ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 1383
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
§ 3. Общая характеристика современного
российского федерализма
Конституция 1993 г. продолжила процесс совершенствования федеративных отношений. Она закрепляет положение, которое позволяет преодолеть крайние подходы к государственному уст- ройству, которые культивируются определенными политически- ми силами: сепаратизм республик, т. е. их выход из состава Рос- сийской Федерации, с одной стороны, и возврат к унитарной структуре регионов — с другой. Таким образом, только демокра- тический федерализм способен внести политическую стабиль- ность в межнациональные отношения. Идя по этому пути, новая
Конституция закрепила равенство всех субъектов Федерации,
провела более четкое разделение предметов ведения и полномо- чий федеральной власти и власти субъектов Федерации.
Российская Федерация возникла в силу определенных истори- ческих причин. И хотя эти причины в наше время потеряли смысл, федерализм выступает как единственно возможная форма демократического управления столь обширным государством.
Вхождение в состав Федерации 85 субъектов (самая большая по числу субъектов федерация в мире) явилось результатом включе- ния всех автономий и административно-территориальных единиц,
далеко не равных в экономическом отношении. Отсюда выдвиже- ние определенными кругами различных проектов по сокращению числа субъектов Федерации, часто обоснованных необходимостью создания крупных экономических комплексов. Экономико-гео- графический федерализм в будущем, несомненно, испытает влия-
Глава 18. Конституционно-правовой статус Российской Федерации 347
ние интеграционных процессов развития рыночных отношений,
подгонять которые политическими методами нельзя.
Нельзя считать бесспорным и закрепление национально-госу- дарственных основ российского федерализма, особенно в отно- шении прав и обязанностей национальных и территориальных субъектов Федерации. Сегодняшняя Российская Федерация включает 28 весьма неоднородных национальных государств или образований, а 57 субъектов имеют территориальную основу.
В результате можно сделать три важных правовых вывода:
1) Россия не является национальным государств»м, это мно- гонациональное государство;
2) республики — субъекты Федерации признаются националь- ными государствами, несмотря на многонациональный состав их населения;
3) русская нация не имеет в составе Российской Федерации собственно национальной государственности, из чего следует,
что русская нация видит воплощение своих национальных инте- ресов в создании многонационального демократического право- вого государства — Российской Федерации.
Незавершенность процессов создания нового федерализма,
весьма естественная для сложной обстановки, в которой прини- малась Конституция 1993 г., порождает асимметрию прав эконо- мически неоднородных субъектов Федерации, которая часто при- обретает национальную окраску. Выравнивание прав и обязанно- стей субъектов Федерации составляет важное направление совершенствования государственного устройства России.
Глава 18. Конституционно-правовой статус
Российской Федерации
Поскольку любое федеративное государство состоит из час- тей, для него чрезвычайно важно достичь гармонии в отношени- ях частей и целого. Федерацию всегда подстерегают две противо- положные опасности", скатиться к унитаризму и распасться на независимые государства. Каждая из этих опасностей, всегда имеющих какую-то объективную основу, эксплуатируется соот- ветствующими политическими силами, согласование интересов которых возможно только в четких правовых установлениях как в отношении самой федерации, так и ее субъектов. Эту задачу и решает конституция, закрепляющая статус (правовое положение)
348 Раздел V. Федеративное устройство федерации и ее субъектов, т. е. основы их взаимоотношений ме- жду собой.
В мире нет «легких» федераций, все федеративные государства сталкиваются с какими-то трудностями или проблемами. Осо- бенностью России на ее нынешнем этапе развития является то,
что ее федерализм переживает переходный период, обретая демо- кратические формы в сложных экономических и политических условиях, и прежде всего обострения межнациональных отноше- ний. Отсюда незавершенность, а иногда и противоречивость норм, определяющих правовой статус Федерации и ее субъектов.
Еще не приняты многие федеральные законы, предусмотренные
Конституцией, не сложилась судебная практика по спорам о компетенции, нет отрегулированной вертикали исполнительной власти.
§ 1. Состав субъектов Федерации
Субъекты Федерации всех видов перечислены в Конститу- ции РФ в алфавитном порядке. Тем самым указывается на госу- дарства и государственные образования, которые в совокупности составили Федерацию и являются равноправными участниками соответствующих конституционно-правовых отношений. Отсюда же вытекают равные обязанности каждого субъекта по отноше- нию к Федерации и друг к другу.
Закрепление в Конституции наименований всех субъектов
Федерации исключает возможность выхода какого бы то ни было субъекта из состава Федерации в одностороннем порядке. Любое официальное заявление подобного рода является прямым нару- шением Конституции и добровольно установленных субъектами норм о государственной целостности Российской Федерации, це- лостности и неприкосновенности ее территории и суверенитета.
В Российской Федерации нет сецессии, т. е. права выхода из Фе- дерации, легитимность такого положения опирается на выражен- ную народом волю при принятии Конституции.
Но Конституция не исключает возможности расширения со- става субъектов Федерации. Во-первых, это может произойти, ес- ли население какого-либо иностранного государства или террито- рии изъявит желание быть принятым в Российскую Федерацию, а во-вторых, если новый субъект Федерации образуется на террито- рии, входящей в состав какого-либо одного или нескольких из названных в Конституции субъектов Федерации. Но это должно
Глава 18. Конституционно-правовой статус Российской Федерации 349
осуществляться в порядке, установленном федеральным консти- туционным законом. Федеральный конституционный закон
«О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» принят 17 де- кабря 2001 г. (ныне действует в редакции от 31 октября 2005 г.).
Предусмотрено, что при принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта должны соблюдаться государственные интересы Российской Федерации, принципы федеративного устройства Российской Федерации, права и сво- боды человека и гражданина, а также учитываться сложившиеся исторические, хозяйственные и культурные связи субъектов РФ,
их социально-экономические возможности.
Принятие в Российскую Федерацию в качестве нового субъ- екта иностранного государства или его части осуществляется по взаимному согласию Российской Федерации и данного ино- странного государства в соответствии с международным (межго- сударственным) договором. В случае принятия в качестве нового субъекта иностранного государства этому субъекту предоставля- ется статус республики, если международным договором не пре- дусматривается предоставление новому субъекту статуса края или области.
Международным договором регулируются наименование и статус нового субъекта РФ, порядок приобретения гражданства
Российской Федерации, правопреемство в отношении членства иностранного государства в международных организациях, его имущественных активов и пассивов, действие законодательства
Российской Федерации на территории нового субъекта РФ,
функционирование органов государственной власти и органов местного самоуправления иностранного государства на террито- рии нового субъекта РФ. Международным договором может уста- навливаться также переходный период, в течение которого новый субъект должен быть интегрирован в экономическую, финансо- вую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, а также в систему органов государственной власти Российской Фе- дерации.
После подписания международного договора Президент РФ
обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке соответствия Конституции РФ данного международного догово- ра, а затем международный договор вносится в Государственную
Думу на ратификацию.
350 Раздел V. Федеративное устройство
Федеральный конституционный закон «О порядке принятия в
Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъ- екта Российской Федерации» должен содержать положения, оп- ределяющие наименование, статус и границы нового субъекта, а также заключительные и переходные положения, устанавливаю- щие сроки, в течение которых новый субъект должен быть интег- рирован в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, а также в систему органов госу- дарственной власти Российской Федерации.
Инициатива образования в составе Российской Федерации нового субъекта принадлежит субъектам РФ, на территориях ко- торых образуется новый субъект РФ. Вопрос об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта подлежит выне- сению на референдумы заинтересованных субъектов РФ после проведения консультаций с Президентом РФ. В случае неодобре- ния вопроса об образовании нового субъекта на референдуме хо- тя бы одного из заинтересованных субъектов РФ инициатива об этом может быть выдвинута не ранее чем через год. Если же за- трагивается статус какого-то субъекта Федерации, то следует помнить, что его изменение возможно только по взаимному со- гласию Российской Федерации и соответствующего ее субъекта и тоже в соответствии с федеральным конституционным законом.
В соответствии с указанными нормами 25 марта 2004 г. был при- нят Федеральный конституционный закон «Об образовании в со- ставе Российской Федерации нового субъекта Российской Феде- рации в результате объединения Пермской области и Коми-Пер- мяцкого автономного округа».
Федеральным конституционным законом от 30 декабря 2006 г.
образован новый субъект Российской Федерации — в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Федеральным конституционным законом от
14 октября 2005 г. образован новый субъект Российской Федера- ции — Красноярский край — в результате объединения Краснояр- ского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного ок- руга и Эвенкийского автономного округа. Федеральным конститу- ционным законом от 12 июля 2006 г. образован новый субъект
Российской Федерации — Камчатский край — в результате объе- динения Камчатской области и Корякского автономного округа.
Большое число коренных малочисленных народов, населяю- щих территорию России, не позволяет предоставить каждому из них статус субъекта Федерации. Это привело бы к еще большей
Глава 18. Конституционно-правовой статус Российской Федерации 351
дробности Федерации, и без того весьма значительной. Однако эти народы нуждаются в признании своих особых прав, которые и гарантируются Конституцией РФ (ст. 69) в соответствии с об- щепризнанными принципами международного права и междуна- родными договорами Российской Федерации.
Статус коренных малочисленных народов закреплен в Феде- ральном законе «О гарантиях прав коренных малочисленных на- родов Российской Федерации» (в редакции от 22 августа 2004 г.).
В Законе закреплены общие принципы организации и деятель- ности общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, создаваемых в целях защиты исконной сре- ды обитания, традиционного образа жизни, прав и законных ин- тересов этих народов, а также определены правовые основы об- щинной формы самоуправления и государственные гарантии его осуществления. Действует также ряд специальных законов. Так,
Лесной кодекс устанавливает режим землепользования и ведения лесного хозяйства в местах проживания этих народов. Закон РФ
«О недрах» предусматривает отчисления на нужды их социально- экономического развития при пользовании недрами в районах их проживания. Определенные льготы введены законами о налого- обложении, о приватизации государственных и муниципальных предприятий и др. Основы законодательства Российской Федера- ции о культуре гарантируют поддержку в отношении сохранения культурно-национальной стабильности малочисленных народов.
В защиту прав и интересов народов Крайнего Севера и прирав- ненных к нему местностей принят ряд актов Президента, Прави- тельства России, законов субъектов Федерации. Федеральным за- коном от 18 июня 1998 г. ратифицирована Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств, принятая в Страсбурге
1 февраля 1995 г.
§ 2. Территория Российской Федерации
Территория — один из основных признаков государства, оп- ределяющий пространство, на которое распространяется сувере- нитет и власть государства. Каждое государство заинтересовано в ясном определении пределов своей территории, поскольку тер- риториальные споры с соседями рождают много трудностей, а порой чреваты военными конфликтами. Для федеративных госу- дарств правовое закрепление своей территории имеет не только международно-правовое, но и внутреннее, государственно-пра-
352 Раздел V. Федеративное устройство вовое значение. От этого зависят границы федерального сувере- нитета, т. е. поле действия федерального законодательства, феде- ральной исполнительной и судебной власти.
В конституционном праве России есть понятия «территория
Российской Федерации» и «территория субъекта Федерации». От- ношение между ними самое простое: первая включает в себя тер- ритории своих субъектов. Однако Федерация не вправе по собст- венному усмотрению менять границы своих субъектов. Границы между ними могут быть изменены только с их взаимного согла- сия. Под территорией понимается не только ее сухопутная часть,
но также внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство над территориями субъектов. Внутренние воды со- стоят из рек, озер, заливов, лиманов и др. Территориальное мо- ре — это примыкающий к сухопутной территории морской пояс шириной до J2 морских миль. Воздушное пространство по сло- жившейся правовой практике включает высоту до 100 км.
Под сухопутной и водной территорией расположены недра, о которых Конституция РФ не упоминает. Тем не менее по сло- жившемуся обычаю они также входят в понятие государственной территории.
Закон РФ «О недрах» устанавливает, что недра в границах территории России, включая подземное пространство и содержа- щиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в со- вместном ведении Федерации и ее субъектов. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии мо- гут находиться в федеральной государственной собственности,
собственности субъектов РФ, муниципальной, частной и иных формах собственности.
К территории морских государств непосредственно примыка- ют, хотя в нее и не входят, континентальный шельф и исключи- тельная экономическая зона. Конституция РФ закрепляет в от- ношении их свои суверенные права и юрисдикцию, которые, од- нако, осуществляются в порядке, установленном не только внутренним законом, но и международным правом.
Континентальный шельф Российской Федерации включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящихся за пределами территориального моря Российской Федерации, на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной тер- ритории или на расстоянии 200 миль от берега. Обычно шельф
российского федерализма
Конституция 1993 г. продолжила процесс совершенствования федеративных отношений. Она закрепляет положение, которое позволяет преодолеть крайние подходы к государственному уст- ройству, которые культивируются определенными политически- ми силами: сепаратизм республик, т. е. их выход из состава Рос- сийской Федерации, с одной стороны, и возврат к унитарной структуре регионов — с другой. Таким образом, только демокра- тический федерализм способен внести политическую стабиль- ность в межнациональные отношения. Идя по этому пути, новая
Конституция закрепила равенство всех субъектов Федерации,
провела более четкое разделение предметов ведения и полномо- чий федеральной власти и власти субъектов Федерации.
Российская Федерация возникла в силу определенных истори- ческих причин. И хотя эти причины в наше время потеряли смысл, федерализм выступает как единственно возможная форма демократического управления столь обширным государством.
Вхождение в состав Федерации 85 субъектов (самая большая по числу субъектов федерация в мире) явилось результатом включе- ния всех автономий и административно-территориальных единиц,
далеко не равных в экономическом отношении. Отсюда выдвиже- ние определенными кругами различных проектов по сокращению числа субъектов Федерации, часто обоснованных необходимостью создания крупных экономических комплексов. Экономико-гео- графический федерализм в будущем, несомненно, испытает влия-
Глава 18. Конституционно-правовой статус Российской Федерации 347
ние интеграционных процессов развития рыночных отношений,
подгонять которые политическими методами нельзя.
Нельзя считать бесспорным и закрепление национально-госу- дарственных основ российского федерализма, особенно в отно- шении прав и обязанностей национальных и территориальных субъектов Федерации. Сегодняшняя Российская Федерация включает 28 весьма неоднородных национальных государств или образований, а 57 субъектов имеют территориальную основу.
В результате можно сделать три важных правовых вывода:
1) Россия не является национальным государств»м, это мно- гонациональное государство;
2) республики — субъекты Федерации признаются националь- ными государствами, несмотря на многонациональный состав их населения;
3) русская нация не имеет в составе Российской Федерации собственно национальной государственности, из чего следует,
что русская нация видит воплощение своих национальных инте- ресов в создании многонационального демократического право- вого государства — Российской Федерации.
Незавершенность процессов создания нового федерализма,
весьма естественная для сложной обстановки, в которой прини- малась Конституция 1993 г., порождает асимметрию прав эконо- мически неоднородных субъектов Федерации, которая часто при- обретает национальную окраску. Выравнивание прав и обязанно- стей субъектов Федерации составляет важное направление совершенствования государственного устройства России.
Глава 18. Конституционно-правовой статус
Российской Федерации
Поскольку любое федеративное государство состоит из час- тей, для него чрезвычайно важно достичь гармонии в отношени- ях частей и целого. Федерацию всегда подстерегают две противо- положные опасности", скатиться к унитаризму и распасться на независимые государства. Каждая из этих опасностей, всегда имеющих какую-то объективную основу, эксплуатируется соот- ветствующими политическими силами, согласование интересов которых возможно только в четких правовых установлениях как в отношении самой федерации, так и ее субъектов. Эту задачу и решает конституция, закрепляющая статус (правовое положение)
348 Раздел V. Федеративное устройство федерации и ее субъектов, т. е. основы их взаимоотношений ме- жду собой.
В мире нет «легких» федераций, все федеративные государства сталкиваются с какими-то трудностями или проблемами. Осо- бенностью России на ее нынешнем этапе развития является то,
что ее федерализм переживает переходный период, обретая демо- кратические формы в сложных экономических и политических условиях, и прежде всего обострения межнациональных отноше- ний. Отсюда незавершенность, а иногда и противоречивость норм, определяющих правовой статус Федерации и ее субъектов.
Еще не приняты многие федеральные законы, предусмотренные
Конституцией, не сложилась судебная практика по спорам о компетенции, нет отрегулированной вертикали исполнительной власти.
§ 1. Состав субъектов Федерации
Субъекты Федерации всех видов перечислены в Конститу- ции РФ в алфавитном порядке. Тем самым указывается на госу- дарства и государственные образования, которые в совокупности составили Федерацию и являются равноправными участниками соответствующих конституционно-правовых отношений. Отсюда же вытекают равные обязанности каждого субъекта по отноше- нию к Федерации и друг к другу.
Закрепление в Конституции наименований всех субъектов
Федерации исключает возможность выхода какого бы то ни было субъекта из состава Федерации в одностороннем порядке. Любое официальное заявление подобного рода является прямым нару- шением Конституции и добровольно установленных субъектами норм о государственной целостности Российской Федерации, це- лостности и неприкосновенности ее территории и суверенитета.
В Российской Федерации нет сецессии, т. е. права выхода из Фе- дерации, легитимность такого положения опирается на выражен- ную народом волю при принятии Конституции.
Но Конституция не исключает возможности расширения со- става субъектов Федерации. Во-первых, это может произойти, ес- ли население какого-либо иностранного государства или террито- рии изъявит желание быть принятым в Российскую Федерацию, а во-вторых, если новый субъект Федерации образуется на террито- рии, входящей в состав какого-либо одного или нескольких из названных в Конституции субъектов Федерации. Но это должно
Глава 18. Конституционно-правовой статус Российской Федерации 349
осуществляться в порядке, установленном федеральным консти- туционным законом. Федеральный конституционный закон
«О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» принят 17 де- кабря 2001 г. (ныне действует в редакции от 31 октября 2005 г.).
Предусмотрено, что при принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта должны соблюдаться государственные интересы Российской Федерации, принципы федеративного устройства Российской Федерации, права и сво- боды человека и гражданина, а также учитываться сложившиеся исторические, хозяйственные и культурные связи субъектов РФ,
их социально-экономические возможности.
Принятие в Российскую Федерацию в качестве нового субъ- екта иностранного государства или его части осуществляется по взаимному согласию Российской Федерации и данного ино- странного государства в соответствии с международным (межго- сударственным) договором. В случае принятия в качестве нового субъекта иностранного государства этому субъекту предоставля- ется статус республики, если международным договором не пре- дусматривается предоставление новому субъекту статуса края или области.
Международным договором регулируются наименование и статус нового субъекта РФ, порядок приобретения гражданства
Российской Федерации, правопреемство в отношении членства иностранного государства в международных организациях, его имущественных активов и пассивов, действие законодательства
Российской Федерации на территории нового субъекта РФ,
функционирование органов государственной власти и органов местного самоуправления иностранного государства на террито- рии нового субъекта РФ. Международным договором может уста- навливаться также переходный период, в течение которого новый субъект должен быть интегрирован в экономическую, финансо- вую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, а также в систему органов государственной власти Российской Фе- дерации.
После подписания международного договора Президент РФ
обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке соответствия Конституции РФ данного международного догово- ра, а затем международный договор вносится в Государственную
Думу на ратификацию.
350 Раздел V. Федеративное устройство
Федеральный конституционный закон «О порядке принятия в
Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъ- екта Российской Федерации» должен содержать положения, оп- ределяющие наименование, статус и границы нового субъекта, а также заключительные и переходные положения, устанавливаю- щие сроки, в течение которых новый субъект должен быть интег- рирован в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, а также в систему органов госу- дарственной власти Российской Федерации.
Инициатива образования в составе Российской Федерации нового субъекта принадлежит субъектам РФ, на территориях ко- торых образуется новый субъект РФ. Вопрос об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта подлежит выне- сению на референдумы заинтересованных субъектов РФ после проведения консультаций с Президентом РФ. В случае неодобре- ния вопроса об образовании нового субъекта на референдуме хо- тя бы одного из заинтересованных субъектов РФ инициатива об этом может быть выдвинута не ранее чем через год. Если же за- трагивается статус какого-то субъекта Федерации, то следует помнить, что его изменение возможно только по взаимному со- гласию Российской Федерации и соответствующего ее субъекта и тоже в соответствии с федеральным конституционным законом.
В соответствии с указанными нормами 25 марта 2004 г. был при- нят Федеральный конституционный закон «Об образовании в со- ставе Российской Федерации нового субъекта Российской Феде- рации в результате объединения Пермской области и Коми-Пер- мяцкого автономного округа».
Федеральным конституционным законом от 30 декабря 2006 г.
образован новый субъект Российской Федерации — в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Федеральным конституционным законом от
14 октября 2005 г. образован новый субъект Российской Федера- ции — Красноярский край — в результате объединения Краснояр- ского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного ок- руга и Эвенкийского автономного округа. Федеральным конститу- ционным законом от 12 июля 2006 г. образован новый субъект
Российской Федерации — Камчатский край — в результате объе- динения Камчатской области и Корякского автономного округа.
Большое число коренных малочисленных народов, населяю- щих территорию России, не позволяет предоставить каждому из них статус субъекта Федерации. Это привело бы к еще большей
Глава 18. Конституционно-правовой статус Российской Федерации 351
дробности Федерации, и без того весьма значительной. Однако эти народы нуждаются в признании своих особых прав, которые и гарантируются Конституцией РФ (ст. 69) в соответствии с об- щепризнанными принципами международного права и междуна- родными договорами Российской Федерации.
Статус коренных малочисленных народов закреплен в Феде- ральном законе «О гарантиях прав коренных малочисленных на- родов Российской Федерации» (в редакции от 22 августа 2004 г.).
В Законе закреплены общие принципы организации и деятель- ности общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, создаваемых в целях защиты исконной сре- ды обитания, традиционного образа жизни, прав и законных ин- тересов этих народов, а также определены правовые основы об- щинной формы самоуправления и государственные гарантии его осуществления. Действует также ряд специальных законов. Так,
Лесной кодекс устанавливает режим землепользования и ведения лесного хозяйства в местах проживания этих народов. Закон РФ
«О недрах» предусматривает отчисления на нужды их социально- экономического развития при пользовании недрами в районах их проживания. Определенные льготы введены законами о налого- обложении, о приватизации государственных и муниципальных предприятий и др. Основы законодательства Российской Федера- ции о культуре гарантируют поддержку в отношении сохранения культурно-национальной стабильности малочисленных народов.
В защиту прав и интересов народов Крайнего Севера и прирав- ненных к нему местностей принят ряд актов Президента, Прави- тельства России, законов субъектов Федерации. Федеральным за- коном от 18 июня 1998 г. ратифицирована Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств, принятая в Страсбурге
1 февраля 1995 г.
§ 2. Территория Российской Федерации
Территория — один из основных признаков государства, оп- ределяющий пространство, на которое распространяется сувере- нитет и власть государства. Каждое государство заинтересовано в ясном определении пределов своей территории, поскольку тер- риториальные споры с соседями рождают много трудностей, а порой чреваты военными конфликтами. Для федеративных госу- дарств правовое закрепление своей территории имеет не только международно-правовое, но и внутреннее, государственно-пра-
352 Раздел V. Федеративное устройство вовое значение. От этого зависят границы федерального сувере- нитета, т. е. поле действия федерального законодательства, феде- ральной исполнительной и судебной власти.
В конституционном праве России есть понятия «территория
Российской Федерации» и «территория субъекта Федерации». От- ношение между ними самое простое: первая включает в себя тер- ритории своих субъектов. Однако Федерация не вправе по собст- венному усмотрению менять границы своих субъектов. Границы между ними могут быть изменены только с их взаимного согла- сия. Под территорией понимается не только ее сухопутная часть,
но также внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство над территориями субъектов. Внутренние воды со- стоят из рек, озер, заливов, лиманов и др. Территориальное мо- ре — это примыкающий к сухопутной территории морской пояс шириной до J2 морских миль. Воздушное пространство по сло- жившейся правовой практике включает высоту до 100 км.
Под сухопутной и водной территорией расположены недра, о которых Конституция РФ не упоминает. Тем не менее по сло- жившемуся обычаю они также входят в понятие государственной территории.
Закон РФ «О недрах» устанавливает, что недра в границах территории России, включая подземное пространство и содержа- щиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в со- вместном ведении Федерации и ее субъектов. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии мо- гут находиться в федеральной государственной собственности,
собственности субъектов РФ, муниципальной, частной и иных формах собственности.
К территории морских государств непосредственно примыка- ют, хотя в нее и не входят, континентальный шельф и исключи- тельная экономическая зона. Конституция РФ закрепляет в от- ношении их свои суверенные права и юрисдикцию, которые, од- нако, осуществляются в порядке, установленном не только внутренним законом, но и международным правом.
Континентальный шельф Российской Федерации включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящихся за пределами территориального моря Российской Федерации, на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной тер- ритории или на расстоянии 200 миль от берега. Обычно шельф