ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 1382
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 16. Гражданство 333
стоянного жительства на территории другого государства или на территории России. Причиной этого служат те же основания, что и для беженцев, но они связываются Законом с проведением враждебных кампаний применительно к отдельным лицам или группам лиц, массовыми нарушениями общественного порядка и другими обстоятельствами, существенно ущемляющими права человека. При определенных условиях вынужденными пересе- ленцами могут быть признаны лица, не имеющие гражданства
России, а также граждане бывшего СССР. Статус выдается на пять лет (допускается продление).
Права вынужденных переселенцев во многом схожи с права- ми беженцев. Практически в той же мере определены обязанно- сти органов государственной власти, органов местного само- управления в отношении вынужденных переселенцев, гарантии их прав и др.
1 ... 26 27 28 29 30 31 32 33 ... 66
§ 9. Право на политическое убежище. Экстрадиция
В соответствии с данным правом каждый человек, преследуе- мый за убеждения, может искать убежище в других странах и пользоваться этим убежищем. В таком виде это право закреплено во Всеобщей декларации прав человека и большинстве конститу- ций мира. Такой защитой пользуется человек, которого на его родине преследуют за политические, религиозные и иные убеж- дения, если эти убеждения не являются преступными с точки зрения международного права. Например, право на убежище не признается за теми, кто совершает неполитические преступления или деяния, противоречащие целям и принципам ООН (военные преступления, преступления против мира и человечества), не мо- гут претендовать на убежище также лица, совершившие уголов- ное преступление (убийство, террористические акты, выступле- ния в защиту расизма, подрыв общественного порядка и т. д.).
Конституция РФ воспринимает этот подход цивилизованного мира, предоставляя право на политическое убежище иностран- ным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с обще- признанными нормами международного права (ч. 1 ст. 63). Пре- доставление политического убежища относится к компетенции
Президента России. Указом Президента РФ от 1 декабря 2003 г.
утверждено Положение о порядке предоставления Российской
Федерацией политического убежища, которое регулирует все
334 Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина практические вопросы предоставления политического убежища.
Число обращений незначительно.
С предоставлением политического убежища тесно связан во- прос об экстрадиции, т. е. передаче другому государству лица, в отношении которого в этом государстве возбуждено уголовное преследование или вынесен приговор судом. Вопрос об экстра- диции обычно встает, когда лицо, совершившее преступление на территории одного государства (это может быть гражданин дан- ного государства или иностранец), укрывается в другом государ- стве. Бывают также более сложные случаи: когда заявляется тре- бование о выдаче государством его гражданина, совершившего преступление в другом государстве, но в большинстве стран вы- дача своих граждан конституционно запрещена. В России Кон- ституцией (ч. 1 ст. 61) установлено, что «гражданин Российской
Федерации не может быть... выдан другому государству». Не до- пускается также выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездейст- вие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением
(ч. 2 ст. 63 Конституции РФ). Другое дело — выдача лиц, обви- няемых в совершении преступления, а также передача осужден- ных для отбывания наказания в других государствах. Это воз- можно на основе федерального закона или международного дого- вора России. Российская Федерация имеет договоры о правовой помощи по гражданским и уголовным делам с Алжиром, Болга- рией, Венгрией, Грецией, Италией, Кубой, КНДР, Польшей и другими государствами; в этих договорах определены круг подле- жащих выдаче лиц и условия их выдачи. Аналогичные нормы со- держатся в Конвенции стран СНГ о правовой помощи и право- вых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. Важнейшим условием экстрадиции является признание деяния лица преступным как в том государстве, кото- рое требует выдачи, так и в государстве, которому предъявлено соответствующее требование (требование «двойной преступно- сти»). В демократических странах экстрадиция осуществляется на основании судебного решения. При этом суд устанавливает не только наличие «двойной преступности», но и определенные га- рантии для лица, подлежащего выдаче, со стороны государства,
обратившегося с запросом о выдаче. В большинстве стран суды отказывают в выдаче в случаях, когда совершенное лицом пре- ступление влечет смертную казнь. Европейский суд по правам человека установил невозможность экстрадиции, если есть осно-
Глава 16. Гражданство 335
вания полагать, что высылаемое лицо будет подвергнуто пыткам или бесчеловечному или унижающему достоинство обращению.
Суд обязан провести независимую оценку того, с какими обстоя- тельствами может столкнуться данное лицо в стране, в которую его высылают.
Россия ратифицировала Европейскую конвенцию о выдаче и протоколы к ней (Федеральный закон от 25 октября 1999 г.), но с оговорками (в выдаче может быть отказано, если приговор выне- сен чрезвычайным судом, если есть угроза применения пыток,
лицо достигло преклонного возраста и др.). Федеральным зако- ном, принятым в тот же день, ратифицирована Европейская кон- венция о правовой помощи (тоже с оговорками).
Международное сотрудничество в сфере уголовного судопро- изводства и порядок экстрадиции подробно регулируются в части пятой УПК РФ. Запрос о выдаче гражданина РФ направляется иностранному государству на основе международного договора или обязательства Генерального прокурора РФ выдавать в буду- щем на основе принципа взаимности этому государству лиц в со- ответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 460
УПК РФ). Лицо, выданное иностранным государством, не может быть задержано, привлечено в качестве обвиняемого, осуждено без согласия государства, его выдавшего, а также передано треть- ему государству за преступление, не указанное в запросе о выда- че (ст. 461 УПК РФ). Кодекс регулирует порядок судебного об- жалования решения о выдаче, отказ в выдаче лица, передачу вы- даваемого лица и др. Допускается передача лица, осужденного в
Российской Федерации, для отбывания наказания в государстве,
гражданином которого оно является, и, наоборот, при опреде- ленных условиях отказ иностранному государству в выдаче осуж- денного для отбывания наказания в этом государстве.
Раздел V. Федеративное устройство
Федеративное устройство — разновидность государственного устройства, являющегося необходимым институтом конституци- онного права каждой страны. Государства по-разному определя- ют свое внутреннее устройство в зависимости от исторических традиций, национального состава населения и других факторов.
Территориально крупные государства (Россия, США, Канада,
ФРГ, Австралия, Бразилия, Аргентина, Мексика, Нигерия, Ин- дия, ЮАР) принимают федеративную форму государственного устройства — одни по соображениям решения национального во- проса, другие в силу невозможности эффективного демократиче- ского управления из одного центра. Устанавливая ту или иную форму государственного устройства, конституция любого госу- дарства распределяет или, наоборот, концентрирует властные полномочия, тем самым предопределяя правовую базу решения проблем общественного развития.
Глава 17. Общие положения
§ 1. Понятие и формы государственного устройства
Под государственным устройством понимается политико-тер- риториальная организация власти, определяющая правовое поло- жение региональных частей государства и их взаимоотношения с центральной властью. Следовательно, государственное устройст- во определяет меру централизации и децентрализации власти
(соотношение между частями и между частями и целым). Эта проблема сравнительно легко решается в территориально неболь- ших государствах, но она становится сложной и приобретает по- литическую окраску в более крупных государствах.
Различаются две основные формы государственного устройст- ва." унитарная и федеративная.
Унитарное государство — это единое государство, внутри кото- рого нет государственных образований, а административно-тер- риториальные единицы не обладают политической самостоятель- ностью. Большинство государств мира приняли именно эту фор- му государственного устройства.
Глава 17. Общие положения 337
Федеративное государство — это союз государственных обра- зований, каждое из которых обладает определенной самостоя- тельностью. Субъекты такого союзного государства имеют одина- ковый статус и равные права.
Теоретически можно себе представить еще одну форму госу- дарственного устройства — конфедерацию, которая предполагает объединение нескольких суверенных государств. Но такое объе- динение носит уже не государственно-правовой, а международ- но-правовой характер. В прошлом конфедерациями были США,
Швейцария, Германский Союз, ныне такое устройство формаль- но сохраняют Канада, Швейцария, хотя по сути они давно пре- вратились в федерации. Идея создания конфедерации иногда вы- двигалась как способ преодоления раскола в прошлом единых государств (например, Кореи, СССР), но эта идея нигде не была реализована.
Определение оптимальной формы государственного устройст- ва особенно важно для многонационального государства. Чтобы называться многонациональным, государству недостаточно иметь среди своих граждан лиц различной национальности (такими яв- ляются большинство развитых стран мира). Речь идет об истори- чески сложившихся национальных группах населения, компакт- но проживающих на различных частях территории государства.
Такие национальные группы обычно носят коренной характер,
т. е. проживают на данной территории с давних времен.
Очень важно установить правовые гарантии сохранения и свободного развития языка, культуры, обычаев этих националь- ных групп. Каждая нация обладает своеобразным суверенитетом,
который предполагает и решение вопроса о национальной госу- дарственности. Исторические особенности и культурный уровень одних наций определяет их желание жить в многонационатьном сообществе, а других — создавать свое национальное государст- во. Но в любом случае нации стремятся не допустить дискрими- нации и обеспечить себе свободное развитие, а объединяющее их государство — исключить основу для межнациональных кон- фликтов.
Другая функция государственного устройства состоит в созда- нии необходимых политико-правовых условий для эффективного экономического и социального развития всех частей государства.
Этому может мешать как чрезмерная централизация власти, так и ее чрезмерная децентрализация. Цивилизованное государство заинтересовано в максимально возможной интеграции своего хо-
338 Раздел V. Федеративное устройство зяйства при обеспечении экономической свободы для всех граж- дан независимо от национальности. Важным является и равно- мерное экономическое и социальное развитие, отсутствие отста- лых в этом отношении регионов. В наше время в «спокойных»
странах этническое содержание государственного устройства все чаще уступает место территориально-экономическому и там, где преодолены узконациональные подходы к организации социаль- но-экономической жизни, достигнуты наибольшие социальные и экономические успехи.
Унитарное государство — централизованное государство, в котором законодательная, исполнительная и судебная власти имеют единые высшие органы, функции которых без всякого дробления распространяются на все части территории. Это не исключает существования в административно-территориальных единицах местного самоуправления, которое в пределах своей компетенции действует самостоятельно. В унитарном государстве иногда создаются автономные образования, также обладающие определенной степенью самостоятельности.
Унитарное государство имеет одну конституцию, его сувере- нитет признается единым и неделимым всеми частями этого го- сударства, не возникает вопроса о внутренних границах и терри- ториальной целостности. В таком государстве гражданство бес- спорно признается единственным. Унитарное государство может быть многонациональным, например Великобритания, в которой компактно проживают англичане, шотландцы, ирландцы (Север- ная Ирландия) и валлийцы (Уэльс). В таких случаях унитарное государство приобретает децентрализованный характер, посколь- ку некоторые народы имеют автономные органы управления. Но подавляющая часть унитарных государств не знает каких-либо национальных административных образований. Группы граждан отдельных национальностей, организуя свои общины, не претен- дуют на автономию или собственную государственность.
Федеративное государство — это только общая форма госу- дарственного устройства, а ее конкретное содержание — полити- ческое и правовое — весьма неоднородно. Сами федерации, пра- вовой статус и объем полномочий их субъектов формировались в разных условиях и с разными целями, а потому во многом не- одинаковы. Исторически идея федерализма была выдвинута в
XVIII в. как средство децентрализации управления («горизон- тальное разделение власти»), а следовательно, для демократиза- ции государственного строя. Ни в одной западной стране, где ут-