Файл: КонституционноеправоРоссийской.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 1407

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 22. Президент Российской Федерации 483
готовка предложений Президенту РФ для принятия решений по вопросам внутренней и внешней политики РФ в области обеспе- чения национальной безопасности; подготовка оперативных ре- шений по предотвращению чрезвычайных ситуаций; подготовка предложений Президенту РФ о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения; разработка предложений по коорди- нации деятельности федеральных органов исполнительной вла- сти и органов исполнительной власти субъектов РФ; разработка предложений Президенту РФ по реформированию существую- щих либо созданию новых органов, обеспечивающих националь- ную безопасность. В соответствии с этими задачами строятся функции Совета Безопасности, которые весьма широки.
В состав Совета Безопасности входят Председатель (Прези- дент РФ), Секретарь, постоянные члены и члены Совета Безо- пасности, которые назначаются Президентом РФ по представле- нию Секретаря Совета Безопасности. Среди постоянных членов:
Председатель Правительства РФ, Секретарь Совета Безопасно- сти, Руководитель Администрации Президента, Председатель
Совета Федерации, директор ФСБ и директор СВР, министры обороны, внутренних и иностранных дел. Членами Совета явля- ются Начальник Генерального штаба, полномочные представите- ли в федеральных округах, Генеральный прокурор, министры финансов, МЧС и юстиции, Президент Российской академии наук.
Работой Совета Безопасности руководит Председатель Совета
Безопасности. Заседания Совета проводятся на регулярной осно- ве, по планам, утверждаемым Председателем. При необходимо- сти проводятся внеочередные заседания. Повестку дня и порядок рассмотрения вопросов на заседаниях Совета определяет Предсе- датель Совета по представлению Секретаря. Секретарь Совета
Безопасности проводит рабочие совещания с членами Совета.
Присутствие на заседаниях Совета Безопасности постоянных членов и членов Совета Безопасности обязательно. Делегирова- ние постоянным членом и членом Совета своих полномочий в
Совете Безопасности иным должностным лицам не допускается.
Решения Совета Безопасности принимаются на его заседании постоянными членами Совета простым большинством голосов от их общего числа и вступают в силу только после утверждения
Председателем Совета Безопасности, т. е. Президентом РФ (чле- ны Совета обладают совещательными голосами). Решения Сове- та по важнейшим вопросам оформляются указами Президен-

484 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации та РФ, иные решения — протоколами. Проекты указов Прези- дента РФ, выносимые на заседания Совета Безопасности,
предварительно рассматриваются на заседаниях постоянных чле- нов и членов Совета, проводимых под руководством Секретаря
Совета.
Секретарь Совета Безопасности обладает широкими полномо- чиями. Он назначается на должность и освобождается от долж- ности Президентом РФ.
Совет Безопасности в соответствии с основными задачами и направлениями его деятельности образует межведомственные ко- миссии, которые являются рабочими органами Совета Безопас- ности. В зависимости от возлагаемых на них задач они могут соз- даваться по функциональному или региональному признаку на постоянной или временной основе. При Совете Безопасности образован научный совет.
В период 1996—1998 гг. в Российской Федерации существовал
Совет по обороне, который затем был слит с Советом Безопасно- сти.
Советы и Комиссии. При Президенте РФ созданы несколько советов: по содействию развитию институтов гражданского об- щества и правам человека, по науке, технологиям и образова- нию, по реализации приоритетных национальных проектов, по культуре и искусству, по борьбе с коррупцией, Комиссия по реа- билитации жертв политических репрессий и др.
Пресс-служба Президента РФ. В работе Президента РФ, его связях с общественностью важную роль играет Управление пресс-службы и информации, положение о котором утверждено
Указом Президента РФ. Оно является самостоятельным подраз- делением Администрации Президента РФ. В его задачи входят обеспечение связи Президента РФ со средствами массовой ин- формации; организация информационного обеспечения офици- альных визитов, рабочих поездок, встреч Президента РФ, а также других мероприятий с его участием в России и за рубежом; пре- доставление средствам массовой информации сведений о дея- тельности Президента РФ, об издаваемых им актах, о заявлени- ях, выступлениях, встречах главы государства и других мероприя- тиях с его участием; оперативное информирование Президента о позиции средств массовой информации по поводу выступлений и решений главы государства, об откликах на них в прессе, на те- левидении и радио и др.


Глава 22. Президент Российской Федерации 485
Пресс-служба организует брифинги, пресс-конференции, ин- тервью и выступления Президента в средствах массовой инфор- мации, участвует в подготовке зарубежных визитов главы госу- дарства и т. д.
Управление делами Президента РФ является федеральным ор- ганом исполнительной власти, оказывающим государственные услуги, управляющим государственным имуществом. Оно орга- низует и непосредственно осуществляет финансовое, материаль- но-техническое и социально-бытовое обеспечение деятельности
Президента РФ, Администрации Президента, Правительства, па- лат Федерального Собрания, высших судебных органов, Центр- избиркома и др.
Государственная охрана. В систему безопасности входит госу- дарственная охрана должностных лиц. В правовом государстве такая деятельность, являющаяся необходимой, не носит тайного характера, а основывается на законе, каковым является Феде- ральный закон «О государственной охране» (в редакции от 29 де- кабря 2004 г.).
Государственная охрана предоставляется высшим должност- ным лицам государства, а также зданиям, в которых размещены федеральные органы государственной власти. Государственная охрана состоит в предоставлении объектам охраны персональной охраны, специальной связи и транспортного обслуживания, а также информации об угрозе их безопасности. Она включает так- же оперативно-розыскную деятельность, проведение охранных мероприятий и поддержание общественного порядка в местах постоянного и временного пребывания объектов государствен- ной охраны, поддержание порядка, установленного уполномо- ченными на то должностными лицами, и пропускного режима на охраняемых объектах.
В обеспечении безопасности объектов государственной охра- ны и защиты охраняемых объектов в пределах своих полномочий участвуют органы федеральной службы безопасности, органы внутренних дел и внутренние войска Министерства внутренних дел РФ, органы внешней разведки, Вооруженные Силы РФ и не- которые другие государственные органы обеспечения безопасно- сти.
К объектам государственной охраны относятся Прези- дент РФ, определенные законом лица, замещающие государст- венные должности Российской Федерации, федеральные госу- дарственные служащие, подлежащие государственной охране

486 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации в соответствии с законом, а также главы иностранных государств и правительств и иные лица иностранных государств во время пребывания на территории Российской Федерации.
Президенту РФ со дня официального объявления о его из- брании предоставляется государственная охрана в местах его постоянного и временного пребывания в полном объеме мер,
предусмотренных законом. Президент в течение срока своих полномочий не вправе отказаться от государственной охраны.
По истечении срока полномочий Президенту РФ государствен- ная охрана предоставляется пожизненно. В течение срока полно- мочий Президента РФ государственная охрана предоставляется членам его семьи, проживающим совместно с ним или сопрово- ждающим его.
Государственная охрана предоставляется следующим лицам,
замещающим государственные должности Российской Федера- ции, на срок их полномочий:
• Председателю Правительства РФ;
• Председателю Совета Федерации Федерального Собра- ния РФ;
• Председателю Государственной Думы Федерального Собра- ния РФ;
• Председателю Конституционного Суда РФ;
• Председателю Верховного Суда РФ;
• Председателю Высшего Арбитражного Суда РФ;
• Генеральному прокурору РФ.
При необходимости по решению Президента РФ государст- венная охрана может быть предоставлена иным лицам, замещаю- щим государственные должности РФ. Меры по обеспечению го- сударственной охраны таких лиц принимаются, исходя из харак- тера и реальности угрозы их безопасности, на основании распоряжений Президента РФ по представлениям по подведом- ственности Председателя Правительства РФ, Председателя Сове- та Федерации Федерального Собрания РФ, Председателя Госу- дарственной Думы Федерального Собрания РФ и Председателя
Конституционного Суда РФ.
Федеральные органы государственной охраны входят в состав сил обеспечения безопасности Российской Федерации. В феде- ральных органах государственной охраны предусматривается во- енная служба. Руководство этими органами осуществляют Пре- зидент РФ, а также Правительство РФ.


Глава 22. Президент Российской Федерации 487
Федеральным органом государственной охраны является Фе- деральная служба охраны Российской Федерации. Входящая в нее Служба безопасности Президента РФ обеспечивает безопас- ность Президента РФ, а другие подразделения предоставляют го- сударственную охрану определенным законом лицам, замещаю- щим государственные должности РФ, членам Совета Федерации,
депутатам Государственной Думы и федеральным государствен- ным служащим, подлежащим государственной охране в соответ- ствии с законом на основании распоряжений Президента РФ, а также обеспечивают безопасность глав иностранных государств и правительств и иных лиц иностранных государств во время пре- бывания на территории РФ. Создание, реорганизацию и упразд- нение федеральных органов государственной охраны осуществ- ляет Президент РФ в соответствии с федеральным законодатель- ством. Он же утверждает положения о федеральных органах государственной охраны.
Федеральные органы государственной охраны в целях осуще- ствления государственной охраны имеют право осуществлять оперативно-розыскную деятельность; проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность; про- изводить при проходе (проезде) на охраняемые объекты и при выходе (выезде) с охраняемых объектов личный досмотр граж- дан, досмотр находящихся при них вещей, досмотр транспорт- ных средств и провозимых на них вещей, в том числе с примене- нием технических средств; производить документирование, фо- тографирование, звукозапись, кино- и видеосъемку фактов и событий; задерживать и доставлять в органы внутренних дел лиц,
совершивших или совершающих правонарушения в местах по- стоянного или временного пребывания объектов государствен- ной охраны, воспрепятствование законным требованиям сотруд- ников федеральных органов государственной охраны, а также проникновение или попытку проникновения на охраняемые объ- екты; использовать в служебных целях средства связи, включая и специальные, принадлежащие организациям независимо от форм собственности, а в неотложных случаях и гражданам. Они также вправе использовать в служебных целях транспортные средства,
принадлежащие гражданам, для предотвращения преступлений,
для преследования и задержания лица, совершившего преступле- ние или подозреваемого в его совершении, для доставления ли- ца, нуждающегося в срочной медицинской помощи, в лечебное учреждение, а также для проезда к месту происшествия (с после-


488 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации дующим возмещением убытков), а также беспрепятственно вхо- дить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в поме- щения организаций независимо от форм собственности при пре- сечении преступлений, создающих угрозу безопасности объектов государственной охраны, а также при преследовании лиц, подоз- реваемых в совершении таких преступлений, если промедление может создать реальную угрозу безопасности объектов государст- венной охраны. Должностные лица этих органов могут прини- мать при необходимости меры по временному ограничению или запрещению движения транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах, по недопущению транспортных средств и гра- ждан на отдельные участки местности и объекты, а также по от- буксировке транспортных средств. Сотрудники федеральных ор- ганов государственной охраны имеют право применять физиче- скую силу, в том числе боевые приемы рукопашного боя, для пресечения преступлений и иных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия законным требованиям сотрудников, если ненасильственные способы не обеспечивают исполнения возложенных на них служебных обя- занностей. В необходимых случаях они могут применять состоя- щие на вооружении федеральных органов государственной охра- ны специальные средства и в крайних случаях — оружие.
Глава 23. Федеральное Собрание
Российской Федерации
1   ...   39   40   41   42   43   44   45   46   ...   66

§ 1. Исторические корни принципа
народного представительства
В XVII—XVIII вв. в ходе борьбы против тирании феодальных монархов европейские народы пришли к убеждению, что носите- лем суверенитета и единственным источником власти в демокра- тическом государстве должен признаваться сам народ. Народ об- разует выборный представительный орган (парламент), который обладает исключительным правом принимать законы, охраняю- щие свободу и права человека и обеспечивающие решение обще- ственных проблем в интересах всех граждан. Такая цепь рассуж- дений приводила к выводу о необходимости создания в каждом государстве суверенного органа народного представительства с подлинной выборностью и широкими правами. Народное пред-

Глава 23. Федеральное Собрание Российской Федерации 489
ставительство, таким образом, выполняет функцию соединения суверенитета народа с государственной властью, что придает всей системе правления демократический характер.
Исторически предшественниками органов, олицетворяющих идею народного представительства, можно считать представи- тельные учреждения в демократических государствах Древней
Греции и в Древнем Риме. С XII в. начали развиваться парла- ментские учреждения в Англии, а затем и в ряде других европей- ских стран, где, однако, они сначала были только сословно-пред- ставительными учреждениями, выполнявшими функцию ограни- чения власти монарха. Именно в Англии укоренился термин
«парламент», который произошел от французского слова «гово- рить». В XVIII и XIX вв. парламенты были конституционно учре- ждены и стали избираться на основе всеобщего избирательного права (хотя и с большими отклонениями) в США и большинстве европейских стран. В России этот орган (Государственная Дума)
появился намного позже — после издания царского Манифеста
17 октября 1905 г. и в результате длительной борьбы с самодер- жавием.
Идея народного представительства, выдвинутая и разработан- ная Дж. Локком, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и другими выдаю- щимися мыслителями, повсеместно воспринималась как антипод абсолютизма и единственная разумная основа организации под- линно демократической власти. Однако в разных странах в зави- симости от конкретных условий она воплощалась в различных конституционно-правовых формах. В Англии, например, был признан принцип верховенства парламента, вследствие чего вся система власти стала называться «парламентским правлением»
(формально она трактуется таким образом и по сей день).
В США, которые сразу и наиболее последовательно восприняли концепцию разделения властей, парламентское учреждение
(Конгресс) оказалось в равном положении с независимым Пре- зидентом и Верховным Судом. И в Англии, и в США парламенту отводились законодательная власть и принятие бюджета, но принцип верховенства парламента признавал за парламентом
Англии также функцию контроля над правительством. Постепен- но все страны мира — как монархии, так и республики — с раз- личными модификациями в основном восприняли одну из этих основных моделей.
Следовательно, в конституционно-правовом отношении поло- жение органа народного представительства всецело определяется