ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 1371
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 13. Экономические, социальные и культурные права 277
можность бесплатного обучения новой профессии или участия в оплачиваемых общественных работах, компенсируются затраты в связи с добровольным переездом в другую местность. Эти нормы предусмотрены Законом РФ «О занятости населения в Россий- ской Федерации» (в редакции от 29 декабря 2006 г.). Реализацию целей Закона осуществляет Федеральная служба по труду и заня- тости России, имеющая отделения во всех субъектах Федерации,
городах и районах страны.
Право на отдых имеет каждый человек, но для тех, кто рабо- тает по трудовому договору (т. е. лиц наемного труда), Конститу- ция гарантирует установление федеральным законом продолжи- тельности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оп- лачиваемого ежегодного отпуска. Трудовой кодекс (ст. 91)
устанавливает максимальную продолжительность рабочего вре- мени 40 часов в неделю. Законом установлены все предусмотрен- ные Конституцией виды отдыха, а коллективные договоры и со- глашения часто вводят и более высокие стандарты.
Забастовка — временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора. Останавливая работу, работники стремятся оказать давление на работодателя и вынудить его удовлетворить их экономические требования. За- бастовка не свидетельствует о желании работников разорвать трудовой договор, а потому неправомерный запрет забастовки равносилен применению принудительного труда. Право на забас- товку — демократическое право, признаваемое международным правом, конституциями и законами большинства стран мира как выражение демократизма трудовых отношений. В России оно за- креплено в ч. 4 ст. 37 Конституции РФ.
В мировой практике встречаются различные виды забасто- вок — «сидячие», «скользящие», замедление темпов работы и др.
Весьма часто (и особенно в современной России) экономические требования работников сочетаются с политическими — в адрес главы государства, правительства, местных органов власти. Не- редко скрытым инициатором остановки работы выступает сам работодатель (с целью получения от правительства денежной по- мощи или оплаты за выполненную работу). Крупные и особенно всеобщие забастовки, обычно организуемые сильными профсою- зами, в состоянии серьезно дестабилизировать социально-поли- тическую обстановку в стране, нанести серьезный ущерб эконо- мике. Западная конституционная теория и судебная практика
278 Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина рассматривают незаконные забастовки как нарушение права соб- ственности предпринимателя и свободы предпринимательства.
Забастовочное движение в западных странах, ныне весьма скром- ное, в прошлом нередко сотрясало экономику и порождало по- литические кризисы.
Право на забастовку признается международным правом, кон- ституциями и законами большинства стран мира как одно из ос- новных прав и свобод граждан. Однако гарантии этого права обычно распространяются только на экономические забастовки,
т. е. с целью разрешения коллективного трудового спора, поэто- му не гарантируется право на проведение забастовок солидарно- сти, забастовок с требованием изменения социально-экономиче- ской политики правительства. При этом забастовки признаются правомерными только в случае, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора.
Регламентация осуществления права на забастовку содержится в Трудовом кодексе (гл. 61). Объявить забастовку вправе только работники, выступающие стороной коллективного трудового спо- ра, поэтому не гарантируется право на забастовки солидарности,
забастовки с требованием изменения социально-экономической политики правительства. Забастовки правомерны только в случае,
если примирительные процедуры не привели к разрешению кол- лективного трудового спора. Представители работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие.
Решение об объявлении забастовки принимается собранием
(конференцией) работников или профсоюзной организацией,
объединением профсоюзов. О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за 10 дней.
Ограничение права на забастовку не противоречит и обще- признанным принципам и нормам международного права. Так,
исходя из положений Международного пакта об экономических,
социальных и культурных правах запрет права на забастовку до- пустим в отношении лиц, входящих в состав вооруженных сил,
полиции и администрации государства, а в отношении других лиц ограничения возможны, если они необходимы в демократи- ческом обществе в интересах государственной безопасности или общественного порядка или для ограждения прав и свобод дру- гих. При этом регламентация права на забастовку международно- правовыми актами о правах человека отнесена к сфере внутрен- него законодательства. Но это законодательство не должно выхо-
Глава 13. Экономические, социальные и культурные права 279
дить за пределы допускаемых данными актами ограничений. Ус- танавливать запрет на этих основаниях может только суд.
В соответствии с этими международно-правовыми нормами
Трудовой кодекс (ст. 413) вводит перечень незаконных забасто- вок. Так, забастовка при наличии коллективного трудового спора является незаконной, если она была объявлена без учета сроков,
процедур и требований, предусмотренных ТК РФ.
Являются незаконными и не допускаются забастовки в пе- риоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычай- ном положении; в органах и организациях Вооруженных Сил
Российской Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях, организациях (филиалах, представитель- ствах или иных обособленных структурных подразделениях), не- посредственно ведающих вопросами обеспечения обороны стра- ны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поиско- во-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах; в организациях (филиалах, пред- ставительствах или иных обособленных структурных подразделе- ниях), непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотлож- ной медицинской помощи.
Право на забастовку может быть ограничено федеральным за- коном.
Решение о признании забастовки незаконной принимается верховными судами республик, краевыми, областными судами,
судами городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной облас- ти, автономных округов по заявлению работодателя или проку- рора. Решение суда доводится до сведения работников через ор- ган, возглавляющий забастовку, который обязан немедленно проинформировать участников забастовки о решении суда. Ре- шение суда, вступившее в законную силу, подлежит немедленно- му исполнению. Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забас- товку.
В случае создания непосредственной угрозы жизни и здоро- вью людей суд вправе отложить неначавшуюся забастовку на срок до 30 дней, а начавшуюся — приостановить на тот же срок.
В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно
280 Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина важных интересов Российской Федерации или отдельных терри- торий, Правительство РФ вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на
10 календарных дней. В случаях, когда забастовка признается не- законной, решение по коллективному трудовому спору в десяти- дневный срок принимает Правительство РФ.
Ограничения права на забастовку содержатся в ряде федераль- ных законов. Так, Федеральным законом «О федеральном желез- нодорожном транспорте» прекращение работы как средство раз- решения коллективных споров не только запрещено, но и влечет наложение дисциплинарного взыскания как за грубое нарушение трудовой дисциплины.
1 ... 20 21 22 23 24 25 26 27 ... 66
§ 4. Защита материнства, детства и семьи
Конституция РФ устанавливает, что материнство и детство,
семья находятся под защитой государства (ст. 38). Тем самым признается, что рождение детей и браки не являются только ча- стным делом, а имеют большое общественное значение и требу- ют государственной поддержки. Всеобщая декларация прав чело- века констатирует: «Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства» (ч. 3 ст. 16). Из общего конституционного поло- жения вытекают семейные права граждан, и прежде всего опре- деленные права матери и ребенка.
Комплекс прав, связанных с семьей, материнством, отцовст- вом и детством, закреплен в Семейном кодексе РФ. Государство также защищает эти права, развивая охрану здоровья матери и ре- бенка, социальное обеспечение, охрану труда работающих мате- рей, законодательство о браке и семье, оказывая поддержку граж- данам, имеющим детей, и др. Так, трудовое законодательство ус- танавливает оплачиваемый отпуск по беременности и родам —
70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов
(при осложненных родах — 86 дней, а при рождении двух или бо- лее детей — 110). При рождении ребенка женщина получает пра- во на единовременное пособие в размере пяти минимальных ок- ладов, а при рождении второго ребенка — в размере 250 тыс. руб- лей (так называемый материнский капитал). Существуют и другие отпуска и пособия, связанные с беременностью и родами.
Закон обеспечивает особую охрану трудовых прав женщин и создание им благоприятных условий труда, отвечающих их фи-
Глава 13. Экономические, социальные и культурные права 281
зиологическим особенностям: повышенные гарантии при приеме и увольнении с работы, запрещение их труда на тяжелых работах и работах с вредными условиями труда, ограничение труда бере- менных женщин в ночное время, перевод их на более легкие ра- боты и др. Законом предусмотрены меры, обеспечивающие соче- тание труда с материнством. Трудовое законодательство в этой области весьма обширно и всесторонне охватывает интересы ра- ботающих женщин.
Охрана материнства и детства осуществляется и другими от- раслями права. Так, Основы законодательства Российской Феде- рации об охране здоровья граждан (в редакции от 29 декабря
2006 г.) предусматривают необходимость повышения заботы о здоровье женщин во время беременности, законодательство об охране окружающей среды способствует устранению экологиче- ских факторов, вредно влияющих на здоровье женщин и детей.
Таких примеров можно привести много.
Государство всемерно содействует укреплению: семьи, устра- няя дискриминацию при вступлении в брак, утверждая равенство прав мужчины и женщины, основывающих семью. Этому спо- собствует Семейный кодекс, Жилищный кодекс и другие норма- тивные акты.
Забота о детях, их воспитание объявлены Конституцией «рав- ным правом и обязанностью родителей» (ч. 2 ст. 38). Следова- тельно, родители не вправе перекладывать на государство функ- цию заботы о детях и их воспитании, эта функция является их обязанностью. В то же время государство, как и любые лица, не может лишать родителей аналогичного права, кроме случаев,
указанных в законе. Родители имеют равные права и равные обя- занности по воспитанию детей, обеспечению их здоровья, обуче- ния и материального положения. Все вопросы воспитания ребен- ка как в браке, так и при его расторжении решаются родителями совместно. Закон предусматривает возможность лишения роди- телей или одного из них родительских прав. Однако решение об этом может вынести только суд. Комплекс прав детей закреплен в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» (в редакции от 21 декабря 2004 г.).
Наконец, Конституция закрепляет обязанность трудоспособ- ных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных ро- дителях. Это предполагает, что дети обязаны поддерживать роди- телей, а при необходимости и содержать их. При отказе в помо- щи необходимые средства (алименты) могут быть взысканы по
282 Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина суду, а при злостном уклонении от уплаты алиментов наступает уголовная ответственность. Однако суд может принять решение об освобождении детей от этой обязанности, если будет установ- лено, что родители уклонялись от родительских обязанностей.
Семейное право, опирающееся на ст. 38 Конституции РФ, де- тально регулирует брачно-семейные отношения, защищая много- численные права их участников. Отношение государства к семье,
к решению проблем развития семьи и детства сформулировано в
Основных направлениях государственной семейной политики,
утвержденных Указом Президента РФ (в редакции от 5 октября
2002 г.). Основными принципами этой политики, направленной на обеспечение государством необходимых условий для реализа- ции семьей ее функций и повышения качества жизни семьи,
признаны самостоятельность и автономность семьи в принятии решений относительно своего развития, равенство семей в праве на поддержку, приоритет интересов ребенка, равноправие между мужчинами и женщинами в справедливом распределении семей- ных обязанностей, единство семейной политики на федеральном и региональном уровнях, партнерство семьи и государства. Госу- дарственная семейная политика должна предусматривать меры по усилению социальной защиты семей в связи с безработицей,
поддержку семейного предпринимательства, обеспечение усло- вий для получения образования молодежью, развитие семейных пособий и др. Указывается также на необходимость создать на- дежный механизм финансирования государственной семейной политики.
§ 5. Право на социальное обеспечение
Непререкаемым принципом демократического общества явля- ется то, что каждый человек обязан обеспечить свое существова- ние сам. Но в любом обществе живут люди, которые от рождения,
в силу болезни или старости не в состоянии это делать. Социаль- но не адаптированные люди, больные, инвалиды, многодетные граждане часто оказываются нуждающимися, нетрудоспособные люди требуют ухода и лечения и т. д. Общество не может бросить таких людей на произвол судьбы, а потому создает государствен- ную систему их обеспечения материальными благами (социаль- ное обеспечение) за счет общества. В этом проявляются человече- ская солидарность и гуманизм. Каждый человек должен помнить,
Глава 13. Экономические, социальные и культурные права 283
что рано или поздно он может оказаться в трудном положении,
требующем общественной помощи.
Данное право отражает важную сторону социального государ- ства — его цивилизационную функцию заботы о человеке. Все- общая декларация прав человека (ч. 1 ст. 25) провозгласила «пра- во на обеспечение» в случаях утраты средств к существованию по независящим обстоятельствам, не указав, что такое обеспечение должно быть «социальным», т. е. за счет общества. Но Междуна- родный пакт об экономических, социальных и культурных пра- вах (ст. 9) признает «право каждого человека на социальное обес- печение, включая социальное страхование». Право на социаль- ное обеспечение, принадлежащее трудящимся и их иждивенцам,
а также обязательства государств по эффективному обеспечению этого права закреплены в пересмотренной Европейской социаль- ной хартии (Страсбург, 1996 г.), которая подписана, но не рати- фицирована Россией. Это право детально регулируется несколь- кими конвенциями Международной организации труда.
В России каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом
(ст. 39 Конституции РФ). С 2002 г. действует Федеральный закон
«О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции от
3 июня 2006 г.), который существенно изменил пенсионную сис- тему. Право на трудовую пенсию имеют граждане РФ (с некото- рыми ограничениями и иностранцы), застрахованные в соответ- ствии с Федеральным законом об обязательном пенсионном стра- ховании в Российской Федерации. Установлены три вида трудовых пенсий: по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца. Две первые состоят из базовой, страховой и накопи- тельной частей, а третья — из базовой и страховой частей. Пенсия по старости назначается мужчинам с 60 лет, женщинам с 55 лет при наличии страхового стажа не менее пяти лет. Пенсии по ин- валидности трех степеней определяются по медицинским показа- ниям. Пенсии по случаю потери кормильца выплачиваются ли- цам, находящимся на иждивении умершего или безвестно отсут- ствующего кормильца. Законом установлен порядок исчисления страхового стажа и определения размера пенсий как для граждан,
проживающих в Российской Федерации, так и тех, кто выезжает за пределы страны на постоянное жительство. Гражданам, не имеющим права на трудовую пенсию, устанавливается социаль- ная пенсия за счет средств федерального бюджета в соответствии