ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 1405
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
474 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации с федеральным законом Президент предлагает Совету Федерации кандидатуру на эту должность и он же вносит предложение об ос- вобождении от должности Генерального прокурора РФ. В случае отклонения Советом Федерации кандидатуры, предложенной
Президентом, последний в течение 30 дней представляет новую кандидатуру, но лишен права назначить исполняющего обязанно- сти Генерального прокурора РФ. Неоднократные случаи отклоне- ния Советом Федерации кандидатур, предлагавшихся Президен- том на должность Генерального прокурора РФ, как и судей Кон- ституционного Суда РФ, приводили к длительной задержке с формированием этих органов. Конституционный Суд РФ в поста- новлении от 1 декабря 1999 г. установил, что в случае возбуждения в отношении Генерального прокурора уголовного дела Президент обязан издать акт о временном отстранении Генерального проку- рора от должности на время расследования дела.
Военные полномочия. В военной области полномочия Прези- дента достаточно широки. Он является Верховным Главнокоман- дующим Вооруженными Силами РФ, утверждает военную док- трину Российской Федерации, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ. Военная доктрина является составной частью концепции безопасности РФ. Она представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов (ус- тановок), определяющих военно-политические, военно-стратеги- ческие и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности России. Указом Президента РФ от 21 апреля 2000 г.
утверждена Военная доктрина Российской Федерации.
Положение Верховного Главнокомандующего позволяет Пре- зиденту отдавать любые приказы Министерству обороны, ми- нистр обороны работает под непосредственным руководством
Президента. Президент вправе в любой момент взять на себя ко- мандование Вооруженными Силами в случае войны или угрозы агрессии. Наряду с Вооруженными Силами в структуру воинских формирований, подчиненных различным министерствам и ве- домствам, входят: пограничные войска, внутренние войска, же- лезнодорожные войска, войска правительственной связи, войска гражданской обороны. Военная служба предусмотрена также в таком самостоятельном ведомстве, подчиненном Президенту РФ,
как Федеральная служба охраны.
Организация воинских формирований в Российской Федера- ции строится на четком принципе, согласно которому эти фор- мирования могут быть только общефедеральными и подчинен-
Глава 22. Президент Российской Федерации 475
ными Президенту РФ, ни один субъект РФ не вправе создавать собственные воинские формирования.
В случае агрессии против России или ее непосредственной уг- розы Президент вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Но объявить состояние войны Президент не вправе.
Конституцией РФ предусмотрено, что режим военного поло- жения определяется федеральным конституционным законом.
Конституцией РФ также предусмотрено, что указ Президента РФ
о введении военного положения требует утверждения Советом
Федерации.
Военные полномочия Президента РФ конкретизированы в некоторых федеральных законах. Так, Федеральным законом
«О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддер- жанию или восстановлению международного мира и безопасно- сти» установлено, что решение о направлении за пределы терри- тории РФ отдельных военнослужащих для участия в миротворче- ской деятельности принимает Президент РФ. Он же определяет район действий, задачи, подчиненность, срок пребывания, поря- док замены этих военнослужащих и принимает решение об их отзыве. Если же речь идет о направлении за пределы РФ воин- ских формирований Вооруженных Сил, то решение об этом при- нимается Президентом РФ на основании постановления Совета
Федерации о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории Российской Федерации. Решение об отзы- ве указанных формирований принимается Президентом РФ са- мостоятельно, но об этом он обязан информировать Совет Феде- рации и Государственную Думу. На Президента РФ возлагается основная обязанность по организации подготовки и обеспече- нию военного и гражданского персонала для участия в миротвор- ческой деятельности, он определяет порядок формирования, со- став и численность воинского контингента.
В Федеральном законе «Об обороне» (в редакции от 6 июля
2006 г.) закреплен ряд других военных полномочий Президен- та РФ: определение основных направлений военной полити- ки РФ, осуществление руководства Вооруженными Силами РФ,
другими войсками, воинскими формированиями и органами,
введение в действие нормативных правовых актов военного вре- мени и прекращение их действия, принятие в соответствии с за-
476 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации конами решения о привлечении Вооруженных Сил и других войск к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению, утверждение концепции и планов строитель- ства и развития Вооруженных Сил, утверждение программ воору- жения и развития оборонного промышленного комплекса, утвер- ждение программ ядерных испытаний, утверждение структуры и состава Вооруженных Сил и других войск, ведение переговоров и подписание международных договоров в области обороны, изда- ние указов о призыве на военную службу и т. д. Федеральным за- коном «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Рос- сийской Федерации» (в редакции от 25 октября 2006 г.) на Пре- зидента РФ возложена обязанность объявления общей или частичной мобилизации в случае агрессии или угрозы агрессии с незамедлительным сообщением палатам Федерального Собра- ния. Военные полномочия Президента РФ весьма широки, но они не исчерпывают всех полномочий органов государственной власти в области обороны. Так, например, Совет Федерации и
Государственная Дума рассматривают расходы на оборону, Совет
Федерации утверждает указы Президента РФ о введении военно- го положения и т. д. Разделение полномочий в области обороны между Президентом РФ и Федеральным Собранием, как и выде- ление собственных полномочий Правительства РФ в этой облас- ти, отвечает демократическому подходу к определению пределов власти главы государства, исключающему ее чрезмерную концен- трацию в его руках в столь важной области.
Полномочия в сфере внешней политики. Как глава государства,
осуществляющий высшее представительство в международных отношениях, Президент по Конституции осуществляет руково- дство внешней политикой РФ. Президент ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ, подписывает рати- фикационные грамоты (сама ратификация осуществляется в форме федерального закона), принимает верительные и отзыв- ные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических предста- вителей.
Президент назначает и отзывает послов и иных дипломатиче- ских представителей РФ в иностранных государствах и междуна- родных организациях. Он, однако, должен при этом провести консультации с соответствующими комитетами или комиссиями
Государственной Думы и Совета Федерации.
Чрезвычайное положение. Полномочия Президента в этом во- просе сформулированы в Конституции предельно четко. Только
Глава 22. Президент Российской Федерации 477
Президент вправе вводить на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, о чем он незамедлительно сообщает Совету Федерации и Государственной Думе. Указ под- лежит немедленному обнародованию, а затем утверждению Сове- том Федерации. Президент не свободен в принятии такого реше- ния, ибо введение чрезвычайного положения возможно только при обстоятельствах и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.
Чрезвычайное положение — особый порядок управления в экстремальных условиях, неизбежно влекущий определенные временные ограничения прав и свобод граждан. Именно поэто- му полномочия Президента как должностного лица, от которого зависит объявление чрезвычайного положения, уравновешива- ются контрольным полномочием Совета Федерации. От Прези- дента законом требуется указать основания решения о введении чрезвычайного положения, перечень и пределы чрезвычайных мер и др.
Гражданство и награды. К числу полномочий Президента от- носится решение вопросов гражданства и предоставления поли- тического убежища. Заметим, что республики, входящие в РФ,
закрепляют свое гражданство, но поскольку оно даже в таком случае является и гражданством РФ, они не вправе принимать тех или иных лиц в свое гражданство.
Президент РФ награждает государственными наградами РФ,
присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания. Государственные награды и положения о них установлены указами Президента РФ.
Помилование. Президент РФ осуществляет помилование осу- жденных за уголовные преступления. Помилование не следует путать с амнистией, право на которую принадлежит Государст- венной Думе.
Конституционный Суд РФ в определении от 11 января 2002 г.
указал: Конституция РФ предоставляет каждому осужденному право просить о помиловании или смягчении наказания, однако это право не предполагает удовлетворения любой просьбы о помиловании, т. е.
не означает, что осужденный должен быть помилован в обязательном порядке. Осуществление помилования является исключительным полномочием Президента РФ как главы государства, которое закреп- лено непосредственно в Конституции РФ. Помилование как акт ми- лосердия в силу самой своей природы не может приводить к послед-
478 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации ствиям, более тяжким для осужденного, чем закрепленные в уголов- ном законе.
Комиссии по рассмотрению просьб о помиловании созданы при главах администраций во всех субъектах РФ. Однако их ра- бота носит только подготовительный характер для последующего решения Президентом РФ.
Акты Президента РФ. Многогранная деятельность Президента осуществляется через правовые акты, каковыми согласно Кон- ституции РФ являются указы и распоряжения.
Указ — это правовой акт, относящийся к неопределенному кругу физических и юридических лиц, органов государства, орга- низаций и, кроме того, действующий в долговременном плане.
Это, следовательно, нормативный акт. Указ может носить и пра- воприменительный характер, а значит, не иметь нормативного значения. Указы ненормативного значения издаются, например,
о назначении того или иного лица на определенную должность.
Распоряжение — это акт индивидуального организационного ха- рактера. Акты Президента издаются им самостоятельно, без уве- домления или согласия Федерального Собрания или Правитель- ства. Они обязательны для исполнения на всей территории Рос- сийской Федерации, имеют прямое действие.
Указы и распоряжения Президента РФ не называются в Кон- ституции подзаконными актами. Но они таковыми являются,
ибо не должны противоречить как Конституции РФ, так и феде- ральным законам (ч. 3 ст. 90 Конституции РФ).
Указы и распоряжения Президента РФ подлежат обязательно- му официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государст- венную тайну, или сведения конфиденциального характера. Акты
Президента РФ публикуются в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации» в течение 10 дней по- сле их подписания. Если эти акты носят нормативный характер,
то они вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опуб- ликования. Иные акты вступают в силу со дня их подписания.
Такой порядок установлен Указом Президента РФ (в редакции от 28 июня 2005 г.). Указы, распоряжения и законы подписыва- ются собственноручно Президентом; факсимильная печать ис- пользуется лишь в исключительных случаях и только по личному разрешению главы государства (она хранится у заведующего
Канцелярией Президента).
Глава 22. Президент Российской Федерации 479
Государственный совет Российской Федерации. Указом Прези- дента РФ (в редакции от 28 июня 2005 г.) образован Государст- венный совет Российской Федерации.
Государственный совет является совещательным органом, со- действующим реализации полномочий главы государства по во- просам обеспечения согласованного функционирования и взаи- модействия органов государственной власти.
Основными задачами Государственного совета являются: об- суждение имеющих особое государственное значение проблем,
касающихся взаимоотношений Российской Федерации и ее субъ- ектов, важнейших вопросов государственного строительства и укрепления основ федерализма, внесение необходимых предло- жений Президенту РФ; обсуждение вопросов, касающихся ис- полнения (соблюдения) федеральными органами государствен- ной власти, органами государственной власти субъектов РФ, ор- ганами местного самоуправления, их должностными лицами
Конституции РФ, федеральных конституционных законов, феде- ральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, поста- новлений и распоряжений Правительства РФ, и внесение соот- ветствующих предложений Президенту РФ; содействие Прези- денту РФ при использовании им согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти
Российской Федерации и органами государственной власти субъ- ектов РФ, а также между органами государственной власти субъ- ектов РФ; рассмотрение по предложению Президента РФ проек- тов федеральных законов и указов Президента, имеющих обще- государственное значение; обсуждение проекта федерального закона о федеральном бюджете; обсуждение информации Прави- тельства РФ о ходе исполнения федерального бюджета; обсужде- ние основных вопросов кадровой политики в Российской Феде- рации и др.
Председателем Государственного совета является Прези- дент РФ. Членами Государственного совета являются по должно- сти высшие должностные лица (руководители высших исполни- тельных органов государственной власти) субъектов РФ.
Для решения оперативных вопросов формируется президиум
Государственного совета в составе семи членов совета. Персо- нальный состав президиума определяется Президентом РФ и подлежит ротации один раз в полгода.
Заседания Государственного Совета проводятся регулярно, как правило, не реже одного раза в три месяца. По решению предсе-
480 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации дателя Государственного совета могут проводиться внеочередные заседания Государственного совета. Решения Государственного совета принимаются на его заседании путем обсуждения. По ре- шению председателя голосование может проводиться по любому вопросу повестки дня. Председатель Государственного совета вправе также устанавливать порядок принятия решений по во- просам, имеющим особое государственное значение, путем дос- тижения консенсуса. Решения Государственного совета оформля- ются протоколом, который подписывает секретарь Государствен- ного совета. При необходимости решения оформляются указами,
распоряжениями или поручениями Президента РФ. В случае вы- работки решения о необходимости принятия федерального кон- ституционного закона, федерального закона или внесения в них изменений, внесения поправок в проект федерального конститу- ционного закона или федерального закона, проект соответствую- щего акта вносится в Государственную Думу в порядке законода- тельной инициативы Президента РФ.
Администрация Президента РФ. Как и в любом государстве,
Президент РФ работает, опираясь на большое число помощни- ков, советников и др. Они объединены в единой структуре — Ад- министрации Президента РФ, которая формируется единолично
Президентом и часто подвергается реорганизациям. Нынешняя
Администрация — государственный орган, действующий на ос- нове Положения, утвержденного Указом Президента РФ от I ав- густа 2005 г.
В функции Администрации входит много вопросов: подготов- ка законопроектов для внесения их в Государственную Думу,
подготовка проектов и выпуск указов, распоряжений и обраще- ний Президента, обеспечение деятельности Совета Безопасно- сти РФ, осуществление контроля и проверки исполнения феде- ральных законов и указов Президента, обеспечение взаимодейст- вия с политическими партиями, общественными и религиозными объединениями, а также с государственными органами и должно- стными лицами зарубежных государств и международными орга- низациями, подготовка обращений в Конституционный Суд РФ,
обеспечение взаимодействия федеральных органов государствен- ной власти, их территориальных органов и органов власти субъек- тов РФ, обеспечение реализации государственной политики в об- ласти кадров и государственной службы и др. Выполняя эти функции, Администрация взаимодействует с палатами Федераль- ного Собрания, Правительством и другими органами государст-
Глава 22. Президент Российской Федерации 481
венной власти Федерации и ее субъектов, подготавливает предло- жения по реализации государственной политики в области обес- печения прав и свобод человека и гражданина, в отношении
СМИ и т. д.
В состав Администрации входят: Руководитель Администра- ции, два его заместителя — помощника Президента, помощники
Президента, пресс-секретарь, руководитель протокола, полно- мочные представители Президента РФ в федеральных округах,
советники, полномочные представители Президента РФ в Совете
Федерации, Государственной Думе, Конституционном Суде РФ,
старшие референты, референты и иные должностные лица Адми- нистрации; управления Президента РФ; иные самостоятельные подразделения.
Ведущую роль в аппарате Президента играет Руководитель
Администрации. Он координирует деятельность помощников
Президента и распределяет вопросы, относящиеся к их ведению.
Помощники Президента по поручению Руководителя Админист- рации осуществляют кадровые назначения в Администрации, ре- шают иные организационные вопросы.
Заместитель Руководителя — помощник Президента по пору- чению Руководителя в случае его временного отсутствия испол- няет его обязанности.
Помощники Президента, пресс-секретарь и руководитель протокола по вопросам, отнесенным к их компетенции, имеют право обращаться к соответствующим федеральным министрам и руководителям иных федеральных органов исполнительной вла- сти. Эти лица по решению Президента могут возглавлять само- стоятельные подразделения Администрации, а также обеспечи- вать деятельность Государственного совета Российской Федера- ции, иных совещательных и консультативных органов при
Президенте.
Советники Президента подчиняются Президенту и образуют аппарат советников, в состав которого входят департаменты,
обеспечивающие их деятельность. Руководитель Администрации координирует деятельность советников и распределяет вопросы,
относящиеся к их ведению. Советники имеют право при подго- товке докладов Президенту запрашивать от федеральных минист- ров и руководителей иных федеральных органов исполнительной власти информацию по вопросам, отнесенным к их компетенции.
По поручению Президента они могут обеспечивать деятельность совещательных и консультативных органов при Президенте.
482 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации
Деятельность полномочных представителей Президента в фе- деральных округах координирует Руководитель Администрации,
а деятельность полномочных представителей Президента в Сове- те Федерации, Государственной Думе, Конституционном Суде —
заместитель Руководителя Администрации — помощник Прези- дента РФ.
Самостоятельные подразделения Администрации имеют раз- личный статус (структура утверждается указами Президента РФ).
Среди них Аппараты: Совета Безопасности, полномочных пред- ставителей Президента в федеральных округах, советников;
Управления (или на правах управления): государственно-право- вое, канцелярия, контрольное, референтура, Секретариат Руково- дителя Администрации, по внешней политике, по внутренней по- литике, по кадровым вопросам и государственным наградам, по вопросам государственной службы, по обеспечению конституци- онных прав граждан, информационного и документационного обеспечения, по работе с обращениями граждан, пресс-службы и информации, протокольно-организационное, экспертное, по меж- региональным и культурным связям с зарубежными странами.
Совет Безопасности Российской Федерации. Президент РФ воз- главляет Совет Безопасности, который является конституцион- ным органом, осуществляющим подготовку решений Президен- та РФ по вопросам проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности. Этот совещательный орган призван проводить работу по упреждающему выявлению и оцен- ке угроз национальной безопасности, оперативно готовить для
Президента проекты решений по их предотвращению, координи- рует деятельность сил и органов обеспечения национальной безо- пасности, контролирует реализацию решений в этой области ор- ганами исполнительной власти Федерации и субъектов РФ.
Совет Безопасности формируется Президентом РФ в соответ- ствии с Конституцией РФ и Законом РФ «О безопасности».
В развитие этого Закона Указом Президента РФ (в редакции от
25 июля 2006 г.) утверждено Положение о Совете Безопасности
Российской Федерации.
Основными задачами Совета Безопасности, в частности, яв- ляются: определение жизненно важных интересов личности, об- щества и государства как основных объектов обеспечения нацио- нальной безопасности, выявление внутренних и внешних угроз безопасности этих объектов; разработка основных направлений стратегии развития государства, обеспечения безопасности; под-