Файл: Экономика и организация предпринимательской деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 230

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Программа представляет собой комплексный план действий по созда­нию благоприятной нормативно-правовой среды для малого предприни­мательства и опирается на созданную инфраструктуру поддержки пред­принимательства. В ней подчеркивается, что цель Программы состоит обеспечении условий для интенсивного роста малого предпринимательства и выравнивания потенциала развития малого предпринимательства в раз­ных регионах России на основе создания современной рыночной среды.

Задачи Программы определяются ее конечной целью и заключаются создании правовой, налоговой и административной среды, способствую­щей активизации предпринимательской деятельности, новых рабочих мест и повышении благосостояния вовлеченных в предпринимательство широких слоев населения.

Основные задачи включают:

– совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность и ее государственную поддержку;

– развитие кредитно-финансовых механизмов и внедрение финансовых технологий, направленных на развитие сектора малого предпринима­тельства;

– распространение опыта применения организационных, финансовых и других технологий, направленных на обеспечение условий для развития малого предпринимательства, накопленного в регионах и муни­ципалитетах, отдельными государственными учреждениями, предпри­ятиями и организациями;

– расширение круга субъектов малого предпринимательства и лиц,
стремящихся заниматься предпринимательской деятельностью;


– подготовку высококвалифицированных кадров для сферы малого предпринимательства;

– развитие малого предпринимательства в инновационной и производственной сферах;

– продвижение продукции малых предприятий на региональный и межрегиональный рынки;

– расширение внешнеэкономической деятельности субъектов малого пред­принимательства;

– проведение информационно-аналитического мониторинга состояния малого предпринимательства в России и на этой основе разработку мер государственной политики развития предпринимательства;

– создание условий для реализации в России зарубежных программ раз­
вития предпринимательства и активизации международного сотрудничества в области поддержки малого предпринимательства.



Приоритетной задачей программы выступает создание нормативно-правовых условий и механизмов государственного регулирования, кото­рые бы обеспечивали равноправное взаимодействие субъектов малого предпринимательства и государственных органов, а также защиту субъек­тов малого предпринимательства от недобросовестной конкуренции.

В число основных задач социально-экономической политики госу­дарства на современном этапе входит улучшение предпринимательского климата. Как показывает опыт, малое предпринимательство успешно развивается, если в регионах страны создана и функционирует его ин­фраструктура.

Важной функцией местных органов самоуправления являются разработ­ка и реализация региональных программ поддержки и развития малого предпринимательства. По данным Министерства РФ по антимонополь­ной политике и поддержке предпринимательства, почти во всех регионах страны созданы фонды (государственные) поддержки малого предприни­мательства, разрабатываются и реализуются соответствующие региональ­ные программы.

Наряду с выше обозначенными формами поддержки предпринима­тельства необходимо выделить поддержку субъектов малого предпринима­тельства в области подготовки, переподготовки и повышения квалифика­ции предпринимателей и работников разных специальностей.

К настоящему времени уже сформировался ряд научных центров, специализирующихся в области изучения социальных, экономических, финансовых, трудовых процессов в малом предпринимательстве. Здесь получили развитие нескольких видов перспективных институтов под­держки малого предпринимательства:

– финансовые институты, в том числе кредитные союзы, специализированные банки, финансовые корпорации, страховые фонды;

– лизинговые компании;

– бизнес-инкубаторы, технопарки, промышленные полигоны, агентства и центры поддержки предпринимательства;

– центры (пункты) информационного обеспечения;

– инновационно-технические центры, инновационно-промышленньк комплексы;

–учебные центры;

– ассоциации, агентства поддержки малого предпринимательства.

Таким образом, в нашей стране развиваются основные элементы системы поддержки малого предпринимательства, которыми обладают раз витые рыночные системы.



18. Бизнес-инкубатор как элемент инфраструктуры содействия развитию малого предпринимательства в экономической системе
Для целей реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2005 г. N 249 «Об условиях и порядке предоставления в 2005 году средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» под бизнес-инкубатором понимается объект инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющий поддержку предпринимателей на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду нежилых помещений и оказания консультационных, бухгалтерских, юридических и прочих услуг.

Общая площадь нежилых помещений бизнес-инкубатора должна составлять не менее 1000 кв. метров, при этом площадь, предназначенная для размещения субъектов малого предпринимательства, должна составлять не менее 90% от общей площади, а оставшаяся часть площади может использоваться исключительно на цели бизнес-инкубатора.

Площадь нежилых помещений, предоставленных в аренду одному субъекту малого предпринимательства, не должна превышать 15% от площади нежилых помещений бизнес-инкубатора, предназначенной для размещения субъектов малого предпринимательства.

Бизнес-инкубатор обеспечивает оказание следующих основных услуг:

- предоставление в аренду (субаренду) субъектам малого предпринимательства нежилых помещений бизнес-инкубатора в порядке и на условиях, определенных настоящими требованиями;

- осуществление технической эксплуатации здания (части здания) бизнес-инкубатора;

- почтово-секретарские услуги;

- консультационные услуги по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, правовой защиты и развития предприятия, бизнес-планирования, повышения квалификации и обучения;

- доступ к информационным базам данных.

Бизнес-инкубатор (за исключением бизнес-инкубаторов производственного назначения) должен соответствовать следующим основным требованиям к техническому оснащению:

- наличие не менее 70 рабочих мест, оборудованных оргтехникой и мебелью;

- наличие для каждого рабочего места компьютера, принтера (индивидуального или коллективного доступа) и телефона с выходом на городскую линию и междугородную связь;


- наличие не менее одной оборудованной (мебель, доска и телефон) переговорной комнаты;

- наличие не менее одного оборудованного (мебель, доска, проектор и телефон) зала для проведения лекций, семинаров и других обучающих занятий площадью не менее 50 кв. м;

- наличие Интернет-канала для не менее 80% рабочих мест бизнес-инкубатора;

- наличие оргтехники для коллективного доступа: факс, копировальный аппарат, сканер, цветной принтер, телефонная мини-АТС.

Основанием для предоставления нежилых помещений бизнес-инкубатора в аренду (субаренду) субъектам малого предпринимательства являются результаты конкурса между субъектами малого предпринимательства.

Условия допуска субъектов малого предпринимательства к участию в конкурсе:

- срок деятельности субъекта малого предпринимательства с момента государственной регистрации до момента подачи заявки на участие в конкурсе не превышает один год;

- вид деятельности субъекта малого предпринимательства соответствует специализации бизнес-инкубатора;

- на конкурс представлен бизнес-план, подтверждающий целесообразность размещения субъекта малого предпринимательства в бизнес-инкубаторе.

Конкурс среди субъектов малого предпринимательства проводится конкурсной комиссией по предоставлению нежилых помещений в бизнес-инкубаторе (формируемой в порядке, определяемом субъектом Российской Федерации) не чаще одного раза в месяц и не реже одного раза в квартал, по мере поступления заявок.

В бизнес-инкубаторе не допускается размещение субъектов малого предпринимательства, осуществляющих следующие виды деятельности:

- финансовые, страховые услуги;

- розничная/оптовая торговля;

- строительство;

- услуги адвокатов, нотариат;

- бытовые услуги;

- медицинские услуги;

- общественное питание;

- операции с недвижимостью;

- производство подакцизных товаров;

- добыча и реализация полезных ископаемых;

- игорный бизнес.

Максимальный срок предоставления нежилых помещений бизнес-инкубатора в аренду (субаренду) субъектам малого предпринимательства не должен превышать три года.

Основным критерием отбора субъектов малого предпринимательства для предоставления нежилых помещений бизнес-инкубатора в аренду (субаренду) является качество бизнес-плана, в том числе:

- качество описания преимуществ товара или услуги в сравнении с существующими аналогами/конкурентами;


- качество проработки маркетинговой, операционной и финансовой стратегий развития субъекта малого предпринимательства;

- прогнозируемые изменения финансовых результатов и количества рабочих мест субъекта малого предпринимательства.

Для обеспечения прозрачности деятельности конкурсной комиссии по предоставлению нежилых помещений бизнес-инкубатора в аренду (субаренду) субъектам малого предпринимательства уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

- публикует в региональных средствах массовой информации и сети Интернет информацию об основных критериях отбора субъектов малого предпринимательства, планируемых заседаниях конкурсной комиссии и принимаемых ею решениях;

- привлекает к участию в работе конкурсной комиссии представителей региональных отделений общероссийских объединений предпринимателей.

В целях получения субсидии из федерального бюджета, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2005г. №249, на государственную поддержку малого предпринимательства, включая фермерские (крестьянские) хозяйства, субъект Российской Федерации принимает на себя следующие обязательства:

– Обеспечить сохранение в течение не менее 10 лет целевого назначения здания (части здания), предоставленного для бизнес-инкубатора.

– Установить ставки арендной платы для субъектов малого предпринимательства по договорам аренды (субаренды) нежилых помещений в бизнес-инкубаторе в следующем размере:

- в первый год аренды - не более 40% от ставки арендной платы, установленной субъектом Российской Федерации для аренды нежилых помещений, находящихся в государственной собственности субъекта Российской Федерации;

- во второй год аренды - не более 60% от ставки арендной платы, установленной субъектом Российской Федерации для аренды нежилых помещений, находящихся в государственной собственности субъекта Российской Федерации;

- в третий год аренды - не более 100% от ставки арендной платы, установленной субъектом Российской Федерации для аренды нежилых помещений, находящихся в государственной собственности субъекта Российской Федерации.

Обеспечить текущее финансирование деятельности бизнес-инкубатора. Утвердить порядок управления деятельностью бизнес-инкубатора, определяющий:

- организацию, управляющую деятельностью бизнес-инкубатора;