Файл: КонституционноеправоРоссийской.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 1433

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

652 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации свой комплекс установленных законом процессуальных правил,
закрепленных в кодексах и законах (Уголовно-процессуальный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс и др.).
Конституция РФ не содержит перечня конкретных судебных инстанций, а ограничивается закреплением общего правила о том, что судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ
и федеральным конституционным законом. Отсюда вытекает, что ни один суд, входящий в судебную систему РФ, не может быть учрежден каким-либо правовым актом, кроме федерального кон- ституционного закона. Следовательно, не могут создавать особые судебные системы и субъекты РФ, поскольку это привело бы к нарушению единства судебной системы страны. Разумеется, на территориях субъектов РФ существуют судебные органы общей и арбитражной юрисдикции, но они строятся на единых принци- пах всей федеральной судебной системы и признании Верховно- го Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ высшими судеб- ными инстанциями. Поэтому эти суды называются федеральны- ми судами.
Федеральный конституционный закон «О судебной системе
Российской Федерации» закрепляет единство судебной системы,
которая обеспечивается путем:
• установления судебной системы Российской Федерации
Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом;
• соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судь- ями установленных федеральными законами правил судопроиз- водства;
• применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнан- ных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов)
и других законов субъектов РФ;
• признания обязательности исполнения на всей территории
Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;
• законодательного закрепления единства статуса судей;
• финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.
Закон устанавливает твердый порядок создания и упраздне- ния судов. Так, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ,
Высший Арбитражный Суд РФ, созданные в соответствии с Кон-

Глава 25. Судебная власть 653
ституцией РФ, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию РФ. Другие федеральные суды создают- ся и упраздняются только федеральным законом. Должности ми- ровых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ
создаются и упраздняются законами субъектов РФ. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопро- сы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.
В настоящее время судебная система РФ состоит из следую- щих судов:
1) конституционная юстиция. Она включает Конституционный
Суд РФ, а также конституционные и уставные суды в субъек- тах РФ, которые, однако, не составляют единой системы с феде- ральным Конституционным Судом;
2) суды общей юрисдикции. Они включают Верховный
Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды,
суды автономной области и автономных округов, городские су- ды Москвы и Санкт-Петербурга, районные суды, а также воен- ные суды (в гарнизонах, армиях, флотилиях и т. д.). Они осуще- ствляют правосудие по уголовным, гражданским делам и делам,
возникающим из административных правонарушений. Судьями общей юрисдикции субъектов РФ являются мировые судьи, ко- торые в пределах своей компетенции рассматривают граждан- ские, административные и уголовные дела в качестве суда пер- вой инстанции. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъек- та РФ;
3) арбитражные суды. В эту систему входят Высший Арбит- ражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбит- ражные суды республик и других субъектов РФ. Арбитражные су- ды осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения ряда иных дел.
Федеральный конституционный закон «О судебной системе
Российской Федерации» допускает создание специализирован- ных федеральных судов по рассмотрению гражданских и админи- стративных дел (имеются в виду трудовые, налоговые и др.), но только путем внесения изменений и дополнений в данный закон,
чего, однако, пока не сделано.
В Конституции РФ установлен строгий запрет на создание чрезвычайных судов. Это означает, что ни при каких, даже самых экстремальных условиях (военное или чрезвычайное положение


654 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации и проч.) не могут появиться на свет какие-либо временные псев- досуды или трибуналы, выпадающие из конституционно обу- словленной судебной системы и действующие без процессуаль- ных гарантий, присущих демократическому правосудию. Следует иметь в виду, что такими судами не являются существующие ны- не военные суды, которые являются частью федеральной судеб- ной системы и рассматривают дела о преступлениях военнослу- жащих и лиц, приравненных к ним по закону.
Возможность полного и независимого осуществления право- судия в соответствии с федеральным законом самым непосредст- венным образом связана с порядком финансирования судов.
Здесь есть определенная опасность, которая состоит в том, что если бы обязанность финансового обеспечения судов (заработ- ная плата судей, приобретение оргтехники, строительство и ре- монт зданий и т. д.) взяли на себя субъекты РФ, то суды неиз- бежно попали бы под местное влияние и утратили свою само- стоятельность. Чтобы этого не произошло, а суды действительно являлись звеньями единой федеральной судебной системы, Кон- ституция РФ установила, что финансирование судов произво- дится только из федерального бюджета (ст. 124). Это подтвер- ждено и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», ст. 33 (ч. 5) которого устанав- ливает, что размер бюджетных средств, выделенных на финанси- рование судов в текущем финансовом году или подлежащих вы- делению на очередной финансовый год, может быть уменьшен лишь с согласия Всероссийского съезда судей или Совета су- дей РФ.
В 1998 г. Федеральным Собранием был принят Федеральный за- кон о федеральном бюджете, который (ст. 102) позволял Правитель- ству РФ самостоятельно сокращать расходы на судебную систему, и эти расходы были действительно сокращены на 26%. Рассматривая дело по запросу Верховного Суда РФ, Конституционный Суд РФ в постановлении от 17 июля 1998 г. отметил следующее. Сокращая расходы федерального бюджета на финансирование судебной систе- мы, Правительство РФ и Министерство финансов РФ не обеспечи- вают полное и независимое осуществление правосудия, нормальное функционирование судебной власти, что снижает доверие граждан к государственной власти, в конечном счете ставит под угрозу гаранти- рованное Конституцией право человека и гражданина на судебную защиту. Конституционный Суд РФ признал указанное положение
Федерального закона не соответствующим Конституции, поскольку оно позволяет Правительству сокращать расходы федерального бюд-


Глава 25. Судебная власть 655
жета на судебную систему без учета конституционных гарантий ее финансирования. Правительству было предписано обеспечить фи- нансирование судов в соответствии с требованиями ст. 124 Консти- туции РФ и ст. 33 Федерального конституционного закона «О судеб- ной системе Российской Федерации». Федеральному Собранию было предписано в законодательном порядке утвердить нормативы финан- сирования судов, обеспечивающие требования Конституции РФ и
Федерального конституционного закона «О судебной системе Рос- сийской Федерации».
Высокий статус судов подчеркивается установленными зако- ном символами судебной власти. На здании каждого суда уста- навливается Государственный флаг РФ, а в зале заседаний поме- щаются изображение Государственного герба РФ и Государст- венный флаг РФ. При осуществлении правосудия судьи облачаются в мантии.
Конституционно-правовые основы судебного процесса. Судебная власть, как никакая другая, осуществляется в строгих процессу- альных формах. Эти формы выражают собой важные гарантии свободы человека, а потому требуют конституционного закрепле- ния своих основ. Основные из этих гарантий закреплены в ст. 46—51 Конституции РФ (презумпция невиновности, запрет повторного осуждения, право на пересмотр приговоров и др.).
В то же время ряд основополагающих принципов судопроизвод- ства, по существу также являющихся демократическими гаран- тиями для граждан, закреплены в ст. 123 Конституции РФ. Это универсальные, общепризнанные во всем мире принципы, за- фиксированные в Международном пакте о гражданских и поли- тических правах.
1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. Принцип гласности (публичности) раз- бирательства закреплен во всех процессуальных кодексах (граж- данском, уголовном, административном, арбитражном), он до- пускает исключения только в тех случаях, когда этого требует го- сударственная или коммерческая тайна. Закрытое судебное разбирательство возможно также при разбирательстве дел, свя- занных с половыми преступлениями, преступлениями лиц, не достигших 16-летнего возраста, и для предотвращения разглаше- ния сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц. Есть ограничения гласности и для некоторых гражданских дел (тайна усыновления, опека над детьми). Закрытое разбира-


656 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации тельство не означает какого-либо ослабления процессуальных га- рантий или отступления от общих правил судопроизводства, оно только закрывает доступ в зал суда для публики и средств массо- вой информации. Но приговоры и решения оглашаются в откры- том заседании суда.
2. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допуска- ется, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом. На такие случаи указывает Уголовно-процессуальный кодекс РФ:
отсутствие подсудимого в пределах страны и его уклонение от явки в суд, ходатайство подсудимого о разбирательстве дела в его отсутствие, когда не может быть назначено наказание в виде ли- шения свободы.
3. Судопроизводство осуществляется на основе состязатель- ности и равноправия сторон. Эта конституционная норма ста- вит в равное положение все стороны в процессе (в гражданском это истец и ответчик, в уголовном — подсудимый, прокурор и защитник, в конституционном — орган, оспаривающий консти- туционность нормативного акта, и орган, издавший этот акт).
Своим острием она направлена против чрезмерной роли проку- рора в уголовном процессе, что было свойственно процессу в тоталитарный период; это подрывало независимость суда и пра- во граждан на защиту, придавая правосудию обвинительный ук- лон.
Конституционное положение о неприкосновенности судьи,
закрепляющее один из существенных элементов статуса судьи и важнейшую гарантию его профессиональной деятельности, на- правлено на обеспечение основ конституционного строя, связан- ных с разделением властей, самостоятельностью и независимо- стью судебной власти. Судейская неприкосновенность является не личной привилегией гражданина, занимающего должность су- дьи, а средством защиты публичных интересов, и прежде всего интересов правосудия. Следует также учитывать особый режим судейской работы, повышенный профессиональный риск, нали- чие различных процессуальных и организационных средств кон- троля за законностью действий и решений судьи.
4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судо- производство осуществляется с участием присяжных заседателей.
Эта норма фактически дублирует ч. 2 ст. 47 Конституции РФ.
В Уголовно-процессуальном кодексе указаны наиболее тяжкие и опасные преступления, по которым дела могут быть рассмотрены судом присяжных. Это измена Родине, террористический акт,

Глава 25. Судебная власть 657
призывы к насильственному изменению конституционного строя,
бандитизм и ряд других. По этим составам преступления преду- смотрены суровые наказания, что порождает необходимость уси- ления гарантий защиты обвиняемых. Суд присяжных образуется при краевом, областном и городском суде в количестве двенадца- ти заседателей и одного судьи, он комплектуется администрацией края, области и города из числа избирателей. Особенности рас- смотрения дела этой формой правосудия подробно регламентиру- ются законом.
§ 2. Конституционно-правовой статус судей
Общие требования к судьям. Правовое положение судей, их права и обязанности, порядок назначения и смещения регулиру- ются Конституцией РФ и Законом РФ «О статусе судей в Рос- сийской Федерации». Закон определяет, что судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Требования и распоряжения судей при осуществлении своих полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, общественных объедине- ний, должностных лиц, других юридических и физических лиц.
Проявление неуважения к суду или судьям, неисполнение требо- ваний и распоряжений судей влекут установленную законом от- ветственность.
Все судьи обладают единым статусом. Определенными осо- бенностями отмечено правовое положение судей военных судов и судей Конституционного Суда РФ.
В соответствии с высоким статусом судей к ним предъявля- ются определенные требования. Самые общие из них сформули- рованы в ст. 119 Конституции РФ. Судьями могут быть только лица, имеющие гражданство РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридиче- ской профессии не менее пяти лет. При этом под «юридической профессией» понимается работа в судебных органах, прокурату- ре, адвокатуре, в юридических подразделениях государственных органов, общественных объединений и коммерческих структур,
а также научная и преподавательская деятельность в области права.
Наряду с этими конституционными требованиями законом установлен и ряд дополнительных требований. Прежде всего, су-


658 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации дьи обязаны неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и дру- гие законы. Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и бес- пристрастности. Судье запрещается быть депутатом, третейским судьей, арбитром, принадлежать к политическим партиям и дви- жениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачивае- мой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.
Закон также требует, чтобы на должность судьи назначались лица, не совершившие порочащих поступков, сдавшие квалифи- кационный экзамен и получившие рекомендацию квалификаци- онной коллегии судей. При этом судьей вышестоящего суда мо- жет быть гражданин РФ, достигший 30 лет, а судьей Верховного
Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ — достигший 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее
10 лет. Для судей Конституционного Суда РФ установлены более высокие требования: возраст не менее 40 лет и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет.
Поскольку осуществление судьями своих функций может быть сопряжено с посягательствами на их безопасность, соответ- ствующим Федеральным законом «О государственной защите су- дей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (в редакции от 22 августа 2004 г.) введена государствен- ная защита их жизни, здоровья и имущества. Меры защиты мо- гут применяться также в отношении близких родственников.
Эти меры направлены против лиц, пытающихся воспрепятство- вать законной деятельности судей либо принудить их к измене- нию ее характера, либо из мести за эту деятельность. Применение и осуществление мер безопасности в отношении судей, народных заседателей, присяжных заседателей, прокуроров, следователей,
судебных исполнителей и должностных лиц контролирующих органов, а также их близких возлагается на органы внутренних дел.
Для выражения интересов судей как носителей судебной вла- сти ими образуются органы судейского сообщества. К их числу относятся:
• Всероссийский съезд судей;
• конференции судей субъектов РФ;

Глава 25. Судебная власть 659
• Совет судей РФ;
• советы судей субъектов РФ;
• общие собрания судей судов;
• Высшая квалификационная коллегия судей РФ;
• квалификационные коллегии судей субъектов РФ.
Порядок назначения судей. Конституция РФ устанавливает
(ст. 128), что судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Су- да РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом
Федерации по представлению Президента РФ. Что же касается других федеральных судов (судов общей юрисдикции и арбит- ражных судов), то судьи назначаются Президентом РФ в поряд- ке, установленном федеральным законом.
Для назначения судей, в том числе судей военных судов, не- обходимо представление соответственно Председателей Верхов- ного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Отсюда выте- кает, что субъекты РФ и органы местного самоуправления лише- ны права своей властью назначать судей федеральных судов.
Таким образом, весь огромный судейский корпус страны (всего насчитывается свыше 20 тыс. судей) назначается властью главы государства. Только мировые судьи, а также судьи, председатели и заместители председателей конституционных (уставных) судов субъектов РФ назначаются (избираются) на должность в поряд- ке, установленном законами субъектов РФ.
Отсюда единые требования для отбора на должность судьи.
Отбор осуществляется на конкурсной основе, и любой гражда- нин, соответствующий требованиям Конституции РФ, вправе быть допущенным к сдаче квалификационного экзамена. Пре- зидент РФ назначает кандидатов на должности судей только при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей. Судья, впервые назначенный на должность,
приносит присягу, текст которой установлен законом. Претен- дент на должность судьи проходит медицинское освидетельство- вание.
В решении вопросов назначения судей важную роль играют квалификационные коллегии, которые (отдельно для общих, во- енных и арбитражных судов) избираются съездами и собраниями судей. Квалификационные коллегии рассматривают вопросы от- бора кандидатов, приостановления или прекращения полномо- чий судьи, прекращения отставки судьи, обеспечения неприкос- новенности судьи, проведения аттестации судьи и присвоения ему квалификационного класса.