Файл: КонституционноеправоРоссийской.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 1372

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

284 Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспе- чении в Российской Федерации» (в редакции от 25 ноября
2006 г.). Пенсии выплачиваются также гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы России (Федеральный за- кон от 6 марта 2001 г.). Кроме того, Конституция поощряет доб- ровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Все фор- мы социального обеспечения строятся на закреплении субъектив- ных прав граждан на получение пенсий и пособий при наличии соответствующих оснований. Человек заранее должен знать, на что он может рассчитывать при наступлении тех или иных соци- альных рисков, т. е. каковы основания, условия, уровень обеспе- чения, порядок получения и т. д. Выход на пенсию — это право, а не обязанность человека. Поэтому в тех случаях, когда человека
«выталкивают» на пенсию без его согласия (например, при нали- чии «выслуги лет»), должны быть веские причины для этого, ко- торые могут быть проверены в судебном порядке.
Право на пенсию по любому основанию — это конституцион- ное право. Этим правом обладают все граждане, в том числе и осужденные по приговору суда. Между тем закон длительное вре- мя лишал права на пенсию эту категорию лиц.
Конституционный Суд РФ в постановлении от 16 октября 1995 г.
признал соответствующую статью Закона РСФСР «О государствен- ных пенсиях в РСФСР» не соответствующей Конституции РФ. Суд отмстил, что приостановление выплаты трудовой пенсии лишает осу- жденного пенсионера возможности получить ту ее часть, которая превышает расходы по его содержанию в исправительно-трудовом учреждении, и приобретает характер дополнительного наказания.
Кроме того, оно ограничивает и права иждивенцев пенсионера.
Часть 1 ст. 39 Конституции РФ не допускает положения, при кото- ром нетрудоспособные члены общества остаются без помощи, в том числе в случае лишения кормильца свободы. Однако в результате за- прета выплачивать осужденному пенсионеру трудовую пенсию и при отсутствии в законодательстве правила о выплате его иждивенцам причитающейся им части пенсии иждивенцы пенсионера полностью теряют этот источник средств к существованию. Тем самым устанав- ливается и разный объем прав для иждивенцев осужденных пенсио- неров и иждивенцев всех иных категорий пенсионеров, что нарушает гарантированный государством принцип равенства прав и свобод че- ловека и гражданина (ч. 1 и 2 ст. 19 Конституции РФ).
Специальные виды пенсии (военнослужащих и др.) устанав- ливаются рядом законов. Несколькими законами устанавливают-


Глава 13. Экономические, социальные и культурные права 285
ся социальные пособия. Так, Закон РФ «О занятости населения в
Российской Федерации» предусматривает пособия по безработи- це. Несколькими актами регламентируются выплаты пособий по временной нетрудоспособности (болезни), а также ряд других по- собий (на погребение и др.). Дополнительные пенсии и пособия,
т. е. сверх федерального уровня, могут вводиться законодатель- ными органами субъектов Федерации из собственных средств.
Важной формой конкретизации закрепленного в Конститу- ции РФ принципа социального государства и одновременно кон- ституционного права на социальное обеспечение явился Феде- ральный закон «Об основах социального обслуживания населе- ния в Российской Федерации» (в редакции от 22 августа 2004 г.).
Закон закрепляет различные виды обслуживания граждан, нахо-
. дящихея в трудной жизненной ситуации (инвалидность, неспо- собность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом,
болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, без- работица, отсутствие определенного места жительства, конфлик- ты и жестокое обращение в семье, одиночество и т. п.). Такие граждане имеют право на обслуживание в государственной сис- теме социальных служб. Предусмотрена материальная помощь,
предоставление временного приюта, дневное пребывание в учре- ждениях социального обслуживания, консультативная помощь.
Действия или бездействие социальных служб могут быть обжало- ваны даже в суд.
Федеральным законом «О государственной социальной помо- щи» (в редакции от 25 ноября 2006 г.) предусмотрены различные формы помощи нуждающимся гражданам, в том числе предос- тавление необходимых лекарственных средств в соответствии со стандартами медицинской помощи, изделий медицинского на- значения, продуктов лечебного питания для детей-инвалидов,
путевок в санаторно-курортные учреждения.
В ст. 39 Конституции РФ есть очень важный и новый по ха- рактеру пункт: о поощрении добровольного социального страхо- вания, создания дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности. Тем самым государство оказывает под- держку негосударственным формам материального обеспечения людей, т. е. созданию частных пенсионных фондов, личному страхованию. Федеральный закон «О негосударственных пенси- онных фондах» (в редакции от 16 октября 2006 г.) создал право- вую основу для развития этого направления социального обеспе- чения.


286 Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина
§ 6. Право на жилище
Из этого права вытекает возможность для человека пользо- ваться имеющимся у него на законном основании жилым поме- щением без опасения, что кто-то сможет лишить его этого поме- щения по каким-либо соображениям. Никто не может быть про- извольно лишен жилища. Однако это не означает, что любой человек, не имеющий жилища или имеющий стесненные жи- лищные условия, вправе требовать от кого бы то ни было немед- ленного предоставления жилья или улучшения жилищных усло- вий. В то же время нельзя лишать жилья лиц, осужденных по приговору суда.
Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осущест- вляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распо- ряжаются ими. Они свободны в установлении и реализации сво- их жилищных прав в силу договора или иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществ- ляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных от- ношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и за- конные интересы других граждан. Ограничение права граждан на свободу выбора жилых помещений для проживания допускается только на основании Жилищного кодекса РФ (в редакции 29 де- кабря 2006 г.), другого федерального закона.
В соответствии с Жилищным кодексом органы государствен- ной власти и местного самоуправления в пределах своей компе- тенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе:
• содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворе- ния потребностей граждан в жилище;
• используют бюджетные средства и иные не запрещенные за- коном источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установ- ленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;
• в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам най- ма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;
• стимулируют жилищное строительство;

Глава 13. Экономические, социальные и культурные права 287
• обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан,
приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на за- конных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;
• обеспечивают контроль за исполнением жилищного законо- дательства, использованием и сохранностью жилищного фонда,
соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законода- тельства;
• обеспечивают контроль за соблюдением установленных за- конодательством требований при осуществлении жилищного строительства.
В годы реформ право на жилище было существенно укрепле- но предоставлением гражданам возможности бесплатно перево- дить государственные и муниципальные квартиры в частную соб- ственность (приватизация). Такая возможность была закреплена
Федеральным законом «О приватизации жилищного фонда в
Российской Федерации» (в редакции от 29 декабря 2004 г.). Соб- ственники жилых помещений владеют, пользуются и распоряжа- ются ими по собственному усмотрению, т. е. вправе продавать,
завещать, сдавать в аренду эти помещения, совершать с ними другие законные сделки.
Конституция дает определенный ориентир государственной власти и органам местного самоуправления, устанавливая, что они поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. В этом состоит определенная материальная гарантия данного права, ибо с государства не сни- мается обязанность заботиться о расширении жилищного фонда,
включающего жилищные помещения различных форм собствен- ности. В то же время строительство жилья осуществляется инди- видуально самими гражданами и создаваемыми ими кооперати- вами. Широко распространяются системы ипотеки, кредитова- ния.
Есть категории граждан, которые выделяются Конституцией как имеющие право на приоритетное и льготное обеспечение жилищем. Речь идет о малоимущих и иных указанных в законе нуждающихся в жилище гражданах, которых государство обязу- ется обеспечить из государственных, муниципальных и других фондов бесплатно или за доступную плату. Право на жилище для таких лиц осуществляется как бы за счет общества с целью соци- альной защиты определенной части населения.


288 Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина
1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   66

§ 7. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
Охрана здоровья — комплексный институт, который включает подготовку медицинских кадров, многочисленные социатьные,
организационные, экономические, научно-медицинские, сани- тарно-эпидемиологические и профилактические меры, которые обязано проводить государство в интересах своих граждан. Право на охрану здоровья как раз означает совокупность этих обязанно- стей, выполняя которые государственные органы при содействии общественных организаций создают национальную систему здра- воохранения. Налогоплательщики вправе требовать, чтобы эта
система была эффективной.
Другое дело — право на медицинскую помощь. Это субъек- тивное право человека на лечение в поликлиниках, больницах и
специальных медицинских учреждениях. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохране- ния оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответст- вующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Эта помощь оказывается всем гражданам без какой-либо дискрими- нации. Осуществление права на охрану здоровья и медицинскую помощь регулируется Основами законодательства Российской
Федерации об охране здоровья граждан.
Граждане получают защиту права на медицинскую помощь в соответствии с Законом РФ «О медицинском страховании граж- дан в Российской Федерации» (в редакции от 27 июля 2006 г.), а также за счет личных средств в платных медицинских учрежде- ниях.
Конституция указывает (ч. 2 ст. 41) на обязанность государст- ва финансировать федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, необходимость принятия мер по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохране- ния. Государство должно поощрять деятельность, способствую- щую укреплению здоровья человека, развитию физической куль- туры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическо- му благополучию. Тем самым закладываются правовые основы для соответствующей деятельности органов государственной вла- сти и создания материальных гарантий права на охрану здоровья и медицинскую помощь. По основным направлениям деятельно- сти органов здравоохранения действуют различные специальные программы и законы: Федеральная целевая программа по преду-

Глава 13. Экономические, социальные и культурные права 289
преждению распространения заболеваний СПИДом, федеральные законы «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»,
«О качестве и безопасности пищевых продуктов», «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», «О санитарно-эпи- демиологическом благополучии населения», «Об ограничении курения табака», «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оз- доровительных местностях и курортах» и др. Федеральный закон
«О трансплантации органов и (или) тканей человека» (в редак- ции от 9 февраля 2007 г.) запретил изъятие органов и тканей у трупа, если учреждение здравоохранения поставлено в извест- ность о том, что при жизни данное лицо либо его близкие родст- венники или законный представитель заявили о своем несогла- сии на изъятие органов или тканей после смерти для трансплан- тации реципиенту. Целям охраны здоровья людей служат многие нормы уголовного, гражданского, административного, трудового и других отраслей права. Конституция запрещает сокрытие долж- ностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. Это важная гарантия охраны здоровья человека, она призвана предупредить утаивание информации о фактах, подобных аварии на Чернобыльской АЭС, а также рас- пространение заведомо недостоверных или ложных сведений о состоянии окружающей среды, эпидемиях, катастрофах и т. д.
Конституция прямо устанавливает, что сокрытие фактов такого рода влечет за собой ответственность в соответствии с федераль- ным законом.
§ 8. Право на образование
Образование — важнейший фактор экономического, социаль- ного и духовного прогресса общества, необходимая предпосылка развития каждого человека, его культуры и благополучия. Разви- тое общество не жалеет средств на образование, понимая окупае- мость этих затрат в перспективе. Однако важно, чтобы сами гра- ждане были заинтересованы в получении образования и имели реальную возможность его получить.
Закрепляя право на образование, Конституция РФ (ст. 43) ус- танавливает различные подходы к получению основных видов образования. Дошкольное, основное общее (средняя школа в объеме девяти классов) и среднее профессиональное (техникумы и училища) образование в государственных или муниципальных