Файл: КонституционноеправоРоссийской.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 1367

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
§ 4. Право участвовать в управлении делами государства
Это право принадлежит только гражданам РФ
1
и реализуется ими как непосредственно, так и через своих представителей (ст. 32
Конституции). Данное право развивает содержащееся в ст. 3 Кон- ституции положение о народовластии, которое носит обобщен- ный, декларативный характер. Конкретно в ряде статей Конститу-

256 Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина ции РФ устанавливаются право граждан на участие в проведении референдумов и свободных выборов и право быть избранными в органы государственной власти, органы местного самоуправле- ния, иметь доступ к государственной службе и отправлению пра- восудия, обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления. Все эти права рассматриваются ниже.
§ 5. Право избирать и быть избранными
Это право граждан стоит в центре всех процессов формирова- ния органов государства, т. е. носит властеобразующий характер.
Всеобщие выборы органов государственной власти и органов ме- стного самоуправления, а также референдумы предоставляют на- роду уникальную возможность контроля за деятельностью этих органов вплоть до полной смены правителей. Право избирать и быть избранным (избирательные права) в наибольшей степени дает ощущение принадлежности гражданина к своему государст- ву и демократизма этого государства.
Свобода выбора является важнейшим фактором интеллекту- ального совершенствования человека, нормального духовного и нравственного развития каждой личности. Как верно подметил английский теоретик политического либерализма Дж. С. Милль
(1806—1873), идеи которого и поныне определяют развитие кон- ституционного права, способность человека понимать, судить,
различать, что хорошо и что дурно, умственная деятельность и даже нравственная оценка предметов упражняются только тогда,
когда человек делает выбор. Этим следует объяснить и то обстоя- тельство, что для политически активных граждан выборы в орга- ны власти — это нормальная потребность и возможность выра- жения своей позиции.
В отличие от многих зарубежных конституций Конституция
России не содержит специальной главы об избирательном праве.
Самые общие нормы включены в ч. 2, 3 ст. 32. Установлено, что граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Не имеют этого права гражда- не, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Позже, Федераль- ным законом от 5 декабря 2006 г. в Федеральный закон «Об ос- новных гарантиях избирательных прав и права на участие в рефе- рендуме граждан Российской Федерации» было внесено дополне-


Глава 12. Политические права и свободы 257
ние. Согласно дополнению не имеют права быть избранными граждане, имеющие неснятую и непогашенную судимость за со- вершение тяжких или особо тяжких преступлений и преступле- ний экстремистской направленности, а также подвергнутые ад- министративному наказанию за совершение некоторых админи- стративных правонарушений в ходе избирательного процесса или совершившие нарушения определенных положений данного Фе- дерального закона. Отдельные правила связываются с избранием
Президента РФ (ст. 81) и Федерального Собрания. Но преду- сматривается, что порядок выборов в эти органы государствен- ной власти должен определяться федеральными законами. Феде- ральным Собранием приняты федеральные законы о выборах
Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального
Собрания РФ.
Тем не менее общие принципы избирательного права прямо или косвенно предусмотрены Конституцией РФ в виде ряда прав,
обеспечивающих гражданам участие в выборах и референдумах.
Они также сформулированы в упомянутом Федеральном законе
«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Избирательная система (избирательное право) рассматривается в гл. 21 настоя- щего учебника.
§ 6. Равный доступ к государственной службе
Это демократическое право очень важно для предотвращения бюрократизации государственного аппарата и превращения его в самодовлеющую силу, оторванную от народа. В правовом госу- дарстве должны действовать надежные гарантии против возрож- дения тоталитарной «номенклатуры», представители которой и поныне еще находятся на важных участках государственной жиз- ни. Равный доступ на государственную службу призван обеспе- чить нормальную сменяемость и обновление чиновничества, не- допустить его превращения в касту.
Содержанием понятия равного доступа к государственной службе является право граждан на занятие любой государствен- ной должности без всякой дискриминации. Это, разумеется, не означает, что гражданин вправе требовать, а государственная служба обязана немедленно и безоговорочно предоставлять ему желанную должность. Речь идет о равных возможностях для каж- дого гражданина поступить на государственную службу при на-

258 Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина личии вакансий и профессиональном соответствии. Нельзя отка- зать в этом гражданину в связи с его расой, полом, национально- стью, языком, социальным происхождением, имущественным положением, местом жительства, отношением к религии, убеж- дениями, принадлежностью к общественным объединениям.
Вопросы поступления на государственную службу регулиру- ются Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Право поступления на службу имеют граждане в возрасте не ниже 18 лет, а предельный возраст нахождения на государственной должности — 65 лет. Замещение должностей производится по назначению или по конкурсу. Пре- дусмотрены основания для отказа в принятии на государствен- ную службу: признание судом недееспособным, осуждение к на- казанию, исключающее возможность исполнения обязанностей по должности, наличие заболевания, препятствующего выполне- нию должностных полномочий, наличие близкого родства с госу- дарственными служащими при непосредственной подчиненности или подконтрольности и по другим основаниям, установленным законом.
Закон устанавливает порядок обязательной аттестации госу- дарственных служащих, меры наказания за должностные про- ступки, условия труда и др.
§ 7. Право участвовать в отправлении правосудия
Это право призвано обеспечить демократический порядок формирования судебных органов. Оно предоставляет каждому гражданину возможность без всякой дискриминации занять должность судьи, быть присяжным заседателем, народным засе- дателем.
Назначение на должность судьи осуществляется с соблюдени- ем условий, предусмотренных ст. 119 Конституции, — достиже- ние возраста 25 лет, наличие высшего юридического образова- ния, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.
К судьям могут предъявляться дополнительные требования, если они будут установлены федеральным законом.
Присяжные заседатели, входившие в русскую дореволюци- онную судебную систему, восстанавливаются Конституцией
(ч. 4 ст. 123) как важная черта судопроизводства в случаях, пре- дусмотренных федеральным законом. Организация суда при- сяжных, права и обязанности присяжных при рассмотрении оп-


Глава 12. Политические права и свободы 259
ределенных категорий уголовных дел установлены Федеральным законом «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», а также УПК РФ
(ст. 324—353). Участие граждан в качестве присяжных заседате- лей объявлено их гражданским долгом. ГПК РФ (вступил в силу с 1 февраля 2003 г.) отменил институт народных заседателей.
§ 8. Право обращений
Граждане России имеют право обращаться лично, а также на- правлять индивидуальные и коллективные послания в государст- венные органы и органы местного самоуправления. Это право предусматривает возможность обращаться с заявлением, жалобой или предложением в любой орган и к любому должностному лицу вплоть до Президента РФ и обязанность должностного лица дать ответ на это обращение. Обращение может содержать как личные вопросы, так и общественные. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от
2 мая 2006 г. устанавливает обязательность принятия обращения к рассмотрению, запрещает направлять жалобу на рассмотрение в тот орган или должностному лицу, действие или бездействие ко- торых обжалуется. Обращение должно быть рассмотрено в тече- ние 30 дней со дня регистрации обращения. Установлена обяза- тельность личного приема граждан в государственных органах, га- рантии безопасности гражданина в связи с его обращением.
Порядок обращений к Президенту РФ регламентируется Ука- зом от 24 августа 2004 г., которым утверждено Положение об
Управлении Президента Российской Федерации по работе с об- ращениями граждан. Управление обеспечивает рассмотрение уст- ных и письменных обращений, проводит их анализ и подготовку соответствующих докладов. В его функции входит прием граждан должностными лицами Администрации Президента РФ, своевре- менное рассмотрение обращений, их направление в Аппарат
Правительства РФ и другие органы государственной власти, кон- троль за исполнением поручений по обращениям, оперативное и периодическое информирование Президента РФ, Председателя
Правительства РФ и других должностных лиц о количестве и ха- рактере обращений граждан и др.
Обращения граждан являются одним из наиболее важных средств осуществления и охраны прав личности, укрепления свя- зей государственного аппарата с населением. Будучи одновре-

260 Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина менно одной из форм участия граждан в управлении делами го- сударства, обращения граждан способствуют усилению контроля населения за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления.
Незаконные действия государственных органов и должност- ных лиц могут обжаловаться и в судебном порядке, который ус- тановлен Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и реше- ний, нарушающих права и свободы граждан» (в редакции от
14 декабря 1995 г.). Закон предоставляет гражданам право обжа- ловать действия (решения), нарушающие их права и свободы,
непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчинен- ности государственный орган, орган местного самоуправления,
учреждение, предприятие или объединение, общественное объе- динение, должностному лицу.
Право обращений свидетельствует о том, что воздействие гра- ждан на государственные решения не исчерпывается правом из- бирать органы государственной власти. Через предложения, заяв- ления и жалобы граждане оказывают давление на власти, как бы держат их под контролем. Обращения в государственные органы и обязанность давать на них ответ помогают разрешению многих социальных конфликтов, предупреждению массового недоволь- ства и охране прав отдельных лиц, если, конечно, не сопровож- даются бюрократической волокитой и формальными отписками.
Глава 13. Экономические, социальные и культурные права
В своей совокупности эта группа прав обеспечивает свободу человека в экономической, социальной и культурной сферах и дает ему возможность защитить свои жизненные интересы. В во- просах жизнеобеспечения большинство людей не могут поло- житься только на свои силы. Сохраняя свободу, они в то же вре- мя зависят от других людей, интересы которых часто совсем иные. Поэтому в интересах общества возникает необходимость защиты жизненных прав человека от экономического произвола и социальной несправедливости, а также дать ему силы для ду- ховного развития и проявления своих способностей.
В экономических, социальных и культурных правах раскрыва- ется важная грань социального правового государства. Оно не может и не должно раздавать всем гражданам правовые, матери- альные и духовные блага, но обязано обеспечить им возможность


Глава 13. Экономические, социальные и культурные права 261
защищать свое право на достойную жизнь. Однако для этого на- до разумно ограничить свободу других. Если государство не сде- лает этого, то общество будет постоянно раздираться острыми соци&1ьными противоречиями и в конце концов погибнет.
Рассматриваемая группа прав неотделима от личных и поли- тических прав, поскольку все права и свободы взаимосвязаны и составляют единый правовой статус человека и гражданина. В то же время защищенность этих прав по своей юридической силе не может быть такой же, так как в обществе с рыночной экономи- кой механизм распределения благ находится не только в руках государства. Отсюда вытекает, что прямое действие этих прав объективно оказывается весьма относительным, ибо ни один суд не примет гражданский иск о реализации такого права только на основе его конституционного закрепления. Причина ясна: отсут- ствует конкретный ответчик, так как данное право не порождает ни для каких лиц каких-либо прямых обязанностей. Получается,
что экономические, социальные и культурные права являются не столько юридическими нормами, сколько стандартом, к которо- му должно стремиться государство в своей политике. США, на- пример, официально придерживаются позиции, согласно кото- рой рассматриваемые права являются пожеланиями, а не соот- ветсгеующими обязательствами.
Такой подход проявился при принятии в ООН международных пактов о правах человека. Если положения Пакта о гражданских и политических правах подлежат применению немедленно и без оговорок, то Пакт об экономических, социальных и культурных правах обязывает государства «принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенное полное осуществление признаваемых в Пакте прав» (ч. 1 ст. 2).
Следовательно, реализация прав ставится в зависимость от мате- риальных возможностей государства и к тому же обеспечивается постепенно. Сохраняются различия в механизме имплементации этой группы прав по сравнению с гражданскими и политически- ми правами — Комитет по правам человека обладает большими возможностями контроля за обеспечением гражданских и поли- тических прав, чем Комитет по второй группе прав.
По своему юридическому содержанию данные права неодина- ковы. Некоторые (например, право частной собственности), по существу, являются бесспорными правами прямого действия,
другие (право на отдых или на социальное обеспечение) пред- ставляют собой субъективные права, конкретное содержание ко-


262 Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина торых вытекает из действующего отраслевого законодательства,
третьи (право на труд, на жилище и др.) порождают для государ- ства только общую обязанность проводить политику содействия в их реализации. Различия в юридическом содержании порожда- ют различную степень массовости пользования этими правами —
те из них, которые лучше обеспечены, проявляют свое жизнен- ное значение, а другие остаются на бумаге. Важная особенность этой группы прав состоит в том, что они закрепляются за каж- дым человеком, т. е. не зависят от гражданства их субъектов. За- крепление некоторых прав: на образование — ст. 43, на участие в культурной жизни — ст. 44, прав, связанных с взаимоотношения- ми детей и родителей, — ст. 38 — увязано с прямым установле- нием соответствующих обязанностей.
§ 1. Право на экономическую деятельность
Данное право предусматривает свободное использование че- ловеком своих способностей и имущества для предприниматель- ской и иной не запрещенной законом экономической деятельно- сти (ст. 34 Конституции РФ). В сочетании с правом частной соб- ственности такая свобода предпринимательства выступает как правовая база рыночной экономики, исключающая монополию государства на организацию хозяйственной жизни. Эта свобода рассматривается как одна из основ конституционного строя (ст. 8
Конституции).
Под предпринимательской деятельностью понимается «само- стоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направ- ленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установ- ленном законом порядке» (ст. 2 ГК РФ).
Право на экономическую деятельность включает ряд конкрет- ных прав, обеспечивающих возможность начинать и вести пред- принимательскую деятельность. Для этого субъект права на эко- номическую деятельность может создавать предприятия под свой риск и ответственность, свободно вступать в договоры с другими предпринимателями, приобретать и распоряжаться собственно- стью. Никакой государственный орган не имеет права диктовать предпринимателю, какую продукцию он обязан производить и каковы должны быть на нее цены (если пределы не регулируются законодательством). Предприниматель сам нанимает и увольняет