ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.06.2021
Просмотров: 759
Скачиваний: 3
Они созывались в условиях экономических трудностей войн, в момент принятия ответственных внутриполитических или внешнеполитических решений, когда правительство нуждалось в поддержке своих действий со стороны более широких слоев населения. Период наибольшего расцвета сословно-представительной монархии в России приходится на XVII в., когда Земские соборы созывались наиболее часто.
Право созыва Земских соборов принадлежало правительству, а решения, принятые ими, не были обязательными для правительства и не ограничивали власти царя. Говорить о сословно-представительной монархии в России XVI—XVII вв. можно лишь с формально-юридической точки зрения.
Со времени Ивана Грозного прослеживается особая форма легитимации властных решений — посредством открытого обращения к народу, представленному сословиями.
В 1681 г. выделяется еще одна структура — Расправная палата, которая просуществовала до 1694 г. Боярская дума из политического совета превращалась в судебно-управленческий орган. В 1701 г. функции Боярской думы переходят к канцелярии, координирующей работу центральных органов управления. Чиновники, входившие в канцелярию объединялись в Совет, получивший название Коллизии министров (8—14 человек).
1.2. Развитие частного предпринимательства
В России в 17 в. ремесло перерастало в мелкотоварное производство, что подготовило базу для создания мануфактур, крупных предприятий, основанных на разделении труда и ремесленной техники. Одними из первых документов Российского государства, которые ставили целью оказание поддержки российским предпринимателям, являлись Таможенный Устав (1653 г.) и Новоторговый Устав (1667 г.), которые устанавливали более высокие налоги и таможенные пошлины для иностранных купцов.
К концу 17 в. сформировались 3 группы предпринимателей:
-
Российские купцы
-
Казенные (дворцовые)
-
Иностранные купцы
-
Торгующие крестьяне – из крепостных; объединения купцов:
«Гостиная сотня» - московское купечество
«Суконная сотня» - провинциальное купечество
Государство стремилось установить монополию на торговлю отдельными товарами на внутреннем рынке. В частности, государство ограничивало торговые интересы иностранных купцов. Товары покупались у иностранных купцов по фиксированным ценам и перепродавались казенными купцами. У частных лиц изымались доходные отрасли промышленности. Такие товары назывались «заповедными» или «указными».
Российские купцы не вкладывают свои средства в промышленность (только в торговлю). В промышленность вкладывают средства иностранные купцы. Иностранцы основывают предприятия в военной области. К ним предъявлялись требования подготовки специалистов в России в той или иной области.
Российские предприниматели принимали участие в создании предприятий, работающих на нужды армии. Со второй половины 17 в. в России создаются объединения, которые являются прообразом акционерных компаний – артели, котляны. Котляны – доходы (паи) делились поровну. В 1699 г. Издается указ, предписывающий создавать акционерные компании. (Петр I).
С 1695 г. появляются первые сведения о чрезвычайной («необыкновенной») почте или почте секретного характера. Отправление таких документов осуществлялось срочно, вне графика.
Нарушение сохранности почты наказывалось как и общие государственные преступления, вплоть до смертной казни.
1.3. Правовые основы деятельности приказов, осуществляющих функции по защите информации в России в 16-17 вв.
С момента возникновения государственного поста на территории Руси (9-10 вв.) до 1917г. Осуществлялось формирование системы национальной государственной безопасности России. Применительно к ЗИ не говорится о системе. Формируются только элементы системы ЗИ: основы портативной базы, подкоды, принципы ЗИ.
До 16 в. преобладала традиция устной передачи защищаемой информации. В 16 в. создаются первые центральные учреждения (приказы). Среди них приказы, осуществляющие функции спецслужб: посольский и разрядный. В 17 в. создается первая спецслужба России – приказ тайных дел.
-
ЗИ во внешнеполитической области
ЗИ во внутриполитической области
ЗИ в военной области
16в
Посольский приказ 1549 г.
-----------//------------
Разрядный приказ 1531 г.
17в
-----------//------------
Приказ тайных дел, 1654 г.
-----------//------------
Спецорганы защиты тайны в данный период в России отсутствовали, однако ряд приказов осуществлял достаточно четкие функции в данной области.
История спецслужб России идет от опричнины, созданной Иваном Грозным в 1565 году. Со времени упразднения этого органа в 1572 года и вплоть до 1697 года россияне были фактически избавлены от централизованной службы с полицейскими и карательными функциями. Ведавшая зарубежной перепиской почтовая служба, организованная в 1662 году, была ориентирована, в первую очередь, на поиск секретной информации. Вся корреспонденция сначала поступала в московский Посольский приказ, где даже не пытались скрывать, что письма прочитываются. Этим занимались специальные агенты, которые выискивали важную информацию и предоставляли ее в специальный орган по цензуре.
В 1697 году царь Петр I издал указ "Об отмене в судных делах очных ставок, о бытии вместо оных распросу и розыску...". Согласно этому указу, от допросов с использованием пыток не мог быть застрахован ни один подданный императора, в каком бы чине он ни находился и какое социальное положение ни занимал. Петр держал в европейских столицах целую сеть высокооплачиваемых агентов, которые занимались экономической разведкой. С большим мастерством петровская дипломатия использовала внедрение противоречия в неприятельских странах.
Все правительства стремились иметь в других государствах своих агентов, через которых они получили необходимые сведения. Русская разведка была поставлена неплохо. Достаточно сказать, что при Анне Ивановне русский посланник в Турции Неплюев имел агента в свите французского посла и через него был осведомлен обо всех шагах своего соперника. Правительству Швеции в 1747 году пришлось даже изменить систему канцелярской переписи, потому что русский посол барон Корф имел возможность узнавать обо всех тайных государственных делах.
При Екатерине II стали применяться и новые методы дипломатии. Екатерина широко поставила дело политической пропаганды за границей. Она также внимательно следила за заграничными изданиями, которые могли нанести вред России или ей лично, как императрице.
Сложный путь проделала система центральных отраслевых органов управления — приказов. В 1677 г насчитывалось 60, в 1682 г. — 53, в 1684 г. — 38 приказов При сокращении числа центральных приказов возрастала численность приказных губ, местных органов приказного управления: к 1682 г. она достигла трехсот.
Процесс централизации затронул и систему местных органов: с 1626 г. по всей территории государства рядом с органами местного самоуправления (губные, земские избы, городовые приказчики) стали появляться воеводы. К концу XVII в. их число возросло до двухсот пятидесяти, они сосредоточили всю административную, судебную и военную власть на местах, подчиняясь центру.
Воеводы уже к 80-м гг. XVII в. по всей территории страны вытеснили выборные местные органы. Они руководили вверенными им территориальными округами-уездами, а в конце XVII в. некоторые из них поднялись на более высокий уровень: были образованы более крупные административные единицы — разряды (предшественники будущих губернии). Специализация привела к созданию некоторых административных органов, подчиненных непосредственно царю.
Посольский приказ. Занимался внешнеполитической деятельностью, а так же осуществлял разведывательные и контрразведывательные функции. Сбор разведывательной информации о противниках и союзниках приписывался российским послам. В этот период сформировалась определенная нормативная база защиты тайны. Это были наказы (инструкции) послам. В наказах предписывался сбор информации тайными и явными методами, указывался состав сведений для сбора. Наказы составлялись для каждого посла индивидуально применительно к конкретной стране, в них содержалась официальная правительственная концепция событий для распределения за рубежом. С них началось применение в госучреждениях шифрованной переписки. Шифры назывались «цифири», «азбуки». Шифрованное письмо – «затейное письмо».
Термин «затейное письмо» заменился в середине 16 в. терминов «закрытое письмо». Шифрование применялось, в основном, в переписке с зарубежными представительствами России. Внимание уделялось подбору персонала. В приказ отбирались проверенные сотрудники других приказов. В целях защиты тайны сотрудникам приказа предписывалось скрывать истинное место работы.
Контрразведывательная функция
Контроль и надзор за иностранными дипломатами, контроль всех действий иностранцев. Кадровая политика: тщательный отбор сотрудников, допускаемых к важным гос. сведениям. Поступающие на службу принимали присягу, «приводились к вере». Текст содержал обязательство к сохранению тайны.
Разрядный приказ.
Функции:
-
пограничная охрана, обеспечение безопасности городов.
-
наблюдение за иностранцами, сбор сведений о их жизни.
-
перлюстрация – проверка корреспонденции.
-
выявление лиц, подозреваемых в шпионаже, проведение розыскных и следственных мероприятий в данной области.
-
анализ и обобщение информации, составление сводок о безопасности городов.
-
комплектование армии, учет личного состава армии.
-
строительство укрепленных сооружений в пограничных областях.
В этот период засекречивались целые области государства: Сибирь, юго-восточные районы страны (с целью сохранения в тайне условий торговли в этих странах).
Приказ тайных дел.
Центрального органа, занимающегося исключительно выявлением и пресечением государственных преступлений, до конца XVII в. в России не было. Наиболее важные дела рассматривались Боярской думой, специально создаваемыми комиссиями или московскими приказами, которых к середине XVII в. было около 80. Политический розыск был лишь одной из многочисленных функций приказов.
В 1654 г., через 5 лет после законодательного закрепления понятия государственного преступления, в Москве создается первый отечественный орган обеспечения государственной безопасности — Приказ тайных дел. Приказ был учрежден перед военным походом против Речи Посполитой в целях рассмотрения подаваемых на царское имя челобитных.
Общее руководство новым ведомством взял на себя царь Алексей Михайлович. Государь регулярно посещал Приказ, имел там рабочий стол с письменным прибором, лично рассматривал дела, заслушивал доклады и отчеты. Заложенная Алексеем Михайловичем традиция совмещения функций личной канцелярии монарха и органа государственной безопасности оказалась устойчивой, и последующие правители государства следовали этой традиции, уделяя личное внимание совершенствованию института политического сыска. В рабочий аппарат приказа первоначально входили тайный дьяк и находившиеся в его подчинении 6—7 подьячих. Тайный дьяк являлся «дьяком в государевом имени», что могло означать право тайного дьяка подписывать указы от имени царя. Позже в штат Приказа тайных дел вошла коллегия из тайного дьяка и помогавших ему дьяков Челобитного и Стрелецкого приказов, а общее число подьячих выросло до пятнадцати.
Главным предназначением Приказа тайных дел был контроль за деятельностью государственного аппарата Московской Руси, который осуществлялся гласно и негласно. Гласный контроль охватывал сферу распределения дел между другими приказами, и заключался в истребовании из них в Приказ тайных дел для «ведома» различных сведений или отчетности, а также в проверке ведения ими приказного делопроизводства. Негласный контроль включал в себя командирование подьячих Приказа тайных дел с секретными инструкциями о надзоре за деятельностью во время международных переговоров отдельных русских послов, которые «много чинять не к чести своего государя», или, во время боевых действий, за некоторыми воеводами, допускающими «много неправд... над ратными людьми». О результатах расследования докладывалось лично Алексею Михайловичу:*., .и те подьячие над послы и воеводы подсматривают и царю, приехав, сказывают»^. В определенных случаях надзор осуществлялся на постоянной основе. Так, 28 февраля 1665 г. царь приказал Разрядному приказу ежедневно доставлять в Приказ тайных дел сводки о положении дел в полках.
Реализуя функцию политического сыска, Приказ тайных дел принимал к рассмотрению особо значимые дела государственной важности. Например, в 1666 г. орган политического сыска, при личном участии царя, производил розыск по доносу Михаила Афанасьева на патриарха Никона и по другим материалам, связанным с низложенным главой церкви. Дело о расследовании восстания Степана Разина официально расследовалось через приказы Казанского дворца и Разрядный, но фактически им руководил Приказ тайных дел. Именно в этот приказ поступила собственноручно составленная царем памятная записка с десятью вопросами, которые руководившие следствием бояре должны были задать Степану Разину. Основным вопросом, интересовавшим царя, был вопрос о возможной связи между вождем крестьянского восстания и патриархом Никоном. Приказ тайных дел сосредоточивал у себя материалы, имеющие отношение к данному процессу, получаемые другими ведомствами — «распросные и пыточные речи» и т. д.
Помимо борьбы с бунтовщиками приказ защищал экономическую безопасность государства. Так, 12 августа 1663 г. из его стен вышел царский указ, предусматривавший за первую попытку выпуска фальшивой монеты ссылку в Сибирь, за вторую — смертную казнь.
В функции приказа входило противодействие иностранному шпионажу в форме надзора за подозрительными лицами и чужеземцами на территории русского государства.
После смерти Алексея Михайловича в 1676 г. и вступления на престол царя Федора Алексеевича Приказ тайных дел был упразднен.
Приказ тайных дел можно считать первой отечественной спецслужбой, даже несмотря на то, что он «не имел своего застенка, этой непременной принадлежности розыска того времени, особенно по государственным преступлениям»*.
Основные функции:
-
Тайный и явный контроль за деятельностью других приказов, сбор сведений о их работе, должностных лицах…
-
Разведывательная и контрразведывательная деятельность на территории России.
-
Охрана главы государства, его семьи, послов.
-
Ведение следствий по важным государственным делам, связанным с государственной изменой и шпионажем.
Организация СДП в приказе тайных дел:
-
Секретные поручения, как правило, передавались устно.
-
Письменные секретные поручения передавались лично адресату, и после ознакомления с содержанием возвращались курьеру.
-
О выполнении секретного поручения докладывалось
-
в устной или письменной форме. Запрещалось раскрывать в тексте существо секретного вопроса.
-
Если письмо не удавалось передать, оно возвращалось в нераспечатанном виде.
-
ОВ секретные документы передавались непосредственно служащими приказа тайных дел.
-
Широко применялось шифрование переписки.
Правовую основу ЗИ составляли, в основном, наказы (инструкции) должностным лицам. Ответственность за преступления, связанные с гос. изменой, шпионажем, устанавливалась в Соборном Уложении 1649 г. К преступлениям в этой сфере относились: измена гос. интересам, оказание содействия зарубежным государствам; попытка свержения законной власти (Глава 2 Соборного Уложения, 2, 3 статьи), подделка подписей, хищение документов и печатей (глава 4, 1 и 2 статьи).