ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.06.2021
Просмотров: 764
Скачиваний: 3
Преображенский приказ.
В 1689 г. был создан особый, не вписывающийся в систему других приказов Преображенский приказ, на основе Преображенской потешной избы, исполнявшей функции царской канцелярии, откуда шли распоряжения царя в другие учреждения и где по его указу расследовались отдельные дела различного характера..
Становление правоохранительных органов на Руси продолжил Петр I, заложивший основы централизованных структур политической и уголовной полиции. Изменив в соответствии с европейским стандартом российские порядки практически во всех сферах жизни общества, царь-реформатор не решился упразднить формы политического розыска, выработанные его предшественниками. Более того, в этом направлении он пошел дальше предшествующих ему государей.
«Изба» также управляла Преображенским и Семеновским «потешными» полками. Сыскных функций с момента образования не имела. Лишь после разгрома стрелецкого войска и реформирования Стрелецкого приказа Преображенской избе были переданы полномочия по охране порядка в столице, обеспечению безопасности Кремля, а в 1695 г. «потешная изба» была переименована в Преображенский приказ.
Указ о передаче Преображенскому приказу исключительного права следствия и суда по политическим преступлениям был издан Петром I, по всей видимости, в конце 1696 г., после Азовского похода. Систематическая передача дел в Преображенский приказ из других учреждений началась с 1697 г. Впервые в истории России государственный орган получил в части политического сыска исключительные полномочия, которые простирались на подданных всего государства, без различия сословий. Законодательно закрепил подобную практику царский указ от 25 сентября 1702 г., предписывающий присылать сюда всех, кто сказал «слово и дело государево».
В соответствии с данным указом за невыполнение распоряжений Преображенского приказа или любое вмешательство в сферу его деятельности глава приказа имел право привлечь любое должностное лицо к административной или судебной ответственности, а за недостаточно быстрое и точное выполнение его указаний — наказать штрафом, битьем палками или заточением в острог.
В помощь Преображенскому приказу Петр I образовал судебную коллегию из бояр, в функции которой входили помощь главному судье при рассмотрении дел и вынесение решений по отдельным их категориям.
За первый год существования из сохранившихся 605 дел, рассмотренных Преображенским приказом, лишь 5 относились к категории «слово и дело государево». Но затем все учреждения начали регулярно присылать политические дела на рассмотрение в Преображенский приказ. В целом было расследовано несколько тысяч политических дел. Почти 70 % дел Преображенского приказа касались расследования народных выступлений против усиливающегося государственного гнета и эта направленность его деятельности сохранялась вплоть до самой ликвидации приказа в 1729 г.
Наиболее многочисленная группа дел относилась к стрелецкому мятежу (1698) и Астраханскому восстанию (1705— 1706). Царь лично участвовал в расследовании наиболее значимых дел: за период с 1700 по 1705 г. в делопроизводстве приказа отражено более 50 вынесенных лично царем решений по политическим преступлениям.
Возглавил Преображенский приказ с момента образования и руководил им до самой смерти в 1717 г. князь Федор Юрьевич Ромодановский, которого называли князем-кесарем. Он принадлежал к старинному роду, берущему начало от легендарного Рюрика. Князь Ромодановский, несмотря на свою принадлежность к консервативной части боярства, сразу и навсегда сделал свой выбор, приняв сторону молодого царя. Это был один из наиболее преданных людей, окружавших Петра I, пользовавшийся его безграничным доверием. Князь-кесарь лично вел наиболее серьезные дела, раскрывая заговоры бояр против государя. Для получения признательных показаний он активно использовал пытки.
После смерти князя-кесаря руководителем Преображенского приказа стал его сын Иван Ромодановский, возглавлявший приказ до его упразднения в 1729 г. (с 1725 г. он именовался Преображенской канцелярией). В штат Преображенского приказа входили два дьяка и от 5 до 8 подьячих. Для производства арестов, обысков, охраны и курьерской связи привлекались солдаты и офицеры Преображенского и Семеновского гвардейских полков.
2. Организация защиты информации в Российской Империи в XVIII в
2.1.Эпоха петровских преобразований
В России в годы царствования Петра I произошел резкий экономический скачок. Промышленное строительство Петровской эпохи проходило невиданными темпами: за первую четверть XVIII в. возникло не менее 200 мануфактур вместо 15—20, которые имелись в конце XVII в. Характерная особенность экономического бума начала XVIII в. состояла в определяющей роли самодержавного государства в экономя « его активном и глубоком проникновении во все сферы хозяйственной жизни. Создавая собственную промышленность, государство резко усиливало и собственную торговлю стремясь получить максимум прибыли с ходовых товаров.
Из всех преобразований Петра 1 центральное место занимала реформа государственного управления — реорганизация всех его звеньев.
В 1708—1710 гг. правительство провело первую областную реформу. Между уездами, ранее непосредственно подчинявшимися центру, и приказами появились промежуточные административные единицы — губернии и провинции, была разделена на восемь губерний (Московская, Ингерманландская, Смоленская, Киевская, Азовская, Казанс-Архангелогородская и Сибирская) во главе с губернато-облеченными правами главнокомандующих расположенных на территории губернии войск и всей полнотой административной и судебной власти.
Областная реформа внесла существенные изменения в организацию центрального аппарата государства. Ратуша утратила значение центрального казначейства страны, так как ее финансовые функции перешли в ведение областной администрации. Исчезли областные приказы.
Правовой статус дворянства был существенно измен принятием Указа о единонаследии 1714 г. Этот акт имел несколько последствий:
♦ юридическое слияние таких форм земельной собственности, как вотчина и поместье, привело к возникновению единого понятия "недвижимая собственность". На ее основе произошла консолидация сословия;
♦ установление института майората — наследования недвижимости только одним старшим сыном, не свойственного русскому праву, целью которого было сохранить от раздробления земельную дворянскую собственность.
Реализация нового принципа приводила, однако, к появлению безземельного дворянства, вынужденного устраиваться на службу по военной или гражданской линии. Это положение Указа вызвало наибольшее недовольство со стороны дворян (было упразднено в 1731 г.);
♦ превратив поместье в наследственное землевладение, Указ нашел новый способ привязать дворянство к государственной службе — ограничение наследования заставляло его представителей служить за жалование. Быстро стали формироваться бюрократический аппарат и профессиональный офицерский корпус.
Логическим продолжением Указа о единонаследии стал Табель о рангах (1722 г.).
Его принятие свидетельствовало о ряде новых обстоятельств:
-
бюрократическое начало в формировании государственного аппарата, несомненно, победило начало аристократическое (связанное с принципом местничества). Профессиональные качества, личная преданность и выслуга становятся определяющим для продвижения по службе;
-
Сформулированная Табелью о рангах новая система чинов и должностей юридически оформила статус правящего класса. Были подчеркнуты его служебные качества: любой чин мог быть присвоен только после прохождения через всю цепочку низших чинов. Устанавливались сроки службы в определенных чинах. С достижением чинов восьмого класса чиновнику присваивалось звание потомственного дворянина, и он мог передавать тиТул по наследству. С четырнадцатого по седьмой класс чиновник получал личное дворянство. Тем самым принцип выслуги подчинял принцип аристократический;
-
Табель о рангах уравнивала службу военную со службой гражданской: чины и звания присваивались в обеих сферах, принципы продвижения по службе были аналогичными;
-
подготовка кадров для нового государственного аппарата стала осуществляться в специальных школах и академиях в России и за рубежом. Степень квалификации определялась не только чином, но и образованием, специальной подготовкой. Обучение дворянских недорослей осуществлялось часто в принудительном порядке (за уклонение от учебы налагались взыскания). Дети дворян по разнарядке направлялись на учение. От уровня их подготовки зависели многие личные права (например, право на вступление в брак). Бюрократизация государственного аппарата проходила на разных уровнях и в течение длительного периода. Объективна совпала с процессами дальнейшей централизации властных структур
В 1711 г. с образованием Сената прекратились дальнейшие трансформации Боярской думы. Аристократический орган, основанный на принципе местничества, исчезает. Его заменяет на вершине властной пирамиды новый бюрократический орган. Принципы его формирования (выслуга, назначение) и деятельности (специализация, следование инструкциям и регламентам) существенно отличались от принципов Боярской думы (традиция, спонтанность).
Реформы высших органов власти и управления, прошедшие в первой четверти XVIII в., принято подразделять на три этапа:
1699—1710 гг. — характерны лишь частичные преобразования в системе высших государственных органов, в структуре местного самоуправления, военная реформа;
1710—1719 гг. — ликвидация прежних центральных органов власти и управления, основание новой столицы, создание Сената, проведение первой областной реформы;
1719—1725 гг. — образование новых органов отраслевого управления для коллегий, проведение второй областной реформы, реформы церковного управления, финансово-налоговой реформы, создание правовой основы для всех учреждений и нового порядка прохождения службы.
С 1699 г. прекратились новые пожалования в члены Боярской думы и в думные чины, вместо Расправной палаты была учреждена Ближняя канцелярия — орган административно-финансового контроля за деятельностью всех государственных учреждений (к 1705 г. в заседаниях этого органа принимало участие не более 20 человек). Ближняя канцелярия регистрировала все царские указы и распоряжения. После образования Сената Ближняя канцелярия (1719 г.) и Коллизия министров (1711 г.) прекращают свое существование.
Сенат был образован в 1711 г. как чрезвычайный орган. По указу Сенат должен был, основываясь на существующем законодательстве, временно замещать царя, например во время нахождения Петра I в военном походе. Статус нового органа не был детализирован, это произошло несколько позже – из двух дополнительно принятых указов. Стало ясно, что Сенат становится постоянно действующим органом.
К компетенции Сената относились: судебная и организационно-судебная деятельность, финансовый и налоговый контроль, внешнеторговые и кредитные полномочия. О законодательных полномочиях Сената ничего не говорилось. Организационная структура Сената включала присутствие, где выносились решения, и канцелярию во главе с обер-секретарем, которая осуществляла делопроизводство. Решения принимались коллегиально и только единогласно.
В конце 1717 г. начала складываться система коллегий: назначены Сенатом президенты и вице-президенты, определены штаты и порядок работы. Кроме руководителей в состав коллегий входили четыре советника, четыре асессора (заседателя), секретарь, актуариус, регистратор, переводчик и подьячие
Органы власти и управления в первой половине 18 века
-
Военная
Адмиралтейство
Иностранных дел
Камер-Колл.
Штатс-Колл.
Ревизион-
Колл.
Юстиции
Коммерц.
Берг-Колл.
Мануфактур
Вотчинная
Синод
Тайная канцелярия
Коллегии
Реформа 1722 г. превратила Сенат в высший орган центрального управления, вставший над всем государственным аппаратом (коллегиями и канцеляриями). В системе этих органов происходили существенные изменения.
Специальным указом предписывалось с 1720 г. начать производство дел "новым порядком".
Уже в декабре 1718 г. был принят реестр коллегий:
1) Иностранных дел; 2) Казенных сборов; 3) Юстиции; 4) Ревизионная (бюджетная); 5) Военная; 6) Адмиралтейская, 7) Коммерц (торговля); 8) Штатс-контор (ведение государственных расходов); 9) Берг-Коллегия и Мануфактур-Коллегия (промышленная и горнодобывающая).
В 1721 г. была учреждена Вотчинная коллегия, заменившая Поместный приказ, в 1722 г. из единой Берг-Мануфактур-Коллегий выделилась Мануфактур-коллегия, на которую, кроме функций управления промышленностью, были возложены задачи экономической политики и финансирования. За Берг-коллегией остались функции горнодобычи монетного дела.
Деятельность коллегий определял Генеральный регламент (1720 г.), объединивший нормы и правила, детально расписывающие порядок работы учреждения.
Создание системы коллегий завершило процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата. Четкое распределение ведомственных функций, разграничение сфер государственного управления и компетенции, единые нормы деятельности, сосредоточение управления финансами едином учреждении — все это существенно отличало новый аппарат от приказной системы.
С учреждением новой столицы (1713 г.) центральный аппарат переместился в Санкт-Петербург. Сенат и коллегии создавались уже там.
Преобразование системы государственных органов изменило характер государственной службы и бюрократии. С упразднением Разрядного приказа в 1712 г. последний раз были составлены списки думных чинов, стольников, стряпчих и других чинов. В ходе создания новых управленческих органов появились новые титулы: канцлер, действительный тайный и тайный советники, советники, асессоры и др. Все должности (штатские и придворные) были приравнены к офицерским рангам. Служба становилась профессиональной, а чиновничество — привилегированным сословием.
Местное управление в начале XVIII в. осуществлялось на основе старой модели: воеводское управление и система областных приказов. В процессе петровских преобразований в эту систему стали вноситься изменения. В 1702 г. вводится титут воеводских товарищей, выборных от местного дворянства. В 1705 г. этот порядок становится обязательным и повсеместным, что должно было усилить контроль за старой администрацией.