Файл: КонституционноеправоРоссийской.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 1365

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 12. Политические права и свободы 245
Между тем плюрализм мнений не должен вести к таким послед- ствиям, ибо это открывает путь к авторитаризму. Поэтому пре- дотвращение (только на основе закона и судебных решений) зло- употреблений является необходимым условием существования свободы печати.
Федеральный закон «Об информации, информационных тех- нологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. закрепляет свободу поиска, получения, передачи, производства и распро- странения информации любым законным способом, устанавли- вает, что ограничение доступа к информации возможно только федеральными законами. Граждане вправе осуществлять поиск и получение любой информации в соответствии с законом, а также требовать от государственных органов и должностных лиц ин- формации, непосредственно затрагивающей их права и свободы.
Запрещается требовать от гражданина предоставления информа- ции о его частной жизни, личной или семейной тайне, получать такую информацию помимо его воли.
Закрепляя свободу получения и распространения информации любым законным способом, Конституция РФ (ч. 4 ст. 29) указы- вает на определенное препятствие: необходимость соблюдать го- сударственную тайну. Но перечень сведений, составляющих госу- дарственную тайну, должен определяться федеральным законом.
Это означает, что никто не вправе произвольно определять сек- ретность той или иной информации, ограничивая тем самым конституционную свободу. Реализация требования ч. 4 ст. 29
Конституции обеспечивается Законом РФ «О государственной тайне» (в редакции от 22 августа 2004 г.), в котором определено понятие государственной тайны и указаны сведения, относимые к государственной тайне. Перечень сведений, отнесенных к госу- дарственной тайне, утвержден Указом Президента РФ (в редак- ции от 11 февраля 2006 г.).
Конституционный Суд РФ в постановлении по делу В. А. Смир- нова от 20 декабря 1995 г. о проверке конституционности ряда поло- жений Уголовного кодекса, в том числе связанных с разглашением государственной тайны, отметил, что гарантированные в ст. 29 Кон- ституции РФ свобода мысли и слова, право каждого свободно ис- кать, получать, передавать, производить и распространять информа- цию могут быть ограничены федеральным законом только в той ме- ре, в какой это необходимо, в частности, в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства. Следовательно, госу- дарство вправе относить те или иные сведения в области военной,


246 Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина экономической и других видов деятельности, распространение кото- рых может нанести ущерб обороне страны и безопасности государст- ва, к государственной тайне. Государство вправе также определять средства и способы охраны государственной тайны, в том числе уста- навливать уголовную ответственность за се разглашение и выдачу иностранному государству. Однако, подчеркнул Суд, в силу указан- ной конституционной нормы уголовная ответственность за выдачу государственной тайны иностранному государству правомерна лишь при условии, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, содержится в официально опубликованном для всеобщего сведения федеральном законе. Правоприменительное решение,
включая приговор суда, не может основываться на неопубликован- ном нормативном правовом акте, что вытекает из ч. 3 ст. 15 Консти- туции РФ. Таким образом, установление уголовной ответственности за выдачу государственной или военной тайны иностранному госу- дарству не противоречит Конституции РФ.
§ 2. Право на объединение
Для осуществления жизненных целей и реализации прав часто необходимо объединение усилий, т. е. создание разного рода союзов и организаций, способных выявлять, выражать и пред- ставлять коллективные интересы. Совокупность этих объедине- ний отражает способность гражданского общества к самооргани- зации, т. е. к решению общественных проблем без вмешательства государственной власти. Столь важная социально-политическая роль объединений, а также объективная возможность и опас- ность использования их в антиобщественных целях вызывают не- обходимость правового закрепления отношений, складывающих- ся между объединениями и государством. Конституции всех стран мира, как и международно-правовые акты, включают соот- ветствующие принципы и порядок.
По своему содержанию право на объединение предусматрива- ет возможность создания общественных, т. е. негосударственных,
объединений, а именно: политических партий, профсоюзов,
предпринимательских союзов и других общественных организа- ций. Каждый человек вправе не только создавать эти обществен- ные объединения вместе с другими людьми, но и вступать в уже созданные, участвовать в их деятельности, а также беспрепятст- венно выходить из них. Конституция РФ устанавливает только три положения, связанные с реализацией этого права.
1. Право на объединение принадлежит каждому человеку. Сле- довательно, граждане и неграждане, законно находящиеся на


Глава 12. Политические права и свободы 247
территории Российской Федерации, обладают правом вступать в политические партии, профсоюзы и другие общественные орга- низации, поскольку Конституция РФ не предусматривает воз- можность ограничения в данном праве каких-либо лиц на основе закона (за исключением иностранцев в соответствии со ст. 62).
Однако Международный пакт о гражданских и политических правах (ч. 2 ст. 22) все же предусматривает возможность закон- ных ограничений для лиц, входящих в состав вооруженных сил и полиции. В соответствии с этой нормой правомерна норма дей- ствующего Федерального закона «О статусе военнослужащих»,
согласно которой военнослужащие могут состоять только в тех общественных объединениях, которые не преследуют политиче- ских целей, и участвовать в их деятельности, не находясь при ис- полнении военной службы. Сохраняет силу также положение действующего законодательства, исключающего возможность вступления иностранцев в политические партии, хотя в то же время допускается создание в стране отделений общественных объединений иностранных государств. В соответствии со ст. 119
Конституции РФ находится Закон РФ «О статусе судей в Россий- ской Федерации», по которому судьям запрещено принадлежать к политическим партиям. Федеральным законом о прокуратуре также ограничено такое право для прокуроров.
Проведение реформ в политической системе затронуло право- вое положение Коммунистической партии. Президентом РФ бы- ли изданы указы: «О приостановлении деятельности Коммуни- стической партии РСФСР» от 23 августа 1991 г., «Об имуществе
КПСС и Коммунистической партии РСФСР» от 25 августа
1992 г., «О деятельности КПСС и КП РСФСР» от 6 ноября
1991 г., которые фактически запретили деятельность Коммуни- стической партии и передали имущество партии государству.
Конституционный Суд РФ в постановлении от 30 ноября 1992 г.
по делу о проверке конституционности отмеченных выше указов при- знал большинство наиболее важных положений этих актов конститу- ционными. Он, в частности, констатировал, что в августе—сентябре
1991 г. КПСС фактически распалась, что роспуск руководящих орга- низационных структур КПСС и КП РСФСР как ее составной части признается соответствующим Конституции РФ, что КП РСФСР орга- низационно не оформлена в качестве самостоятельной политической партии. В то же время Суд признал неконституционным роспуск пер- вичных организаций КП РСФСР, образованных по территориально- му принципу, на том основании, что они «сохраняли свой обществен- ный характер и не подменяли государственные структуры».


248 Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина
Данное решение Конституционного Суда РФ не перечеркнуло право граждан России на создание коммунистической партии, но ясно указало на то, что создаваемая вновь коммунистическая партия не может быть преемницей старой, поскольку деятель- ность этой старой компартии объявлена неконституционной.
2. Государство гарантирует свободу общественных объединений.
За исключением ограничений, предусмотренных ч. 5 ст. 13 Кон- ституции, государство не вправе ограничивать цели и задачи об- щественных объединений, вмешиваться в их внутреннюю дея- тельность. Объединения создаются без предварительного разре- шения госорганов, а их уставы принимаются ими самостоятельно и только регистрируются в Министерстве юстиции и его органах.
Министерство контролирует законность целей и задач объедине- ний, а финансовые органы — источники их доходов. Обществен- ное объединение может быть ликвидировано только в двух случа- ях (и только по решению суда):
а) нарушение ч. 5 ст. 13 Конституции, иные уголовно наказуе- мые деяния;
б) повторное в течение года совершение действий, выходящих за пределы уставных целей и задач, или нарушение закона.
3. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо
объединение или пребыванию в нем. Следовательно, закон гаран- тирует добровольность вступления в объединение и пребывания в нем, исключает какое-либо принуждение. Членство в какой- либо партии или профсоюзе не может быть условием занятия должности в государственной организации и вообще служить ос- нованием для ограничения прав и свобод человека.
Федеральный закон «Об общественных объединениях» (в ре- дакции от 2 февраля 2006 г.) устанавливает общие условия реали- зации гражданами права на объединение. Этим Законом регули- руется порядок создания объединений, ответственность за зло- употребление этим правом.
Закон рассматривает общественное объединение в таких фор- мах, как общественная организация, общественное движение,
общественный фонд, общественное учреждение, орган общест- венной самодеятельности, политическая партия. Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в дея- тельность общественных объединений (и наоборот) не допуска- ется. Законом установлены порядок создания (регистрации) об- щественных объединений, их права и обязанности, ответствен- ность за нарушение законов об общественных объединениях.


Глава 12. Политические права и свободы 249
Учредителями, членами и участниками общественных объеди- нений могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица, а также иностранные граждане и лица без гражданства. Но не могут быть таковыми иностранцы, в отношении которых в ус- таноЕшенном порядке принято решение о нежелательности их пре- бывания в России, лица, указанные в федеральных законах «О про- тиводействии легализации (отмыванию) денежных средств, полу- ченных преступным путем, и финансированию терроризма» от
7 августа 2001 г., «О противодействии экстремистской деятельно- сти». Общественное объединение подлежит государственной ре- гистрации; по ряду оснований в регистрации может быть отказа- но. Общественное объединение обязано информировать феде- ральный орган регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, получаемых от международных и иностранных граж- дан, о целях их расходования и об их фактическом расходовании.
При нарушении этого правила деятельность общественного объе- динения может быть прекращена в судебном порядке. Надзор за соблюдением законов общественными объединениями осуществ- ляет прокуратура Российской Федерации.
Статья 30 Конституции РФ непосредственно не упоминает право на свободу граждан объединяться в политические партии,
а говорит только о свободе объединений в целом. Но, как уста- новил Конституционный Суд РФ в постановлении от 15 декабря
2004 г., из этой статьи в ее взаимосвязи со ст. 1, 13, 15 (ч. 4), 17 и
32 Конституции РФ и ст. 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод следует, что в Российской Фе- дерации свобода объединений в политические партии является неотьемлемой частью свободы объединений и что свобода поли- тических партий, включая свободу создавать их и участвовать в них, гарантируется. Наличие свободных политических партий,
действующих в рамках закона, неотделимо от представительной демократии с ее идеологическим многообразием и политическим плюрализмом и необходимо для надлежащего ее функционирова- ния, тем более что политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом вы- двигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти.
В Федеральном законе «О политических партиях» закреплены права членов партий. Установлено, что членство в политической партии является добровольным и индивидуальным. Членами