ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
0,460486968
-
Таблица 12 - Коэффициент корреляции: прибыль от прочей деятельности и чистая при- быль [Составлено автором]
Прибыль от прочей деятельности, тыс. руб.
Прибыль, тыс. руб.
2016
-600 955,00 582 015,00 2017 147 278,00 3 368 716,00 2018
-1 101 682,00 3 574 300,00
Коэф. корреляции
0,052355135
-
Контроль над инвестиционной деятельностью страховщика и недопущение увели- чения риска по инвестиционным операциям регламентируется законодательством РФ.
Указание Банка России от 22.02.2017 N 4297-У (ред. от 09.01.2018) "О порядке инвестиро- вания средств страховых резервов и перечне разрешенных для инвестирования активов"
(вместе с "Требованиями к структуре активов") (Зарегистрировано в Минюсте России
11.05.2017 N 46680) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2018) [3], устанавливают особый режим их размещения.
В соответствии с Указанием в покрытие страховых резервов принимаются: госу- дарственные ценные бумаги Российской Федерации; государственные ценные бумаги субъектов РФ; муниципальные ценные бумаги; векселя банков; акции; облигации; жи- лищные сертификаты и т.д.
50
Так, в целях обеспечения ликвидности вложений для осуществления текущих вы- плат по проводимым страховым операциям на расчетном счете в банке должно находится не менее 3% средств страховых резервов.
В целях обеспечения возвратности и ликвидности вложений, а также предотвраще- ния оттока капитала из России и привлечения в национальную экономику дополнитель- ных инвестиций предусмотрено обязательное размещение на территории Российской Фе- дерации не менее 80% страховых резервов. Размещение активов за пределами России мо- жет осуществляться только на основании разрешения Центрального банка Российской
Федерации.
Таким образом, наиболее приоритетным направлением снижения риска является снижение уровня выплат.
Для недопущения понижения финансовой устойчивости в части исполнения фи- нансовых обязательств страховой компании необходимо контролировать уровень выплат.
Необходимо анализировать частоту убытков и величину среднего убытка, производить мониторинг убыточности в токсичных регионах, мониторинг доли портфеля СК, сосредо- точенного в них.
Для снижения страховых рисков в компании необходимо осуществлять контроль:
- решений о целесообразности подписания договоров страхования;
- корректного формирования технических резервов;
- преобладания в портфеле программ с повышенной убыточностью (ОСАГО,
КАСКО).
Важнейшая из задач по снижению риска является осуществление андеррайтерского аудита:
- изучение текущего страхового портфеля;
-изучение качества портфеля, в частности сочетание видов страхования и отдель- ных продуктов;
- распределение риска по территориальному и другим принципам;
- анализ динамики основных количественных показателей таких, как убыточность, частота наступления страховых случаев, собранная и начисленная премия, комиссионное вознаграждение, уровень расходов, объем покрытия, количество страховых договоров, средняя премия по каждому виду страхования и отдельному продукту;
- наличие качественной перестраховочной защиты как для всего страхового порт- феля, так и для крупных единичных рисков.
Для снижения операционных рисков необходимо соблюдать:
- корректность ввода информации и ее хранение в базе данных;
51
- правильное внесение изменений в страховой полис;
- своевременность предложений по продлению страхового полиса;
- качество оказываемых страхователям дополнительных услуг;
- корректность осуществления дополнительных продаж.
Необходимо способствовать снижению риска мошенничества, который повышает- ся в связи с падением уровня доходов населения на фоне негативной экономической ситу- ации. Для снижения риска мошенничества необходимо внедрять системы предстраховой проверки целесообразности заключения договора страхования, ограничивать заключение договоров страхования по убыточным видам, контролировать надлежащее исполнение агентов по выполнению посреднических функций.
Необходимо контролировать обоснованность и документальное подтверждение страховых выплат. Касаемо автострахования, для снижения риска мошенничества необхо- димо снижать долю выплат в денежном эквиваленте. Кроме того, необходимо внедрять новые продукты страхования, позволяющие снизить риски страховой компании при наступлении страхового случая (снижение мошенничества).
На снижение страхового риска может оказать влияние качественный анедррайтинг принимаемого на страхование объекта (осмотр, анализ предполагаемых рисков), анализ страхователя с точки зрения риска возникновения мошенничества, гибкая система тари- фов, позволяющая сохранить лояльных безубыточных клиентов, привлечь на конкуренто- способных условиях новых потенциально малоубыточных клиентов.
Снижение вышеперечисленных рисков способствует повышению финансовой устойчивости компании.
Так, снижение страхового риска влечет за собой снижение уровня выплат и недо- пущение превышения выплат над поступлениями, убыточность страховых операций оста- ется на допустимом уровне, таким образом можно говорить о финансовой устойчивости страховых операций.
На уровень финансовой устойчивости также оказывает влияние экономически обоснованные страховые тарифы. Для увеличения доли прибыли в тарифе-брутто необхо- димо снижать расходы на ведение дела (по компании «АльфаСтрахование» отмечается высокое значение показателя себестоимости страховых операций: при нормативном зна- чении в 12% фактическое значение показателя равно 26%). Снижение расходов на ведение дела можно снизить путем развития онлайн-страхования, а также внедрения автоматиче- ской системы проверки страхователей и принимаемых на страхование объектов. Таким образом, снижается страховой риск, увеличивается доля прибыли в нагрузке тарифа. Кро-
52 ме того, развитие онлайн-страхования значительно расширят клиентскую базу страховой компании, увеличивает охват рынка.
Приоритетным и перспективным решением снижения страховых выплат является развитие системы скоринга.
Суть этого направления - определение страховщиком степени риска того или иного клиента, принимаемого на страхование. Важно не просто собрать стандартную информа- цию о потенциальном клиенте, но и выйти за рамки устоявшихся критериев.
Скоринг - это банковский термин. Он представляет из себя систему оценки клиен- тов, основанную на статистическом учете основных компонентов, которые влияют на ко- нечный результат.
Конкретизируя область применения данного понятия, следует выделить наиболее приоритетный вид страхования с точки зрения реализации системы скоринга – автостра- хование, т.к. эта отрасль во всем мире показывает сильную корреляцию между убыточно- стью по страховым полисам и персональной ответственностью клиента.
В России о такой корреляции знают, но до недавнего времени на практике исполь- зовать не могли, т.к. закон «О кредитных историях» не позволял предоставлять кредитную историю не кредиторам. С 1 июля 2014 г. вступили в силу поправки, согласно которым кредитная история стала доступна страховым компаниям, и практически сразу же нача- лись работы по формализации упомянутой зависимости. К маю 2017 г. было обработано более 5 млн страховых полисов.
Совпадение с базой кредитных историй составило порядка 80%. Рассчитанный на базе кредитных историй страховой скоринг, как и в розничном кредитовании, учитывает качество обслуживания кредитных обязательств, типы кредитов и историю пользования заемными средствами. Для простоты использования была сохранена и шкала скоринговой модели – от 350 до 850 баллов, где низкий балл означает высокий риск убыточности поли- са, а высокий балл - наоборот.
Результаты тестирования модели на реальных полисах в автостраховании оказа- лись сопоставимы с кредитным скорингом: полисы КАСКО, для которых модель рассчи- тывала низкий скоринговый балл (менее 625), оказались на 20% убыточнее аналогичных полисов с высоким баллом (более 725). Этот результат был подтвержден как для москов- ских полисов, так и для региональных.
Еще более наглядные результаты получены при анализе убыточности от конкрет- ных страховых событий. Например, по ущербу от угона автомобилей убыточность поли- сов в низких диапазонах скоринга в 5 раз выше, чем для верхнего диапазона. Очевидно, что это связано с тем, что страховой скоринг смог выявить недобросовестных граждан,
53 которым банки уже перестали давать в долг из-за их плохой платежной дисциплины и вы- сокой закредитованности, и они пошли в страховые компании, надеясь с помощью стра- ховых выплат и обмана решить свои финансовые проблемы. Другими словами, страховой скоринг оказался полезен для предотвращения страхового мошенничества.
Таким образом, проведенные исследования, показали, что кредитная история явля- ется неоспоримым и точным индикатором риска того, что с данным лицом произойдет страховой случай. Для многих страхователей скоринговые системы позволяют платить меньшие страховые премии. Данные страховых компаний показывают, что в среднем две трети их клиентов имеют меньшие премии из-за их хорошего страхового рейтинга. Если страховая компания не использует рейтинги, это может привести к тому, что ее менее рисковые клиенты будут платить за более рисковых.
Уменьшение вероятности наступления страховых случаев возможно при условии:
– селекции принимаемых на страховую защиту рисков для конкретных объектов страхования;
– разработки превентивных мероприятий по снижению вероятности наступления конкретных рисков (например, установка на автомобиле противоугонной системы).
Снижение суммарных убытков возможно при условии:
– отбора объектов, наиболее устойчивых к проявлениям страхуемых рисков
(например, пожароустойчивых зданий при страховании имущества от огня);
– ограничении лимитов ответственности страховщика;
– реализации превентивных мероприятий по повышению устойчивости объекта к воздействию рисков (например, оборудование объекта автоматической системой пожаро- тушения);
– разработки и реализации системы перестрахования.
В системе необходимо реализовать следующие функции: выявления мошенниче- ства, принятия решения о страховании / отказе в страховании, анализа страховых рисков, определения оптимального страхового тарифа, определения условий страхового покрытия по рискам.
В скоринговой системе будет реализован наиболее точный алгоритм оценки стра- хователя и выявления мошенничества на различных этапах – заключения договора, наступления страхового случая, анализа страхового портфеля, а также функция построе- ния всевозможных необходимых специализированных отчетов.
Использование скоринговых систем в страховых системах позволит свести риски мошенничества со стороны страхователей до минимально возможного уровня, что помо- жет экономить денежные средства на размерах страховых выплат; исключить риски мо-
54 шенничества со стороны страховых агентов и повысить эффективность их работы, что да- ет возможность повысить качество принятия решения; проводить обоснованное измене- ние процентных ставок.
Анализируя показатель уровня выплат компании «АльфаСтрахование» следует от- метить, что система скоринга стала постепенно внедряться в деятельность страховщика в конце 2017г – 2018 году, наиболее активное развитие пришлось на 2017год. Наблюдая за динамикой уровня выплат, можно отметить ее устойчивое снижение: в автостраховании с
2016г до 2018г уровень выплат с 81,72% снизился до 59,37%. За январь-март 2019 года уровень выплат составил 54,5%. Это самое стремительное снижение уровня выплат среди всех видов страхования, присутствующих в портфеле. Для сравнения, в компаниях, не ис- пользующих систему скоринга, коэффициент убыточности на январь-март 2019 года со- ставил: 64% “Группа Ренессанс Страхование”, 65% (Объединенная страховая компания), 64,1% (Согласие).
Принимая во внимание показатели уровня выплат, прибыли в предшествующих периодах, можно выявить прогнозные значения ключевых показателей (табл. 13).
Таблица 13 - Прогнозные значения показателей прибыли, выплат, страховых премий и уровня выплат [40]
2016 2017 2018 2019 2020
Прибыль
582015 3368 716 3574 300 5500 628 6996 771
Страховые выплаты
9882 630 8971 027 8046 548 7130 653 6212 612
Страховые премии
12093 000 12615 000 13552 000 14212 333 14941 833
Уровень выплат
81,7%
71,1%
59,4%
50,2%
41,6%
Таким образом, мы видим, что существует тенденция к снижению уровня выплат и увеличению прибыли страховой компании. В совокупности с другими факторами это спо- собствует повышению финансовой устойчивости страховщика.
Проанализировав показатели финансовой устойчивости, было отмечено, что наиболее проблемной областью устойчивости страховщика является ликвидность, плате- жеспособность. Отмечая наиболее важные, при этом не соответствующие нормативным значениям показатели, следует выделить: показатель ликвидности, коэффициент срочной ликвидности (недостаточность денежных средств); коэффициент финансового потенциала
(размер собственного капитала); коэффициент дебиторской задолженности (размер деби- торской задолженности); уровень платежеспособности (размер уставного капитала, деби- торской задолженности).
Ключевыми показателями, способствующими достижению и укреплению финансо- вой устойчивости, являются денежные средства, собственный капитал и дебиторская за-
-
Таблица 12 - Коэффициент корреляции: прибыль от прочей деятельности и чистая при- быль [Составлено автором]
Прибыль от прочей деятельности, тыс. руб.
Прибыль, тыс. руб.
2016
-600 955,00 582 015,00 2017 147 278,00 3 368 716,00 2018
-1 101 682,00 3 574 300,00
Коэф. корреляции
0,052355135
-
Контроль над инвестиционной деятельностью страховщика и недопущение увели- чения риска по инвестиционным операциям регламентируется законодательством РФ.
Указание Банка России от 22.02.2017 N 4297-У (ред. от 09.01.2018) "О порядке инвестиро- вания средств страховых резервов и перечне разрешенных для инвестирования активов"
(вместе с "Требованиями к структуре активов") (Зарегистрировано в Минюсте России
11.05.2017 N 46680) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2018) [3], устанавливают особый режим их размещения.
В соответствии с Указанием в покрытие страховых резервов принимаются: госу- дарственные ценные бумаги Российской Федерации; государственные ценные бумаги субъектов РФ; муниципальные ценные бумаги; векселя банков; акции; облигации; жи- лищные сертификаты и т.д.
50
Так, в целях обеспечения ликвидности вложений для осуществления текущих вы- плат по проводимым страховым операциям на расчетном счете в банке должно находится не менее 3% средств страховых резервов.
В целях обеспечения возвратности и ликвидности вложений, а также предотвраще- ния оттока капитала из России и привлечения в национальную экономику дополнитель- ных инвестиций предусмотрено обязательное размещение на территории Российской Фе- дерации не менее 80% страховых резервов. Размещение активов за пределами России мо- жет осуществляться только на основании разрешения Центрального банка Российской
Федерации.
Таким образом, наиболее приоритетным направлением снижения риска является снижение уровня выплат.
Для недопущения понижения финансовой устойчивости в части исполнения фи- нансовых обязательств страховой компании необходимо контролировать уровень выплат.
Необходимо анализировать частоту убытков и величину среднего убытка, производить мониторинг убыточности в токсичных регионах, мониторинг доли портфеля СК, сосредо- точенного в них.
Для снижения страховых рисков в компании необходимо осуществлять контроль:
- решений о целесообразности подписания договоров страхования;
- корректного формирования технических резервов;
- преобладания в портфеле программ с повышенной убыточностью (ОСАГО,
КАСКО).
Важнейшая из задач по снижению риска является осуществление андеррайтерского аудита:
- изучение текущего страхового портфеля;
-изучение качества портфеля, в частности сочетание видов страхования и отдель- ных продуктов;
- распределение риска по территориальному и другим принципам;
- анализ динамики основных количественных показателей таких, как убыточность, частота наступления страховых случаев, собранная и начисленная премия, комиссионное вознаграждение, уровень расходов, объем покрытия, количество страховых договоров, средняя премия по каждому виду страхования и отдельному продукту;
- наличие качественной перестраховочной защиты как для всего страхового порт- феля, так и для крупных единичных рисков.
Для снижения операционных рисков необходимо соблюдать:
- корректность ввода информации и ее хранение в базе данных;
51
- правильное внесение изменений в страховой полис;
- своевременность предложений по продлению страхового полиса;
- качество оказываемых страхователям дополнительных услуг;
- корректность осуществления дополнительных продаж.
Необходимо способствовать снижению риска мошенничества, который повышает- ся в связи с падением уровня доходов населения на фоне негативной экономической ситу- ации. Для снижения риска мошенничества необходимо внедрять системы предстраховой проверки целесообразности заключения договора страхования, ограничивать заключение договоров страхования по убыточным видам, контролировать надлежащее исполнение агентов по выполнению посреднических функций.
Необходимо контролировать обоснованность и документальное подтверждение страховых выплат. Касаемо автострахования, для снижения риска мошенничества необхо- димо снижать долю выплат в денежном эквиваленте. Кроме того, необходимо внедрять новые продукты страхования, позволяющие снизить риски страховой компании при наступлении страхового случая (снижение мошенничества).
На снижение страхового риска может оказать влияние качественный анедррайтинг принимаемого на страхование объекта (осмотр, анализ предполагаемых рисков), анализ страхователя с точки зрения риска возникновения мошенничества, гибкая система тари- фов, позволяющая сохранить лояльных безубыточных клиентов, привлечь на конкуренто- способных условиях новых потенциально малоубыточных клиентов.
Снижение вышеперечисленных рисков способствует повышению финансовой устойчивости компании.
Так, снижение страхового риска влечет за собой снижение уровня выплат и недо- пущение превышения выплат над поступлениями, убыточность страховых операций оста- ется на допустимом уровне, таким образом можно говорить о финансовой устойчивости страховых операций.
На уровень финансовой устойчивости также оказывает влияние экономически обоснованные страховые тарифы. Для увеличения доли прибыли в тарифе-брутто необхо- димо снижать расходы на ведение дела (по компании «АльфаСтрахование» отмечается высокое значение показателя себестоимости страховых операций: при нормативном зна- чении в 12% фактическое значение показателя равно 26%). Снижение расходов на ведение дела можно снизить путем развития онлайн-страхования, а также внедрения автоматиче- ской системы проверки страхователей и принимаемых на страхование объектов. Таким образом, снижается страховой риск, увеличивается доля прибыли в нагрузке тарифа. Кро-
52 ме того, развитие онлайн-страхования значительно расширят клиентскую базу страховой компании, увеличивает охват рынка.
Приоритетным и перспективным решением снижения страховых выплат является развитие системы скоринга.
Суть этого направления - определение страховщиком степени риска того или иного клиента, принимаемого на страхование. Важно не просто собрать стандартную информа- цию о потенциальном клиенте, но и выйти за рамки устоявшихся критериев.
Скоринг - это банковский термин. Он представляет из себя систему оценки клиен- тов, основанную на статистическом учете основных компонентов, которые влияют на ко- нечный результат.
Конкретизируя область применения данного понятия, следует выделить наиболее приоритетный вид страхования с точки зрения реализации системы скоринга – автостра- хование, т.к. эта отрасль во всем мире показывает сильную корреляцию между убыточно- стью по страховым полисам и персональной ответственностью клиента.
В России о такой корреляции знают, но до недавнего времени на практике исполь- зовать не могли, т.к. закон «О кредитных историях» не позволял предоставлять кредитную историю не кредиторам. С 1 июля 2014 г. вступили в силу поправки, согласно которым кредитная история стала доступна страховым компаниям, и практически сразу же нача- лись работы по формализации упомянутой зависимости. К маю 2017 г. было обработано более 5 млн страховых полисов.
Совпадение с базой кредитных историй составило порядка 80%. Рассчитанный на базе кредитных историй страховой скоринг, как и в розничном кредитовании, учитывает качество обслуживания кредитных обязательств, типы кредитов и историю пользования заемными средствами. Для простоты использования была сохранена и шкала скоринговой модели – от 350 до 850 баллов, где низкий балл означает высокий риск убыточности поли- са, а высокий балл - наоборот.
Результаты тестирования модели на реальных полисах в автостраховании оказа- лись сопоставимы с кредитным скорингом: полисы КАСКО, для которых модель рассчи- тывала низкий скоринговый балл (менее 625), оказались на 20% убыточнее аналогичных полисов с высоким баллом (более 725). Этот результат был подтвержден как для москов- ских полисов, так и для региональных.
Еще более наглядные результаты получены при анализе убыточности от конкрет- ных страховых событий. Например, по ущербу от угона автомобилей убыточность поли- сов в низких диапазонах скоринга в 5 раз выше, чем для верхнего диапазона. Очевидно, что это связано с тем, что страховой скоринг смог выявить недобросовестных граждан,
53 которым банки уже перестали давать в долг из-за их плохой платежной дисциплины и вы- сокой закредитованности, и они пошли в страховые компании, надеясь с помощью стра- ховых выплат и обмана решить свои финансовые проблемы. Другими словами, страховой скоринг оказался полезен для предотвращения страхового мошенничества.
Таким образом, проведенные исследования, показали, что кредитная история явля- ется неоспоримым и точным индикатором риска того, что с данным лицом произойдет страховой случай. Для многих страхователей скоринговые системы позволяют платить меньшие страховые премии. Данные страховых компаний показывают, что в среднем две трети их клиентов имеют меньшие премии из-за их хорошего страхового рейтинга. Если страховая компания не использует рейтинги, это может привести к тому, что ее менее рисковые клиенты будут платить за более рисковых.
Уменьшение вероятности наступления страховых случаев возможно при условии:
– селекции принимаемых на страховую защиту рисков для конкретных объектов страхования;
– разработки превентивных мероприятий по снижению вероятности наступления конкретных рисков (например, установка на автомобиле противоугонной системы).
Снижение суммарных убытков возможно при условии:
– отбора объектов, наиболее устойчивых к проявлениям страхуемых рисков
(например, пожароустойчивых зданий при страховании имущества от огня);
– ограничении лимитов ответственности страховщика;
– реализации превентивных мероприятий по повышению устойчивости объекта к воздействию рисков (например, оборудование объекта автоматической системой пожаро- тушения);
– разработки и реализации системы перестрахования.
В системе необходимо реализовать следующие функции: выявления мошенниче- ства, принятия решения о страховании / отказе в страховании, анализа страховых рисков, определения оптимального страхового тарифа, определения условий страхового покрытия по рискам.
В скоринговой системе будет реализован наиболее точный алгоритм оценки стра- хователя и выявления мошенничества на различных этапах – заключения договора, наступления страхового случая, анализа страхового портфеля, а также функция построе- ния всевозможных необходимых специализированных отчетов.
Использование скоринговых систем в страховых системах позволит свести риски мошенничества со стороны страхователей до минимально возможного уровня, что помо- жет экономить денежные средства на размерах страховых выплат; исключить риски мо-
54 шенничества со стороны страховых агентов и повысить эффективность их работы, что да- ет возможность повысить качество принятия решения; проводить обоснованное измене- ние процентных ставок.
Анализируя показатель уровня выплат компании «АльфаСтрахование» следует от- метить, что система скоринга стала постепенно внедряться в деятельность страховщика в конце 2017г – 2018 году, наиболее активное развитие пришлось на 2017год. Наблюдая за динамикой уровня выплат, можно отметить ее устойчивое снижение: в автостраховании с
2016г до 2018г уровень выплат с 81,72% снизился до 59,37%. За январь-март 2019 года уровень выплат составил 54,5%. Это самое стремительное снижение уровня выплат среди всех видов страхования, присутствующих в портфеле. Для сравнения, в компаниях, не ис- пользующих систему скоринга, коэффициент убыточности на январь-март 2019 года со- ставил: 64% “Группа Ренессанс Страхование”, 65% (Объединенная страховая компания), 64,1% (Согласие).
Принимая во внимание показатели уровня выплат, прибыли в предшествующих периодах, можно выявить прогнозные значения ключевых показателей (табл. 13).
Таблица 13 - Прогнозные значения показателей прибыли, выплат, страховых премий и уровня выплат [40]
2016 2017 2018 2019 2020
Прибыль
582015 3368 716 3574 300 5500 628 6996 771
Страховые выплаты
9882 630 8971 027 8046 548 7130 653 6212 612
Страховые премии
12093 000 12615 000 13552 000 14212 333 14941 833
Уровень выплат
81,7%
71,1%
59,4%
50,2%
41,6%
Таким образом, мы видим, что существует тенденция к снижению уровня выплат и увеличению прибыли страховой компании. В совокупности с другими факторами это спо- собствует повышению финансовой устойчивости страховщика.
Проанализировав показатели финансовой устойчивости, было отмечено, что наиболее проблемной областью устойчивости страховщика является ликвидность, плате- жеспособность. Отмечая наиболее важные, при этом не соответствующие нормативным значениям показатели, следует выделить: показатель ликвидности, коэффициент срочной ликвидности (недостаточность денежных средств); коэффициент финансового потенциала
(размер собственного капитала); коэффициент дебиторской задолженности (размер деби- торской задолженности); уровень платежеспособности (размер уставного капитала, деби- торской задолженности).
Ключевыми показателями, способствующими достижению и укреплению финансо- вой устойчивости, являются денежные средства, собственный капитал и дебиторская за-