Файл: Экономика и организация предпринимательской деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 220

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


– сокращение административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности;

– уменьшение количества государственных органов, осуществляющих
лицензирование предпринимательской деятельности, регламентирование в полном объеме деятельности по лицензированию вышестоя­щими органами государственной власти;


– разграничение функций по лицензированию вышестоящими органами
власти.


Эти задачи были конкретизированы в Федеральном законе РФ «О го­сударственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001г. №129-ФЗ (с изменениями от 27.12.2009г. №3521-ФЗ). Как было отмечено ра­нее, в нем описан новый подход к созданию и регистрации хозяйствую­щих субъектов. Дополняет его Федеральный закон РФ «О лицензирова­нии отдельных видов деятельности» от 08.08.2001г. №128-ФЗ (с изменениями от 27.12.2009г. №374-ФЗ). Он позволяет обеспечить единую государственную политику в области лицензирования, а также создать условия для стабильной работы в сфере предпринимательской деятельно­сти. Закон существенно сокращает количество лицензируемых видов дея­тельности и упрощает порядок лицензирования.

Проводимая налоговая реформа предполагает создание эффективного правового механизма стимулирования предпринимательства.

С 01.01.2005г. введены I и II части На­логового кодекса РФ. Законодательство о налогах закрепляет принципы на­логообложения, систему налогов и порядок их взимания, взаимоотношения предпринимателей – налогоплательщиков с налоговой службой.

Разработка предложений по сокращению административных барьеров при организаций и осуществлении предпринимательской деятельности и их представление Президенту России была возложена на Правительство РФ, Так, например, Федеральный закон РФ от 26.12.2008г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» №294-ФЗ (с измен. от 27.12.2009г. №365-ФЗ) при­зван обеспечить регламентацию деятельности органов исполнительной власти в части проведения проверок. Его цель - устранение администра­тивных барьеров, препятствующих предпринимательской деятельности.

В Российской Федерации антимонопольное законодательство основа­но, прежде всего, на конституционных нормах о конкуренции (напри­мер, ст. 8, 34, 74 Конституции РФ) и ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. №135-ФЗ (в ред. От 27.12.2009г. №379-ФЗ) принят Государственной думой ФС РФ от 08.07.2006г. (с измен. и дополнениями вступил в силу с 29.01.2010г.). Последний определяет сущ­ность, принципы формирования и развития государственного антимо­нопольного регулирования Российской Федерации, организационные и пра­вовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополисти­ческой деятельности и недобросовестной конкуренции.


Закон о защите конкуренции является инструментом государственного регу­лирования рыночных отношений и применяется с целью:

– охраны и поощрения конкуренции;

– осуществления контроля за хозяйствующими субъектами, обладаю­щими существенной властью на товарном рынке;

– регулирования процессов концентрации на товарных рынках и кон­троля за структурой рынка;

– защиты прав и интересов потребителей;

– содействие малому предпринимательству.

Закон о защите конкуренции действует на всей территории России.

При применении Закона о конкуренции следует принимать во вни­мание, что некоторые товарные рынки регулируются специальным зако­нодательством, прежде всего, Федеральным законом РФ от 17.08.95 N° 147-ФЗ «О естественных монополиях» (с измен. от 25.12.2008г.).

Среди большого массива антимонопольного законодательства выде­ляются законодательные акты, включающие отдельные положения анти­монопольной направленности, например:

– Закон РФ от 21.02.92 № 2395-1 «О недрах» (в ред. ФЗ от 27.12.2009г. №374-ФЗ) ч. 5, 6, 7 ст. 17;

– Закон РФ от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»
(в ред. ФЗ от 27.12.209г. №352-ФЗ) ст. 32 с изменениями и дополнениями, которые вступают в силу с 01.01.2010 г.;


– Федеральный закон РФ от 07.07.2003г. № 126-ФЗ «О связи» (в ред. от 18.07.2009г. №186-ФЗ);

– Федеральный закон РФ от 17.07.99 № 176-ФЗ «О почтовой связи» в ред от 28.06.2009г. №124-ФЗ;

– Федеральный закон РФ от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» (в ред. от 27.12. 2009г. с изменениями и дополнениями вступает в силу с 22.01.2010г.);

– Федеральный закон РФ от 03.06.2006г. №74-ФЗ (в ред. от 27.12.2009г.) «Водный кодекс РФ» и другие.

Антимонопольное законодательство включает не только законода­тельные, но и подзаконные акты в виде указов Президента РФ, постанов­лений и распоряжений Правительства РФ. К ним относятся:

– Указ Президента РФ от 17.02.95 № 161 «О гарантиях права граждан на
охрану здоровья при распространении рекламы»;


– Указ Президента РФ от 06.03.95 № 245 «Об основных принципах
осуществления внешнеторговой деятельности в Российской Федерации» (с измен, от 16.11.96);


– Постановление Правительства РФ от 09.03.94 № 191 «О государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на
рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры)» (с измен, от 04.09.95) и др.



Действенным инструментом антимонопольной политики является проведение торгов на поставку продукции для государ­ственных и муниципальных нужд. В статьях 447-449 части I Гражданского кодекса Россий­ской Федерации (далее ГК РФ) определены общие правила организации и проведения торгов (конкурсов).

Параграф 4 части II ГК РФ определяет понятие «государственные ну­жды» и устанавливает общий порядок заключения контрактов на постав­ку продукции для государственных нужд. Статьи 763-768 определяют особенности выполнения подрядных работ для государственных нужд.

В Федеральном законе РФ от 21.07.2005г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» определено, что органы федеральной и региональной власти предусматривают резервирование доли заказа в размере 15% от его объе­ма и размещение его среди субъектов малого предпринимательства на основе конкурсов (ст.14). Кроме того, Правительством РФ был принят ряд постановлений, регулирующих вопросы обеспечения участия субъектов малого предпринимательства в реализации государственных про­грамм и выполнении поставок для государственных нужд.

Законодательство Российской Федерации содействует освоению но­вых отношений предпринимательства и в области труда, исходя из конститу­ционного закрепления отношений социального партнерства, свободы труда, социальной защиты населения. Важнейшим является пакет законов: о занято­сти населения, коллективных договорах и соглашениях (1992), охране труда (1993), порядке разрешения коллективных трудовых споров и целый ряд других, развивающих положение нового Кодекса законов о труде.

В 2003 году вступила в силу новая редакция Закона РФ от 11.06.2003г. №74-ФЗ (в ред. от 30.10.2009г. №239-ФЗ) «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Вместе с семьями и наемными работниками в России занимаются фер­мерством 2,5 миллиона человек, а всего в стране насчитывается 265 ты­сяч фермерских хозяйств. Фермером теперь может стать любой человек не моложе 16 лет. Полно­правными членами в хозяйстве могут быть люди не более чем из трех семей. И среди них не должно быть более пяти человек, не связанных родственными узами с главой хозяйства.

При создании хозяйства его члены заключают между собой соглаше­ние, по которому впоследствии будут распределяться все имущество, прибыль, права и обязанности.

Совершенствование правовой системы Российской Федерации на­стоятельно требует дальнейшего обновления трудового законодательства, соответствующего перспективам развития гражданского общества, реали­ям рыночной экономики, основополагающим принципам международно­го права (Декларациям, решениям и Конвенциям ООН и МОТ


16. Сущность малого предпринимательства

Малым предпринимательством признается предпринимательская деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики по уста­новленным законом критериям (показателям), констатирующим сущность этого понятия.

Малое предприятие – это предприятие с небольшими количеством работ­ников и объемами производства, значительной частью рисковой (производ­ственной, торговой, научной и т. п.) деятельности, собственник которого несет полную ответственность за результаты хозяйствования, самостоя­тельно принимает управленческие решения с целью присвоения прибыли.

Критериями, по которым субъекты рыночной экономики относятся к субъектам малого предпринимательства, определены в ФЗ №209 «О развитии малого и среднего предпринимательства». К ним относят: численность персонала (занятых работников), объем оборо­та и др.

В соответствии с Федеральным законом РФ "О государственной под­держке малого предпринимательства в Российской Федерации", под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие орга­низации. В уставном капитале, которых доля участия Российской Федера­ции, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объеди­нений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являю­щимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 %, и в которых средняя численность работников за отчетный период не превы­шает следующих предельных уровней:

  • в промышленности, строительстве, на транспорте — 100 человек;

  • в сельском хозяйстве и научно-технической сфере — 60 человек;

  • в оптовой торговле — 50 человек;

  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек;

  • в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.


Несоответствие между большим количеством малых предприятий численностью занятых на них работников, с одной стороны, и относительно незначительной величиной валового дохода, вклада в создание товаров и услуг – с другой, объясняется следующими факторами:

– более низкой фондовооруженностью труда на таких предприятиях
(по сравнению с крупными);



– невозможностью внедрять новейшие крупные достижения науки и техники;

– высокими банковскими процентами на получаемые кредиты;

– в определенной степени дискриминационными контрактными отношениями значительного количества малых предприятий с крупней­шими компаниями;

– стремлением многих людей, которые не имеют предпринимательского таланта, способностей и подготовки, создавать новые предприятия, а также отсутствием знаний и опыта управления у лиц, обладающих та­ким талантом;

– ограниченной возможностью повышения квалификации наемных ра­ботников, их профессиональной переподготовки;

– значительными трудностями с финансированием, получением креди­тов (недостаточность оборотных средств, задолженность и т. п.);

– отсутствием тех прав в управлении производством, которые завоевали наемные работники на крупных предприятиях, и защиты профсоюзов;

– финансовыми ограничениями во внедрении наиболее прогрессивных технологий, форм и методов организации производства, управления, маркетинга.

Факторам, сдерживающим развитие малого предпринимательства, противостоят такие преимущества малого бизнеса, как:

– гибкость и оперативность в управлении и организации производства;

– более интенсивное использование рабочей силы и оборудования,
меньший уровень запасов (тогда как на крупных предприятиях остаются незагруженными в среднем 75% производственных мощностей);


– простая и рациональная организационная структура предприятия;

– быстрая адаптация к конъюнктуре рынка, местным условиям, запросам потребителей, оперативное обновление ассортимента продукции;

– возможность быстрого внедрения значительной части новых идей,
проектов и создания новых образцов продукции;


– возможность привлечения относительно небольших ресурсов для соз­дания таких предприятий;

– опора на развивающуюся систему государственной поддержки малых и средних предприятий.

Если анализировать сущность малых предприятий комплексно, с точ­ки зрения выполняемых ими функций (новаторской, организационной, хозяйственной, социальной и личностной), то их роль неоднозначна. Так, значение малого бизнеса в реализации новаторской функции, чрез­вычайно высоко, особенно при апробации новых научных и технических идей, создании проектов, осуществлении опытно-конструкторских разрабо­ток. А в отношении осуществления организационной функции предприни­мательства, например, во внедрении новых форм и методов организации производства, новых форм заработной платы, рациональном объединении форм единичного разделения труда и др. — их роль незначительна.