Воспре- пятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над лич- ностью, умышленным оскорблением чувств граждан, пропаган- дой религиозного превосходства, повреждением имущества, пре- следуется в соответствии с законом. За религиозными объедине- ниями закреплены права в области совершения религиозных обрядов и церемоний, производства и распространения религи- озной литературы и предметов религиозного назначения, между- народных связей и т. д.
Религиозные организации подлежат государственной регист- рации с учетом установленного специального порядка государст- венной регистрации религиозных организаций. Решение о госу-


236 Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина дарственной регистрации религиозной организации принимается федеральным органом исполнительной власти в области юсти- ции или его территориальным органом. Религиозная организация обязана информировать орган, принявший решение о ее государ- ственной регистрации, об изменении сведений, представленных при регистрации.
Неоднократное непредставление религиозной организацией в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридиче- ских лиц, является основанием для обращения органа, приняв- шего решение о государственной регистрации религиозной орга- низации, в суд с требованием о признании данной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении ее из единого государственного реестра юриди- ческих лиц. Религиозная организация также обязана ежегодно информировать орган, принявший решение о ее государственной регистрации, о продолжении своей деятельности.
Законодательство преследует те религиозные объединения,
деятельность которых сопряжена с причинением вреда здоровью граждан, с побуждением к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению противоправных действий. Речь идет о различных изуверских сектах и объединениях, все еще не- легально действующих в стране.
Деятельность религиозного объединения может быть приоста- новлена, религиозная организация может быть ликвидирована, а деятельность религиозного объединения, не являющегося рели- гиозной организацией, может быть запрещена в порядке и по ос- нованиям, предусмотренным Федеральным законом «О противо- действии экстремистской деятельности».
Конституционный Суд РФ в постановлении от 23 ноября 1999 г.
отметил: «Из статьи 28 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 13 (ч. 4), 14, 19 (ч. 1 и 2) и 30 (ч. 1) сле- дует, что свобода вероисповедания предполагает свободу создания религиозных объединений и свободу их деятельности на основе принципа юридического равенства, в силу чего федеральный зако- нодатель, реализуя полномочия, вытекающие из ст. 71 (п. «в» и «о»)
и 76 Конституции Российской Федерации, вправе урегулировать гражданско-правовое положение религиозных объединений, в том числе условия признания религиозного объединения в качестве юридического лица, порядок его учреждения, создания, государст- венной регистрации, определить содержание правоспособности ре- лигиозных объединений.


Глава 11. Личные права и свободы 237
При этом законодатель, учитывая исторически сложившийся в
России многоконфессиональный уклад, обязан соблюдать положение ст. 17 (ч. 1) Конституции Российской Федерации о том, что в Россий- ской Федерации гарантируются права и свободы человека и гражда- нина согласно общепризнанным принципам и нормам международ- ного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Вводимые им меры, относящиеся к учреждению, созданию и регист- рации религиозных организаций, не должны искажать само существо свободы вероисповедания, права на объединение и свободы деятель- ности общественных объединений, а возможные ограничения, затра- гивающие эти и иные конституционные права, должны быть оправ- данными и соразмерными конституционно значимым целям.
В демократическом обществе с присущим ему религиозным плю- рализмом подобного рода ограничения могут быть предусмотрены законом, если это необходимо в интересах общественного спокойст- вия, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности или для защиты прав и свобод других лиц. Государство вправе преду- смотреть определенные преграды, с тем чтобы не предоставлять ста- тус религиозной организации автоматически, не допускать легализа- ции сект, нарушающих права человека и совершающих незаконные и преступные деяния, а также воспрепятствовать миссионерской дея- тельности (в том числе в связи с проблемой прозелитизма), если она несовместима с уважением к свободе мысли, совести и религии дру- гих и к иным конституционным правам и свободам, а именно сопро- вождается предложением материальных или социальных выгод с це- лью вербовки новых членов в церковь, неправомерным воздействием на людей, находящихся в нужде или в бедственном положении, пси- хологическим давлением или угрозой применения насилия и т. п.».
Коренное изменение политики государства по отношению к религии, происшедшее в последние годы, возрождает духовные силы России. Церкви возвращают храмы, религиозные ценности,
восстанавливаются религиозные учебные заведения. Тем самым создаются материальные условия для реализации гражданами од- ной из важнейших гражданских свобод — свободы вероисповеда- ния. Указом Президента РФ «О мерах по реабилитации священ- нослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий» от 14 марта 1996 г. осужден «многолетний террор,
развязанный большевистским партийно-советским режимом в отношении священнослужителей и верующих всех конфессий».
Согласно Федеральному закону «О свободе совести и о рели- гиозных объединениях» передача в собственность религиозным организациям для использования в функциональных целях куль- товых зданий и сооружений, а также иного имущества религиоз-