Файл: Экономика и организация предпринимательской деятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 222
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Большое значение имеют малые предприятия при реализации хозяйственной (то есть эффективном использовании трудовых, материальных, финансовых, интеллектуальных ресурсов) и социальной функций предпринимательства (изготовление товаров и услуг, необходимых обществу, трудоустройство значительной части трудоспособного населения и т.п. Но наиболее важную роль играют малые предприятия в осуществлении личностной функции предпринимательства, то есть реализации предпринимателем цели своей жизни, получении им удовлетворения от деятельности.
Чтобы усилить положительные и ослабить отрицательные стороны деятельности малых предприятий, необходима всесторонняя поддержка их деятельности как со стороны государства, так и со стороны других рыночных институтов.
Роль малого предпринимательства в экономике страны, как правило, определяется следующими факторами:
-
численностью МП и индивидуальных предпринимателей в общем
количестве субъектов рыночной экономики; -
вкладом МП в создание валового внутреннего продукта, в производство продукции (выполнение работ, оказание услуг); -
вкладом субъектов малого предпринимательства в формирование
федерального и регионального бюджетов; -
ростом численности занятого трудоспособного населения на малых предприятиях, вкладом в сокращение числа безработных; -
насыщением рынка потребительскими товарами (работами, услугами),
лучшим удовлетворением потребностей населения; -
навыками создания собственного дела у дееспособных граждан, накоплением опыта управления предприятиями и др.
В экономически развитых государствах ЕС малые предприятия, по различным оценкам, создают 50-60% внутреннего валового продукта. В странах ЕС на 1 млн. жителей приходится не менее 3000 малых предприятий, тогда как в среднем по России – около 615. Только в Москве и Санкт-Петербурге, где на 1 млн. жителей приходится около 2400 МП, этот показатель приближается к мировому уровню.
Выйти на показатели передовых стран России мешают следующие обстоятельства:
-
недостаток квалифицированных кадров для развивающихся предпринимательских структур; -
отсутствие четко сформулированной через систему правовых актов
государственной политики по отношению к малому бизнесу; -
излишние административные барьеры (регистрация, лицензирование,
сертификация, системы контроля и разрешительной практики, регулирование арендных отношений и т. д.); -
«налоговый пресс» и громоздкая система отчетности; -
монополизация рынков крупными предприятиями и их объединениями; -
отсутствие надежного правового обеспечения предпринимательской
деятельности; -
растущее недоверие предпринимателей к власти, ее способности проводить долгосрочную политику и обеспечивать стабильные условия
ведения бизнеса.
На первом месте среди указанных факторов, по данным исследований Госкомстата России, – недостаток квалифицированных кадров, тогда как в середине девяностых годов прошлого века самой актуальной проблемой были неплатежи, нарушения договорных обязательств.
Опыт пятнадцати лет развития малого предпринимательства показал, что оно является важным фактором решения следующих проблем становления социально-ориентированной рыночной экономики:
-
формирование в обществе конкурентных, цивилизованных рыночных
отношений и институтов; -
создание условий для развития активности и творчества членов общества, их самореализации как личностей; -
формирование социального слоя собственников, владельцев предприятий основы среднего класса - фундамента гражданского общества, его устойчивого и динамичного развития; -
расширение ассортимента, повышение качества товаров, работ, услуг
и культуры обслуживания; -
содействие структурной перестройке экономики, придание ей гибкости,
мобильности, маневренности; -
привлечение личных сбережений населения для развития различных
видов предпринимательства; -
создание дополнительных рабочих мест, сокращение безработицы; -
активизация научно-технического прогресса; -
освоение и использование местных источников сырья и отходов
крупных производств; -
укрепление доходной части региональных местных бюджетов;
освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий.
Сегодня МП более эффективно используют имеющиеся у них факторы производства (основные фонды, сырье, материалы, топливо, энергию, рабочую силу), поэтому, как правило, на них достигается более высокая рентабельность продукции (работ, услуг) и ниже уровень затрат по сравнению со средними показателями в соответствующих отраслях экономики. Так в 2000 году в малых предприятиях жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения на каждый вложенный рубль приходилось 24 коп: прибыли.
В отдельных регионах страны МП вносят значительный вклад в формирование федерального бюджета (например, в Москве — около 40% городского бюджета).
Наиболее активным фактором экономического развития страны становится инновационное предпринимательство – особый вид коммерческой деятельности, имеющей целью получение прибыли, создание и активное распространения инноваций во всех сферах экономики страны. Такое предпринимательство базируется на поиске новых путей развития действующего предприятия (новой продукции, технологии, рынков сбыта, материалов, форм управления) и создания нового инновационно-ориентированного предприятия. В России имеется мощный научно-технический потенциал для организации и развития малого предпринимательства в инновационной сфере. Количество инновационных предприятий составляет около 9% к общему числу МП, но в последние годы оно стабильно увеличивается.
В то же время уровень развития малого предпринимательства в России явно недостаточен как с точки зрения потребностей переходного периода, так и с позиции перспективы создания рациональной структуры рыночной экономики.
Слабость отечественного малого предпринимательства обусловлена не только низкими количественными показателями, но и качественными особенностями условий развития малых предприятий России. Они непосредственно связаны с общими проблемами, мешающими развитию рыночных отношений и цивилизованного социально-ориентированного частного предпринимательства. Проблемы развития МП:
– энергетический перекос экономики, сохранение ее критической зависимости от мировых цен на нефть и газ;
– технологическая отсталость и прогрессирующий износ национальной инфраструктуры;
– растущая концентрация экономических и политических ресурсов в
руках узкой группы лиц, слабо связанной с национальными интереса
ми страны.
Развитие малого предпринимательства предоставляет широкую свободу рыночного выбора, оперативно реагирует на изменения потребительского спроса. Оно нацелено на насыщение рынка товарами и услугами, преодоление отраслевого и территориального монополизма, расширение конкуренции, повышение экспортного потенциала, укрепление экономической базы местных органов власти, развитие сел, малых и средних городов, возрождение народных промыслов, решение экологических проблем.
Но для реализации в полной мере этих задач для России необходимо, прежде всего:
– развитие системы налогообложения, обеспечивающей, с одной стороны, пополнение бюджета, а с другой – стимулирующей развитие малого предпринимательства;
– решение задачи ресурсного обеспечения малого предпринимательства;
– осуществление эффективной финансовой поддержки малых предприятий;
– проведение кадровой поддержки малых предприятий;
– создание инфраструктуры поддержки малых предприятий.
17. Государственная поддержка развития малого предпринимательства
Государственная политика поддержки малого предпринимательства – самостоятельное системное направление социально-экономической политики государства. В основном она осуществляется в двух вариантах:
- первый – широкое государственное регулирование деятельности малого бизнеса в сочетании с протекционистской политикой его поддержки;
-второй – умеренное государственное регулирование малого бизнеса в
условиях жесткой конкуренции, стимулирующей жизнестойкость и
развитие конкурентоспособных малых предприятий.
Эти два варианта приемлемы для России и могут применяться на разных этапах развития рыночных отношений. Сегодня российскому предпринимательству необходим вариант государственной политики, включающий следующие направления:
– формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
– создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
– установление упрощенной системы порядка регистрации субъектов
малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической отчетности;
– поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;
– организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий и др.
Формами государственной поддержки МП являются:
– оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе;
– финансирование федеральных программ поддержки и развития мало
го предпринимательства, предоставление налоговых льгот малым
предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности;
– льготное кредитование и страхование субъектов малого предпринимательства;
– предоставление малым предприятиям на конкурсной основе государственных заказов на производство и поставку отдельных видов пpoдукции, и товаров (услуг) для государственных нужд и др.
Важную роль в механизме поддержки МП должны сыграть общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства, создаваемые для аккумулирования денежных средств его участников, пожертвований и иных поступлений для оказания взаимной финансовой помощи и предоставления льготных кредитов.
Развитие малого предпринимательства во многом зависит от материально-технической поддержки субъектов малого предпринимательства, предоставления органами местного самоуправления на льготных условиях в аренду нежилых помещений, в лизинг – оборудования.
Заслуживает всемерной поддержки механизм финансирования программ и проектов развития и поддержки малого предпринимательства и в других субъектах Федерации. В некоторых из них финансирование осуществляется за счет средств:
– городского бюджета;
– от приватизации имущества;
– муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства;
– других внебюджетных источников финансирования, добровольных
взносов юридических и физических лиц и др.
Как показывает зарубежный опыт, устойчивое развитие малого предпринимательства во многом зависит от функционирования разветвленной структуры поддержки малых предприятий, как на уровне государства, так и на региональных уровнях.
Так, важную роль в достижении успехов предприятиями малого бизнеса в США играют Администрация по делам малого бизнеса, органы конгресса по делам малого бизнеса, Министерство торговли, Федеральная торговая комиссия, торговые ассоциации, торгово-промышленные палаты, коммерческие банки, федеральные фонды и другие организации.
В Российской Федерации сложилась определенная инфраструктура поддержки развития малого предпринимательства на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ. К федеральным органам, воздействующим на процессы развития малого предпринимательства, его поддержку относятся: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, федеральные министерства, службы, государственные комитеты.
Важное значение в инфраструктуре предпринимательства имеет Российская торгово-промышленной палата, ассоциации (союза) предпринимателей. В России создана федеральная сеть торгово-промышленных палат, включающая в себя 81 палату субъектов федерации и 70 палат административно-территориальных образований, осуществляется инициативное формирование объединений предпринимателей и ремесленных палат. Развиваются негосударственные научно-исследовательские, учебные, консультационные и другие организации, работающие в области поддержки предпринимательства.
Основным инструментом реализаций государственной политики по поддержке малого предпринимательства является Федеральная программа поддержки малого предпринимательства на 2003—2005 годы (далее Программа). Основные положения программы четко определяют перспективы развития современного российского малого предпринимательства.