ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 1384
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 18. Конституционно-правовой статус Российской Федерации 353
бывает богат запасами нефти и других неживых, а также живых ресурсов. Порядок осуществления суверенных прав на шельфе регулируется Федеральным законом «О континентальном шельфе
Российской Федерации» (в редакции от 4 ноября 2006 г.). Инте- ресы субъектов Федерации в эксплуатации ресурсов континен- тального шельфа учитываются в соответствии с их вкладом в раз- ведку и разработку этих ресурсов.
Исключительная экономическая зона — это морское про- странство шириной до 200 миль от берега. Здесь прибрежные го- сударства вправе создавать искусственные острова, установки и сооружения, осуществлять рыболовство, проводить исследова- ния, осуществлять защиту морской среды и естественных ресур- сов. Эти вопросы регулируются Федеральным законом «Об ис- ключительной экономической зоне Российской Федерации»
(в редакции от 4 ноября 2006 г.).
Охрана территории, континентального шельфа и исключи- тельной экономической зоны входит в ведение федеральных вла- стей. Они призваны обеспечивать территориальную целостность
Федерации и ее субъектов. Режим границы Российской Федера- ции установлен Законом РФ «О Государственной границе Рос- сийской Федерации» (в редакции от 30 декабря 2006 г.), а также рядом других нормативных актов и международных договоров с сопредельными государствами. Этими актами закрепляется про- цедура разрешения территориальных споров. По специальным соглашениям российские пограничные войска несут охрану внешней границы ряда государств, входящих в Содружество Не- зависимых Государств.
Федеральным законом «О внутренних морских водах, террито- риальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (в ре- дакции от 2 декабря 2004 г.) регулируется прилежащая зона — мор- ской пояс, который расположен за пределами территориального моря, прилегает к нему и внешняя граница которого находится на расстоянии 24 морских миль, отмеряемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Закон регу- лирует порядок проведения морских научных исследований.
§ 3. Государственный язык
На всей территории Российской Федерации государственным языком является русский язык. Эта норма Конституции (ч. 1
ст. 68) очень важна в государстве, в котором проживают лица бо-
354 Раздел V. Федеративное устройство лее 100 национальностей. И это не искусственное навязывание,
поскольку 85% населения составляют русские, а подавляющее большинство лиц других национальностей считают русский язык своим родным языком.
Признание русского языка государственным означает, что он изучается в образовательных учреждениях, на нем издаются офи- циальные документы, ведется работа в законодательных и испол- нительных органах государственной власти, судах. В то же время
Законом РФ «О языках народов Российской Федерации» преду- смотрено, что граждане, не владеющие русским языком, могут использовать в государственных органах, организациях и учреж- дениях родной язык, а в определенных случаях (например, в су- де) им обеспечивается соответствующий перевод.
Установление русского языка в качестве государственного не исключает права определенных субъектов Федерации устанавли- вать свои государственные языки. Такое право предоставлено
(ч. 2 ст. 68 Конституции РФ) республикам. В органах государст- венной власти, органах местного самоуправления, государствен- ных учреждениях республик эти языки употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.
Однако республик, входящих в Российскую Федерацию, толь- ко 21, а народов, населяющих страну, намного больше. Их языки признаются в России национальным достоянием государства, а
Конституция РФ закрепила за всеми народами право на сохране- ние родного языка, создание условий для его изучения и разви- тия. Граждане России имеют право получать основное общее об- разование на родном языке, они вправе создавать национальные клубы, студии и коллективы искусства, организовывать библио- теки, кружки и студии по изучению национального языка, обще- российские, республиканские и иные ассоциации. В местах ком- пактного проживания национальных групп допускается исполь- зование их языка в местном официальном делопроизводстве.
Государственные программы предусматривают финансовые и другие меры, направленные на сохранение и развитие языков на- родов России.
Федеральным законом «О языках народов Российской Феде- рации» установлено, что «в Российской Федерации алфавиты го- сударственного языка Российской Федерации и государственных языков республик строятся на графической основе кириллицы.
Иные графические основы алфавитов государственного языка
Глава 18. Конституционно-правовой статус Российской Федерации 355
Российской Федерации и государственных языков республик мо- гут устанавливаться федеральными законами».
Конституционный Суд РФ (постановление от 16 ноября 2004 г.),
признав эти положения Закона не противоречащими Конститу- ции РФ, отметил, что изменение графической основы алфавита до- пустимо, «если только оно преследует конституционно значимые це- ли, отвечает историко-культурным, социальным и политическим реалиям, а также интересам многонационального народа Российской
Федерации. Решение же этого вопроса республикой в одностороннем порядке, без учета вытекающих из Конституции РФ требований и га- рантий в языковой сфере, могло бы привести не только к ослабле- нию федеративного единства, нарушению полномочий Российской
Федерации в языковой сфере, но и к ограничению конституционных прав и свобод граждан, в том числе проживающих за пределами рес- публики, для которых данный язык является родным, на пользова- ние родным языком, на свободный выбор языка общения, воспита- ния, обучения и творчества, на участие в культурной жизни, на дос- туп к культурным ценностям, многие из которых созданы на основе исторически сложившейся письменности».
1 ... 28 29 30 31 32 33 34 35 ... 66
§ 4. Таможенная, денежная и налоговая системы
С экономической точки зрения Российская Федерация являет собой единый рынок. На ее территории не допускается установ- ление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и фи- нансовых средств. Регулирование отношений, связанных с общей для Российской Федерации таможней, осуществляется Таможен- ным кодексом РФ, Законом РФ «О таможенном тарифе» (в ре- дакции от 27 июля 2006 г.), рядом указов Президента и постанов- лений Правительства России. Следовательно, в Российской Фе- дерации недопустимо создание таможенных границ между различными субъектами Федерации.
Но определенные обстоятельства могут вызвать необходи- мость ограничения перемещения товаров и услуг. Конституция
России предусматривает такие обстоятельства, но устанавливает возможность ограничений только путем принятия федерального закона и только для определенных целей: обеспечения безопас- ности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и куль- турных ценностей. Тем самым ставится преграда всякого рода местному и чиновничьему «творчеству», способному произволь- но создавать помехи «единству экономического пространства»
356 Раздел V. Федеративное устройство
и «свободному перемещению товаров, услуг и финансовых
средств», составляющих одну из основ конституционного строя
(ст. 8 Конституции). Некоторые из оснований ограничения сво- боды передвижения товаров и услуг предусмотрены в федераль- ных законах о чрезвычайном положении, об оружии, о санитар-
но-эпидемиологическом благополучии населения.
В Российской Федерации существует единая денежная систе- ма, а денежной единицей признается рубль. Следовательно, субъ- екты Федерации не вправе вводить и выпускать свои деньги. Де- нежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным
банком России, который осуществляет защиту и обеспечение рубля. Центральный банк действует независимо от других орга- нов государственной власти.
В Российской Федерации правом на введение налогов облада- ют как сама Федерация, так и ее субъекты. На федеральном уровне только закон может устанавливать систему налогов, взи- маемых в федеральный бюджет. Федеральным законом должны определяться также общие принципы налогообложения и сборов.
Следовательно, субъекты Федерации, обладая правом на введе- ние налогов, обязаны делать это в соответствии с общими прин- ципами, установленными для всей страны.
Федерация вправе выпускать государственные займы, но только в порядке, определяемом федеральным законом. Тем са- мым ограничивается возможность исполнительной власти выпус- кать займы по собственному произволу, что могло бы создать серьезную угрозу финансовой системе страны. Займы должны размещаться на добровольной основе, г. е. не иметь принуди- тельного характера для граждан и организаций.
§ 5. Предметы ведения Российской Федерации
Проблема определения компетенции федеральных органов власти является главной и наиболее сложной в любом федератив- ном государстве. Федерация не может обладать неограниченными полномочиями по управлению страной, она обязана делиться этими полномочиями с субъектами Федерации, без чего государ- ственная власть не может носить демократический характер.
Субъекты Федерации заинтересованы в существовании сильной федеральной власти, наделенной широкими полномочиями для защиты и обеспечения общих интересов. Но в то же время они не хотят утратить своей самостоятельности и обладать правом рс-
Глава 18. Конституционно-правовой статус Российской Федерации 357
шать лишь второстепенные вопросы жизни своего населения. Это объективное противоречие любой федерации, заставляющее вла- сти тщательно и оптимально проводить разграничение компетен- ции государственных органов федерации и ее субъектов.
Мировая практика выработала формулу решения этой пробле- мы, которая состоит в установлении: 1) исключительной компе- тенции федеральных органов власти; 2) совместной компетенции органов власти федерации и ее субъектов; 3) исключительной компетенции субъектов федерации. Такое решение проблемы ха- рактерно для США, ФРГ, Австралии и других федераций.
Российская Федерация следует по этому испытанному пути
(хотя термин «исключительная компетенция» в ней не употребля- ется): ст. 71 Конституции содержит перечень вопросов, находя- щихся в ведении Федерации; ст. 72 — перечень вопросов, находя- щихся в совместном ведении Федерации и ее субъектов; а в ст. 73
закреплена (без перечня вопросов) вся остаточная (т. е. за преде- лами ведения первых двух) компетенция субъектов Федерации.
Разграничение предметов ведения и полномочий между орга- нами государственной власти Федерации и ее субъектами воз- можно только на основе Конституции, Федеративного договора и иных договоров по этим вопросам. Это положение включено в число основ конституционного строя (ч. 3 ст. 11 Конституции),
оно призвано воспрепятствовать решению проблемы разграниче- ния в неправовых формах или путем произвольного принятия за- конов, а также постановлений исполнительной власти. Здесь са- мый чувствительный нерв федерализма и одновременно залог стабильности власти на всей территории Федерации.
Федеральный закон от 4 июля 2003 г. закрепил принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и орга- нами государственной власти субъектов РФ. Этим актом установ- лен порядок принятия законов по предметам совместного веде- ния, основные принципы и порядок заключения договоров меж- ду органами власти Российской Федерации и субъектов РФ, а также соглашений между органами исполнительной власти Рос- сийской Федерации и субъектов РФ о передаче друг другу части своих полномочий.
Отнесение Конституцией тех или иных вопросов к числу предметов ведения Федерации означает установление исключи- тельной компетенции федеральных органов (Президента РФ,
Федерального Собрания, Правительства РФ). Эти, и только эти
358 Раздел V. Федеративное устройство органы вправе издавать по перечисленным вопросам присущие им правовые акты (законы, указы, постановления), осуществляя нормативное регулирование и текущее управление. Предметы ве- дения, таким образом, это и сферы полномочий федеральных ор- ганов государственной власти, в которые не вправе вмешиваться органы государственной власти субъектов Федерации.
Предметы ведения и полномочия органов Федерации, закреп- ленные в 18 пунктах ст. 7] Конституции РФ, можно условно раз- делить на несколько групп.
1. Вопросы государственного строительства:
• принятие и изменение Конституции РФ и федеральных за- конов, контроль за их исполнением;
• федеративное устройство и территория Федерации;
• регулирование и защита прав и свобод человека и граждани- на, гражданство в Российской Федерации, регулирование и за- щита прав национальных меньшинств;
• установление системы федеральных органов законодатель- ной, исполнительной и судебной властей, порядка их организа- ции и деятельности, формирование федеральных органов госу- дарственной власти;
• федеральная государственная служба.
2. Вопросы регулирования экономики и социального развития:
• федеральная государственная собственность и управление ею;
• установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, эколо- гического, социального, культурного и национального развития
Федерации;
• установление правовых основ единого рынка, финансовое,
валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономиче- ские службы, включая федеральные банки;
• федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, феде- ральные фонды регионального развития;
• федеральные энергетические системы, ядерная энергетика,
расщепляющиеся материалы, федеральный транспорт, пути сооб- щения, информация и связь, деятельность в космосе.
3. Вопросы внешней политики и внешнеэкономической деятель-
ности:
• внешняя политика и международные отношения Россий- ской Федерации, международные договоры Российской Федера- ции, вопросы войны и мира;
Глава 18. Конституционно-правовой статус Российской Федерации 359
• внешнеэкономические отношения Российской Федерации.
4. Вопросы обороны и охраны границы:
• оборона и безопасность, оборонное производство, определе- ние порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества, производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
• определение статуса и защита Государственной границы,
территориального моря, воздушного пространства, исключитель- ной экономической зоны и континентального шельфа Россий- ской Федерации.
5. Вопросы создания правоохранительных органов и правовой
системы:
• судоустройство, прокуратура, уголовное, уголовно-процес- суальное и уголовно-исполнительное законодательство, амни- стия и помилование, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство, правовое регули- рование интеллектуальной собственности;
• федеральное коллизионное право.
6. Вопросы метеорологии, статистической отчетности и т. д.:
• метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метриче- ская система и исчисление времени, геодезия и картография, на- именование географических объектов, официальный статистиче- ский и бухгалтерский учет.
7. Государственные награды и почетные звания Российской Фе-
дерации.
Из этого перечня вопросов, составляющих предметы ведения
Российской Федерации, можно сделать ряд важных выводов в отношении конституционных прерогатив Федерации, и в частно- сти:
1) только на федеральном уровне можно изменять Конститу- цию, принимать законы о гражданстве и др.;
2) на территории субъектов Федерации могут располагаться объекты федеральной собственности;
3) только на федеральном уровне решаются вопросы ядерной энергетики, развития путей сообщения и деятельности в космосе;
4) только федеральные органы власти вправе осуществлять внешнюю политику, объявлять войну и заключать мир;
5) Вооруженные Силы являются едиными для всей страны, ни один субъект Федерации не вправе создавать собственные воору- женные формирования;