ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 1428
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 24. Правительство Российской Федерации 623
ры), по существу, не оставляет для нее выбора: она должна выра- зить доверие, если не хочет своего роспуска.
Следует заметить, что согласно Конституции (ч. 4 ст. 117)
право постановки вопроса о доверии принадлежит не Правитель- ству РФ, а его Председателю. Это закономерно рождает предпо- ложение, что Председатель вправе совершить эту акцию без кол- легиального решения Правительства. Но тогда затруднительно ответить на вопрос, каковы должны быть его действия, если Пра- вительство большинством голосов примет обратное решение.
Поэтому представляется более верным понимать данное право
Председателя как полномочие, основанное на коллегиально при- нятом решении Правительства РФ, тем более что при выражен- ном недоверии Президент принимает решение об отставке всего
Правительства.
Но все же недобровольная отставка Правительства РФ — по инициативе ли Председателя Правительства или Президента, а также в связи с недоверием со стороны Государственной Думы —
возможна. Во всех этих случаях, как и при сложении полномо- чий в связи с истечением срока, Правительство РФ по поруче- нию Президента РФ продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ. Этим закрепляется объективная необ- ходимость непрерывности деятельности Правительства РФ при всех условиях.
Следует учитывать, что практическая применимость рассмот- ренных конституционных положений в существенной степени зависит от расклада политических сил в Думе. Положение Пра- вительства более прочно, когда большинство в палате принадле- жит партии, поддерживающей Президента РФ.
1 ... 49 50 51 52 53 54 55 56 ... 66
§ 4. Компетенция Правительства
Российской Федерации
Правительство в любом государстве осуществляет широкую деятельность, охватывающую государственным управлением практически все сферы жизни. Поэтому конституционно закре- пить предметную компетенцию этого органа государственной власти в конституциях с исчерпывающей полнотой весьма за- труднительно, вследствие чего она всегда устанавливается только в общей форме.
Таково положение и в Российской Федерации. В ст. 114 Кон- ституции РФ закреплен перечень вопросов, относящихся к ком-
624 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации петенции Правительства РФ, но в заключение говорится, что оно осуществляет и «иные полномочия», возложенные на него Кон- ституцией РФ, федеральными законами, указами Президен- та РФ. Следовательно, конституционный перечень не является исчерпывающим, да и сами вопросы, которые включены в него,
выглядят скорее как самое общее обозначение основных обязан- ностей государства.
Однако нельзя забывать, что предметная компетенция Прави- тельства РФ прямо вытекает из вопросов ведения Российской
Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 71 и 72 Конституции РФ). Разумеется, Прави- тельство РФ решает эти вопросы не единолично, а совместно с другими федеральными органами государственной власти (Пре- зидентом РФ, Федеральным Собранием) своими специфически- ми средствами и методами.
Компетенция Правительства РФ, установленная в ст. 114
Конституции РФ, конкретизирована в Федеральном конституци- онном законе «О Правительстве Российской Федерации».
Общие полномочия. Правительство РФ в пределах своих пол- номочий организует реализацию внутренней и внешней полити- ки РФ, осуществляет регулирование в социально-экономической сфере, обеспечивает единство системы исполнительной власти в
Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов, формирует федеральные целевые программы и обес- печивает их реализацию, реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.
Правительство по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и законам. Оно осуществляет полномочия, переданные ему органа- ми исполнительной власти субъектов РФ на основании соответ- ствующих соглашений.
Полномочия в сфере экономики. Правительство осуществляет регулирование экономических процессов, обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятель- ности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, прогнозирует социально-экономическое развитие Рос- сийской Федерации, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики, вырабатывает госу- дарственную структурную и инвестиционную политику и прини- мает меры по ее реализации. Правительство также осуществляет
Глава 24. Правительство Российской Федерации 625
управление федеральной собственностью, разрабатывает и реали- зует государственную политику в сфере международного эконо- мического, финансового, инвестиционного сотрудничества, осу- ществляет общее руководство таможенным делом, принимает ме- ры по защите интересов отечественных производителей товаров,
исполнителей работ и услуг, формирует мобилизационный план экономики, обеспечивает функционирование оборонного произ- водства Российской Федерации.
Бюджет и финансы. Правительство РФ — соучастник бюджет- ного процесса, т. е. регламентированной законом деятельности органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Правительство разрабатывает и представ- ляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение. Оно также представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета. Порядок разработки
Правительством РФ проекта федерального бюджета регулируется
Бюджетным кодексом. Правительству РФ вменено ежегодно до
15 августа вносить в Государственную Думу проект федерального бюджета одновременно с рядом документов и материалов (пред- варительные итоги, прогноз социально-экономического разви- тия, основные направления бюджетной и налоговой политики и др.). Оно вносит также проекты законов о бюджетах государст- венных внебюджетных фондов (пенсионный, социального стра- хования и проч.). Отчет об исполнении федерального бюджета за прошедший финансовый год вносится в Государственную Думу одновременно с проектом федерального бюджета на следующий финансовый год. Правительство в установленные сроки предос- тавляет необходимую информацию в Счетную палату РФ при осуществлении ею контроля за исполнением федерального бюд- жета.
Работа над составлением проекта федерального закона о бюд- жете и его исполнении очень сложна и многообразна, в ней участ- вуют все ведущие министерства и ведомства (финансов, экономи- ки и др.). С этой работой тесно связан контроль за формировани- ем государственных доходов и рациональным их использованием в Российской Федерации. Государственный финансовый кон- троль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, орга- низацией денежного обращения, использованием кредитных ре- сурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего
626 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.
Государственный финансовый контроль в соответствии с уста- новленным законодательством Российской Федерации разграни- чением функций и полномочий возлагается на различные по сво- ему статусу органы: Счетную палату РФ, Центральный банк РФ,
Министерство финансов РФ, а также иные органы, осуществляю- щие контроль за поступлением и расходованием средств феде- рального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.
Эти органы осуществляют контроль за полным и своевремен- ным поступлением всех видов государственных доходов, страхо- вых взносов в Пенсионный фонд РФ и иные федеральные вне- бюджетные фонды, а также кредитных и заемных средств, направ- ляемых на финансирование дефицита федерального бюджета, а также контроль за своевременным финансированием расходов на социальную сферу по объемам, структуре и целевому назначению,
в том числе на оплату труда, выплату пенсий, стипендий, пособий и другие социальные выплаты.
В соответствии с Конституцией Правительство РФ обеспечи- вает проведение в Российской Федерации единой финансовой,
кредитной и денежной политики. Это также весьма сложное на- правление деятельности Правительства, тесно связанное с регули- рованием экономических процессов. В пределах своих полномо- чий Правительство осуществляет управление экономическими процессами, создает условия для свободного предпринимательст- ва на основе рационального сочетания всех форм собственности,
реализации правового механизма рыночной экономики. Оно раз- рабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен. В условиях рыночной экономики Правительство, естествен- но, прямо не управляет предприятиями частнопредприниматель- ского сектора, но осуществляет широкие меры по финансовой стабилизации страны, государственным ценным бумагам, внеш- неэкономическим связям, валютным отношениям, таможенному делу, инвестированию и т. д. В то же время в сфере полномочий
Правительства остаются государственные (акционированные)
предприятия, государственный заказ и конверсия в оборонной промышленности и др.
Социальная сфера. Правительство РФ обеспечивает проведе- ние в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, соци- ального обеспечения, экологии. Практически в каждой из этих
Глава 24. Правительство Российской Федерации 627
областей действуют федеральные законы, устанавливающие кон- кретные полномочия Правительства РФ. Через Правительство осуществляется контроль за реализацией государственных про- грамм поддержки культуры, науки и образования, осуществляют- ся меры по социальной защищенности граждан, охране окру- жающей среды, по ликвидации последствий крупных аварий и катастроф, стихийных бедствий. Важная обязанность Правитель- ства состоит в обеспечении гарантий законодательно установлен- ных размера оплаты труда и уровня социального обеспечения.
Оно также обеспечивает поддержку наименее социально защи- щенных групп населения, реализацию социальных гарантий гра- ждан, разрабатывает направления государственной социальной политики и принимает меры к обеспечению социальной и право- вой защищенности граждан, их права на труд, совершенствует систему социального обеспечения. Через Правительство опреде- ляются основные направления развития и совершенствования здравоохранения, народного образования, культуры, реализуются приоритетные национальные проекты. Данным многогранным аспектом своей деятельности Правительство РФ вносит значи- тельный вклад в реализацию конституционного принципа соци- ального государства.
Управление федеральной собственностью. Правительство РФ
осуществляет общее управление федеральной собственностью,
решает вопросы приватизации, рационального использования федеральных предприятий.
Оборона, безопасность, внешняя политика. Правительство РФ
осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государст- венной безопасности, реализации внешней политики Россий- ской Федерации. Руководители ведущих министерств и ведомств,
осуществляющих управление в этих областях, подчиняются Пре- зиденту РФ, но в то же время значительные полномочия и ответ- ственность возложены на Правительство РФ. Правительство РФ
организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспе- чение материальными средствами, ресурсами и услугами Воору- женных Сил РФ, других войск и воинских формирований, обес- печивает выполнение государственных целевых программ и пла- нов развития вооружения, а также программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям. Согласно закону Прави- тельство обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными зако- нами к обороне или обеспечению государственной безопасности
628 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации
Российской Федерации; принимает меры по охране Государст- венной границы Российской Федерации; руководит гражданской обороной.
Некоторые конкретные полномочия сформулированы в феде- ральных законах. Так, Федеральный закон «Об обороне» закреп- ляет полномочия Правительства в области обороны в 27 пунктах ст. 6. Установлено, что Правительство осуществляет меры по обеспечению обороны и несет в пределах своих полномочий от- ветственность за состояние и обеспечение Вооруженных Сил РФ,
других войск, воинских формирований и органов. Оно вносит в
Государственную Думу предложения по расходам на оборону, ор- ганизует оснащение войск вооружением и военной техникой по их заказам. Среди других полномочий: разработка мобилизаци- онных планов, контроль за выполнением оборонного заказа, ор- ганизация системы военного образования, организация воинско- го учета и призыва на военную службу, контроль за экспортом вооружений и др.
Согласно Федеральному закону «О порядке предоставления
Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению ме- ждународного мира и безопасности» Правительство РФ прини- мает решение о направлении в этих целях гражданского персона- ла на добровольной основе, а также организует направление и обеспечение военного персонала, определяет район действий на основании решения Президента РФ и постановления Совета Фе- дерации Федерального Собрания.
Значительны полномочия Правительства РФ в области безопасно- сти. В общей форме они определены в Законе РФ «О безопасности».
Правительство руководит органами обеспечения безопасности,
организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности органами исполнительной власти федерации и ее субъектов. В соответствии с Положением о Феде- ральной службе безопасности РФ, утвержденным Указом Прези- дента РФ (в редакции от 1 декабря 2005 г.), оно координирует дея- тельность ФСБ в части взаимодействия с другими органами ис- полнительной власти.
Правительство РФ не осуществляет руководство внешней по- литикой, поскольку это конституционная функция Президен- та РФ. Однако оно способствует ее реализации, принимая меры к выполнению международных договоров, решая вопросы мате- риального обеспечения дипломатической деятельности. Прави-
Глава 24. Правительство Российской Федерации 629
тельство обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и в международных организациях,
заключает межправительственные соглашения, осуществляет ре- гулирование и государственный контроль в сфере внешнеэконо- мической деятельности, международного научно-технического и культурного сотрудничества.
Обеспечение прав и свобод граждан. В сферу полномочий Пра- вительства РФ входит осуществление мер по обеспечению закон- ности, прав и свобод граждан, охране собственности и общест- венного порядка, борьбе с преступностью. На правительственном уровне решаются вопросы, связанные с финансированием и ук- реплением материально-технической базы правоохранительных органов, обеспечением деятельности органов судебной власти,
проводится анализ состояния законности в стране и эффектив- ности борьбы с преступностью.
Необходимо еще раз подчеркнуть, что конституционная ком- петенция Правительства РФ носит самый общий характер. При- нято много федеральных законов и указов Президента РФ, допол- няющих, уточняющих и конкретизирующих эту компетенцию.
Ряд полномочий Правительства сформулирован в Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федера- ции». Полномочия Правительства РФ тесно переплетаются со многими полномочиями Президента РФ, текстуально они нико- гда не могут быть доведены до абсолютной точности и конкретно- сти. Даже беглый взгляд на структуру и наименования исполни- тельных органов дает представление о сложности и многообразии вопросов, входящих в компетенцию Правительства РФ. Кроме то- го, следует принимать во внимание, что государственное управле- ние неизбежно требует многих оперативных и непредвиденных мер, которые, принципиально не выходя за пределы компетенции
Правительства, часто не укладываются в общие законодатель- ные формулировки обязанностей федеральной исполнительной власти.
§ 5. Порядок деятельности
Правительства Российской Федерации
Деятельность Правительства РФ осуществляется в соответст- вии с Федеральным конституционным законом «О Правительстве
Российской Федерации», с Регламентом, утвержденным поста- новлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. Этим же поста-