Файл: Дача Учебнометодические материалы по дисциплине стилистика русского языка и культура речи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 393
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
К богословско-церковномукрасноречию – проповедь, речь на соборе.
Чтобы выступать публично, оратор должен обладать рядом специальных навыков и умений. По определению психологов, навык–это способность осуществлять ту или иную операцию наилучшим образом. Какие же навыки необходимо иметь оратору? К основным навыкам оратора относят следующие:
-
навык отбора литературы, -
навык изучения отобранной литературы, навык составления плана, -
навык написания текста речи, -
навык самообладания перед аудиторией, навык ориентации во времени.
Из приобретённых навыков складываются умения оратора.
Он должен уметь:
-
самостоятельно готовить выступление, -
доходчиво и убедительно излагать материал, -
отвечать на вопросы слушателей, -
устанавливать и поддерживать контакт с аудиторией, -
применять технические средства, наглядные пособия и т.д.
Если какие-либо навыки или умения будут отсутствовать у выступающего, то его общение со слушателями может оказаться неэффективным. Предположим, вы хорошо пишете текст речи, но не умеете просто и ясно излагать его аудитории. Вам удаётся заинтересовать своим выступлением аудиторию, но вы не научились укладываться в отведённое для выступления время и не успеваете высказать основные положения речи, вы теряетесь, отвечая на вопросы слушателей. Бесспорно, это снижает качество ораторской речи.
Успех публичного выступленияво многом зависит от того, как выступающий знает свой предмет речи. Только в том случае, если оратор хорошо разбирается в теме своего выступления, если сумеет рассказать слушателям много интересного и привести новые, неизвестные аудитории факты, если ему удастся ответить на возникшие вопросы, он может рассчитывать на внимание слушателей.
Нередко возникает спор: каждый ли человек может стать хорошим оратором.Мнения обычно расходятся – одни считают, что только природные данные могут сделать человека оратором, другие утверждают, что качество хорошего оратора приобретаются, развиваются, воспитываются.
Спор этот не новый. Он ведётся на протяжении всей истории ораторского искусства.
Обратимсяк истории ораторского искусства. Кто не знает имени знаменитого древнегреческого оратора Демосфена?Но, может быть, не все знают, что его выступления вначале не имели успеха. Когда Демосфен произносил первую речь, то народ смеялся над ним и, выражая своё недовольство, так кричал, что оратор не мог довести речь до конца. Только ценой огромных усилий, постоянного и упорного труда Демосфен добился признания современников.
Древнегреческий историк Плутарх в книге «Сравнительные жизнеописания» рассказывают о том, как Демосфен поборол свои слабости, освободился от недостатков, мешающих оратору. Чтобы укрепить свой слабый голос, научиться жестикулировать, позировать перед слушателями, владеть мимикой, он устроил себе в подземелье комнату для занятий и работал в ней каждый день. Нередко он уединялся на два-три месяца подряд, выбрив себе половину головы. Ведь в таком виде стыдно было появляться перед людьми, даже если очень хочется.
У Демосфена был неясный, шепелявый выговор. Чтобы сделать дикцию чёткой, а голос сильным и крепким, он брал в рот камешки и, не выбрасывая их, читал на память отрывки из произведений поэтов. Упражнялся он в произнесении слов, фраз даже во время бега или подъёма на крутую гору. Старался научиться говорить несколько стихов подряд или какую-нибудь фразу, не переводя дыхания.
По словам Плутарха, любую встречу, беседу, деловой разговор Демосфен рассматривал как тренировку, упражнение в красноречии. Оставшись один, он поскорее спускался к себе в подземелье и повторял весь разговор,старался придать изложению стройность, привести убедительные доводы, доказательства. Демосфен учился ораторскому искусству у других прославленных ораторов, его современников. Он внимательно слушал их выступления, следил за ходом рассуждения, отмечал для себя достоинства и недостатки. Он запоминал удачные слова и выражения, сказанные другими или им самим, а затем использовал их в своих выступлениях, придумывал всевозможные варианты выражения одной и той же мысли, вносил в них поправки, шлифовал, оттачивал, выбирал из них лучший и наиболее точный вариант.
Мастерство Демосфена-оратора было добыты постоянным, упорным, целеустремлённым трудом.
Таким образом, мастерство выступающего зависит от его индивидуальных особенностей, складывается из многих знаний, навыков, умений. Чтобы приобрести их, нужно много работать над собой, изучать опыт известных ораторов, учиться на лучших образцах ораторского искусства и стараться как можно чаще выступать.
Практикум
Тема 1. Лексические проблемы
точности речи
▲теория
Информация 1
-
Работа над стилем текста – это прежде всего работа над его лексикой, так как слово – основа для понимания речи. -
Неясность речи есть признак неясности мысли. -
Однажды Л. Н. Толстой, шутя, заметил: «Если бы я был царь, я бы издал закон, что писатель, который употребит слово, значение которого он не может объяснить, лишается права писать и получает 100 ударов розог». -
Важнейшая лексическая проблема – выбор слова для наиболее точного выражения мысли. -
Правильное употребление слов – не только достоинство стиля, но и необходимое условие информативной ценности текста. -
Неправильный выбор слова искажает смысл высказывания.
Информация 2
Лексические проблемы точности речи:
а) поиск нужного слова;
б) лексическая сочетаемость, т.е. способность слов соединяться друг с другом;
в) речевая недостаточность – случайный пропуск слов, необходимых для точного выражения мысли;
г) речевая избыточность – многословие.
Информация 3
Речевые ошибки, вызванные неправильным выбором слова:
а) использование слова без учёта его семантики: Таня и Володя познакомились на заводе, оба уже были женаты;
б) эвфемистичность речи (стремление скрыть отрицательный смысл высказывания);
-
Эвфемизмы – слова и выражения, смягчающие грубый смысл речи.
Дирекция завода уделяла мало внимания охране предприятия.
в) анахронизм (нарушение хронологической точности при употреблении слов, связанных с определённой исторической эпохой): В XVIII веке в Ленинграде было создано много памятников архитектуры.
г) логические ошибки: Плохо, когда во всех кинотеатрах города показывают одно и то же название фильма.
Информация 4
-
Лексическая сочетаемость – способность слов соединяться друг с другом.
Три типа сочетаемости:
а) семантическая: Девичья фамилия моего отца Собакин (нарушена семантическая сочетаемость);
б) грамматическая: Моя твоя не понимает (нарушена грамматическая сочетаемость);
в) лексическая сочетаемость: Мы потерпели победу (нарушение лексической сочетаемости);
-
Нарушение лексической сочетаемости может быть вызвано контаминацией внешне похожих словосочетаний. -
Контаминация – смешение двух выражений: заслужил известность (приобрёл известность и заслужил уважение); не играет значения (не играет роли и не имеет значения). -
Семантическая несочетаемость слов не является препятствием для создания художественных образов. Нередко поэты и писатели нарушают лексическую сочетаемость, создавая необычные выразительные сочетания слов: Поэты ходят пятками по лезвию ножа и режут в кровь свои босые души (Вл. Высоцкий).
● практика
Словарь
декада авария аварийный светлое время суток (день) тёмное время суток (ночь) награждать – наградить (чем?) Доска почёта чудище чудо закоренелый преступник коренной житель жениться выйти замуж глубокая река глубокий ум глубокая старость раннее детство ранняя юность одержать победу потерпеть поражение достигнутые успехи серьезные недостатки пожилой человек старый дом улучшение ≠ ухудшение добиться улучшения размахивать руками кулак | |
Поиск нужного слова
Упражнение 1. Дайте оценку использованию лексических средств в приведённых предложениях; исправьте их.
1) Декада китайской кухни в ресторане будет проходить пять дней: с 1 по 5 сентября. 2) Неуютно работать в этом цехе, он находится в аварийном состоянии. 3) В течение февраля в Подмосковье продолжительность суток возрастёт на 2 часа. 4) Хороших работников на нашем предприятии награждают Доской почёта. 5) Космические корабли – новое чудище человеческого разума. 6) Закоренелые москвичи особенно сильно любят свой город.
Лексическая сочетаемость
Упражнение 2. В приведённых предложениях укажите словосочетания, в которых нарушена лексическая сочетаемость. Исправьте предложения.
1) К сегодняшнему часу информации ещё нет. 2) После гибели Ленского Ольга женилась на другом. 3) В глубоком детстве он был похож на мать. 4) В этих соревнованиях наши любимые спортсмены одержали поражение. 5) Здание театра производило уютное впечатление. 6) Руководители обратили внимание на достигнутые недостатки в работе. 7) Он ещё в глубокой юности начал писать песни. 8) Продаётся пожилой дом. 9) Студенты нашей группы добились ухудшения дисциплины и успеваемости в этом полугодии. 10) Учитель предложил нам написать контрольную работу устно. 11) Стой спокойно и не размахивай глазами! (из речи воспитателя в детском саду). 12) Вот как сожму кулаки на руках и ногах! (речь ребёнка). 13) Я вчера взял самолёт и прилетел в Москву (из речи иностранца).
▲теория
Информация 5
-
Речевая недостаточность – случайный пропуск слов, необходимых для точного выражения мысли: Студент Белов занял первое место по английскому языку. -
Речевая недостаточность часто возникает в устной речи, когда говорящий торопится и не следит за правильностью высказывания. -
Вследствие речевой недостаточности нарушаются грамматические и логические связи слов в предложении, затемняется его смысл: Творчество А. С. Пушкина волнует читателей на самых различных языках. -
Речевую недостаточность легко можно исправить, вставив пропущенное слово или словосочетание: День рождения начинается в три часа (Отмечать День рождения мы начнём в три часа).
Информация 6
-
Речевая избыточность – это многословие. -
А. П. Чехов заметил: «Краткость – сестра таланта».
Формы речевой избыточности:
а) плеоназм – употребление в речи близких по смыслу и потому лишних слов (главная суть, ценные сокровища, тёмный мрак).
-
Часто плеоназмы появляются при соединении синонимов (долгий и продолжительный; мужественный и смелый).
б) тавтология – повторение однокоренных слов (рассказать рассказ, спросить вопрос).
-
Тавтология может возникать также при соединении иноязычных и русских слов, сходных по значению: памятные сувениры, первый дебют, необычный феномен. -
Тавтология и плеоназм могут быть стилистическими приёмами, усиливающими выразительность художественной речи: Точно они не виделись два года, поцелуй их был долгий, длительный (А. П. Чехов).