ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 1363
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
238 Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина ного назначения, находящегося в государственной или муници- пальной собственности, осуществляется безвозмездно.
В то же время, как отметил Конституционный Суд РФ (опре- деление от 23 мая 2006 г.) при передаче религиозным организа- циям находящегося в государственной или муниципальной соб- стенности имущества религиозного назначения должны обеспе- чиваться конституционные гарантии лицам, владеющим этим имуществом на законных основаниях, с тем чтобы соблюдался баланс прав и интересов религиозных организаций и владельцев имущества.
Что же касается статуса земельных участков, то Федеральным законом о внесении изменений в Земельный кодекс от 29 сен- тября 2004 г. религиозным организациям, имеющим в собствен- ности здания, строения, сооружения, соответствующие земель- ные участки предоставляются в собственность бесплатно. Если же такие объекты принадлежат религиозным организациям на праве безвозмездного пользования, то и соответствующие зе- мельные участки предоставляются им на праве безвозмездного пользования на срок пользования этими объектами.
§ 9. Свобода мысли и слова
Мысль — неотъемлемое свойство человека, основа его дейст- вий и поступков. «Я мыслю — значит, я существую», — писал ве- ликий французский философ Декарт. Мысль всегда свободна,
это ее имманентное состояние. В этом отношении законодатель- ного закрепления свободы мысли не требуется. Лишение мысли ее свободы — заветная цель всех тиранов, но эта цель в конечном счете неосуществима. Можно заставить человека говорить не то,
что он думает, но заставить его думать или не думать по указке невозможно. Непонимание этой простой истины — главная при- чина краха всех тоталитарных режимов.
Иное дело — свобода слова. Известная тютчевская строка
«мысль изреченная есть ложь» подчеркивает не более чем огра- ниченность всякого знания. На самом деле в слове заключен ис- точник созидания. Библия утверждает, что Слово было в основе
Божественного мироздания. Слово может быть и источником разрушения, через него проявляется инакомыслие — главная опасность любой тирании. «Мнение правит миром», — верно подметил идеолог Великой французской революции П. Гольбах.
Глава 11. Личные права и свободы 239
У свободы слова общая судьба с демократией: когда уничто- жают одну, то кончается и другая. Все демократические консти- туции мира закрепляют эту свободу, видя в ней основу для сво- боды печати, оппозиции, критики, инакомыслия и прав мень- шинства. Эта свобода, как никакая другая, опасна в руках людей безответственных, разного рода карьеристов, демагогов и амби- циозных политиков. Злоупотребление свободным и особенно пе- чатным словом часто в истории многих стран подрывало общест- венные устои и вело к ликвидации самой свободы слова, как и свободы в целом.
Признание свободы слова требует и признания возможности ее ограничения — не только этического и культурного, но и юриди- ческого. Поэтому в Международном пакте о гражданских и поли- тических правах прямо устанавливается необходимость на основе закона ограничить свободу слова для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственно- сти населения.
Конституция и законы большинства стран мира открыто ста- вят пределы свободе слова, указывая недопустимые цели ее ис- пользования. Нельзя, например, признать за выражение свободы слова «шуточные» крики о пожаре в переполненном темном зале кинотеатра, вызывающие панику, давку в дверях и гибель людей.
Так же далеки от свободы слова те, кто проповедует националь- ное или расовое превосходство и требует узаконения самосуда.
Даже если цели у произнесенного слова законные, то требуется еще моральная ответственность за это слово с тем, чтобы оно не обернулось против других людей и всего общества.
Содержание свободы слова весьма широкое. Это не только право говорить все что угодно, но и сумма убеждений, мнений,
идей, выраженных как устно, так и печатно в произведениях изо- бразительного искусства, научных исследованиях, художествен- ной литературе и музыке. Другими словами, это все то, что выра- жает мысль человека, его устремления и надежды.
Конституция РФ гарантирует свободу мысли и слова, но она же устанавливает, что не допускаются пропаганда или агитация,
возбуждающие социальную, расовую, национальную или религи- озную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального,
расового, национального, религиозного или языкового превос- ходства. Это целая программа негативного отношения к идеям,
способным взорвать здание общественного согласия. В России эти нормы призваны противостоять коммунистической идеоло-
240 Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина гии, делящей общество на «передовые» и «отсталые» классы, на- ционализму и расизму, шовинизму и антисемитизму. Не совсем,
правда, ясно, какие силы пропагандируют языковое превосходст- во — похоже, что таких сил в России нет, если не считать требо- ваний соблюдать право на использование родного языка, что, од- нако, никак нельзя трактовать как пропаганду превосходства.
Весьма важно положение, сформулированное в ч. 3 ст. 29
Конституции РФ: «Никто не может быть принужден к выраже- нию своих мнений и убеждений или отказу от них». По своему содержанию понятие «убеждения» шире, чем «мнения», это по- нятие охватывает устойчивую систему взглядов, основанную на определенном мировоззрении, но и мнение может значить очень много, ибо является частью убеждений. Для демократии главное,
чтобы все могли, ничего не опасаясь, выражать свои убеждения и мнения, а убеждения и мнения меньшинства, или инакомысля- щих, уважались.
Как уже отмечалось, многообразие проявлений свободы слова дает основание отнести ее в равной степени и к личным, и к по- литическим правам человека. Так произошло и со ст. 29 Консти- туции, первые три части которой трактуют эту свободу в лично- стном плане, а остальные две — в политическом. Эти аспекты свободы слова будут рассмотрены в следующей главе.
Глава 12. Политические права и свободы
Эти права и свободы могут быть реализованы человеком как индивидуально, так и через объединение с другими людьми. Инди- видуальный (личный) характер носят, например, право обращаться в государственные органы или право доступа к государственной службе. Но такие права, как право на собрания, демонстрации и митинги, создание политических партий или организаций, име- ют смысл только как коллективные, и закон регламентирует их именно в таком качестве. Нельзя, к примеру, создать и зарегист- рировать политическую партию или организацию из одного че- ловека. В то же время не возбраняется шествие и пикетирование в одиночку с транспарантом в руках (если, конечно, такое «шест- вие» не будет нарушать общественный порядок).
В отличие от личных прав, которые принадлежат каждому че- ловеку, многие политические права и свободы принадлежат толь- ко гражданам государства. Такое положение объясняется уже упоминавшейся спецификой этой группы прав и свобод. Но все
Глава 12. Политические права и свободы 241
политические права и свободы, принадлежащие как человеку,
так и гражданину, пользуются равной судебной защитой, т. е. га- рантируются государством, хотя по содержанию многие из них предполагают критику, инакомыслие, оппозицию правительству и прямые антиправительственные действия (демонстрации, ми- тинги и др.).
Конституция РФ закрепляет политические права и свободы весьма скупо. Они, в сущности, только обозначены, и нет ника- ких попыток выявить сложность конструкции и указать пределы возможных ограничений. Наглядным примером служит вопрос о политических партиях, значение которого вряд ли кому-либо не ясно. В зарубежной конституционной практике (ФРГ, Франция,
Македония и др.) партиям уделяется большое внимание, что важ- но для их дальнейшей законодательной институционализации.
Но в Конституции РФ нет даже слов «политические партии», и только в 2001 г. был принят Федеральный закон «О политических партиях» (ныне действует в редакции от 30 декабря 2006 г.).
Неоправданно мало (опять же вопреки зарубежному опыту)
сказано в Конституции о профсоюзах, собраниях, демонстраци- ях и шествиях. Ничего не говорится о демократических требова- ниях к внутренней организации общественных объединений, о недопустимости злоупотреблений со стороны общественных объединений. Конституция не раскрывает в необходимой степе- ни содержание свободы печати. Многие из этих прав и свобод как бы «списаны» с соответствующих статей Международного пакта о гражданских и политических правах, что, однако, не должно было помешать их более углубленной конституционной регламентации.
1 ... 17 18 19 20 21 22 23 24 ... 66
§ 1. Свобода печати и информации
Без всякого преувеличения можно сказать, что это коренной вопрос демократии, поскольку без свободы печати нет ни граж- данского общества, ни правового государства. Информирован- ность общества и каждого человека — залог экономического и культурного прогресса. Газеты, журналы, радио и телевидение,
печатные издания, свободно формируя общественное мнение,
служат наилучшими гарантиями свободы народа и соблюдения конституционного строя.
Первоосновой свободы печати, как это вытекает из ч. 4 ст. 29
Конституции, является право каждого человека искать и полу-
242 Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина чать информацию. Это означает, что государство в лице любых его органов, а также и общественные организации обязаны пре- доставлять интересующимся сведения о своей деятельности, если эти сведения не являются согласно закону государственной тай- ной.
Каждый человек вправе передавать, производить и распро- странять информацию любым законным способом, т. е. он может сделать ее достоянием общества под собственную ответствен- ность за ее достоверность, для чего создать свою газету, исполь- зовать государственный или частный канал телевидения, высту- пить с публичной лекцией и др. Распространение информации не должно быть монополией государства — в этом залог полноты и объективности информации, получаемой обществом.
Особое значение имеет массовая информация, которая реали- зуется через информационные агентства и различные СМИ — га- зеты, журналы и т. д. Ответственная роль и опасность злоупот- реблений свободой информации заставляют демократические го- сударства детально определять их правовое положение, порядок создания, деятельности и ликвидации. Средства массовой ин- формации часто досаждают правительствам, находятся на острие политической борьбы в обществе, но демократическое государст- во не может позволить себе избавиться от этого «досадного» фак- тора, оно ищет поддержки своей политики со стороны общест- венного мнения не путем запретов, а аргументируя свою пози- цию в СМИ и официальных изданиях, но никогда не пытается ликвидировать свободную оппозиционную печать, что ведет к гибели самой демократии.
Конституция гарантирует свободу массовой информации.
Этот общий принцип открывает дорогу для беспрепятственного создания любым лицом (включая лиц без гражданства и ино- странцев) газет и других СМИ и распространения в них любой информации, не затрагивающей государственную тайну. Незави- симое телевидение и пресса не обязаны согласовывать свои мате- риалы с каким-либо государственным органом (например, с Го- сударственным комитетом РФ по печати), они вправе отбирать информацию, предоставляемую им от госорганов, самостоятель- но строить свои отношения с международными информацион- ными агентствами, направлять за рубеж собственных корреспон- дентов.
Согласно Конституции цензура (этот страшный бич прошлых лет) запрещается. Ни в редакциях СМИ (в том числе и прави-
Глава 12. Политические права и свободы 243
тельственных), ни в каком-либо государственном органе не мо- жет быть лиц, надзирающих за работой печатных органов, а тем более обладающих правом снимать с публикации или изменять те или иные подготовленные материалы.
Конкретные гарантии свободы СМИ содержатся в Законе РФ
«О средствах массовой информации» (в редакции от 16 октября
2006 г.). Так, установлено, что государственные органы и обще- ственные объединения обязаны предоставлять сведения о своей деятельности СМИ по запросам редакций и в других формах.
Воспрепятствование в какой-либо форме деятельности СМИ
(например, незаконное запрещение или приостановление) влечет уголовную, административную или иную ответственность в соот- ветствии с законом. Установлены порядок создания и регистра- ции СМИ, а также основания для отказа в регистрации или для ликвидации. Деятельность СМИ, в частности, может быть пре- кращена в порядке и по основаниям, предусмотренным Феде- ральным законом «О противодействии экстремистской деятель- ности». В последние годы был введен ряд ограничений деятель- ности СМИ в целях противодействия терроризму.
Ограничения, связанные с учреждением теле-, видеопрограмм и организаций (юридических лиц), осуществляющих телевеща- ние, в частности, предусматривают, что иностранное юридиче- ское лицо, а равно российское юридическое лицо с иностранным участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (скла- дочном) капитале которого составляет 50% и более, гражда- нин РФ, имеющий двойное гражданство, не вправе выступать учредителями теле-, видеопрограмм.
Иностранный гражданин, лицо без гражданства и гражда- нин РФ, имеющий двойное гражданство, иностранное юридиче- ское лицо, а равно российское юридическое лицо с иностранным участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (скла- дочном) капитале которого составляет 50% и более, не вправе уч- реждать организации (юридические лица), осуществляющие те- левещание, зона уверенного приема передач которого охватывает половину и более субъектов РФ либо территорию, на которой проживает половина и более численности населения Российской
Федерации.
Отчуждение акций (долей) учредителем теле-, видеопрограм- мы, в том числе после ее регистрации, организацией (юридиче- ским лицом), осуществляющей телевещание, зона уверенного приема передач которой (которого) охватывает половину и более
244 Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина субъектов РФ либо территорию, на которой проживает половина и более численности населения Российской Федерации, повлек- шее появление в их уставном (складочном) капитале доли (вкла- да) иностранного участия, составляющей 50% и более, не допус- кается.
Не вмешиваясь в деятельность независимых (частных) СМИ,
государство в то же время регламентирует государственные СМИ.
На них, разумеется, распространяются все гарантии свободы пе- чати, но государство вправе требовать от них освещения деятель- ности органов государственной власти. С этой целью в январе
1995 г. был принят Федеральный закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» (в редакции от 16 октября
2006 г.). Закон устанавливает, что государственные СМИ обязаны давать информацию о деятельности Президента, Федерального
Собрания, Правительства РФ и других органов, включать инфор- мационно-просветительные программы, с соблюдением опреде- ленных требований (например, не прерывать официальные сооб- щения рекламой). Однако любые решения государственных орга- нов на этот счет могут быть обжалованы в суд.
Ограничительные акции (юридические и фактические) Рос- сийского государства в отношении СМИ применяются намного реже, чем в зарубежных развитых странах. Практически не встре- чаются случаи конфискации печатных изданий, редко кто-либо привлекается к ответственности за клевету и подстрекательские высказывания. Приостановление деятельности некоторых оппо- зиционных органов печати во время конституционного кризиса
(октябрь 1993 г.) было быстро отменено. В 2005 г. число зареги- стрированных печатных изданий составило 47 тыс., а число ра- дио- и телекомпаний — около 3 тыс.
В России сравнительно безболезненно, хотя и с конфликтами,
прошло разгосударствление прессы. Согласно Закону федераль- ные органы государственной власти и органы власти субъектов
Федерации не могут быть учредителями периодического печатно- го издания, за исключением издания, публикующего только офи- циальные сообщения и материалы. Проведено акционирование государственного телевидения.
Злоупотребления свободой печати наносят большой урон об- ществу и самой этой свободе. Они ведут к дестабилизации обста- новки, нарушению общественного согласия, столь необходимого в трудный период проведения глубоких общественных реформ.