Файл: Дача Учебнометодические материалы по дисциплине стилистика русского языка и культура речи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 391
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5. Второе лицо единственного числа вместо второго лица множественного числа (ты вместо вы): Всё, закончили, закуривай, ребята! Такое употребление характерно для разговорной речи. Встречается в художественной литературе.
В литературно-художественном, публицистическом и разговорно-бытовом стилях можно наблюдать замену одних видовременных форм глагола другими. Рассмотрим случаи такого употребления видовременных форм:
1. Настоящее время употребляется вместо прошедшего в исторических текстах – настоящее историческое: Император входит. Все взволнованы, встают.
2. Прошедшее время вместо будущего – для указания на действия, которые говорящий готов совершить: Ну ладно, я пошел! Иногда эти формы употребляются в ироническом контексте: Ну да, так я и сделала это задание!
3. Будущее время вместо прошедшего – для обозначения внезапного наступления действия: Он слушал-слушал, да как закричит!
Все эти синонимичные основным значениям формы отмечены эмоционально-экспрессивной окраской.
Стилистика имени числительного включает целый ряд вопросов. Остановимся на трудных случаях употребления собирательных числительных:
1. В некоторых случаях для обозначения количества используются собирательные числительные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро – двумя последними практически не пользуются).
Собирательные числительные используются в ограниченном числе случаев, а именно:
а) с существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола: двое друзей, трое сирот;
б) с существительными, имеющими формы только множественного числа: двое ножниц, трое суток;
в) с существительными дети, ребята, люди, лицо(в значении «человек»): двое детей, трое незнакомых лиц;
г) с личными местоимениями мы, вы, они: нас двое;
2. С именами существительными, обозначающими лиц мужского пола, наряду с собирательными числительными могут употребляться числительные, обозначающие целые числа: двое учеников – два ученика, трое друзей – три друга.
С существительными женского рода употребляются только количественные числительные: две ученицы, семь девочек.
3. Собирательные числительные не сочетаются с существительными мужского рода, обозначающими названия животных (нельзя сказать: трое волков), но сочетаются с существительными
, обозначающими детёнышей животных: четверо медвежат.
4. При употреблении собирательного числительного оба – обев сочетаниях с существительными женского рода в косвенных падежах используется основа обе-, а в мужском и среднем роде используется основа обо-: обоих студентов, обеих студенток.
Таким образом, знание языковых норм употребления глаголов и числительных поможет избежать нарушения их стилистического использования и сделать речь правильной, соответствующей требованием современного русского языка.
текст лекции 12
Стилистика простых предложений
Синтаксическая стилистика (или стилистический синтаксис) изучает использование различных синтаксических конструкций для стилистических целей. В круг изучения синтаксической стилистики входит прежде всего стилистическое использование разных типов простого и сложного предложений.
Остановимся на стилистике простых предложений. Важнейшими вопросами стилистики простых предложений являются следующие:
-
стилистическое использование разных типов простого предложения; -
согласование сказуемого с подлежащим; -
согласование определения с определяемым словом.
Между разными типами простого предложения возможны синонимические отношения.
1. При синонимии двусоставных и односоставных предложений двусоставное выбирается в том случае, когда необходимо сконцентрировать внимание на деятеле (подлежащем): Предлагаю объявить перерыв – Я предлагаю объявить перерыв; Тебе звонили – Тебе кто-то звонил.
2. Синонимия возможна также между разновидностями односоставных предложений, в частности между инфинитивными и обобщённо-личными, при этом инфинитивные предложения отличаются большей категоричностью высказывания: Этого не понять! – Этого не поймёшь.
3. Некоторые двусоставные предложения с переходным глаголом-сказуемым могут быть даны в варианте действительного или страдательного залога и в форме односоставного предложения: Река размыла берега – Берега размыты рекой – Рекой размыло берега. Предложения со страдательной конструкцией в современном русском языке чаще всего употребляются без указания на деятеля: Дома простроены в срок. Соглашение уже подписано.
4. Синонимичными могут быть повествовательные и вопросительные предложения: Неужели ты не можешь это сделать? – Ты можешь это сделать.
5. Могут выступать как синонимы также утвердительные и отрицательные предложения:
Как же, буду я тебе помогать? – Я не буду тебе помогать.
Синтаксические синонимы часто различаются эмоционально-экспрессивной и стилистической окраской.
К трудным стилистическим вопросам относится также согласование сказуемого с подлежащим. Рассмотрим основные правила согласования сказуемого с подлежащим:
1. При подлежащем, в состав которого входят слова множество, ряд, часть, большинство, меньшинство и управляемое существительное в родительном падеже (типа большинство учеников, ряд школ), сказуемое может стоять как во множественном, так и в единственном числе.
Единственное число употребляется в том случае, если:
-
существительное обозначает неодушевлённые предметы (Ряд столов стоял ...); -
не подчёркивается активность действующих лиц (Большинство учеников отсутствовало).
Множественное число употребляется для подчёркивания активности действия лиц (Часть студентов сдали экзамены).
2. При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием (семь часов, несколько человек …), сказуемое может стоять в форме единственного и в форме множественного числа.
Формой множественного числа подчёркивается активность действующих лиц.
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных (А. С. Пушкин).
Форма единственного числа сказуемого употребляется:
-
при подчёркивании пассивности действующих лиц:
Двадцать человек стояло в стороне
-
если существительное, входящее в состав подлежащего, обозначает неодушевлённый предмет или животное:
Прошло сто лет
3. Сказуемое ставится в единственном числе, если в состав подлежащего входят слова много, мало, немного, только, лишь.
Уже много учеников посетило эту выставку.
4. Сказуемое при подлежащем типа брат с сестрой может ставиться и в единственное число, и во множественное. Множественное число подчёркивает равноправность, активность действующих лиц.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Извести её хотят (А. С. Пушкин).
Единственное число указывает на то, что одно действующее лицо – главное.
Жил старик со своею старухой (А. С. Пушкин).
Стилистика простого предложения включает также вопрос о согласовании определения с определяемым словом.
1. Определение при существительном общего рода ставится в форму женского или мужского рода в зависимости от того, какого пола лицо обозначено существительным.
Маша – большая сластёна.
Миша – большой сластёна.
2. Очень часто возникает вопрос, в какую форму поставить определение, если при существительном есть числительные два, три, четыре. Как правильно: Два новых дома или Два новые дома?
Если определение стоит после числительных два, три, четыре и относятся к существительному мужского или среднего рода, то оно ставится в форме родительного падежа множественного числа.
Четыре новых автомобиля сошли с конвейера.
Если определение относится к существительному женского рода, то оно ставится в форме именительного падежа множественного числа.
Три углублённые в земле
И мхом поросшие ступени
Гласят о шведском короле (А. С. Пушкин).
Проблемы стилистики простого предложения требуют внимательного изучения. Неправильное использование синтаксических конструкций для стилистических целей приводит к стилистическим ошибкам.
текст лекции 13
Стилистика сложных предложений.
Стилистические особенности употребления
причастных и деепричастных оборотов
Употребление сложных предложений – отличительная черта книжной речи. В разговорной речи используются в основном простые предложения, часто – неполные.
В письменной речи встречаются следующие стилистические ошибки, связанные с нарушением синтаксической конструкции сложного предложения:
-
Сочетание одного из членов предложения и придаточной части. В один ряд нельзя ставить, например, дополнение и придаточное предложение: Надо выяснить причины происшедшего и какие следует сделать выводы. Неправомерно и соединение причастного оборота и придаточного определительного: Снисхождения заслуживают люди, признающие критику и которые исправляют свои ошибки. -
Употребление рядом двух однозначных союзов: Ваши рекомендации заслуживают внимания, но, однако реализовать этот проект пока невозможно. Он утверждает, что будто бы самолёт был неисправен. -
Неправильный выбор союза: Ваше предположение подтвердится лишь тогда, если будет доказана вина этого человека (вместо если нужен союз когда). -
Неуместно повторение частицы бы в придаточной части (Если бы эти меры были бы приняты, всё закончилось бы благополучно). -
Повторение союзов или союзных слов при последовательном подчинении придаточных: Вдали виднелись вершины гор, которые были покрыты снегом, который сверкал на солнце. Сравните: Вдали виднелись вершины гор, покрытые снегом, который сверкал на солнце. -
Отсутствие необходимого в письменной речи местоимения в главном предложении: Самое трагичное (то), что выхода из создавшегося положения нет. -
Контаминация (смешение) прямой и косвенной речи: Сосед по парте спросил, кто пойдёт со мной в кино. Нельзя забывать, что при преобразовании прямой речи в косвенную меняется форма местоимения: Сосед по парте спросил, кто пойдёт с ним в кино.
Большое количество стилистических ошибок наблюдается также при употреблении в речи причастных и деепричастных оборотов.
К стилистическим ошибкам, связанным с употреблением причастных оборотов, относятся следующие:
-
образование несуществующей формы причастия: Можно было предотвратить несчастные случаи, произошедшие бы в посёлке; -
неудачный порядок слов в предложении, при котором возникает двусмысленность: Это один из крупнейших заводов по производству фотоаппаратов, выпускающих камеры для многих стран мира (причастный оборот ошибочно относится к слову фотоаппаратов).
Существует также ошибки, связанные с употреблением в речи деепричастных оборотов:
-
употребление несуществующих форм деепричастий: Побоясь (боясь) общественного мнения он отказался от своих слов. Некоторые глаголы не образуют деепричастия с суффиксом –а ( – я) в настоящем времени: писать, бежать, беречь, бить, мазать, вязать, мочь, жать, петь, чесать и т. д. -
нарушение главного правила оформления деепричастного оборота: деепричастие и глагол-сказуемое должны обозначать действия одного и того же лица: Подъезжая к городу, начался сильный ветер (сравните: Когда я подъехал к городу, начался сильный ветер).
Таким образом, грамотное употребление сложных предложений, а также причастных и деепричастных оборотов требует знания правил их стилистического использования.
текст лекции 14
Основы ораторского искусства
Под ораторским искусством понимается высокая степень мастерства публичного выступления, искусное владение живым словом. Ораторское искусство – это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.
Выделяют следующиероды красноречия:социально-политическое, академическое, социально-бытовое, судебное, богословско-церковное.
К социально-политическомукрасноречию относят доклад на социально-политические и политико-экономические темы, отчётный доклад, политическую речь, дипломатическую речь, митинговую речь, агитаторскую речь.
К академическому красноречию – вузовскую лекцию, научный доклад, научный обзор, научное сообщение.
К судебномукрасноречию – прокурорскую или обвинительную речь, адвокатскую или защитительную речь, самозащитительную речь обвиняемого.
К социально - бытовому – юбилейную речь, застольную речь (тост), поминальную речь (надгробное слово).