ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 1417
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
554 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации ти обороны и безопасности вытекают также из тех положений
Конституции РФ (ст. 71), которыми устанавливаются вопросы ведения Российской Федерации, и в частности такие, как оборо- на и безопасность, оборонное производство, определение поряд- ка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества, а также определение статуса и за- щита Государственной границы.
Федеральный закон «Об обороне» суммирует и в то же время существенно расширяет конституционные полномочия палат Фе- дерального Собрания в области обороны. Совет Федерации в со- ответствии с этим Законом:
1) рассматривает расходы на оборону, установленные приня- тыми Государственной Думой федеральными законами о феде- ральном бюджете;
2) рассматривает принятые Государственной Думой федераль- ные законы в области обороны;
3) утверждает указы Президента РФ о введении военного по- ложения и чрезвычайного положения на территории Российской
Федерации или в отдельных ее местностях, а также о привлече- нии Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирова- ний и органов с использованием вооружения к выполнению за- дач не по их предназначению;
4) решает вопрос о возможности использования Вооруженных
Сил РФ за пределами территории Российской Федерации.
Государственная Дума в соответствии с этим Законом:
1) рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые феде- ральными законами о федеральном бюджете;
2) принимает федеральные законы в области обороны.
Федеральный закон «Об обороне», следовательно, предостав- ляет Федеральному Собранию РФ фактически неограниченные полномочия принимать законы в области обороны.
Выше говорилось о конституционном полномочии Совета Фе- дерации решать вопрос о возможности использования Вооружен- ных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации.
Однако в Конституции РФ дано лишь самое общее определение данного полномочия. Федеральный закон «О порядке предостав- ления Российской Федерацией военного и гражданского персо- нала для участия в деятельности по поддержанию или восстанов- лению международного мира и безопасности» конкретизирует это полномочие Совета Федерации, усиливая роль Федерального Со- брания. Под поддержанием или восстановлением международно-
Глава 23. Федеральное Собрание Российской Федерации 555
го мира и безопасности законом понимаются операции по под- держанию мира и другие меры, предпринимаемые Советом Безо- пасности ООН и в соответствии с Уставом ООН, и в ряде других случаев. Президент РФ может принять решение об участии в та- ких операциях после принятия Советом Федерации постановле- ния о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пре- делами территории Российской Федерации и в соответствии с ра- тифицированным международным договором или с федеральным законом. При этом предложение о ратификации международного договора или проект федерального закона могут быть внесены в
Государственную Думу только после принятия Советом Федера- ции соответствующего постановления (ст. 10). Таким образом,
Федеральное Собрание разделяет полномочия по участию Воору- женных Сил РФ в миротворческой деятельности с Президен- том РФ.
Конституция РФ выделяет важный аспект безопасности стра- ны: статус и защита Государственной границы. Государственная
Дума вправе принимать федеральные законы по этим вопросам,
а Совет Федерации в обязательном порядке их рассматривает.
Введение такой процедуры принятия федеральных законов о ста- тусе и защите Государственной границы подчеркивает повышен- ную ответственность Федерального Собрания, и особенно Совета
Федерации, в обеспечении данных вопросов государственной безопасности.
Полномочия Федерального Собрания в области внешней полити-
ки и международных отношений. Широкие полномочия Президен- та РФ в этой области, сформулированные в ст. 86 Конститу- ции РФ, и прежде всего осуществление им руководства внешней политикой страны, существенно сокращают возможности Феде- рального Собрания влиять на решение внешнеполитических во- просов. Однако значительные полномочия в этой области, выте- кающие из таких вопросов ведения Российской Федерации
(ст. 71 Конституции РФ), как международные договоры, вопросы войны и мира, внешнеэкономические отношения, оно все же имеет.
Государственная Дума, как сказано в ее Регламенте, рассмат- ривает внешнеполитические вопросы по собственной инициати- ве, или в связи с обращением Президента РФ, либо по докладам и сообщениям Правительства РФ и комитетов палаты. Палата принимает обращения и заявления, выражающие ее позицию по общим или отдельным вопросам внешней политики Российской
556 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации
Федерации, а также по вопросам международных отношений в целом. Инициатива внесения проектов обращений и заявлений
Государственной Думы может исходить от любых субъектов пра- ва законодательной инициативы.
Более существенным вопросом является ратификация Думой международных договоров Российской Федерации. Международ- ные договоры Российской Федерации, подлежащие ратифика- ции, вносятся Президентом РФ в Государственную Думу вместе с проектом федерального закона о его ратификации, пояснитель- ной запиской, другими необходимыми документами и материа- лами. Совет Государственной Думы, исходя из содержания по- ступившего на рассмотрение договора, определяет ответственный комитет по подготовке к его ратификации Государственной Ду- мой и направляет договор и проект федерального закона о его ратификации с сопроводительными материалами на заключение в соответствующий комитет. Одновременно договор и проект фе- дерального закона о его ратификации направляются в Комитет по международным делам или в Комитет по делам Содружества
Независимых Государств и связям с соотечественниками в соот- ветствии с их компетенцией. Решением Совета Государственной
Думы к участию в подготовке заключений по договору привлека- ются другие комитеты палаты. Эти комитеты могут запрашивать у соответствующих государственных органов дополнительную информацию, касающуюся представленного на ратификацию ме- ждународного договора, привлекать к оценке этой информации и текста международного договора независимых экспертов. Ответ- ственный комитет оказывает содействие другим комитетам Госу- дарственной Думы в подготовке заключений по международному договору в соответствии с их компетенцией, создает подготови- тельные комиссии. Этот комитет по решению Государственной
Думы может проводить парламентские слушания по вопросу о ратификации международного договора.
По итогам обсуждения с учетом поступивших предложений и на основе результатов парламентских слушаний ответственный комитет представляет заключение и проект федерального закона о ратификации. Заключение комитета содержит рекомендации о ратификации или о нератификации международного договора,
предложения о необходимости сопроводить ратификацию воз- можными оговорками. Совет Государственной Думы включает вопрос о ратификации международного договора в календарь рассмотрения вопросов вне очереди.
Глава 23. Федеральное Собрание Российской Федерации 557
Государственная Дума принимает федеральный закон о рати- фикации международного договора, о его приостановлении или прекращении действия большинством голосов от общего числа депутатов. Принятый закон направляется в Совет Федерации.
В случае если, согласно ст. 125 Конституции РФ, в Конституци- онный Суд РФ был направлен запрос о соответствии Конститу- ции РФ вынесенного на ратификацию международного договора,
то до вынесения Конституционным Судом решения по этому во- просу Государственная Дума не рассматривает проект федераль- ного закона о ратификации международного договора.
В соответствии с Конституцией РФ (п. «г» ст. 106) федераль- ные законы по вопросам ратификации и денонсации междуна- родных договоров РФ подлежат обязательному рассмотрению
Советом Федерации. Так же, как и Государственная Дума, Совет
Федерации не рассматривает этот вопрос в случае, если в Кон- ституционный Суд РФ направлен запрос о соответствии не всту- пившего в силу международного договора Конституции РФ.
Конституция РФ предусматривает (п. «м» ст. 83), что назначе- ние и отзыв дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях осуществляется
Президентом РФ после консультаций с комитетами или комис- сиями палат Федерального Собрания. В связи с этим Регламенты палат устанавливают порядок таких консультаций. Предложения по кандидатурам для назначения дипломатических представите- лей (послов и др.) оформляются решением коллегии Министер- ства иностранных дел РФ или иного министерства и представля- ются вместе с документами, характеризующими каждого канди- дата. Аналогичные документы представляются на кандидатов для отзыва дипломатических представителей. Предложение о назна- чении или отзыве дипломатических представителей должно быть мотивировано. Комитет может затребовать представление допол- нительных данных о кандидатах и мотивировки назначения либо отзыва дипломатического представителя. Далее, соответствую- щий комитет Государственной Думы на своем закрытом заседа- нии в присутствии кандидата на назначение дипломатическим представителем или дипломатического представителя, которого предлагается отозвать, а также соответствующих должностных лиц Министерства иностранных дел РФ проводит обсуждение и по его итогам выносит свое заключение. Такое заключение долж- но быть мотивировано и официально направлено на имя Прези- дента РФ.
558 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации
Аналогичные консультации при назначении и отзыве дипло- матических представителей Президент РФ проводит отдельно с комитетами и комиссиями Совета Федерации. Процедура этих консультаций аналогична той, которая применяется в Государст- венной Думе.
Палаты Федерального Собрания принимают участие в дея- тельности трех международных парламентских организаций:
Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ,
Межпарламентской Ассамблеи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Парламентской Ассамблеи Со- вета Европы (ПАСЕ) и Межпарламентского Союза.
Совет Государственной Думы ежегодно утверждает планы ме- ждународных связей с парламентами других государств. Государ- ственная Дума закрепляет в своем Регламенте право заключать с парламентами других государств и с международными парламент- скими организациями соглашения о межпарламентском сотруд- ничестве. По решению Совета Государственной Думы руководи- телям парламентов других государств, главам государств и прави- тельств, руководителям парламентских делегаций может быть предоставлена возможность выступить на заседании Государст- венной Думы. Государственная Дума рассматривает рекоменда- тельные законодательные акты Межпарламентской Ассамблеи го- сударств — участников СНГ, принимает решения по их реализа- ции.
Положение о российских частях межпарламентских комиссий по двустороннему сотрудничеству с парламентами других госу- дарств, а также Положение о парламентских делегациях РФ в
Межпарламентской Ассамблее государств — участников СНГ,
других межпарламентских организациях утверждаются Государ- ственной Думой и Советом Федерации. Участие депутатов Госу- дарственной Думы в деятельности Межпарламентского Союза регламентируется Положением о парламентской группе России
(она состоит из представителей обеих палат), принимаемым об- щим собранием парламентской группы. Государственная Дума утверждает согласованный с Советом Федерации единый поря- док протокольного, финансового и организационно-техническо- го обеспечения иностранных парламентских делегаций, а также депутатов Думы, выезжающих за рубеж в рамках российских час- тей межпарламентских комиссий или в составе делегаций Госу- дарственной Думы или Федерального Собрания.
Глава 23. Федеральное Собрание Российской Федерации 559
Совет Федерации также осуществляет сотрудничество с парла- ментами иностранных государств и международными парламент- скими организациями в соответствии с утверждаемым Советом планом. Совет Федерации может самостоятельно заключать со- глашения о межпарламентском сотрудничестве с парламентами других государств и осуществлять обмен парламентскими делега- циями.
Совет Федерации со своей стороны утверждает положение о российской части межпарламентских комиссий (парламентских групп) по двустороннему сотрудничеству с парламентами других государств, а также положения о парламентских делегациях Рос- сийской Федерации в Межпарламентской Ассамблее госу- дарств — участников СНГ, других международных парламент- ских организациях. Участие членов Совета Федерации в деятель- ности Межпарламентского Союза регламентируется Положением о Парламентской группе РФ, принимаемым Общим собранием
Парламентской группы.
Совет Федерации также утверждает согласованный с Государ- ственной Думой единый порядок протокольного, финансового и организационно-технического обеспечения парламентских орга- низаций в Российской Федерации, а также членов Совета Феде- рации, выезжающих за рубеж в составе российской части меж- парламентских комиссий, делегаций Совета Федерации, делега- ций Федерального Собрания РФ.
Совет Федерации рассматривает подготовленные Комитетом по делам Содружества Независимых Государств и другими коми- тетами в соответствии с вопросами их ведения предложения по законодательным актам, принятым Парламентом Союзного госу- дарства (Россия — Белоруссия), Межпарламентской Ассамблеей
Евразийского экономического сообщества, модельным законода- тельным актам, принятым Межпарламентской Ассамблеей госу- дарств — участников Содружества Независимых Государств.
Контрольные функции Федерального Собрания. Когда говорят о парламентском контроле, то прежде всего имеют в виду право представительного органа участвовать в формировании исполни- тельных органов государственной власти, требовать от них отчета о своей деятельности и отправлять в отставку министров или правительства в целом в случае признания их деятельности не- удовлетворительной (вотум недоверия). Таким полномочием все- гда и в полном объеме обладают парламенты в государствах с парламентской формой правления. Что же касается президент-