Файл: Дача Учебнометодические материалы по дисциплине стилистика русского языка и культура речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 391

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5. Второе лицо единственного числа вместо второго лица мно­жественного числа (ты вместо вы): Всё, закончили, закуривай, ребя­та! Такое употреб­ление характерно для разговорной речи. Встречается в художественной литературе.

В литературно-художественном, публицистическом и разговорно-быто­вом стилях можно наблюдать замену одних видовременных форм глагола другими. Рассмотрим случаи такого употребления видовременных форм:

1. Настоящее время употребляется вместо прошедшего в исто­рических тек­стах – настоящее историческое: Император входит. Все взволнованы, встают.

2. Прошедшее время вместо будущего – для указания на дей­ствия, которые говорящий готов совершить: Ну ладно, я пошел! Иногда эти формы упот­ребляются в ироническом контексте: Ну да, так я и сделала это задание!

3. Будущее время вместо прошедшего – для обозначения вне­запного наступ­ления действия: Он слушал-слушал, да как закричит!

Все эти синонимичные основным значениям формы отмечены эмоцио­нально-экспрессивной окраской.

Стилистика имени числительного включает целый ряд вопросов. Остано­вимся на трудных случаях употребления собирательных числительных:

1. В некоторых случаях для обозначения количества используются собира­тельные числительные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро – двумя последними практически не пользуются).

Собирательные числительные используются в ограниченном числе слу­чаев, а именно:

а) с существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола: двое друзей, трое сирот;

б) с существительными, имеющими формы только множественного числа: двое ножниц, трое суток;

в) с существительными дети, ребята, люди, лицо(в значении «чело­век»): двое детей, трое незнакомых лиц;

г) с личными местоимениями мы, вы, они: нас двое;

2. С именами существительными, обозначающими лиц мужского пола, на­ряду с собирательными числительными могут употребляться числитель­ные, обозначающие целые числа: двое учеников – два ученика, трое дру­зей – три друга.

С существительными женского рода употребляются только количест­венные числительные: две ученицы, семь девочек.

3. Собирательные числительные не сочетаются с существительными муж­ского рода, обозначающими названия животных (нельзя сказать: трое волков), но сочетаются с существительными
, обозначающими детёнышей животных: четверо медвежат.

4. При употреблении собирательного числительного оба – обев сочетаниях с существительными женского рода в косвенных падежах используется ос­нова обе-, а в мужском и среднем роде используется основа обо-: обоих студентов, обеих студенток.

Таким образом, знание языковых норм употребления глаголов и числи­тельных поможет избежать нарушения их стилистического использования и сделать речь правильной, соответствующей требованием современного рус­ского языка.

текст лекции 12

Стилистика простых предложений

Синтаксическая стилистика (или стилистический синтаксис) изучает ис­пользование различных синтаксических конструкций для стилистических це­лей. В круг изучения синтаксической стилистики входит прежде всего стили­стическое использование разных типов простого и сложного предложений.

Остановимся на стилистике простых предложений. Важнейшими вопро­сами стилистики простых предложений являются следующие:

  • стилистическое использование разных типов простого предложения;

  • согласование сказуемого с подлежащим;

  • согласование определения с определяемым словом.

Между разными типами простого предложения возможны синонимические отношения.

1. При синонимии двусоставных и односоставных предложений двусостав­ное выбирается в том случае, когда необходимо сконцентрировать внима­ние на деятеле (подлежащем): Предлагаю объявить перерыв – Я предла­гаю объявить перерыв; Тебе звонили – Тебе кто-то звонил.

2. Синонимия возможна также между разновидностями односоставных пред­ложений, в частности между инфинитивными и обобщённо-личными, при этом инфинитивные предложения отличаются большей категоричностью вы­сказывания: Этого не понять! – Этого не поймёшь.

3. Некоторые двусоставные предложения с переходным глаголом-сказуемым могут быть даны в варианте действительного или страдательного залога и в форме од­носоставного предложения: Река размыла берега – Берега размыты рекой – Рекой размыло берега. Предложения со страдательной конструкцией в со­временном русском языке чаще всего употребляются без указания на дея­теля: Дома простроены в срок. Соглашение уже подписано.

4. Синонимичными могут быть повествовательные и вопросительные пред­ложения: Неужели ты не можешь это сделать? – Ты можешь это сделать.

5. Могут выступать как синонимы также утвердительные и отрицательные предложения: 

Как же, буду я тебе помогать? – Я не буду тебе помогать.

Синтаксические синонимы часто различаются эмоционально-экспрессив­ной и стилистической окраской.

К трудным стилистическим вопросам относится также согласование сказуемого с подлежащим. Рассмотрим основные правила согласования сказуемого с подлежащим:

1. При подлежащем, в состав которого входят слова множество, ряд, часть, большинство, меньшинство и управляемое существительное в родительном падеже (типа большинство учеников, ряд школ), сказуемое может стоять как во множественном, так и в единственном числе.

Единственное число употребляется в том случае, если:

  • существительное обозначает неодушевлённые предметы (Ряд столов стоял ...);

  • не подчёркивается активность действующих лиц (Большинство учеников отсутствовало).

Множественное число употребляется для подчёркивания активности действия лиц (Часть студентов сдали экзамены).

2. При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием (семь часов, несколько человек …), сказуемое может стоять в форме единственного и в форме множественного числа.

Формой множественного числа подчёркивается активность действующих лиц.

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных (А. С. Пушкин).

Форма единственного числа сказуемого употребляется:

  • при подчёркивании пассивности действующих лиц:

Двадцать человек стояло в стороне

  • если существительное, входящее в состав подлежащего, обозначает неодушевлённый предмет или животное:

Прошло сто лет

3. Сказуемое ставится в единственном числе, если в состав подлежащего входят слова много, мало, немного, только, лишь.

Уже много учеников посетило эту выставку.

4. Сказуемое при подлежащем типа брат с сестрой может ставиться и в единственное число, и во множественное. Множественное число подчёркивает равноправность, активность действующих лиц.

А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой

Извести её хотят (А. С. Пушкин).

Единственное число указывает на то, что одно действующее лицо – главное.

Жил старик со своею старухой (А. С. Пушкин).

Стилистика простого предложения включает также вопрос о согласовании определения с определяемым словом.

1. Определение при существительном общего рода ставится в форму женского или мужского рода в зависимости от того, какого пола лицо обозначено существительным.


Маша – большая сластёна.

Миша – большой сластёна.

2. Очень часто возникает вопрос, в какую форму поставить определение, если при существительном есть числительные два, три, четыре. Как правильно: Два новых дома или Два новые дома?

Если определение стоит после числительных два, три, четыре и относятся к существительному мужского или среднего рода, то оно ставится в форме родительного падежа множественного числа.

Четыре новых автомобиля сошли с конвейера.

Если определение относится к существительному женского рода, то оно ставится в форме именительного падежа множественного числа.

Три углублённые в земле

И мхом поросшие ступени

Гласят о шведском короле (А. С. Пушкин).

Проблемы стилистики простого предложения требуют внимательного изучения. Неправильное использование синтаксических конструкций для стилистических целей приводит к стилистическим ошибкам.

текст лекции 13

Стилистика сложных предложений.

Стилистические особенности употребления

причастных и деепричастных оборотов

Употребление сложных предложений – отличительная черта книжной речи. В разговорной речи используются в основном простые предложения, часто – неполные.

В письменной речи встречаются следующие стилистические ошибки, связанные с нарушением синтаксической конструкции сложного предложения:

  1. Сочетание одного из членов предложения и придаточной части. В один ряд нельзя ставить, например, дополнение и придаточное предложение: Надо выяснить причины происшедшего и какие следует сделать выводы. Неправомерно и соединение причастного оборота и придаточного определительного: Снисхождения заслуживают люди, признающие критику и которые исправляют свои ошибки.

  2. Употребление рядом двух однозначных союзов: Ваши рекомендации заслуживают внимания, но, однако реализовать этот проект пока невозможно. Он утверждает, что будто бы самолёт был неисправен.

  3. Неправильный выбор союза: Ваше предположение подтвердится лишь тогда, если будет доказана вина этого человека (вместо если нужен союз когда).

  4. Неуместно повторение частицы бы в придаточной части (Если бы эти меры были бы приняты, всё закончилось бы благополучно).

  5. Повторение союзов или союзных слов при последовательном подчинении придаточных: Вдали виднелись вершины гор, которые были покрыты снегом, который сверкал на солнце. Сравните: Вдали виднелись вершины гор, покрытые снегом, который сверкал на солнце.

  6. Отсутствие необходимого в письменной речи местоимения в главном предложении: Самое трагичное (то), что выхода из создавшегося положения нет.

  7. Контаминация (смешение) прямой и косвенной речи: Сосед по парте спросил, кто пойдёт со мной в кино. Нельзя забывать, что при преобразовании прямой речи в косвенную меняется форма местоимения: Сосед по парте спросил, кто пойдёт с ним в кино.


Большое количество стилистических ошибок наблюдается также при употреблении в речи причастных и деепричастных оборотов.

К стилистическим ошибкам, связанным с употреблением причастных оборотов, относятся следующие:

  • образование несуществующей формы причастия: Можно было предотвратить несчастные случаи, произошедшие бы в посёлке;

  • неудачный порядок слов в предложении, при котором возникает двусмысленность: Это один из крупнейших заводов по производству фотоаппаратов, выпускающих камеры для многих стран мира (причастный оборот ошибочно относится к слову фотоаппаратов).

Существует также ошибки, связанные с употреблением в речи деепричастных оборотов:

  • употребление несуществующих форм деепричастий: Побоясь (боясь) общественного мнения он отказался от своих слов. Некоторые глаголы не образуют деепричастия с суффиксом –а ( – я) в настоящем времени: писать, бежать, беречь, бить, мазать, вязать, мочь, жать, петь, чесать и т. д.

  • нарушение главного правила оформления деепричастного оборота: деепричастие и глагол-сказуемое должны обозначать действия одного и того же лица: Подъезжая к городу, начался сильный ветер (сравните: Когда я подъехал к городу, начался сильный ветер).

Таким образом, грамотное употребление сложных предложений, а также причастных и деепричастных оборотов требует знания правил их стилистического использования.

текст лекции 14

Основы ораторского искусства

Под ораторским искусством понимается высокая степень мастерства публичного выступления, искусное владение живым словомОраторское искусство – это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

Выделяют следующиероды красноречия:социально-политическое, академическое, социально-бытовое, судебное, богословско-церковное.

К социально-политическомукрасноречию относят доклад на социально-политические и политико-экономические темы, отчётный доклад, политическую речь, дипломатическую речь, митинговую речь, агитаторскую речь.

К академическому красноречию – вузовскую лекцию, научный доклад, научный обзор, научное сообщение.

К судебномукрасноречию – прокурорскую или обвинительную речь, адвокатскую или защитительную речь, самозащитительную речь обвиняемого.

К социально - бытовому – юбилейную речь, застольную речь (тост), поминальную речь (надгробное слово).