ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 1415
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
542 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации
О назначении Уполномоченного по правам человека принимает- ся постановление. Если кандидатура на должность Уполномочен- ного по правам человека отклонена палатой, может быть предло- жена для нового рассмотрения та же или новая кандидатура. По вопросу о назначении на должность или об освобождении от должности Уполномоченного по правам человека Государствен- ная Дума принимает постановление.
4. Назначение на должность и освобождение от должности
Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
Председатель Счетной палаты назначается на должность Госу- дарственной Думой по представлению Президента РФ. Предло- жения о кандидатах на должность Председателя могут вноситься
Президенту РФ депутатскими объединениями и комитетами Го- сударственной Думы, а также не менее одной пятой от общего числа Думы. Президент РФ представляет кандидатуру не позднее чем за три месяца до истечения полномочий действующего
Председателя Счетной палаты. В случае досрочного освобожде- ния от должности Председателя Президент представляет канди- датуру на эту должность в двухнедельный срок со дня указанного освобождения. В случае отклонения предложенной кандидатуры
Президент в течение двух недель вносит новую кандидатуру. При этом Президент вправе вновь представить на рассмотрение Думы ту же кандидатуру либо внести другую кандидатуру. Кандидат выступает перед Думой с краткой программой деятельности.
Кандидатуры на должность аудиторов Счетной палаты пред- ставляются депутатами Комитету по бюджету и налогам, который вносит на обсуждение палаты весь список. Вопрос об освобожде- нии от должности этих должностных лиц решается простым большинством палаты по представлению того же Комитета.
5. Назначение на должность и освобождение от должности
Председателя Центрального банка РФ.
Кандидатура на должность Председателя Центрального бан- ка РФ представляется Президентом РФ. Кандидат выступает пе- ред Думой с краткой программой предстоящей деятельности, от- вечает на вопросы. Председатель Центрального банка считается назначенным, если за него проголосовало большинство от обще- го числа депутатов Государственной Думы.
Вопрос об освобождении от должности Председателя Цен- трального банка решается по представлению Президента РФ. Ре- шение об этом принимается Государственной Думой большинст- вом голосов от общего числа депутатов. Дума также назначает
Глава 23. Федеральное Собрание Российской Федерации 543
членов Совета директоров ЦБ, избирает трех представителей в состав Национального банковского совета (коллегиального орга- на Банка России).
6. Выдвижение обвинения против Президента РФ.
Предложение о выдвижении обвинения против Президен- та РФ для отрешения его от должности может быть внесено по инициативе не менее одной трети от общего числа депутатов Го- сударственной Думы. Предложение должно содержать конкрет- ные указания на признаки преступления, которое вменяется в вину Президенту РФ. Предложение направляется на заключение специальной комиссии, образуемой палатой, для оценки соблю- дения процедурных правил и фактической обоснованности обви- нения. Специальная комиссия избирается Государственной Ду- мой в составе Председателя, его заместителя и 13 членов комис- сии. Председатель комиссии избирается Государственной Думой путем открытого голосования большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Члены комиссии избираются палатой по представлению депутатских объединений общим списком боль- шинством голосов от общего числа депутатов Государственной
Думы. Состав комиссии формируется с учетом пропорциональ- ного представительства депутатских объединений. Специальная комиссия проверяет обоснованность выдвинутого против Прези- дента РФ обвинения, соблюдение кворума, необходимого для выдвижения обвинения, правильность подсчета голосов и других процедурных правил, установленных Регламентом. Специальная комиссия заслушивает на своих заседаниях лиц, которые могут сообщить о фактах, положенных в основу предложения о выдви- жении обвинения, рассматривает соответствующие документы,
заслушивает представителя Президента РФ. Комиссия большин- ством голосов членов комиссии принимает заключение о нали- чии фактических обстоятельств, положенных в основу предложе- ния о выдвижении обвинения, и о соблюдении процедуры вы- движения такого обвинения.
Предложение о выдвижении обвинения против Президен- та РФ и заключение специальной комиссии рассматриваются на заседании Государственной Думы. По решению палаты заседание может быть объявлено закрытым. В обсуждении предложения принимают участие депутаты Государственной Думы, а также приглашенные для этого эксперты и другие лица, оценки и пока- зания которых имеют существенное значение.
544 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации
По итогам обсуждения двумя третями голосов от общего чис- ла депутатов палаты принимается постановление о выдвижении обвинения против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления для отрешения его от должности. Постановление принимается тайным голосованием с использованием бюллетеней. В пятидневный срок оно направля- ется в Совет Федерации, а также для дачи заключений в Верхов- ный Суд РФ и Конституционный Суд РФ.
7. Объявление амнистии.
Амнистия (от греч. amnestia — забвение, прощение) — осво- бождение от ответственности определенных лиц, осужденных по одной или нескольким статьям Уголовного кодекса, или в отно- шении которых только возбуждено или может быть возбуждено дело по данным статьям. Амнистия отличается от помилования,
которое касается только конкретных лиц, совершивших преступ- ление (право помилования принадлежит Президенту РФ).
Объявление амнистии осуществляется Государственной Ду- мой путем принятия постановлений об объявлении амнистии и о порядке исполнения амнистии. Проект постановления вносится и рассматривается в порядке, установленном для внесения и рас- смотрения законопроектов.
Постановления об объявлении амнистии принимаются боль- шинством голосов от общего числа депутатов Государственной
Думы. Они подлежат официальному опубликованию в течение трех дней.
8. Обращение в Конституционный Суд РФ.
В соответствии с Конституцией РФ Государственная Дума мо- жет обращаться с запросами в Конституционный Суд РФ о соот- ветствии Конституции РФ нормативных актов Президента РФ,
Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ,
конституций республик, уставов, а также законов и иных норма- тивных актов субъектов РФ, международных договоров, не всту- пивших в силу для Российской Федерации. Государственная Ду- ма может также обратиться с запросом в Конституционный
Суд РФ о толковании Конституции РФ, а также с ходатайствами по спорам о компетенции, в которых она является одной из сто- рон.
Предложение об обращении с запросом в Конституционный
Суд РФ вносится депутатским объединением или комитетом Го- сударственной Думы. Решение об обращении с запросом в Кон- ституционный Суд принимается большинством голосов депута-
Глава 23. Федеральное Собрание Российской Федерации 545
тов. Запрос может быть также направлен группой депутатов Го- сударственной Думы, насчитывающей не менее одной пятой от общего числа депутатов (90 человек). В последнем случае к про- екту ходатайства прилагается перечень подписей запрашиваю- щих.
Регламент Государственной Думы также устанавливает поря- док рассмотрения вопроса о лишении депутата неприкосновен- ности, порядок рассмотрения внешнеполитических вопросов,
порядок ратификации, прекращения и приостановления между- народных договоров, порядок решения вопросов международных связей Думы.
Полномочия Федерального Собрания в финансовой области. Это одна из наиболее важных и сложных областей деятельности госу- дарства, в связи с чем во всех странах предусматривается особый порядок принятия финансовых законов, и прежде всего государ- ственного бюджета и налогов. Осознание необходимости контро- ля за установлением налогов, доходами и расходами государства послужило одной из главных причин, приведших к учреждению первых парламентов мира.
Бюджет представляет собой форму образования и расходова- ния денежных средств для обеспечения функций органов госу- дарственной власти. Этот важнейший документ, всегда устанав- ливаемый отдельным законом, определяет источники поступле- ния финансовых средств и классифицирует статьи расходов с тем, чтобы народные деньги использовались правительством строго по назначению. Бюджет принимается парламентом еже- годно в форме закона. В компетенцию представительного органа входит и контроль за исполнением бюджета, который включает как право проверок, так и утверждение отчета правительства об исполнении закона о бюджете.
Понятие «доходы» обычно охватывает поступления от нало- гов, займов и сборов, разного рода штрафов и пошлин, доходы от государственных предприятий и вкладов в банки, арендную плату и другие платежи в бюджет. Государственные расходы включают средства, которые направляются на субвенции и дота- ции субъектам Федерации, погашение внешнего и внутреннего государственного долга, содержание государственного аппарата и армии, социальную поддержку населения, экономические и культурные нужды и др.
Полномочия Федерального Собрания в области финансов регламентируются Конституцией РФ и рядом федеральных зако-
546 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации нов. Из Конституции РФ (ст. 71) вытекает, что Федеральное Со- брание вправе принимать законы по таким вопросам ведения
Российской Федерации, как финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики,
федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ Федеральное
Собрание вправе принимать законы по такому вопросу совмест- ного ведения Российской Федерации и ее субъектов, как уста- новление общих принципов налогообложения и сборов в Рос- сийской Федерации.
Бюджетный кодекс устанавливает общие принципы бюджет- ного законодательства, детально регламентирует бюджетный про- цесс, т. е. деятельность органов власти по составлению, рассмот- рению, утверждению и исполнению бюджета. В этом процессе по смыслу закона значительные полномочия отводятся Государст- венной Думе. Составление и исполнение бюджета являются функциями органов исполнительной власти, а рассмотрение, ут- верждение и контроль за исполнением бюджета — функциями парламента.
Бюджетный кодекс установил, что Правительство РФ вносит в
Государственную Думу и представляет Президенту РФ проект фе- дерального закона о федеральном бюджете на очередной финан- совый год не позднее 24 часов 26 августа текущего года, одновре- менно с предварительными итогами социально-экономического развития Российской Федерации за истекший период, прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год, основными направлениями бюджетной и налого- вой политики, проектом федеральной адресной инвестиционной программы и др. Наряду с этими и рядом других материалов о внутреннем экономическом и финансовом положении страны
Думе предоставляются международные договоры Российской Фе- дерации, вступившие в силу и содержащие ее финансовые обяза- тельства на очередной год, включая нератифицированные между- народные договоры о государственных внешних заимствованиях и государственных кредитах, программа государственных внеш- них заимствований и предоставления государственных кредитов
Российской Федерацией иностранным государствам, структура внешнего и внутреннего долга страны и ряд других материалов.
От Правительства требуются предложения по расходам на содер- жание Вооруженных Сил и других войск, а также ряд других до- кументов.
Глава 23. Федеральное Собрание Российской Федерации 547
Банк России до 26 августа текущего года представляет в Госу- дарственную Думу, Президенту РФ и Правительству РФ проект основных направлений единой государственной денежно-кредит- ной политики на очередной год.
Проект федерального закона о федеральном бюджете направ- ляется в Комитет по бюджету для подготовки заключения, в со- ответствии с которым проект принимается к рассмотрению Госу- дарственной Думой либо подлежит возвращению в Правительст- во РФ на доработку.
Для обеспечения необходимой степени конфиденциальности рассмотрения отдельных разделов и подразделов расходов феде- рального бюджета и источников покрытия дефицита федерально- го бюджета Государственная Дума утверждает персональный со- став рабочих групп, члены которых несут ответственность за со- хранение государственной тайны.
В отличие от других законов Государственная Дума рассмат- ривает проект федерального закона о федеральном бюджете в че- тырех чтениях. При этом федеральные законы о внесении изме- нений и дополнений в законодательные акты Российской Феде- рации о налогах и тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на очередной год должны быть приняты
Государственной Думой до утверждения основных характеристик федерального бюджета в первом чтении; федеральные законы о бюджетах внебюджетных фондов, о повышении минимального размера пенсии, о порядке индексации и перерасчета государст- венных пенсий, о повышении минимального размера оплаты труда должны быть приняты до рассмотрения во втором чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очеред- ной год. Используется также термин «нулевое» чтение, которым обозначают предварительное рассмотрение проекта совместно с
Правительством.
1.
1 ... 44 45 46 47 48 49 50 51 ... 66