Файл: КонституционноеправоРоссийской.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 1369

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

270 Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина или хозяйства), если его действия не противоречат закону и дру- гим правовым актам и не нарушают прав и законных интересов других лиц.
Охрана права частной собственности осуществляется уголов- ным, гражданским, административным и иным законодательст- вом. Уголовный кодекс РФ, например, предусматривает ответст- венность за такие преступления против собственности, как кра- жа, мошенничество, присвоение, грабеж, разбой, вымогательство и др. Гражданский кодекс РФ закрепляет основания приобрете- ния и прекращения права собственности, устанавливает, что в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества,
которое в соответствии с законом не может им принадлежать
(ч. 1 ст. 213).
В соответствии с Гражданским кодексом РФ принят Феде- ральный закон «Об акционерных обществах» (в редакции от
27 июля 2006 г.), который определяет порядок создания и право- вое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов ак- ционеров. Акционерные общества, кредитные организации и другие предпринимательские объединения подлежат государст- венной регистрации в соответствии с Федеральным законом.
Возмездное отчуждение имущества, находящегося в собствен- ности государства и муниципальных образований, в собствен- ность физических или юридических лиц называется приватиза- цией. Она регулируется Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» (в редакции от
27 июля 2006 г.).
Право частной собственности, таким образом, является ком- плексным институтом, регулируемым многими отраслями рос- сийского права.
Конституция РФ устанавливает две важные юридические га- рантии права частной собственности. Во-первых, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Это, в частности, означает, что государственные органы не вправе, ссы- лаясь на любую целесообразность и даже на закон, лишать чело- века имущества против его воли. Собственник всегда вправе об- ратиться в суд, доказывая неконституционность применяемых против него закона или действий.
Только решение суда или приговор, предусматривающий кон- фискацию имущества, могут быть основанием для принудитель-

Глава 13. Экономические, социальные и культурные права 271
ного прекращения права частной собственности. При чрезвычай- ных условиях (стихийные бедствия, эпидемии и др.) может осу- ществляться изъятие собственности (реквизиция) по решению государственных органов, возможна также конфискация в адми- нистративном порядке, но в любом случае предусмотрено право гражданина на обращение в суд для восстановления своего права собственности. В целях противодействия терроризму Федераль- ным законом предусмотрена конфискация имущества, использо- ванного или предназначенного для финансирования терроризма,
организованной группы, незаконного вооруженного формирова- ния, преступного сообщества (преступной организации).
Конституционный Суд РФ неоднократно принимал решения против внесудебной конфискации. Так, в постановлении от 11 марта
1998 г. он признал не соответствующей Конституции РФ ст. 266 Та- моженного кодекса РФ постольку, поскольку она предусматривает в качестве меры административной ответственности конфискацию то- варов и транспортных средств, назначаемую без судебного решения и являющуюся несоразмерной деянию, указанному в данной статье. Не соответствующими Конституции РФ были признаны также статьи
Кодекса РСФСР об административных правонарушениях в той мере,
в какой они в их взаимосвязи допускают применение конфискации без судебного решения. Конфискация во всяком случае может при- меняться только в судебном порядке.
Уясняя себе гарантии экономических прав граждан (право на экономическую деятельность и право частной собственности),
следует учитывать, что в силу самой своей природы эти права ча- ще всего реализуются гражданами через объединения, являющие- ся юридическими лицами. И хотя экономические права закрепля- ются Конституцией РФ в главе, именуемой «Права и свободы че- ловека и гражданина», гарантии этих прав распространяются и на объединения граждан. Согласно ч. 1 ст. 96 Федерального консти- туционного закона «О Конституционном Суде Российской Феде- рации», правом на обращение в Конституционный Суд РФ с ин- дивидуальной или коллективной жалобой на нарушение консти- туционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, а также объединения граждан.
Конституционный Суд РФ в одном из дел по проверке конститу- ционности Закона (постановление от 24 октября 1996 г.) специально отметил, что граждане и созданные ими объединения вправе обра- титься с конституционной жалобой на нарушение прав, в частности


272 Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина самого объединения, в тех случаях, когда их деятельность связана с реализацией конституционных прав граждан, являющихся его члена- ми (участниками, учредителями). Акционерное общество, товарище- ство и общество с ограниченной ответственностью по своей сути яв- ляются объединениями — юридическими лицами, которые созданы гражданами для совместной реализации таких конституционных прав, как право свободно использовать свои способности и имущест- во для предпринимательской и иной не запрещенной законом эко- номической деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции РФ) и право иметь в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться иму- ществом как единолично, так и совместно с другими лицами (ч. 2
ст. 35 Конституции РФ).
Следовательно, на данные объединения граждан в качестве субъектов названных конституционных прав в полной мере рас- пространяются гарантии соответствующих прав и свобод челове- ка и гражданина.
Во-вторых, принудительное отчуждение имущества для госу- дарственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Тем самым за- прещается насильственная национализация и реприватизация без компенсации, которые приняты в тоталитарном государстве. Ча- стная собственность может перейти в разряд государственной, а государственная — в разряд частной (приватизация), но только в соответствии с законом и с возмещением, определяемым по до- говору или рыночными ценами.
Защита государством права частной собственности распро- страняется только на законно полученные гражданами доходы или имущество. Государство противодействует легализации (от- мыванию) доходов, полученных преступным путем. Соответст- вующий Федеральный закон (в редакции от 27 июля 2006 г.), в частности, устанавливает обязательный контроль за различного рода операциями, сумма которых превышает 600 тыс. руб., опре- деленных юридических и физических лиц. Противодействие ока- зывается также финансированию терроризма. На организации,
осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, возлагаются определенные обязанности (идентифи- цировать личность, которая совершает операции, сообщать соот- ветствующие сведения по операциям и др.). Идентификация ли- ца не проводится при осуществлении операций, сумма которых не превышает 30 тыс. руб. Данный Закон соответствует Конвен- ции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г., которую Россия рагифици-


Глава 13. Экономические, социальные и культурные права 273
ровала Федеральным законом от 28 мая 2001 г. с оговорками: в частности, что ее положения применяются только при соблюде- нии конституционных принципов и основных концепций право- вой системы Российской Федерации.
Гарантией права частной собственности является также право наследования. Гражданский кодекс РФ регулирует все тонкости перехода имущества собственника после его смерти к наследни- кам по закону или по завещанию. Наследственное право призва- но гарантировать выполнение воли собственника в отношении его имущества и в то же время обеспечивать справедливость,
особенно когда речь идет об охране интересов нетрудоспособных или малолетних родственников.
Отдельно закреплено в Конституции РФ право частной собст- венности на землю (ст. 35). Оно принадлежит гражданам и их объединениям. Вместе с тем Конституционный Суд РФ в поста- новлении от 23 апреля 2004 г. признал конституционность пре- доставления в собственность иностранцам земельных участков на определенных территориях. В ст. 35 Конституции РФ говорится,
что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками сво- бодно, но при этом указывается важное условие: если это не на- носит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Земельный кодекс РФ исходит из необходимости сочетания интересов общества и законных интересов граждан: каждому гра- жданину должны обеспечиваться гарантии на свободное владе- ние, пользование и распоряжение принадлежащим ему земель- ным участком (п. 11 ст. 1). Не предоставляются в частную собст- венность земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота (природные заповедники, объекты вооруженных сил, за- хоронения и др.). Предоставление участков, кроме определенных случаев, осуществляется за плату. Предельные размеры земель- ных участков устанавливаются законами субъектов РФ и норма- тивными правовыми актами органов местного самоуправления.
Закон устанавливает определенные ограничения права собст- венности на землю при купле-продаже и использовании земель- ных участков, допускает принудительное изъятие участков, вре- менное изъятие при чрезвычайных обстоятельствах (стихийные бедствия, эпидемии и проч.), конфискацию по решению суда в виде санкции за совершение преступления. Защита прав на зем- лю осуществляется в судебном порядке. Земельные участки из

274 Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина земель сельскохозяйственного назначения предоставляются гра- жданам и юридическим лицам в собственность на торгах (кон- курсах, аукционах).
Следует различать природные ресурсы и недра. Под природ- ными ресурсами понимают находящиеся в границах принадлежа- щего лицу на праве собственности земельного участка поверхно- стный (почвенный) слой и замкнутые водоемы, находящиеся на нем леса и растения (ст. 261 ГК РФ). А термин «недра» обознача- ет часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологи- ческого изучения и освоения (Закон РФ «О недрах»). Основное различие их правового статуса состоит в том, что первые могут быть в частной собственности, а вторые — нет.
§ 3. Трудовые права и свободы
Эта группа прав и свобод (ст. 37 Конституции РФ) включает:
• свободу труда;
• право на труд и на защиту от безработицы;
• право на забастовку;
• право на отдых.
Трудовые права и свободы, в различных комбинациях закреп- ленные в большинстве конституций мира, важны для лиц наем- ного труда, которые составляют основную часть работающего на- селения. Эти права распространяются на значительное число на- ходящихся в России иммигрантов, т. е. на лиц, не имеющих российского гражданства. Трудовые права и свободы защищают человека от произвола работодателей, дают ему возможность от- стаивать свое достоинство и интересы.
Рыночная экономика существенно меняет правовое положе- ние работников. При административно-командной экономике они были на словах полноправными, но отсутствие реального собственника создавало безразличное отношение к излишкам ра- бочей силы на предприятиях, низкой производительности труда и трудовой дисциплине. Как результат — низкая оплата труда,
уравниловка, незаинтересованность работников в результатах труда при «полной занятости» и «неуклонном росте благосостоя- ния трудящихся». Но жизненный уровень, организация труда все более и более отставали от общемировых стандартов, широкове- щательные права и свободы часто оставались на бумаге.


Глава 13. Экономические, социальные и культурные права 275
Частный собственник организует работу своего предприятия по-другому. Он стремится сократить ненужный персонал, заста- вить работников трудиться интенсивно, но и оплачивать труд по достоинству. Однако его хозяйская власть, вытекающая из права частной собственности, объективно способна творить произвол и приносить интересы людей в жертву прибыли. Экономически об- щество в этом заинтересовано, но еще более оно заинтересовано в том, чтобы учитывался человеческий фактор, забвение которо- го способно привести к крупным социальным потрясениям (ре- волюции, трудовым конфликтам, массовому недовольству). За- щите интересов человека на производстве служат трудовое и со- циальное законодательство, а также признаваемые государством договорные формы регулирования трудовых отношений (коллек- тивные договоры и соглашения, индивидуальные трудовые дого- воры и контракты).
Комплекс трудовых отношений регулируется Трудовым ко- дексом. Целями трудового законодательства являются установле- ние государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан,
создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Кодекс закрепляет основные прин- ципы регулирования трудовых отношений: свободу труда, запре- щение принудительного труда и дискриминации в сфере труда,
защиту от безработицы, обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, равенство прав и возможностей ра- ботников, обеспечение права каждого работника на своевремен- ную выплату справедливой заработной платы, обеспечение права на объединение, социальное партнерство и др.
Конституция РФ закрепляет свободу труда, раскрывая ее как право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Человек вправе как работать, так и не работать, не может быть и речи о привле- чении к административной или уголовной ответственности за так называемое тунеядство, бродяжничество (бомжи) и т. д. Консти- туционной обязанности трудиться, как в прошлые годы, теперь нет. Человек свободен как в поступлении на постоянную работу,
так и в уходе с нее, в переходе на другую, более интересную или выгодную для него. Свобода труда реализуется через индивиду- альную трудовую деятельность, в занятии предпринимательской деятельностью и т. д.
Свобода труда связана с запретом принудительного труда. Та- ким трудом считается не только откровенно рабский труд, что в


276 Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина наше время встречается крайне редко, но и любые формы прину- ждения человека работать на недобровольно принятых условиях или под угрозой какого-либо наказания. Вместе с тем не считает- ся принудительным трудом выполнение обязанностей, вытекаю- щих из военной службы, условий чрезвычайного положения или приговора суда. Принудительный труд запрещен Конвенцией
МОТ № 29 (1930 г.), а также Трудовым кодексом РФ (ст. 2).
Право на труд не означает чьей-то обязанности предоставлять работу всем желающим. В рыночной экономике государство не в состоянии предписывать такую обязанность частному предпри- нимателю или брать ее на себя, поскольку оно уже не управляет всеми предприятиями. Поступление человека на работу в основ- ном определяется договором с работодателем. Но наемный работ- ник вправе требовать соблюдения определенных Конституцией условий, а именно, чтобы условия труда отвечали требованиям безопасности и гигиены, а вознаграждение за труд выплачивалось без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установлен- ного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Следовательно, если безопасность и гигиена не обеспечены и здо- ровью работника на производстве причинен вред, то работодатель несет за это материальную, а в определенных случаях и уголовную ответственность.
Конституция обязывает законодательный орган принимать за- коны о минимальном размере оплаты труда, а работодателя вы- плачивать вознаграждение за труд не ниже этого размера. Тем са- мым предполагается, что по договору (коллективному или инди- видуальному) размер оплаты может быть больше, что и осуществляется на практике в соответствии с рыночной ценой рабочей силы или по тарифным разрядам, установленным госу- дарственными органами для предприятий и учреждений, находя- щихся на госбюджетном финансировании. Многочисленные ста- тьи Трудового кодекса и других актов развивают и детально рег- ламентируют указанные конституционные положения.
Право на защиту от безработицы предполагает обязанность государства проводить экономическую политику, способствую- щую, по возможности, полной занятости, а также бесплатно по- могать гражданам, не имеющим работы, в трудоустройстве. Ко- декс законов о труде защищает работника от необоснованных увольнений. При отсутствии работы и возможности ее получить гражданам выплачивается пособие по безработице в размере не ниже минимального размера оплаты труда, предоставляется воз-