ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 1416
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
536 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации
Вопрос об отрешении Президента РФ от должности без обсу- ждения включается первым в повестку дня заседания, созывае- мого в срок, не превышающий 72 часов с момента получения за- ключения Конституционного Суда РФ. На заседание, на котором предполагается рассмотреть вопрос об отрешении Президен- та РФ от должности, приглашаются Президент РФ, Председатель
Государственной Думы, Председатель Правительства РФ, Пред- седатель Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного
Суда РФ, члены специальной комиссии, образованной Государ- ственной Думой для оценки обоснованности обвинения, выдви- нутого против Президента РФ.
Рассмотрение вопроса об отрешении Президента РФ начина- ется с сообщения Председателя Государственной Думы об осно- ваниях выдвижения обвинения против Президента РФ. Затем слово предоставляется Председателю Конституционного Су- да РФ для оглашения заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. После этого слово предоставля- ется Председателю Верховного Суда РФ для оглашения заключе- ния о наличии в действиях Президента РФ признаков преступле- ния. После этого заслушивается заключение Комитета Совета
Федерации по конституционному законодательству. Президен- ту РФ либо его представителю может быть предоставлено слово по его желанию.
Постановление об отрешении Президента РФ от должности принимается тайным голосованием с использованием бюллете- ней. Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа членов Совета Федерации,
и оформляется постановлением. Если решение Совета Федера- ции об отрешении Президента РФ не набрало необходимого ко- личества голосов, рассмотрение обвинения против Президен- та РФ прекращается, что оформляется также постановлением.
Постановление Совета Федерации незамедлительно доводится через средства массовой информации до всеобщего сведения.
В соответствии с ч. 3 ст. 93 Конституции РФ решение Совета
Федерации об отрешении Президента РФ от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдви- жения Государственной Думой обвинения против Президен- та РФ.
6. Назначение на должность судей Конституционного Суда РФ,
Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.
Глава 23. Федеральное Собрание Российской Федерации 537
Эти конституционные полномочия Совета Федерации допол- няются п. 7 Положения об Экономическом Суде Содружества
Независимых Государств, утвержденного Соглашением о статусе
Экономического Суда Содружества Независимых Государств
6 июля 1992 г., в соответствии С которым судьи Экономического
Суда Содружества Независимых Государств назначаются в по- рядке, установленном для назначения судей Высшего Арбитраж- ного Суда РФ.
Кандидатуры для назначения на эти должности представляет
Президент РФ. Совет Федерации рассматривает вопросы о на- значении на должность судей в срок не позднее 14 дней с момен- та получения представления. Кандидатуры предварительно обсу- ждаются в Комитете по конституционному законодательству, ко- торый готовит заключение по каждой кандидатуре.
Назначенным на должность судьи считается лицо, получив- шее при тайном голосовании большинство голосов от общего числа членов Совета Федерации. Если кандидатуры, представ- ленные для назначения на должности судей, при голосовании не наберут требуемого количества голосов, то они отклоняются.
После оглашения результатов голосования по кандидатурам судей Конституционного Суда РФ Председатель Совета Федера- ции приводит к присяге лиц, назначенных на должности судей
Конституционного Суда РФ. Приведение к присяге проходит в торжественной обстановке при наличии в зале заседаний Госу- дарственного герба Российской Федерации и Государственного флага Российской Федерации. Лицо, назначенное на должность судьи Конституционного Суда РФ, произносит текст присяги вслух, стоя на трибуне, положив руку на текст Конституции РФ.
Присягу судей Конституционного Суда все находящиеся в зале заседаний заслушивают стоя. Принесение присяги удостоверяет- ся личной подписью судьи под текстом присяги с указанием да- ты ее принесения. Документ остается на хранении в Совете Фе- дерации. Председатель Совета Федерации передает судье мантию как символ судебной власти. После принесения судьями Консти- туционного Суда РФ присяги звучит Государственный гимн Рос- сийской Федерации.
7.
1 ... 43 44 45 46 47 48 49 50 ... 66
Назначение на должность и освобождение от должности Гене-
рального прокурора РФ.
Кандидатуру для назначения на должность Генерального про- курора РФ представляет Совету Федерации Президент РФ. Совет
Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность Ге-
538 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации нерального прокурора РФ в течение 30 дней со дня, следующего за днем получения представления Президента РФ. Кандидатура предварительно обсуждается в Комитете по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам, который гото- вит заключение по представленной кандидатуре. Генеральный прокурор РФ считается назначенным на должность, если при тайном голосовании за представленную кандидатуру проголосо- вало большинство от общего числа членов Совета Федерации.
Назначение оформляется постановлением Совета Федерации.
Если кандидатура, представленная Президентом РФ, при голосо- вании не наберет требуемого количества голосов, Президент РФ
в течение 30 дней представляет новую кандидатуру для назначе- ния на должность Генерального прокурора РФ.
Вопрос об освобождении от должности Генерального проку- рора РФ рассматривается Советом Федерации на основании предложения Президента РФ. Если это предложение не набрало большинства голосов от общего числа членов Совета Федерации,
оно отклоняется, что оформляется постановлением Совета Феде- рации. Генеральный прокурор РФ считается освобожденным от должности, если в результате тайного голосования за его освобо- ждение от должности проголосовало большинство от общего числа членов Совета Федерации. Освобождение от должности
Генерального прокурора РФ также оформляется постановлением
Совета Федерации.
При отклонении Советом Федерации кандидатуры, представ- ленной Президентом РФ для назначения на должность Генераль- ного прокурора РФ, или предложения Президента РФ об освобо- ждении от должности Генерального прокурора РФ Совет Феде- рации принимает постановление с предложением Президенту РФ
о проведении консультаций с целью устранения возникших раз- ногласий.
Назначение и освобождение заместителей Генерального про- курора проводится в аналогичном порядке, но предложение вно- сит Генеральный прокурор РФ.
8. Назначение на должность и освобождение от должности за-
местителя Председателя Счетной палаты РФ и половины состава
ее аудиторов.
Заместитель Председателя Счетной палаты назначается на должность Советом Федерации по представлению Президен- та РФ. Предложения о кандидатах на эту должность могут вно- ситься Президенту комитетами и комиссиями Совета Федерации,
Глава 23. Федеральное Собрание Российской Федерации 539
а также не менее одной пятой от общего числа членов Совета
Федерации. Кандидатуру для назначения на должность замести- теля Председателя Счетной палаты Президент представляет не позднее чем за три месяца до истечения полномочий действую- щего заместителя Председателя. В случае досрочного освобожде- ния от должности Президент представляет кандидатуру на эту должность в двухнедельный срок со дня указанного освобожде- ния. В случае отклонения предложенной кандидатуры Президент в течение двух недель вносит новую кандидатуру. При этом Пре- зидент вправе вновь представить на рассмотрение Совета Феде- рации ту же кандидатуру либо внести другую кандидатуру.
Кандидатуры для назначения на должности аудиторов пред- ставляют комитеты и комиссии Совета Федерации. Вопрос о ли- шении неприкосновенности заместителя Председателя и аудито- ров Счетной палаты, назначенных на должность Советом Феде- рации, решается Советом Федерации по представлению
Генерального прокурора РФ.
9. Назначение членов Центральной избирательной комиссии РФ.
В соответствии с Федеральным законом об основных гаранти- ях избирательных чправ граждан Российской Федерации Совет
Федерации назначает на должность пять членов Центральной из- бирательной комиссии Российской Федерации. Кандидатуры для назначения на эти должности предлагают Совету Федерации за- конодательные (представительные) и исполнительные органы го- сударственной власти субъектов РФ. Назначение производится тайным голосованием. Назначение на должность членов Цен- тральной избирательной комиссии оформляется постановлением
Совета Федерации.
10. Обращение в Конституционный Суд РФ.
В соответствии со ст. 125 Конституции РФ Совет Федерации может обратиться в Конституционный Суд РФ с запросами о со- ответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Государственной Думы, Правительства РФ
и ряда других правовых актов. Не может быть направлено в Кон- ституционный Суд РФ обращение Совета Федерации, по предме- ту которого Конституционным Судом ранее было вынесено по- становление, сохраняющее свою силу.
Совет Федерации принимает постановление о направлении запроса или ходатайства Совета Федерации в Конституционный
Суд, а также постановление о назначении официального пред-
540 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации ставителя (представителей) при рассмотрении обращения Совета
Федерации в Конституционном Суде РФ.
Согласно Конституции РФ запрос о соответствии Конститу- ции нормативных актов и договоров может быть направлен в
Конституционный Суд РФ не только палатой, но и одной пятой членов Совета Федерации. В этом случае запрос подписывается членами Совета Федерации, направляющими его в Конституци- онный Суд, с указанием фамилии, имени, отчества, субъекта РФ,
который они представляют.
Регламентом также установлен порядок назначения Советом
Федерации членов Высшей квалификационной коллегии су- дей РФ — представителей общественности, порядок рассмотре- ния вопросов внешней политики и межпарламентского сотруд- ничества, порядок консультаций по вопросам о назначении и об отзыве дипломатических представителей, порядок принятия Рег- ламента и внесения в него изменений и дополнений.
Специальная компетенция Государственной Думы. Эта компе- тенция, или вопросы ведения Государственной Думы, установле- на в ряде статей Конституции РФ (в основном в ст. 103) и феде- ральных законов. Регламент Государственной Думы предусмат- ривает специальный порядок рассмотрения каждого такого вопроса.
В специальную компетенцию Государственной Думы входят следующие вопросы.
1. Дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя
Правительства РФ.
Государственная Дума рассматривает официально представ- ленную Президентом РФ кандидатуру на должность Председате- ля Правительства РФ в течение недели со дня внесения пред- ставления. Кандидат на должность Председателя Правительст- ва РФ докладывает Государственной Думе программу основных направлений деятельности будущего Правительства, отвечает на вопросы депутатов. По окончании ответов на вопросы предста- вители фракций и депутатских групп высказываются за выдвину- тую кандидатуру или против нее.
Решение о даче согласия на назначение Председателя Прави- тельства РФ принимается по усмотрению Государственной Думы тайным голосованием путем подачи бюллетеней или с примене- нием электронной системы. Согласие на назначение считается полученным, если за предложенную кандидатуру проголосовало
Глава 23. Федеральное Собрание Российской Федерации 541
большинство от общего числа депутатов. По результатам тайного голосования принимается постановление.
В случае отклонения кандидатуры Президент РФ в течение недели вносит на согласование палаты новую кандидатуру.
В случае двукратного отклонения представленных кандидатур
Президент РФ в течение недели вправе представить третью кан- дидатуру.
2. Выражение недоверия Правительству РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 117 Конституции РФ Государственная
Дума может выразить недоверие Правительству РФ. Предложение о выражении недоверия может вносить группа численностью не менее одной пятой от общего числа депутатов палаты. Государст- венная Дума рассматривает вопрос о недоверии Правительст- ву РФ в недельный срок после его внесения во внеочередном по- рядке. Постановление о недоверии принимается большинством голосов от общего числа депутатов открытым голосованием (па- лата вправе принять решение о поименном голосовании). Пред- ложение о выражении недоверия Правительству считается откло- ненным, если оно не собрало большинства голосов депутатов.
В случае если Президент РФ не согласится с решением Госу- дарственной Думы о недоверии Правительству РФ, Государст- венная Дума в течение трех месяцев вправе провести повторное голосование по вопросу о выражении такого недоверия. Предсе- датель Правительства РФ может сам поставить перед Государст- венной Думой вопрос о доверии Правительству РФ.
Решение о доверии принимается большинством голосов от общего числа депутатов, результаты голосования оформляются постановлением. Если же решение о доверии не принимается, то голосуется решение об отказе в доверии Правительству РФ. А ес- ли и это решение не собирает требуемого числа голосов, то рас- смотрение вопроса прекращается.
3. Назначение на должность и освобождение от должности
Уполномоченного по правам человека.
Кандидатуры на эту должность предлагаются Президен- том РФ, Советом Федерации, депутатами и депутатскими объе- динениями Государственной Думы.
Кандидат на должность Уполномоченного по правам человека выступает перед Государственной Думой с краткой программой предстоящей деятельности. Депутаты, присутствующие на заседа- нии, вправе задавать вопросы кандидату, высказывать свое мне- ние по предложенной кандидатуре, выступать за или против нее.