Файл: Экономика и организация предпринимательской деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 227

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Факторы, обусловливающие необходимость государственного регулирования экономики можно объединить на три основные группы:

– факторы, связанные с разрешением проблем рыночного сектора эконо­мики, сглаживанием отрицательных эффектов рыночного механизма (ограничение стихийности рыночных процессов; обеспечение эффективного совокупного спроса, рыночной конъюнктуры; обеспечение производства общественных товаров, общественных потребностей и нужд; поддержка конкурентоспособности, открытости рынка; усиление конкурентоспособности на мировом рынке);

– факторы, обеспечивающие экономическую стабильность, процесс расширенного воспроизводства (создание общих условий развития экономики, обеспечение экономической эффективности функционирования совокупного капитала, не­обходимость определения «правил игры» хозяйствующих субъектов; обеспечение циклического развития экономики; стимулирование долгосрочного экономического роста, роста деловой активности; формирование оптимальной структуры народного хозяйства; поддержка макроэкономического равновесия; обеспечение эффективного управления государственным сектором экономики; потребность в государственных инвестициях, малорентабельных с точки
зрения частного капитала; регулирование денежного обращения; содействие развитию науки, научно-технического прогресса);


– факторы, связанные с решением социальных проблем (обеспечение рационального перераспределения доходов; экономической основы социальной стабильности, сокращение социальной напряженности; полной занятости населения; формирование условий расширенного воспроизводства рабочей силы, проявления интеллектуальных способностей человека (развитие здравоохранения, образования, переподготовки кадров и т. д.).

Государственное регулирование предпринимательства происходит посредством социально-экономического прогнозирования, а на этой основе воздействия на процессы социально-экономического развития, в том числе через определение приоритетных направлений и отраслей развития народного хозяйства, формирование инвестиционной, налоговой, кре­дитной, антимонопольной политики, разработку федеральных комплекс­ных, а на уровне субъектов Федерации – региональных программ.

Таким образом, государственное регулирование предпринимательской деятельности – это комплекс форм и методов государственного влияния на деятельность субъектов предпринимательства с целью создания нормальных условий их функционирования и развития, ослабления отрицательных тенден­ций, вызываемых ею (предпринимательской деятельностью)
(рис. 4).

Государственное воздействие

на предпринимательскую деятельность








Формы воздействия на предпринимательство

Методы государственного регулирования предпринимательства

Цели воздействия на предпринимательство


Необходимость воздействия на предпринимательство



Повышение эффективности рыночной экономики

Административные

Поддержка

Обеспечение эффективности функционирования рыночной экономики







Правовые

Регулирование


Регулирование условий предпринимательской деятельности



Экономические

Стимулирование


Экономическая стабильность и расширенное воспроизводство





Эффективная научно-техническая, промышленная и социальная политика

Решение экологических и социальных проблем


Рис. 4 – Комплекс форм и методов государственного регулирования предпринимательской деятельности
Административные методыспособы и формы регулирования, которые базируются на силе государственной власти, включают мероприятия за­прета, разрешения и принуждения и воплощаются в жизнь с помощью ука­зов и распоряжений.

В развитых странах мира административные методы регулирования предпринимательской деятельности применяются в формах:

– управления государственной собственностью;

– лицензирования и квотирования;

– применения санкций;

– охраны окружающей среды.

Их роль значительно возрастает в сложных критических ситуациях.

Правовые методы – способы и формы регулирования предпринимательской деятельности, которые воплощаются в практику с помощью принятия соот­ветствующих законов. Примером такого регулирования являются антимоно­польное законодательство и антимонопольная деятельность государства.

Экономические методы – способы и формы регулирования, которые ос­новываются на использовании налогов, денежно-кредитных рычагов, цен и
тарифов и т. п.



Среди экономических методов различают:

– прямые (формирование и использование бюджета; установление ми­нимальной зарплаты; регулирование цен на некоторые виды товаров и услуг; антимонопольная политика, защита конкуренции);

– косвенные (индивидуальное планирование; целевое программирование; регулирование налоговой системы; определение нормы обязательных банковских резервов и учетной ставки центрального банка; кредитно-денежные инструменты).

Рассмотрим некоторые методы экономического и правового регули­рования предпринимательской деятельности.

Если исходить из практики развитых стран мира, как уже было отме­чено ранее, то основным инструментом влияния государства на пред­принимательскую деятельность является налоговая политика, в частно­сти, использование инвестиционного налогового кредита.

Так, в США он означает снижение налогооблагаемого минимума на сумму капиталовложений на приобретение машин и оборудование.

В Германии льготные инвестиционные кредиты предоставляются пред­приятиям при освоении отсталых регионов, специальные инвестиционные кредиты – при создании высокотехнологичных производств, субсидии - соответственно структурной программе развития средних городов и др.

Во Франции при создании новых промышленных зон предприятия, которые специализируются на изготовлении определенных видов про­дукции, получают налоговые льготы сроком на 10 лет.

В Англии не взимаются налоги при осуществлении капиталовложений в оборудование, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, а при осуществлении капиталовложений в строительство сооружений – снижаются почти на 80%.

Прогрессивное налогообложение фирм существует и в других странах, которые не принадлежат к развитым. Так, в Малайзии при вкладывании капитала в передовые отрасли налоги не платят совсем на протяжении 5 лет; в последующие 5 лет также не платят, если количество работни­ков не превышает 500 человек, а деятельность компании за этот период оказала содействие повышению технологического уровня производства.

С целью стимулирования деятельности совместных предприятий в Ав­стрии они не выплачивают налоги в случаях: если их инвестиции состав­ляют не менее 25% от общего объема инвестиций; при инвестировании капиталов не позже, чем за 12 месяцев до составления отчета главной компании; определенного совпадения организационно-правовой формы австрийских фирм с иностранными и др. Никаких ограничений не сущест­вует в Германии при ввозе и вывозе иностранного капитала, в частности, при создании предприятий и обществ с участием такого капитала
.

В 2008 году в России налог на прибыль предприятий был снижен до 20%, что стимулировало рост предпринимательской активности. Однако россий­ская налоговая реформа пока еще не решила ряд важнейших для предпринимателей вопросов, например, не создан эффективный механизм:

– льготного кредитования инвестиционной и инновационной активности на предприятиях;

– формирования отраслевых научно-технических фондов за счет отчисления части себестоимости продукции;

– платежей за загрязнение окружающей среды.

Главная проблема налоговой реформы – кардинальное снижение налогов на труд и освобождение от налогов расходов на инвестиции – может быть решена только тогда, когда в доход бюджета на основе новых механизмов начнет поступать природная рента. То, что принадлежит обществу, нужно аккумулировать в бюджете для того, чтобы финансировать науку, образование, социальную сферу и стимулировать инновационную и инвестиционную активность. Это даст возможность структурно перестроить экономику на базе современных технологий и выйти на траекторию устойчивого и быстрого экономического роста, резко сократить налоговое бремя.

Важным инструментов государственного воздействия на предпринимательскую деятельность является амортизационная политика. Так, в России 1 января 2002 г. в связи с вступлением в силу 25 гл. НК РФ «Налог на прибыль организаций», определен новый порядок расчета амортизационных отчислений.

Амортизационное списание основного капитала является эффективным средством стимулирования накоплений, структурных измене­ний в экономике и важным инструментом воздействия на хозяйственный цикл, занятость и НИОКР. Изменяя ставки и порядок амортизационно­го списания, государственные регулирующие органы определяют ту часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от налогов путем вклю­чения в издержки производства и затем перечислена в амортизационный фонд для финансирования в дальнейшем новых капиталовложений.

Особое место в экономической политике государства занимает анти­монопольная деятельность государства.

14. Система государственного антимонопольного регулирования предпринимательской деятельности: понятие, сущность