Файл: Экономика и организация предпринимательской деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 222

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Большое значение имеют малые предприятия при реализации хозяйственной (то есть эффективном использовании трудовых, материальных, финансовых, интеллектуальных ресурсов) и социальной функций предпринимательства (изготовление товаров и услуг, необходимых обществу, трудоустройство значительной части трудоспособного населения и т.п. Но наиболее важную роль играют малые предприятия в осуществлении личностной функции предпринимательства, то есть реализации предпринимателем цели своей жизни, получении им удовлетворения от деятельности.

Чтобы усилить положительные и ослабить отрицательные стороны деятельности малых предприятий, необходима всесторонняя поддержка их деятельности как со стороны государства, так и со стороны других рыночных институтов.

Роль малого предпринимательства в экономике страны, как правило, определяется следующими факторами:

  • численностью МП и индивидуальных предпринимателей в общем
    количестве субъектов рыночной экономики;


  • вкладом МП в создание валового внутреннего продукта, в производство продукции (выполнение работ, оказание услуг);

  • вкладом субъектов малого предпринимательства в формирование
    федерального и регионального бюджетов;


  • ростом численности занятого трудоспособного населения на малых предприятиях, вкладом в сокращение числа безработных;

  • насыщением рынка потребительскими товарами (работами, услугами),
    лучшим удовлетворением потребностей населения;


  • навыками создания собственного дела у дееспособных граждан, накоплением опыта управления предприятиями и др.

В экономически развитых государствах ЕС малые предприятия, по различным оценкам, создают 50-60% внутреннего валового продукта. В странах ЕС на 1 млн. жителей приходится не менее 3000 малых пред­приятий, тогда как в среднем по России – около 615. Только в Москве и Санкт-Петербурге, где на 1 млн. жителей приходится около 2400 МП, этот показатель приближается к мировому уровню.

Выйти на показатели передовых стран России мешают следующие об­стоятельства:

  • недостаток квалифицированных кадров для развивающихся предпринимательских структур;

  • отсутствие четко сформулированной через систему правовых актов
    государственной политики по отношению к малому бизнесу;


  • излишние административные барьеры (регистрация, лицензирование,
    сертификация, системы контроля и разрешительной практики, регулирование арендных отношений и т. д.);


  • «налоговый пресс» и громоздкая система отчетности;

  • монополизация рынков крупными предприятиями и их объединениями;

  • отсутствие надежного правового обеспечения предпринимательской
    деятельности;


  • растущее недоверие предпринимателей к власти, ее способности проводить долгосрочную политику и обеспечивать стабильные условия
    ведения бизнеса.



На первом месте среди указанных факторов, по данным исследований Госкомстата России, – недостаток квалифицированных кадров, тогда как в середине девяностых годов прошлого века самой актуальной про­блемой были неплатежи, нарушения договорных обязательств.

Опыт пятнадцати лет развития малого предпринимательства показал, что оно является важным фактором решения следующих проблем становле­ния социально-ориентированной рыночной экономики:

  • формирование в обществе конкурентных, цивилизованных рыночных
    отношений и институтов;


  • создание условий для развития активности и творчества членов обще­ства, их самореализации как личностей;

  • формирование социального слоя собственников, владельцев предпри­ятий ­основы среднего класса ­- фундамента гражданского общест­ва, его устойчивого и динамичного развития;

  • расширение ассортимента, повышение качества товаров, работ, услуг
    и культуры обслуживания;


  • содействие структурной перестройке экономики, придание ей гибкости,
    мобильности, маневренности;


  • привлечение личных сбережений населения для развития различных
    видов предпринимательства;


  • создание дополнительных рабочих мест, сокращение безработицы;

  • активизация научно-технического прогресса;

  • освоение и использование местных источников сырья и отходов
    крупных производств;


  • укрепление доходной части региональных местных бюджетов;

освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий.

Сегодня МП более эффективно используют имеющиеся у них факто­ры производства (основные фонды, сырье, материалы, топливо, энергию, рабочую силу), поэтому, как правило, на них достигается более высокая рентабельность продукции (работ, услуг) и ниже уровень затрат по срав­нению со средними показателями в соответствующих отраслях экономи­ки. Так в 2000 году в малых предприятиях жилищно-коммунального хо­зяйства и бытового обслуживания населения на каждый вложенный рубль приходилось 24 коп: прибыли.

В отдельных регионах страны МП вносят значительный вклад в фор­мирование федерального бюджета (например, в Москве — около 40% городского бюджета).

Наиболее активным фактором экономического развития страны ста­новится инновационное предпринимательство – особый вид коммерче­ской деятельности, имеющей целью получение прибыли, создание и ак­тивное распространения инноваций во всех сферах экономики страны. Такое предпринимательство базируется на поиске новых путей развития действующего предприятия (новой продукции, технологии, рынков сбыта, материалов, форм управления) и создания нового инновационно-ориентированного предприятия. В России имеется мощный научно-технический потенциал для организации и развития малого предпринимательства в инновационной сфере. Количество инновационных предприятий состав­ляет около 9% к общему числу МП, но в последние годы оно стабильно увеличивается.



В то же время уровень развития малого предпринимательства в Рос­сии явно недостаточен как с точки зрения потребностей переходного периода, так и с позиции перспективы создания рациональной структуры рыночной экономики.

Слабость отечественного малого предпринимательства обусловлена не только низкими количественными показателями, но и качественными особенностями условий развития малых предприятий России. Они непосред­ственно связаны с общими проблемами, мешающими развитию рыночных отношений и цивилизованного социально-ориентированного частного предпринимательства. Проблемы развития МП:

– энергетический перекос экономики, сохранение ее критической зависимости от мировых цен на нефть и газ;

– технологическая отсталость и прогрессирующий износ национальной инфраструктуры;

– растущая концентрация экономических и политических ресурсов в
руках узкой группы лиц, слабо связанной с национальными интереса­
ми страны.


Развитие малого предпринимательства предоставляет широкую свободу рыночного выбора, оперативно реагирует на изменения потребительского спроса. Оно нацелено на насыщение рынка товарами и услугами, преодоле­ние отраслевого и территориального монополизма, расширение конкуренции, повышение экспортного потенциала, укрепление экономической базы местных органов власти, развитие сел, малых и средних городов, возрож­дение народных промыслов, решение экологических проблем.

Но для реализации в полной мере этих задач для России необходимо, прежде всего:

– развитие системы налогообложения, обеспечивающей, с одной сторо­ны, пополнение бюджета, а с другой – стимулирующей развитие ма­лого предпринимательства;

– решение задачи ресурсного обеспечения малого предпринимательства;

– осуществление эффективной финансовой поддержки малых предприятий;

– проведение кадровой поддержки малых предприятий;

– создание инфраструктуры поддержки малых предприятий.
17. Государственная поддержка развития малого предпринимательства
Государственная политика поддержки малого предпринимательства – самостоятельное системное направление социально-экономической по­литики государства. В основном она осуществляется в двух вариантах:


- первый – широкое государственное регулирование деятельности малого бизнеса в сочетании с протекционистской политикой его поддержки;

-второй – умеренное государственное регулирование малого бизнеса в
условиях жесткой конкуренции, стимулирующей жизнестойкость и
развитие конкурентоспособных малых предприятий.


Эти два варианта приемлемы для России и могут применяться на раз­ных этапах развития рыночных отношений. Сегодня российскому пред­принимательству необходим вариант государственной политики, вклю­чающий следующие направления:

– формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

– создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-техни­ческих и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

– установление упрощенной системы порядка регистрации субъектов
малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистиче­ской отчетности;


– поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, на­учно-технических, производственных, информационных связей с за­рубежными государствами;

– организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий и др.

Формами государственной поддержки МП являются:

– оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе;

– финансирование федеральных программ поддержки и развития мало­
го предпринимательства, предоставление налоговых льгот малым
предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности;


– льготное кредитование и страхование субъектов малого предпринима­тельства;

– предоставление малым предприятиям на конкурсной основе государ­ственных заказов на производство и поставку отдельных видов пpoдукции, и товаров (услуг) для государственных нужд и др.

Важную роль в механизме поддержки МП должны сыграть общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства, создавае­мые для аккумулирования денежных средств его участников, пожертво­ваний и иных поступлений для оказания взаимной финансовой помощи и предоставления льготных кредитов.

Развитие малого предпринимательства во многом зависит от матери­ально-технической поддержки субъектов малого предпринимательства, предоставления органами местного самоуправления на льготных условиях в аренду нежилых помещений, в лизинг – оборудования.


Заслуживает всемерной поддержки механизм финансирования про­грамм и проектов развития и поддержки малого предпринимательства и в других субъектах Федерации. В некоторых из них финансирование осу­ществляется за счет средств:

– городского бюджета;

– от приватизации имущества;

– муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства;

– других внебюджетных источников финансирования, добровольных
взносов юридических и физических лиц и др.


Как показывает зарубежный опыт, устойчивое развитие малого пред­принимательства во многом зависит от функционирования разветвлен­ной структуры поддержки малых предприятий, как на уровне государства, так и на региональных уровнях.

Так, важную роль в достижении успехов предприятиями малого бизнеса в США играют Администрация по делам малого бизнеса, органы конгресса по делам малого бизнеса, Министерство торговли, Федеральная торговая комиссия, торговые ассоциации, торгово-промышленные палаты, коммерческие банки, федеральные фонды и другие организации.

В Российской Федерации сложилась определенная инфраструктура поддержки развития малого предпринимательства на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ. К федеральным органам, воздействующим на процессы развития малого предпринимательства, его поддержку отно­сятся: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, федеральные министерства, службы, государственные комитеты.

Важное значение в инфраструктуре предпринимательства имеет Рос­сийская торгово-промышленной палата, ассоциации (союза) предприни­мателей. В России создана федеральная сеть торгово-промышленных палат, включающая в себя 81 палату субъектов федерации и 70 палат ад­министративно-территориальных образований, осуществляется инициа­тивное формирование объединений предпринимателей и ремесленных палат. Развиваются негосударственные научно-исследовательские, учеб­ные, консультационные и другие организации, работающие в области поддержки предпринимательства.

Основным инструментом реализаций государственной политики по поддержке малого предпринимательства является Федеральная программа поддержки малого предпринимательства на 2003—2005 годы (далее Про­грамма). Основные положения программы четко определяют перспекти­вы развития современного российского малого предпринимательства.