Файл: Экономика и организация предпринимательской деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 225

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Современная конкуренция, дополненная государственной антимоно­польной политикой, выступает одним из важнейших элементов механиз­ма разрешения противоречий интересов субъектов предпринимательской деятельности. Государственная антимонопольная деятельность подчинена главной задаче – активизации конкуренции. Она реализуется через ме­тоды административного регулирования, с одной стороны, и методы нормативно-ориентирующего регулирования, – с другой стороны.

Государственная антимонопольная деятельность – комплекс мероприя­тий, направленных на ограничение деятельности монополий, а также соз­дание соответствующего законодательства.

Впервые антимонопольные законы были приняты в конце XIX - на­чале XX веков в США и Канаде.

Существуют американская, европейская и японская системы антимо­нопольного законодательства, основные элементы которых представлены в табл. 5.

Таблица 5

Основные элементы систем антимо­нопольного законодательства


Страна

Основные законодательные акты

Исполнительный орган

США

Закон Шермана (1890 г. с дополнениями 1914, 1936, 1950 годов), Закон Клейтона (1914), Закон о ФТК (1914)

Министерство юстиции, Феде­ральная торговая комиссия

Великобрита­ния

Закон о монополиях и контроле за ограничительной практикой (1948), Закон о конкуренции (1980)

Генеральный директорат по справедливой торговле

Канада

Закон о конкуренции (1886)

Конкурентный трибунал

Германия

Закон против ограниченной конкуренции (1957)

Федеральное управление кар­телями

Япония

Закон против монополий (1947) с последующи­ми поправками

Комиссия по справедливым торговым операциям

ЕЭС

Римский договор (1957)

Европейская комиссия



Европейская и японская системы запрещают не саму монополию, а лишь ее злоупотребление властью. Например, картели считаются полез­ными для развития экономики, поэтому основной формой государствен­ного контроля является система регистрации картельных соглашений в специальных органах (в Германии – Федеральное управление картелями, в Японии – Комиссия по справедливым операциям). Большинство ан­тимонопольных законов в европейских странах запрещает такие виды мо­нопольных соглашений, как: о разделе рынков, фиксированных ценах и т. п. В Германии монополией считается компания, которая сосредоточила в своих руках 1/3 оборота; в Японии – если доля одной компании превышает 50, а двух – 75% и более.

Подобные цели продекларированы и в Договоре стран СНГ «О проведении согласованной антимонопольной Политики».

Российское законодательство запрещает действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые могут ограничить конкуренцию и (или) ущемить интересы других хозяйствующих субъектов или граждан. К таким действиям относят:

– изъятие товаров из обращения с целью создания или поддержания дефицита на рынке либо повышение цен;

– навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него;

– создание препятствий доступу на рынок (выхода с рынка) другим хозяйствующим субъектам;

– нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования.

Для реализации государственной политики по развитию конкуренции было создана Федеральное агентство по антимонопольной политике.

Органам власти и управления запрещается принимать акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъек­тов или создают для них благоприятные (неблагоприятные) условия.

Должностным лицам органов государственной власти и государствен­ного управления запрещается, заниматься предпринимательской деятель­ностью, иметь в собственности предприятия, самостоятельно или через представителя голосовать посредством принадлежащих им акций, долей участия при принятии общим собранием решений, занимать должности в органах управления хозяйствующего субъекта.

Наряду с законодательным антимонопольным регулированием при­меняются методы нормативно-ориентируюшего воздействия: влияние на ценообразование, налоги, государственные субсидии.



Одно из важнейших направлений антимонопольной политики – де­монополизация системы распределения государственных и муниципальных заказов и связанные с ней вопросы антимонопольного контроля и обес­печения справедливых условий сделок. Несмотря на усилия по упорядо­чению процесса размещения таких заказов, в данной области предпри­нимательских отношений пока не удалось достичь стандартов, присущих странам с развитой рыночной экономикой.

Мировой опыт использования механизма распределения государст­венных и муниципальных заказов показал, что они как форма сотрудни­чества государства с предпринимателями широко применяется в США, Великобритании, Франции, Германии, других странах. Отечественный средний и малый бизнес сталкивается со значительными трудностями в получении государственных законов. Это связано, прежде всего, с несо­вершенством действующего законодательства и отсутствием практиче­ских механизмов по его реализации. Не созданы информационные системы поддержки государственного муниципального заказа и участия в нем малого предпринимательства. Чиновники не желают и не умеют привлекать малое предпринимательство к выполнению государственного заказа.

Для совершенствования системы размещения государственных зака­зов и принятия практических мер, направленных на защиту предприни­мательства необходимо:

– закрепить в законодательном порядке механизм гласного контроля за
размещением и исполнением заказов;


– обязать соответствующие органы государственного управления и местного самоуправления резервировать часть госзаказа для субъектов
малого предпринимательства;


– внести изменения в антимонопольное законодательство.

Одним из главных препятствий в развитии эффективных форм и ме­тодов современного отечественного государственного регулирования предпринимательства является порождаемое им неравенство условий предпри­нимательства. Государство, например, расходует ресурсы для поддержки тех предприятий, которые имеют возможность активно лоббировать свои интересы во властных структурах. Одни платят налоги, другие – платят час­тично, третьи – вообще их не платят. Неравными являются платежи за электроэнергию, условия доступа к госзаказам, земле и другим ресурсам.

Выравнивание условий хозяйственной деятельности должно стать од­ним из основных направлений государственной стратегии развития предпринимательства. Разработка такой стратегии с учетом историческо­го опыта государственного управления экономикой, своеобразия россий­ской модели предпринимательства может сделать его вполне конкуренто­способным


15. Правовая база предпринимательства в России
Развитие российского предпринимательства происходит в рамках оп­ределенного правового пространства. Для развития единого националь­ного рынка необходимо, чтобы продукция, товары, услуги, финансовые средства обращались на всей территории свободно, без установления ка­ких-либо препятствий, независимо от существующих границ между субъ­ектами Федерации.

Законодательство в области развития предпринимательства формиру­ется с учетом общей иерархии законодательных актов: Конституция РФ, Гражданский Кодекс РФ, Уголовный Кодекс РФ, Налоговый Кодекс РФ.

С принятием Конституции Российской Федерации 1993 года были за­ложены основные начала, конституционные основы предпринимательст­ва и всей системы рыночной экономики. Непосредственное отношение к регулированию рынка имеет около 20 статей Конституции. Среди них: о единстве экономического и правового пространства России; установле­нии правовых основ единого пространства России; установлении право­вых основ единого рынка; многообразии форм собственности. Конститу­ционные нормы – это нормы высшей юридической силы, а вместе с тем и прямого, непосредственного действия (например, ст. 15 Конституции), а, следовательно, в случае, когда нормы закона, указа, иного правового акта противоречат Конституции, приоритет принадлежит применению ее норм.

Действующий Уголовный Кодекс РФ (УК РФ) разработан с учетом Гражданского Кодекса РФ (ГК РФ) и содержит принципиально новые положения, используемые в целях регулирования предпринимательской деятельности. Впервые введены в практику нормы, определяющие пре­ступления в сфере экономической деятельности (гл. 22 УК РФ) и пре­ступления против интересов службы в коммерческих и иных организаци­ях (гл. 23 УК РФ). Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и Налоговый кодекс РФ создают "рамочные" условия функционирования субъектов предпринимательства. Конкретизируются же эти положения в законодательных актах, например, в Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007г. № 209-ФЗ (с измен. от 27.12.2009г. №365-ФЗ).

В целях обеспечения защиты интересов субъектов предприниматель­ства, был принят Указ Президента Российской Федерации от 29.06.98 № 730 «О мерах по устранению административных барьеров при разви­тии предпринимательства», который определил в качестве основных за­дач органов государственной власти в Российской Федерации при прове­дении государственной политики развития предпринимательства: