ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.06.2021

Просмотров: 767

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В 1708 г. вводится новое территориальное деление государства: учреждались восемь губерний, по которым были расписаны все уезды и города. В 1713—1714 гг. число губерний возросло до одиннадцати. Во главе губернии был поставлен губернатор или генерал-губернатор, который объединял в своих руках административную, судебную и военную власть. Ему нялись четыре помощника по отраслям управления.

В ходе реформы (к 1715 г.) сложилась трехзвенная система местного управления и администрации: уезд провинция губерния. Провинцию возглавлял обер-комендант, которому подчинялись коменданты уездов. Контролировать ни­жестоящие административные звенья помогали ландратные комиссии, избранные из местного дворянства.

Вторая областная реформа была проведена в 1719 г. Суть ее заключалась в следующем: одиннадцать губерний были разделены на сорок пять провинций. Во главе этих админис­тративных единиц были поставлены губернаторы, вице-гу­бернаторы или воеводы.

В 1718—1720 гг. прошла реорганизация органов городс­кого самоуправления, созданных в 1699 г. вместе с Рату­шей, — земских изб и земских бурмистров. Появились новые органы — магистраты, подчиненные губернаторам. Общее ру­ководство осуществлял Главный магистрат. Система управ­ления стала более бюрократической и централизованной. В 1727 г. магистраты преобразовали в ратуши.


Реформы местного управления













Система губернского управления









Военная реформа была одним из важнейших звеньев в цепи государственных преобразований начала XVIII в. Пос­ле неудачных походов на Азов (1695—1696 гг.) прекратило свое существование дворянское конное ополчение. Образцом для преобразования военных частей стали полки личной ох­раны Петра I — Преображенский, Семеновский и Бутырский.

К 1705 г. собрано уже 27 полков. Набор осуществлялся по установленным рекрутским округам. 1723 г. на основе переписи была введена система подушной раскладки рекрутов (до 1725 г. проведено 53 рекрутских набора, давших 284 тыс. солдат). Закрепленный порядок 0зволил сформировать многочисленную, хотя и плохо обу­ченную армию.

Управление армией осуществляли в начале XVIII в. Раз­рядный приказ и Приказ военных дел, созданный для руко­водства полками "нового строя". Были упразднены Иноземс­кий и Рейтарский приказы. Обеспечением армии ведали При­каз генерал-комиссара, Приказ артиллерии (1700 г.) и Про­виантский приказ (1700 г.).

После создания Сената часть военного управления пере­ходит к нему, часть — Военной канцелярии, созданной из слившихся военных приказов. Централизация военного уп­равления завершилась созданием Адмиралтейства (1718 г.) и Военной коллегии (1719 г.).

В 1719 г. вводится изданный в 1716 г. "Устав воинский", регламентировавший состав и организацию армии, отноше­ния командиров и подчиненных, обязанности армейских чи­нов. В 1720 г. был принят Морской устав.


В октябре 1721 г. в связи с победой в Северной войне Сенат и Святейший синод присваивают Петру I титул Отца Отечества, Императора Всероссийского. Россия становится империей.

Царь был верховным главнокомандующим армии, ведал формированием полков, назначением офицеров, устанавливал порядок и план боевых действий.

Реформы Петра Великого коснулись и законодательства. Так, оставив без изменений практику «слова и дела госуда­рева», он упорядочил применение этой зловещей формули­ровки. Согласно Указу от 25 января 1715 г. предписывалось сообщать лично царю о важнейших делах: о замысле против Царя; об измене; о казнокрадстве. Через три года третий пункт был передан для производства Юстиц-коллегии, а два первых остались на долгие годы основанием для проведения политического розыска.

Воинским уставом 1716 г. и Морским уставом 1720 г. были введены различные виды смертной казни. Так, артикул 19-й Воинского устава предусматривал четвертование за измену или покушение на жизнь монарха, а артикул 137-й—повеше­ние за бунт против властей. 20-й артикул Воинского устава вводил ответственность за оскорбление монарха: «Кто про­тив его величества особы хулительными словами погрешит, его действо и намерение презирать и непристойным образом о том рассуждать будет, оный имеет живота лишен быть и отсече­нием головы казнен». Причем наказания, предусмотренные указанными уставами, распространялись не только на воен­нослужащих.

Для получения оперативной информации Петр I не отка­зался от практики доносов. Более того, он продолжил нача­тые еще в XVII в. попытки властей предержащих подключать священнослужителей к политическому розыску и довел их до логического завершения, оформив законодательно как обязан­ность священнослужителей нарушать тайну исповеди. Так, в «Духовном регламенте», принятом в 1721 г., отмечалось, что если кто-либо сообщит на исповеди о своем намерении совер­шить измену или организовать бунт, «то должен духовник не токмо его за прямо исповеданные грехи прощения и разрешения не сподоблять, ...ной донести вскоре о нем, где надлежит».

За доносы платили и, надо сказать, неплохо. Обычно сум­ма была в размере от нескольких десятков до нескольких со­тен рублей. Крестьянин мог получить освобождение от крепо­стной зависимости, торговец — щедрые льготы, чиновник — повышение по службе.

Поощряя практику доносов, власти в то же время сочли целесообразным отказаться от рассмотрения анонимных пи­сем, потому что каждое такое «подметное» письмо требова­ло установления автора, а это было подчас практически не­возможно. Поэтому, в 1715 г. рассмотрение анонимных писем было запрещено и они подлежали, согласно указу царя, со­жжению в месте обнаружения в присутствии двух свидетелей.

Следует отметить, что рост числа доносов породил серь­езнейшую проблему, которая и сегодня существенно снижает эффективность работы спецслужб: в потоке малозначи­тельных доносов не удавалось выделить действительно важ­ные сообщения. Так, в 1707 г. в Преображенский приказ по­ступил доклад генерального судьи В.Л. Кочубея об изменнических намерениях украинского гетмана И.С. Мазе­пы. Работники Приказа сначала отмахнулись от этой инфор­мации, а затем направили ее в Монастырский приказ. Иеро­монах Никанор, доставивший это сообщение, вновь вернул его Ф.М.Ромодановскому. Настойчивость иеромонаха не по­нравилась руководителю сыска: доносчика заковали в цепи и отправили в ссылку. Кочубея выдали гетману Мазепе, ко­торый в 1708 г. казнил его, а в октябре того же года реализо­вал давно вынашиваемый замысел и перешел на сторону шведского короля Карла XII.


Результатом Петровских реформ стало создание в Рос­сии основ государственно-монополистической промышленнос­ти, крепостнической и милитаризованной. Вместо формирую­щегося в Европе гражданского общества с рыночной экономи­кой Россия к концу царствования Петра представляла военно-полицейское государство с огосударствленной монополизиро­ванной крепостнической экономикой. В этот период произошли торможение в развитии свободного предпринимательства. Пространство свободы сузилось, так как каждый человек был ограничен в своей деятельности рамками государственных интересов, простиравшихся на все сферы российского бытия.

Таким образом, петровские преобразования, направленные на европеизацию России, не достигли своей цели.


2.2.Развитие предпринимательства

В первой половине XVIII в. широко практиковалась раздача казенных промыслов на содержание компаний. Правительство предоставляло таким компаниям привилегии: исключительные права на торговлю своей продукцией, денежные субсидии, с 60х годов XVIII в. правительство отказывается от политики привилегий, и провозглашается принцип полной свободы торговли. Первые акционерные компании – «Компания персидского торга», созданная в 1758 году, «Акционерная для строения кораблей компания» 1782 года, «Российско-американская компания» 1799 года. В XVIII в. оформляется купечество как социальное сословие, в 1772 году в Москве было основано Коммерческое Училище, где обучали правилам ведения торговых книг. Торговые книги являлись носителями коммерческой тайны купеческих компаний.

В XVIII в. формируются условия для создания института банковской тайны («тайны кредитных установлений»). До середины XVIII в. практически отсутствовали кредитные учреждения, банковские операции в первой половине XVIII в. осуществляла Монетная контора, в 1754 году был создан первый банк («Дворянский банк»). Он выдавал льготные ссуды дворянам под залог земли. Также «Купеческий займный банк», который предоставлял недорогой кредит купечеству.

В 1786 году образован «Государственный ассигнационный банк». В этот период цели, которые преследовались в процессе создания банков, не были достигнуты. Были подготовлены условия для создания акционерно-коммерческих банков и института банковской тайны в XIX в.

В XVIII в. создаются биржи и формируются предпосылки для правового обеспечения тайны торгов. Первая регулярная биржа была создана Петром I в начале XVIII в. в Петербурге. Первые биржи были общими с элементами торговли фондами. Задачей бирж являлись обеспечение регулярности торгов, правовое обеспечение сделок, защита тайны. Вторая – в Одессе.

2.3. Учреждения защиты информации и их функции

ЗИ во внешнеполитической области

ЗИ во внутриполитической области

ЗИ в военной области

1702 г. Походная посольская канцелярия

1710 г. Посольская канцелярия

1717 г. Коллегия иностранных дел (КИД)

1711 г. Сенат

1762 г. Тайная экспедиция Сената

1711 г. Генерал-квартирмейстерская служба

1718 г. Военная коллегия



Создаются основы системной ЗИ. Формируется правовая база ЗИ для центральных гос. Учреждений (коллегий) и в военной области. Совершенствование криптографической ЗИ.

1711 г. – Правительствующий Сенат – Орган Верховной власти.

Особое значение для формирования системы ЗИ имела деятельность канцелярии Сената.


2.3.1. Тайная канцелярия

Наряду с Преображенским приказом расследованием наи­более важных политических преступлений занималась Тай­ная канцелярия, образованная в феврале 1718 г. в Москве как временный следственный орган по делу царевича Алексея, старшего сына царя от первого брака с Евдокией Лопухиной, обвинявшегося в государственной измене. После переезда в Петербург Тайная канцелярия разместилась в Петропавлов­ской крепости и 20 марта этого же года была преобразована в постоянное ведомство.

Канцелярия состояла из 5-ти столов (отделов):

1-й был секретный – по наиболее важным гос. вопросам.

2-й – прообраз службы экономической разведки. Назывался «фискальный». Осуществлял негласный надзор за деятельностью администрации на местах, за сбор информации и передачу ее в сенат.

3-й – контроль за деятельностью приказов;

4-й – «губернский»;

5-й – «разрядный» (военный).

Руководители Тайной канцелярии (Толстой, Бутурлин, Ушаков, Скорняков-Писарев) назывались в 1718— 1720 гг. «министрами», в начале 1720-х гг. — «судьями», иногда их именовали «инквизиторами». Формально они были равны, однако главным среди них, безусловно, являлся П.А. Толстой. В штат также входили: секретарь, 6 канцелярских служащих и лица, осуществлявшие пытки.

Тайная канцелярия стала первым в отечественной истории узкоспециализированным органом государственной безопас­ности, ориентированным исключительно на осуществление политического сыска.

Как известно, Петр I не видел в сыне продолжателя свое­го дела. Царевич не любил отца, заточившего его мать в мо­настырь, презирал мачеху — Екатерину, которая рассчитыва­ла возвести на русский престол своего сына. Недовольное Петром духовенство подчинило Алексея Петровича своему влиянию и настроило его против реформ отца. Опасаясь за жизнь Алексея Петровича, оппозиционеры, рассчитывавшие после смерти Петра I привести его к власти, помогли царе­вичу в 1716 г. бежать за границу. Обнаружив исчезновение сына, Петр распорядился найти и вернуть беглеца, поручив решение этой задачи умному, но, по словам историка Я. Гор­дина, «вполне аморальному» и хитрому дипломату П.А. Тол­стому.

П.А. Толстой сумел уговорить Алексея вернуться на Родину, гарантируя его безопасность. 31 января 1718 г. Алексей Петрович прибыл в Россию, где был помещен в Пет­ропавловскую крепость. Царь Петр был убежден, что за по­литической фигурой сына стоит разветвленный заговор, от­ношение к которому имеют первая жена и духовенство. Для раскрытия планов заговорщиков и был учрежден новый орган политического сыска.


Расследование дела царевича Алексея осуществлялось под фактическим руководством Петра I. Царь собственноручно очертил круг подозреваемых, в который вошли его первая жена — Евдокия Лопухина, епископ Ростовский Досифей, через которого осуществлялась переписка царевича с зато­ченной в Суздальский монастырь матерью, А.В.Кикин — бывший сподвижник Петра, пойманный царем на воровстве и после наказания примкнувший к окружению Алексея Пет­ровича.

Для получения «признательных показаний» пыткам подвер­гли всех подозреваемых, в том числе и царевича Алексея. Так, с 19 по 24 июня 1718 г. Алексея Петровича шесть раз пытали в каземате Петропавловской крепости, причем в первый день дважды — с полудня до часа и с 6 до 9 вечера. Под пыткой ца­ревич признался, что ради захвата власти он готов был даже согласиться на австрийскую интервенцию в пределы России.

Верховный суд из генералитета, сенаторов и Синода, 24 июня 1718 г. приговорил сына Петра I к смертной казни. По официальной версии, царевич Алексей скончался в Пет­ропавловской крепости от апоплексического удара, а по хо­дившим тогда слухам был задушен, отравлен или забит на­смерть кнутом.

По завершении расследования Тайная канцелярия подле­жала упразднению, так как в качестве центрального органа государственной безопасности в России уже существовал Преображенский приказ. Однако 8 августа 1718 г. царь пору­чил Толстому расследование «адмиралтейского ревельского дела» — дела о грандиозных хищениях по военно-морскому ведомству в Ревельском порту. Затем Тайная канцелярия про­вела несколько важных процессов, относящихся к категории «слово и дело государево» в трактовке царского указа от 26 января 1715 г. («трех пунктов»): уголовное дело фаворит­ки Петра Марии Гамильтон, укравшей царские драгоценно­сти; дело о злоупотреблениях в Астрахани; группу дел, «ка­сающихся к расколу»; дело по доносу Зверева на майора Фуникова по расхищению им казенных денег и имущества; дело о краже корабельных лесов на Днепре; дело поручика Друккерта, подделавшего подпись и печать А.Д. Меньшикова; дело об обвинении русского посла в Польше Г.Ф. Долго­рукова в измене и взяточничестве и ряд других «тайных дел».

Таким образом, Преображенский приказ и Тайная канце­лярия существовали параллельно и были наделены равными правами. Сложившийся параллелизм в деятельности двух спецслужб был закреплен петровским указом от 28 апреля 1722 г., предписывавшим местным властям направлять все дела о государственных преступлениях в Преображенский приказ или Тайную канцелярию.

Первый принимал дела из Москвы и дальних местностей, вторая — из Петербурга и ближайших провинций. В Преоб­раженском приказе с 1719 по 1724 г. было рассмотрено 1363 дела, в то время, как Тайная канцелярия рассмотрела всего 280 дел1. Существенное различие между Тайной канцелярией и Преображенским приказом заключалось в том, что деятельность Тайной канцелярии несла в себе больший эле­мент специализации. В отличие от Преображенского прика­за, ведавшего, помимо следствия и суда по политическим преступлениям, широким кругом судебно-административных дел, канцелярия занималась только следственно-судебной деятельностью, причем в основном по политическим пре­ступлениям (примерно 70 % всех дел).