ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 1368
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 13. Экономические, социальные и культурные права 263
работников с соблюдением трудового законодательства, сам рас- поряжается своей прибылью. В свободу предпринимательства также входит право осуществлять внешнеэкономическую дея- тельность, создавать союзы и объединения с другими предприни- мателями, открывать счета в банках.
Признание права на экономическую деятельность порождает для государства определенные обязанности, выступающие как га- рантии этого права. Государственные органы, например, не мо- гут отказывать предприятию в регистрации, ссылаясь на нецеле- сообразность. Они должны бороться с рэкетом и вымогательст- вом, защищать имущество частного предпринимателя наравне с государственной собственностью. Всей своей экономической по- литикой правительство правового государства содействует и по- могает частному бизнесу, поощряет его развитие и защищает от незаконных посягательств. Любой ущерб, нанесенный предпри- ятию по вине должностных лиц государственных органов, подле- жит возмещению.
В то же время это право подлежит определенным ограничени- ям. Государство запрещает определенные виды экономической деятельности (производство оружия, изготовление орденов и др.)
или обусловливает такую деятельность специальными разреше- ниями (лицензиями). К лицензируемым видам деятельности от- носятся виды деятельности, осуществление которых может по- влечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам,
здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культур- ному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием (ст. 4 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в редакции от 29 декабря
2006 г.)). Государство регулирует определенные стороны отноше- ний, связанные с экспортом и импортом, что накладывает на многие предприятия определенные ограничения. Наконец, госу- дарстЕ!енные органы вправе требовать от предпринимателя фи- нансовой отчетности, не затрагивая при этом коммерческой тай- ны. Эти и ряд других ограничений необходимы в интересах всей национальной экономики, но должны опираться на законода- тельную базу.
Конкретные вопросы, связанные с реализацией права на эко- номическую деятельность, регулируются большим числом зако- нодательных актов, и прежде всего Гражданским кодексом РФ.
Гражданское законодательство регулирует отношения между ли-
264 Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина цами, осуществляющими предпринимательскую деятельность,
или с их участием. Правила этого законодательства применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без граж- данства и иностранных юридических лиц, если иное не преду- смотрено федеральным законом. Гражданский кодекс, этот свое- образный основной закон рыночной экономики, вводит эконо- мическую деятельность в общие рамки отношений любых физических и юридических лиц с другими лицами, закрепляет свободу договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела. Закон опирается на необходимость бес- препятственного осуществления гражданских прав и обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной зашиты. К числу законодательных актов об экономической деятельности относят- ся федеральные законы «О производственных кооперативах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О несостоятель- ности (банкротстве)», «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и др.
Субъектом права на экономическую деятельность (она не оз- начает обязательно создание предприятия) являются любые ли- ца, не ограниченные законом в своей правоспособности. Право- способность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается с его смертью. Согласно ст. 18 ГК РФ, в содержа- ние правоспособности входит право заниматься предпринима- тельской и любой иной не запрещенной законом деятельностью,
создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами, совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах и др. Естественно, что малолетние граждане могут осуществлять свои права только через законных представителей (родителей,
опекунов). В полном объеме способность гражданина своими действиями приобретать обязанности и исполнять их (граждан- ская дееспособность) возникает с наступлением совершенноле- тия, т. е. с 18 лет.
Экономическая деятельность включает в себя и внешнеторго- вую деятельность. Эту деятельность регламентируют несколько законов (например, Федеральный закон «О специальных защит- ных антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (в редакции от 30 декабря 2006 г.)).
В случае возникновения угрозы интересам и безопасности Рос- сийской Федерации и нарушения прав и свобод граждан допуска- ются временные меры, ограничивающие свободу внешнеэкономи- ческой деятельности. Эти меры предусмотрены в Федеральном за-
Глава 13. Экономические, социальные и культурные права 265
коне «О специальных экономических мерах» от 30 декабря 2006 г.
Они включают приостановление программ в экономической, тех- нической помощи и военно-техническом сотрудничестве, запре- щение финансовых операций, прекращение или приостановление международных договоров, ограничение туристской деятельности и др. О таких мерах Президент РФ информирует Совет Федерации,
который вправе предложить их изменить или отменить.
Конституция РФ выделяет еще одну форму экономической деятельности, подлежащую запрету, — ту, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Под недобросовестной конкуренцией понимается ведение конкурентной борьбы (которая сама по себе в рыночных услови- ях правомерна) нечестными и незаконными методами. Конститу- ционный уровень запрета монополизации и недобросовестной конкуренции объясняется тем, что ограничения злоупотреблений свободой предпринимательства тесно связаны с самой этой сво- бодой, а также стремлением законодателя подчеркнуть особую опасность этих злоупотреблений для национальной экономики.
Злоупотребления, связанные с доминирующим положением на рынке и нарушением этических правил конкуренции, губитель- ны для граждан и всего общества. Отсутствие конкуренции за- держивает экономический и технологический прогресс, подавля- ет активность мелкого и среднего бизнеса, снижает качество то- варов, ведет к поддержанию высоких цен, ущемляет право многих людей на свободную экономическую деятельность. По интересам граждан и экономики бьет недобросовестная конку- ренция, которая проявляется в заключении соглашений о ценах
(для поддержания высоких цен), разделе рынков, устранении с рынка других предпринимателей. Интересы потребителей ущем- ляются, когда их вводят в заблуждение относительно изготовите- ля, назначения, способа и места изготовления, качества и иных свойств товара другого предпринимателя путем некорректного сравнения товаров в рекламной и иной информации, копирова- ния внешнего оформления или использования товарного знака чужого товара и иными способами.
Подобного рода методы запрещены законом. Запрещены так- же распространение предпринимателем ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому предпринимателю, изъятие товаров из обращения с целью созда- ния или поддержания дефицита на рынке либо повышения цен,
266 Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, и ряд других действий.
Ограничивать конкуренцию запрещено не только отдельным предпринимателям, но и органам исполнительной власти. Сред- ством борьбы с монополизацией и недобросовестной конкурен- цией может быть обращение в антимонопольные органы, кото- рые вправе давать предписания о прекращении недозволенных действий, а при невыполнении предписаний — налагать штраф.
В случае причинения убытков от таких действий можно обра- щаться в суд (как общей юрисдикции, так и арбитражный).
Целям предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции посвящен Феде- ральный закон «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г.
Для реализации законов о защите конкуренции создана Феде- ральная антимонопольная служба, имеющая территориальные управления. Деятельность этих органов носит квазисудебный ха- рактер, поскольку они принимают решения о мерах воздействия в процессуальных формах, т. е. с предоставлением определенных гарантий сторонам, соблюдением их прав и законных интересов.
Однако любые решения этих органов могут быть обжалованы в суд.
Антимонопольное законодательство не затрагивает сферу дей- ствий так называемых естественных монополий, т. е. монополий,
производящих товары, удовлетворение спроса на которые на рынке данного товара эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства и которые имеют устойчивый спрос в силу невозможности полной замены их другими товарами. Это транспортировка нефти и газа по тру- бопроводам, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов и портов, услуги электрической и почтовой связи.
Федеральным законом (в редакции от 29 декабря 2006 г.) преду- смотрено регулирование деятельности этих естественных моно- полий через специальные федеральные органы исполнительной власти.
Государство оказывает поддержку и так называемому малому предпринимательству (с числом занятых на предприятии до
100 человек). Федеральный закон предусматривает создание льготных условий в финансовой области и налогообложении, под- держку внешнеэкономической деятельности малых предприятий и др. Государство призвано осуществлять специальные програм- мы, создавать фонды поддержки малого предпринимательства.
Глава 13. Экономические, социальные и культурные права 267
Для защиты населения от недобросовестной конкуренции в области рекламы принят Федеральный закон «О рекламе» (в ре- дакции от 9 февраля 2007 г.), который предусматривает предот- вращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной вве- сти потребителей в заблуждение или нанести вред здоровью граж- дан, имуществу, а также чести, достоинству и деловой репутации граждан и юридических лиц, окружающей среде, а также рекла- мы, посягающей на общественные интересы, принципы гуманно- сти и морали. Законом не допускается недобросовестная, недос- товерная, неэтичная, заведомо ложная, скрытая реклама. Регла- ментируются особенности рекламы в радио- и телепрограммах, в периодических печатных изданиях, в кино- и видеообслужива- нии, рекламы, помещаемой наружно и на транспортных средст- вах, а также рекламы отдельных видов товаров и услуг (алкоголь,
табак, оружие и др.).
В случае установления факта нарушения законодательства на- рушитель обязан осуществить контррекламу в срок, установлен- ный федеральным антимонопольным органом, а также несет от- ветственность в других формах.
Свобода предпринимательства в некоторых случаях приходит в противоречие с требованиями нравственности, правами и за- конными интересами граждан. В таких случаях государство на правовой основе ограничивает эту свободу на определенные ви- ды деятельности. Так, Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодатель- ные акты Российской Федерации» от 29 декабря 2006 г. разрешил проведение азартных игр только в нескольких игорных зонах, ус- тановил порядок управления игорными заведениями, требования к организаторам этих игр и проч.
Оказывая защиту предпринимательской деятельности, госу- дарство в то же время защищает действия граждан-вкладчиков,
осуществляемые в личных интересах. Внешне носящие частный характер, такие действия имеют публичное значение, поскольку сбережения населения являются устойчивым источником ресурс- ной базы, необходимой для инвестиций и долгосрочного креди- тования.
В постановлении Конституционного Суда РФ от 22 июля 2002 г.
отмечается, что «конституционное право на свободное осуществле- ние предпринимательской и иной не запрещенной законом эконо- мической деятельности не означает, что государство возлагает на се-
268 Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина бя обязанность гарантировать каждому предпринимателю (или граж- данину-вкладчику) получение дохода. Однако банковские вклады являются источником долгосрочных инвестиций, и данная экономи- ческая деятельность вкладчиков, осуществляемая в частных интере- сах, имеет вместе с тем и публичное значение, а потому государство,
обеспечивая проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, вправе в случае возникновения неблагоприятных эконо- мических условий осуществлять публично-правовое вмешательство в частноправовые отношения в кредитной сфере».
1 ... 19 20 21 22 23 24 25 26 ... 66
§ 2. Право частной собственности
Это право с одинаковым основанием можно рассматривать в качестве категории как экономических, так и личных прав. Оно принадлежит каждому человеку и является одним из краеуголь- ных камней свободы личности, а также одной из основ конститу- ционного строя, как это установлено ст. 8 и 9 Конституции РФ.
Стремление обладать собственностью и иметь защищенное право на нее — естественное стремление большинства людей.
Собственность есть основа подлинной независимости человека и его уверенности в завтрашнем дне. Великие философы прошлого
(Гегель, Кант и др.) обосновали решающий вклад частной собст- венности в формирование свободного гражданского общества.
Были, разумеется, и другие взгляды: «Собственность — это кра- жа», — говорил теоретик французского анархизма Прудон, «Грабь награбленное!» — вторил ему В. И. Ленин. Но либеральные и со- циал-демократические учения все же пришли к пониманию кон- структивной роли частной собственности в развитии экономики,
нравственности и социальной справедливости.
Право частной собственности отвергалось нашим прежним государством, поскольку официальная идеология — марксизм- ленинизм — рассматривала его как источник всех несправедли- востей и главный тормоз развития производительных сил. Но на деле в результате 70-летнего соревнования и борьбы двух систем стало очевидным, что все обстоит как раз наоборот. Право част- ной собственности и свобода предпринимательства обеспечили западному обществу экономический и социальный прогресс, а социалистическая система, отрицавшая их, пришла к краху.
В своем понимании природы, роли и пределов частной собст- венности западное общество значительно эволюционировало.
Великая французская революция провозгласила это право как
«священное и неприкосновенное», но теперь о его священном
Глава 13. Экономические, социальные и культурные права 269
характере уже не говорят, хотя неотъемлемость и неприкосновен- ность не отрицаются. Со временем западное общество осознало необходимость усиления социальной роли частной собственно- сти, что потребовало ввести определенные основания для огра- ничения этого права. Такие ограничения были обусловлены по- требностями государственного регулирования экономики, разви- тием трудового и социального законодательства. Обществу стало очевидным, что неограниченное право частной собственности ведет к хозяйскому произволу на предприятиях, к социальному недовольству и конфликтам, к несправедливому распределению материальных благ. Поэтому оно способствовало утверждению сдерживающих этических ограничителей произвола и подталки- вало государство на принятие таких мер, которые сделали бы собственниками большинство, а не узкий слой людей. Повсеме- стно была признана возможность отчуждения собственности для общественных нужд («социализация»), но, разумеется, с соответ- ствующим возмещением.
Таким образом, признание права частной собственности нельзя считать чем-то незыблемым, это право требует детальной регламентации, его содержание постоянно развивается. Причина этого в его теснейшей связи с экономическими и социальными процессами развития общества. Однако при всем этом право ча- стной собственности сохраняет свое системообразующее значе- ние и охраняется государством.
Закрепление права частной собственности в Конституции РФ
крайне важно не только для утверждения новой концепции прав и свобод человека, но и как правовая база перехода к рыночной эко- номике, к свободному гражданскому обществу. Государство при- няло на себя обязанность защищать частную собственность, обес- печить ей неприкосновенность. В соответствии с Конституци- ей РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть,
пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совмест- но с другими лицами (ст. 35). Это право находится под охраной федерального закона, и никакие другие нормативные акты, вклю- чая законы субъектов Федерации, не могут менять его статус.
Содержание права частной собственности весьма широкое.
Собственник вправе совершать в отношении своего имущества любые действия, включая создание частных предприятий, фер- мерских хозяйств и другую экономическую деятельность. Собст- венник делает это свободно, без разрешения государственных ор- ганов (что не исключает последующей регистрации предприятия