Файл: КонституционноеправоРоссийской.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 1366

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

250 Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина партии могут быть граждане РФ, достигшие 18 лет (не могут быть членами партий иностранцы, лица без гражданства и недее- способные граждане). Члены политической партии имеют права и несут обязанности в соответствии с уставом партии, они в со- ответствии с законом имеют право избирать и быть избранными в руководящие органы партии, получать информацию о деятель- ности партии и ее органов, а также обжаловать решения и дейст- вия этих органов. Гражданин РФ может быть членом только од- ной политической партии, может состоять в одном региональном отделении данной партии — по месту последнего или преимуще- ственного проживания. Запрещается требовать от граждан РФ,
чтобы они при представлении официальных сведений о себе ука- зывали членство в партии или отсутствие такового. Членство в партии или его отсутствие не может служить основанием для ог- раничения прав и свобод гражданина, а также быть условием предоставления ему каких-либо преимуществ.
Члены политической партии не связаны решениями партии при исполнении своих должностных или служебных обязанно- стей, за исключением лиц, работающих в руководящих и кон- трольно-ревизионных органах партии, ее региональных отделений или иных структурных подразделений. Членство в политической партии не может быть ограничено по признакам профессиональ- ной, социальной, расовой, национальной или религиозной при- надлежности, а также в зависимости от пола, происхождения,
имущественного положения, места жительства.
Конституционный Суд РФ, поддержав законодательный запрет создания партий по религиозному и национальному признакам, от- метил следующее.
Создание партий по религиозному признаку открыло бы путь к политизации религии и религиозных объединений, политическому фундаментализму и клерикализации партий, что, в свою очередь, по- влекло бы отторжение религии как формы социальной идентичности и вытеснение ее из системы факторов, консолидирующих общество.
Создание партий по национальному признаку могло бы привести к преобладанию в выборных органах власти представителей партий,
отражающих интересы больших этнических групп в ущерб интересам малых этнических групп, и тем самым — к нарушению установлен- ного Конституцией РФ принципа правового равенства независимо от национальной принадлежности.
Отдельно регламентируется право на создание профсоюзов,
функция которых в отношении субъектов этого права определена


Глава 12. Политические права и свободы 251
конституционно: «для защиты своих интересов». Такая формули- ровка позволяет профсоюзам практически преследовать любые цели, в том числе и политические. За профсоюзами, например,
признается право участвовать в избирательных кампаниях при условии, что такая деятельность предусмотрена их уставом. Госу- дарство не только признает свободу деятельности профсоюзов,
но и закрепляет их права, поскольку их действия затрагивают права других лиц (например, заключаемые профсоюзами коллек- тивные договоры ограничивают свободу договора, т. е. право ра- ботодателя самому заключать с наемными работниками трудовые договоры и определять размер заработной платы и условия тру- да). В настоящее время права профсоюзов регламентируются Фе- деральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (в редакции от 9 мая 2005 г.).
Признание свободы деятельности профсоюзов, как и других общественных организаций, не избавляет их от соблюдения зако- нов, включая уплату налогов на коммерческую деятельность.
Конституционный Суд РФ в определении от 19 февраля 1996 г. в связи с жалобой профсоюза «Урал» указал, что пределы осуществле- ния свободы деятельности профсоюзов предопределены не только уставными целями и средствами их достижения, но и конституцион- ной обязанностью каждого соблюдать Конституцию РФ и законы.
Это же положение закреплено в ст. 8 Конвенции Международной организации труда о свободе ассоциации и защите права на органи- зацию от 9 июля 1948 г., согласно которой при осуществлении права на объединение и свободу деятельности трудящиеся и их организа- ции, так же как и другие лица, обязаны соблюдать законность.
К профсоюзу «Урал» санкция Закона РСФСР «О Государственной налоговой службе РСФСР» за отказ от уплаты налогов была приме- нена только потому, что он нарушил нормы Закона, не исполнив свою конституционную обязанность, и что по своей цели Закон не направлен на ограничение каких-либо прав и свобод человека и гра- жданина, включая свободу деятельности профсоюзов.
Социальными партнерами профсоюзов выступают работодате- ли, объединения которых регламентированы Федеральным зако- ном «Об объединениях работодателей» (в редакции от 5 декабря
2005 г.). Работодатели имеют право без предварительного разре- шения органов государственной власти, органов местного само- управления, иных органов на добровольной основе создавать объ- единения работодателей в целях представительства законных ин- тересов и защиты прав своих членов в сфере социально-трудовых


252 Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина отношений и связанных с ними экономических отношений с профессиональными союзами и их объединениями, органами го- сударственной власти, органами местного самоуправления. Госу- дарство содействует реализации права работодателей на объеди- нение в целях развития социального партнерства, обеспечения участия работодателей в установленном порядке в формировании и проведении согласованной политики в сфере социально-трудо- вых отношений и связанных с ними экономических отношений.
Государство оказывает поддержку молодежным и детским об- щественным объединениям, о чем принят Федеральный закон
«О государственной поддержке молодежных и детских общест- венных объединений» (в редакции от 22 августа 2004 г.). Закон предоставляет таким объединениям право готовить доклады Пре- зиденту РФ и Правительству РФ о положении детей и молодежи,
участвовать в заседаниях федеральных органов при принятии со- ответствующих решений, получать информацию, пользоваться налоговыми и другими льготами. Молодежным и детским обще- ственным объединениям выделяются государственные субсидии,
а сами они пользуются судебной защитой своих прав.
Статус общественного объединения особого рода следует при- знать за казачеством, которое отражает одну из исторических тра- диций России. Получило широкое распространение представле- ние о казачьих организациях как форме местного самоуправле- ния, поскольку эти организации связаны с конкретными территориальными единицами. Сами казаки объединены в раз- личные войска во главе с атаманами, утверждаемыми Президен- том РФ. Установлены порядок присвоения чинов, форма одежды,
знаки различия членов казачьих обществ.
Федеральный закон «О государственной службе российского казачества» от 5 декабря 2005 г. установил, что казачество прохо- дит военную службу в Вооруженных Силах РФ и других войсках в соответствии с федеральным законодательством. Оно направляет- ся в воинские части и соединения, которым присвоены традици- онные казачьи наименования, а также во внутренние войска МВД
и в пограничные органы. Казаки участвуют в ликвидации чрезвы- чайных ситуаций, в охране общественного порядка, охране Госу- дарственной границы, борьбе с терроризмом. Они могут нести му- ниципальную службу, выполнять обязанности по договорам с ор- ганами исполнительной власти и местного самоуправления.
Специальными законами регламентируются благотворитель- ная деятельность и благотворительные организации (Федераль-


Глава 12. Политические права и свободы 253
ный закон в редакции от 22 августа 2004 г.), деятельность неком- мерческих организаций (Федеральный закон в редакции от 30 де- кабря 2006 г.).
Некоммерческой организацией признается организация, не ставящая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Эти организации создаются в форме общественных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреж- дений, автономных некоммерческих организаций, социальных,
благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а так- же в других формах, предусмотренных федеральными законами.
Для приобретения прав юридического лица общественное объединение и некоммерческая организация подлежат государст- венной регистрации.
На территории России действуют иностранные некоммерче- ские неправительственные организации. Целью таких организа- ций не может быть извлечение прибыли или распределение при- были, полученной за рубежом. Требуется, чтобы цели этих орга- низаций не противоречили Конституции и законодательству
России, не создавали угрозу суверенитету страны. Не могут быть их учредителями нежелательные иностранцы, лица, признанные экстремистами, лица, занимающиеся отмыванием денег, получен- ных преступным путем, и финансированием терроризма.
§ 3. Право на мирные собрания и публичные манифестации
В Российской Федерации это право принадлежит только ее гражданам, хотя Международный пакт о гражданских и полити- ческих правах закрепляет его без такого ограничения («признает- ся право на мирные собрания» — ст. 21). Конституция РФ
(ст. 31) закрепляет право:
• собираться мирно, без оружия;
• проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Целью таких действий граждан является обсуждение проблем,
представляющих общие интересы, выражение поддержки полити- ки властей или протеста против нее, стремление сделать свою по- зицию по тому или иному вопросу достоянием общественности.
По существу, это право напрямую связано со свободой слова и выражения своих мнений. Главная трудность его реализации —
в совместимости публичных мероприятий с общественным по-

254 Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина рядком, поскольку шествия, митинги и демонстрации проходят на городских улицах и площадях, что создает трудности для гра- ждан и транспорта.
В настоящее время осуществление этого конституционного права граждан РФ регулируется Федеральным законом «О собра- ниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от
19 июня 2004 г.
Организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан (демонстраций, шествий и пикетирований —
с 18 лет, митингов и собраний — с 16 лет), политические партии,
другие общественные и религиозные объединения, их региональ- ные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по его организации и проведению. Не может быть организатором публичного мероприятия лицо, признанное судом недееспособным либо ограниченно дееспособным; лицо,
содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда; по- литическая партия, другое общественное и религиозное объеди- нение, их региональные отделения и иные структурные подраз- деления, деятельность которых приостановлена, прекращена или запрещена в установленном законом порядке.
Организатор публичного мероприятия, в частности, обязан:
• подать в орган исполнительной власти субъекта РФ или ор- ган местного самоуправления уведомление о проведении публич- ного мероприятия;
• не позднее чем за три дня информировать власти о приня- тии (непринятии) предложения об изменении места или времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении;
• обеспечить соблюдение условий проведения публичного ме- роприятия, указанных в уведомлении или измененных в резуль- тате согласования с соответствующим органом власти;
• требовать от участников публичного мероприятия соблюде- ния общественного порядка и регламента его проведения. Лица,
не подчинившиеся законным требованиям организатора, могут быть удалены с места проведения данного мероприятия;
• обеспечить общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а в случаях, преду- смотренных законом, осуществлять эту обязанность совместно с уполномоченным представителем органа исполнительной власти или органа местного самоуправления и уполномоченным пред- ставителем органа внутренних дел, выполняя при этом все их за- конные требования;


Глава 12. Политические права и свободы 255
• приостановить публичное мероприятие или прекратить его в случае совершения участниками противоправных действий, а также нарушения регламента проведения мероприятия.
Уведомление подается не позднее чем за 10 дней до даты его проведения, в нем указываются цели, форма, дата, количество участников и место проведения мероприятия. Соответствующий орган обязан рассмотреть его и дать ответ о принятом решении.
Он вправе предложить изменить время и место проведения меро- приятия. В определенных случаях мероприятие может быть при- остановлено или прекращено.
Государство гарантирует право на проведение публичных ме- роприятий. Государственные и общественные объединения,
должностные лица и граждане не вправе препятствовать этим ме- роприятиям. Запрещение возможно только в строго ограниченных случаях. Органы внутренних дел осуществляют охрану обществен- ного порядка, но не вправе применять специальные средства для пресечения незаконных публичных мероприятий ненасильствен- ного характера, если они не нарушают работу транспорта, связи,
предприятий, учреждений и организаций. Любые неправомерные действия органов государственной власти, органов местного само- управления, общественных объединений и должностных лиц, на- рушающие право граждан на публичные мероприятия, могут быть обжалованы в суд.
Кодексом РФ об административных правонарушениях преду- смотрена административная ответственность (предупреждение,
наложение штрафа) за воспрепятствование организации или про- ведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетиро- вания, проводимых в соответствии с законом, или участию в них
(ст. 5.38).
Уголовным кодексом РФ предусмотрено наказание должност- ных лиц за воспрепятствование проведению собрания, митинга,
демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них, либо принуждение к участию в них (ст. 149).
1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   66