Файл: КонституционноеправоРоссийской.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 1418

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рассмотрение проекта закона в первом чтении.
В течение 30 дней со дня внесения проекта Государственная
Дума рассматривает его в первом чтении. На этой стадии Дума рассматривает концепцию и прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, основные направления бюд- жетной и налоговой политики, основные принципы взаимоот- ношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ,
программу государственных внешних заимствований и предос- тавления государственных кредитов Российской Федерацией иностранным государствам в части источников внешнего финан-

548 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации сирования покрытия дефицита федерального бюджета, а также основные характеристики федерального бюджета. К этим харак- теристикам относятся доходы федерального бюджета по группам,
подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов Россий- ской Федерации; дефициты федерального бюджета в абсолютных цифрах и в процентах к расходам федерального бюджета и источ- ники покрытия дефицита; общий объем расходов федерального бюджета в целом.
В течение 15 дней со дня внесения проекта закона комитеты
Государственной Думы готовят и направляют в Комитет по бюд- жету заключения по проекту закона с предложениями о его при- нятии или отклонении, а также предложения и рекомендации по вопросам, рассматриваемым в первом чтении. В течение этого же периода субъекты права законодательной инициативы направля- ют в Комитет по бюджету поправки по основным характеристи- кам федерального бюджета. На основании заключений комите- тов, поправок субъектов права законодательной инициативы по основным характеристикам федерального бюджета Комитет по бюджету готовит свое заключение по проекту закона, а также проект постановления Государственной Думы о принятии проек- та федерального закона о федеральном бюджете в первом чтении и об основных характеристиках федерального бюджета и пред- ставляет их на рассмотрение на пленарном заседании Государст- венной Думы.
При рассмотрении проекта закона в первом чтении на пле- нарном заседании Государственная Дума заслушивает доклад
Правительства РФ и содоклады Комитета по бюджету и про- фильного комитета, а также доклад Председателя Счетной пала- ты и принимает решение о принятии или об отклонении законо- проекта. В случае принятия Государственной Думой указанного законопроекта в первом чтении утверждаются основные характе- ристики федерального бюджета. В случае отклонения проекта
Дума может передать законопроект в согласительную комиссию,
состоящую из представителей Государственной Думы, Совета
Федерации и Правительства РФ, или вернуть законопроект в
Правительство РФ на доработку. Предусматривается также воз- можность поставить вопрос о доверии Правительству РФ.
В случае отклонения проекта закона и передачи его в согласи- тельную комиссию она в течение 10 дней разрабатывает вариант основных характеристик федерального бюджета, согласовывая указанные характеристики с внесенными на рассмотрение Думы


Глава 23. Федеральное Собрание Российской Федерации 549
законопроектами о внесении изменений и дополнений в законо- дательные акты о налогах и сборах, проектом программы госу- дарственных внешних заимствований Российской Федерации в части источников внешнего финансирования дефицита феде- рального бюджета.
По итогам рассмотрения проекта закона в первом чтении при- нимается постановление Государственной Думы о принятии про- екта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год в первом чтении и об основных характеристиках федерально- го бюджета. Если Дума не принимает решение по основным ха- рактеристикам федерального бюджета по итогам работы согласи- тельной комиссии, проект федерального закона о федеральном бюджете считается повторно отклоненным в первом чтении.
В этом случае Правительство РФ в течение 20 дней дорабатывает законопроект с учетом предложений и рекомендаций, изложен- ных в заключении комитетов по бюджету и по экономической по- литике, и вносит доработанный проект федерального закона на повторное рассмотрение Государственной Думы в первом чтении.
При повторном внесении указанного законопроекта Государст- венная Дума рассматривает его в первом чтении в течение 10 дней со дня повторного внесения в Государственную Думу.
При повторном отклонении в первом чтении проекта закона
Государственная Дума не имеет права повторно направить про- ект в согласительную комиссию или вернуть его в Правительст- во. Повторное отклонение проекта возможно лишь в случае, если
Дума ставит вопрос о доверии Правительству. В случае его от- ставки новое Правительство представляет новый вариант проекта закона не позднее чем через 30 дней.
2. Рассмотрение проекта закона во втором чтении.
Государственная Дума при рассмотрении проекта федерально- го закона о федеральном бюджете во втором чтении утверждает расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Проект закона рас- сматривается во втором чтении в течение 15 дней со дня его при- нятия в первом чтении.
Субъекты права законодательной инициативы направляют в
Комитет по бюджету поправки по расходам федерального бюдже- та по разделам, на основе которых Комитет по бюджету разраба- тывает и вносит на рассмотрение Думы проект постановления


550 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации о принятии проекта федерального закона о федеральном бюдже- те во втором чтении и о распределении расходов федерального бюджета по разделам функциональной классификации.
Если Государственная Дума отклоняет проект федерального закона о федеральном бюджете во втором чтении, она передает указанный законопроект в согласительную комиссию.
3. Рассмотрение проекта закона в третьем чтении.
Проект закона рассматривается Думой в третьем чтении в те- чение 25 дней со дня принятия указанного законопроекта во вто- ром чтении. При рассмотрении проекта в третьем чтении Дума утверждает расходы федерального бюджета по подразделам функ- циональной классификации и главным распорядителям средств бюджета по всем уровням классификации, распределение средств
Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, рас- ходы на финансирование федеральных целевых программ, Феде- ральной адресной инвестиционной программы на очередной год;
государственной программы вооружения; программы предостав- ления гарантий Правительства РФ, программы предоставления средств федерального бюджета на возвратной основе по каждому виду расходов, программы государственных внешних заимствова- ний Российской Федерации и др. Субъекты права законодатель- ной инициативы направляют свои поправки по показателям фе- дерального бюджета, рассматриваемым в третьем чтении, в Коми- тет по бюджету. В течение 10 дней Комитет проводит экспертизу поправок, готовит сводные таблицы поправок по разделам ука- занного законопроекта, рассматриваемых в третьем чтении, и на- правляет их в соответствующие профильные комитеты Государст- венной Думы. Дальнейшему рассмотрению подлежат исключи- тельно поправки, прошедшие экспертизу в Комитете по бюджету и Правительстве РФ.
Рассмотрение поправок по подлежащим рассмотрению вопро- сам параллельно проводится на заседаниях Комитета по бюджету и соответствующего профильного комитета. При этом голосова- ние поправок проводится комитетами раздельно. Решение счита- ется принятым, если результаты голосования комитетов совпада- ют. На пленарном заседании Государственной Думы при рас- смотрении проекта закона в третьем чтении рассматриваются поправки, поддержанные или отклоненные Комитетом по бюд- жету и соответствующим профильным комитетом. В обязатель- ном порядке рассматриваются поправки, по которым у комите- тов имеются разногласия. Общая сумма ассигнований по поправ-


Глава 23. Федеральное Собрание Российской Федерации 551
кам, поддержанным комитетами, не должна превышать суммы расходов по соответствующему разделу, утвержденной во втором чтении.
4. Рассмотрение проекта закона в четвертом чтении.
Государственная Дума рассматривает проект закона в четвер- том чтении в течение 15 дней со дня его принятия в третьем чте- нии. При этом рассматриваются поправки к законопроекту, а за- тем законопроект ставится на голосование в целом. Внесение в него поправок не допускается. Принятый Думой федеральный закон о федеральном бюджете на очередной год в течение пяти дней со дня его принятия передается на рассмотрение Совета
Федерации. Этот закон подлежит обязательному рассмотрению
Советом Федерации в порядке, предусмотренном Конституци- ей РФ. Рассмотрение закона Президентом РФ осуществляется в соответствии со ст. 107 Конституции РФ.
Бюджетным кодексом предусмотрено включение в бюджет секретных статей, которые рассматриваются исключительно председателями палат и специальными комиссиями палат. Соот- ветствующие программы представляются Президентом РФ.
В случае непринятия в срок или невступления в силу феде- рального закона о федеральном бюджете Государственная Дума может принять федеральный закон о финансировании расходов из федерального бюджета в I квартале очередного финансового года. В этом случае федеральные органы исполнительной власти производят расходование средств федерального бюджета в соот- ветствии с указанным федеральным законом.
Такова строгая стадиальная последовательность принятия Ду- мой федерального бюджета Российской Федерации. Федеральное
Собрание ежегодно принимает также закон об исполнении феде- рального бюджета.
В осуществлении оперативного контроля за исполнением фе- дерального бюджета Федеральному Собранию оказывает помощь создаваемая им Счетная палата РФ. Этот орган, действующий на основе закона, проводит свою работу независимо, но отчитыва- ется перед обеими палатами. Государственная Дума и Совет Фе- дерации вправе давать ей поручения и рекомендации. В целях обеспечения контроля Счетной палатой хода исполнения феде- рального бюджета Думой утверждены формы финансовой отчет- ности участников бюджетного процесса. Отчеты об исполнении бюджета представляются палатам ежеквартально.

552 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации
Важным направлением деятельности Федерального Собрания в финансовой области является принятие законов о налогах и сборах. Данное полномочие прямо закреплено в Конститу- ции РФ (ч. 3 ст. 75), в которой устанавливается, что система на- логов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения устанавливаются только федеральным законом.
Налоговый кодекс РФ устанавливает, что виды налогов, налого- вые ставки, льготы по всем налогам и другие условия устанавли- ваются законом.
Принятие налоговых и других финансовых законов осуществ- ляется Федеральным Собранием при соблюдении важного усло- вия. Конституция РФ (ч. 3 ст. 104) установила, что законопроек- ты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты,
о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматри- вающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета,
могут быть внесены только при наличии заключения Правитель- ства РФ. Этим достигается взаимодействие законодательной и исполнительной властей с целью не допустить введения сверх- бюджетных расходов и стабилизировать бюджет.
Федеральное Собрание принимает ряд других финансовых за- конов. Так, оно утверждает бюджеты Стабилизационного фонда,
Пенсионного фонда, Федерального фонда обязательного меди- цинского страхования, Государственного фонда занятости, Фон- да социального страхования, а также исполнение бюджетов этих фондов социального назначения.
Полномочия Федерального Собрания в области обороны и безо-
пасности. Основные полномочия палат в этой области перечисле- ны в Конституции РФ или установлены в федеральных законах.
Прежде всего это вопрос об объявлении войны и заключении мира. Конституция РФ прямо не устанавливает, кто имеет на это право, но из смысла п. «к» ст. 71 и п. «е» ст. 106 можно сделать вывод о том, что объявление войны и заключение мира входит в компетенцию обеих палат Федерального Собрания. При этом Го- сударственная Дума принимает по этим вопросам федеральный закон, а Совет Федерации в обязательном порядке его рассматри- вает с целью одобрения или неодобрения. Естественно, что закон должен быть подписан Президентом РФ. Такое распределение полномочий, исключающее возможность единоличного решения
Президентом РФ вопросов объявления войны и заключения ми-


Глава 23. Федеральное Собрание Российской Федерации 553
ра, свидетельствует о стремлении законодателя перенести центр тяжести и основную ответственность на представительный орган.
Однако следует помнить, что в случаях агрессии против Рос- сийской Федерации или непосредственной угрозы, возникнове- ния вооруженных конфликтов, направленных против страны,
именно Президент РФ объявляет общую или частичную мобили- зацию, вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом
Совету Федерации и Государственной Думе, отдает приказ Вер- ховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ о ве- дении военных действий. Следовательно, с юридической точки зрения надо различать войну и ведение военных действий, объ- явление войны и введение военного положения.
Приведенное положение закреплено в Конституции РФ (ч. 2
ст. 87) и Федеральном законе «Об обороне» (ч. 4 ст. 4). Оно ясно указывает на то, что военные действия со стороны России могут начаться только в случаях агрессии против нее или непосредст- венной угрозы, а также вооруженных конфликтов, направленных против нее. Следовательно, и объявление войны может последо- вать только в оборонительных целях. Желая подчеркнуть только такой характер возможной для своего государства войны, в ряде государств (Италия, Венгрия) конституции закрепляют не право
«объявления войны», а право «объявлять состояние войны». Хотя в Конституции РФ такого термина нет, следует считать, что по смыслу ее формулировок речь идет как раз об этом. Оборона оп- ределяется как система политических, экономических, военных,
социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита страны.
Заключение мира всегда является результатом переговоров,
завершаемых договором. Переговоры, разумеется, ведутся от имени Президента РФ. Однако договор о мире приобретает пол- ную юридическую силу только после того, как Государственная
Дума примет федеральный закон о ратификации, который подле- жит обязательному рассмотрению Советом Федерации, после че- го должен быть направлен на подпись Президенту РФ.
Конституция РФ, как было отмечено, предусматривает воз- можность введения военного положения Президентом РФ с не- замедлительным сообщением об этом палатам Федерального Со- брания. Подчеркивается также, что соответствующий указ Пре- зидента РФ входит в силу только после его утверждения Советом
Федерации. Полномочия палат Федерального Собрания в облас-