Файл: Экономика и организация предпринимательской деятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 227
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Факторы, обусловливающие необходимость государственного регулирования экономики можно объединить на три основные группы:
– факторы, связанные с разрешением проблем рыночного сектора экономики, сглаживанием отрицательных эффектов рыночного механизма (ограничение стихийности рыночных процессов; обеспечение эффективного совокупного спроса, рыночной конъюнктуры; обеспечение производства общественных товаров, общественных потребностей и нужд; поддержка конкурентоспособности, открытости рынка; усиление конкурентоспособности на мировом рынке);
– факторы, обеспечивающие экономическую стабильность, процесс расширенного воспроизводства (создание общих условий развития экономики, обеспечение экономической эффективности функционирования совокупного капитала, необходимость определения «правил игры» хозяйствующих субъектов; обеспечение циклического развития экономики; стимулирование долгосрочного экономического роста, роста деловой активности; формирование оптимальной структуры народного хозяйства; поддержка макроэкономического равновесия; обеспечение эффективного управления государственным сектором экономики; потребность в государственных инвестициях, малорентабельных с точки
зрения частного капитала; регулирование денежного обращения; содействие развитию науки, научно-технического прогресса);
– факторы, связанные с решением социальных проблем (обеспечение рационального перераспределения доходов; экономической основы социальной стабильности, сокращение социальной напряженности; полной занятости населения; формирование условий расширенного воспроизводства рабочей силы, проявления интеллектуальных способностей человека (развитие здравоохранения, образования, переподготовки кадров и т. д.).
Государственное регулирование предпринимательства происходит посредством социально-экономического прогнозирования, а на этой основе воздействия на процессы социально-экономического развития, в том числе через определение приоритетных направлений и отраслей развития народного хозяйства, формирование инвестиционной, налоговой, кредитной, антимонопольной политики, разработку федеральных комплексных, а на уровне субъектов Федерации – региональных программ.
Таким образом, государственное регулирование предпринимательской деятельности – это комплекс форм и методов государственного влияния на деятельность субъектов предпринимательства с целью создания нормальных условий их функционирования и развития, ослабления отрицательных тенденций, вызываемых ею (предпринимательской деятельностью)
(рис. 4).
Государственное воздействие
на предпринимательскую деятельность
Формы воздействия на предпринимательство
Методы государственного регулирования предпринимательства
Цели воздействия на предпринимательство
Необходимость воздействия на предпринимательство
Повышение эффективности рыночной экономики
Административные
Поддержка
Обеспечение эффективности функционирования рыночной экономики
Правовые
Регулирование
Регулирование условий предпринимательской деятельности
Экономические
Стимулирование
Экономическая стабильность и расширенное воспроизводство
Эффективная научно-техническая, промышленная и социальная политика
Решение экологических и социальных проблем
Рис. 4 – Комплекс форм и методов государственного регулирования предпринимательской деятельности
Административные методы – способы и формы регулирования, которые базируются на силе государственной власти, включают мероприятия запрета, разрешения и принуждения и воплощаются в жизнь с помощью указов и распоряжений.
В развитых странах мира административные методы регулирования предпринимательской деятельности применяются в формах:
– управления государственной собственностью;
– лицензирования и квотирования;
– применения санкций;
– охраны окружающей среды.
Их роль значительно возрастает в сложных критических ситуациях.
Правовые методы – способы и формы регулирования предпринимательской деятельности, которые воплощаются в практику с помощью принятия соответствующих законов. Примером такого регулирования являются антимонопольное законодательство и антимонопольная деятельность государства.
Экономические методы – способы и формы регулирования, которые основываются на использовании налогов, денежно-кредитных рычагов, цен и
тарифов и т. п.
Среди экономических методов различают:
– прямые (формирование и использование бюджета; установление минимальной зарплаты; регулирование цен на некоторые виды товаров и услуг; антимонопольная политика, защита конкуренции);
– косвенные (индивидуальное планирование; целевое программирование; регулирование налоговой системы; определение нормы обязательных банковских резервов и учетной ставки центрального банка; кредитно-денежные инструменты).
Рассмотрим некоторые методы экономического и правового регулирования предпринимательской деятельности.
Если исходить из практики развитых стран мира, как уже было отмечено ранее, то основным инструментом влияния государства на предпринимательскую деятельность является налоговая политика, в частности, использование инвестиционного налогового кредита.
Так, в США он означает снижение налогооблагаемого минимума на сумму капиталовложений на приобретение машин и оборудование.
В Германии льготные инвестиционные кредиты предоставляются предприятиям при освоении отсталых регионов, специальные инвестиционные кредиты – при создании высокотехнологичных производств, субсидии - соответственно структурной программе развития средних городов и др.
Во Франции при создании новых промышленных зон предприятия, которые специализируются на изготовлении определенных видов продукции, получают налоговые льготы сроком на 10 лет.
В Англии не взимаются налоги при осуществлении капиталовложений в оборудование, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, а при осуществлении капиталовложений в строительство сооружений – снижаются почти на 80%.
Прогрессивное налогообложение фирм существует и в других странах, которые не принадлежат к развитым. Так, в Малайзии при вкладывании капитала в передовые отрасли налоги не платят совсем на протяжении 5 лет; в последующие 5 лет также не платят, если количество работников не превышает 500 человек, а деятельность компании за этот период оказала содействие повышению технологического уровня производства.
С целью стимулирования деятельности совместных предприятий в Австрии они не выплачивают налоги в случаях: если их инвестиции составляют не менее 25% от общего объема инвестиций; при инвестировании капиталов не позже, чем за 12 месяцев до составления отчета главной компании; определенного совпадения организационно-правовой формы австрийских фирм с иностранными и др. Никаких ограничений не существует в Германии при ввозе и вывозе иностранного капитала, в частности, при создании предприятий и обществ с участием такого капитала
.
В 2008 году в России налог на прибыль предприятий был снижен до 20%, что стимулировало рост предпринимательской активности. Однако российская налоговая реформа пока еще не решила ряд важнейших для предпринимателей вопросов, например, не создан эффективный механизм:
– льготного кредитования инвестиционной и инновационной активности на предприятиях;
– формирования отраслевых научно-технических фондов за счет отчисления части себестоимости продукции;
– платежей за загрязнение окружающей среды.
Главная проблема налоговой реформы – кардинальное снижение налогов на труд и освобождение от налогов расходов на инвестиции – может быть решена только тогда, когда в доход бюджета на основе новых механизмов начнет поступать природная рента. То, что принадлежит обществу, нужно аккумулировать в бюджете для того, чтобы финансировать науку, образование, социальную сферу и стимулировать инновационную и инвестиционную активность. Это даст возможность структурно перестроить экономику на базе современных технологий и выйти на траекторию устойчивого и быстрого экономического роста, резко сократить налоговое бремя.
Важным инструментов государственного воздействия на предпринимательскую деятельность является амортизационная политика. Так, в России 1 января 2002 г. в связи с вступлением в силу 25 гл. НК РФ «Налог на прибыль организаций», определен новый порядок расчета амортизационных отчислений.
Амортизационное списание основного капитала является эффективным средством стимулирования накоплений, структурных изменений в экономике и важным инструментом воздействия на хозяйственный цикл, занятость и НИОКР. Изменяя ставки и порядок амортизационного списания, государственные регулирующие органы определяют ту часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от налогов путем включения в издержки производства и затем перечислена в амортизационный фонд для финансирования в дальнейшем новых капиталовложений.
Особое место в экономической политике государства занимает антимонопольная деятельность государства.
14. Система государственного антимонопольного регулирования предпринимательской деятельности: понятие, сущность