Файл: Экономика и организация предпринимательской деятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 216
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- условия заключения договоров аренды (субаренды) с субъектами малого предпринимательства;
- условия доступа арендаторов (субарендаторов) к услугам в соответствии с целями бизнес-инкубатора;
- уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за создание и деятельность бизнес-инкубатора и урегулирование споров, связанных с размещением в нем субъектов малого предпринимательства.
19. Форма негосударственной поддержки предпринимательства (технопарки, технополисы)
20. Сущность и механизм финансового планирования на предприятии
Финансовое планирование – составная часть финансового менеджмента, которая предусматривает: определение стратегической цели в управлении финансами; разработку и практическую реализацию финансовых планов на долгосрочный (свыше 5 лет), среднесрочный (от 1 до 5 лет) и текущий (до 1 года) периоды и конкретных действий для внедрения этой стратегии. Финансовый план показывает цену реализации целей и задан всех планов и программ предприятия.
Система финансового планирования предприятия включает в себя процессы формирования бюджетов, их структуры, ответственность за формирование и исполнение бюджетов, процессы согласования, утверждения и контроля исполнения бюджетов.
Бюджетная система предприятия может включать:
- бюджет фонда оплаты труда;
- бюджет материальных затрат;
- бюджет амортизации;
- бюджет прочих расходов;
- бюджет погашения кредитов;
- налоговый бюджет и пр.
К числу основных финансовых документов, в которых воплощается финансовое планирование, относится бюджет денежных доходов-расходов, прогнозирование объемов ожидаемой прибыли, инвестиций, размера дивидендов, внешних заимствований и пр.
В долгосрочное финансовое планирование входят следующие основные элементы:
– определение потребностей в денежных ресурсах;
– определение оптимального соотношения между собственным и привлеченным капиталами, путей и условий получения долгосрочных кредитов;
– разработка инвестиционного плана;
– долгосрочное планирование ликвидности, баланса предприятия, то есть соотношение между активами и пассивами.
Финансовый план предприятия представляет собой, как правило, баланс доходов и расходов. Равенство доходной и расходной частей достигается регулированием соотношения расходов (отчислений в резервный фонд, фонд накоплений, выплат дивидендов и других отчислений кроме платежей в бюджет, погашения ссуд и кредитов) с доходами и заемными средствами. Финансист (финансовый менеджер) имеет возможность регулировать финансовое состояние предприятия и реализовать определенную финансовую стратегию. На основе плана доходов и расходов составляется
таблица денежных потоков (на год, квартал, месяц, иногда – на день).
Важнейшими принципами при разработке финансовых планов являются:
– инвестиции (в том числе капиталовложения) с продолжительными сроками окупаемости должны осуществляться за счет стабильных и долгосрочных поступлений из внутренних источников финансирования;
– необходимо избирать наиболее дешевые способы инвестирования, а кредиты брать лишь в случаях, когда они дешевле собственных источников самофинансирования;
– следует избирать те варианты инвестиций, которые дают наивысшую рентабельность и эффективность;
– плановые показатели производства, сбыта товаров и услуг должны соответствовать объемам платежеспособного спроса и его структуре;
– наиболее рискованные инвестиции следует осуществлять за счет собственных источников финансирования;
– при составлении финансовых планов, в частности, при разработке инвестиционной политики, необходимо следить, чтобы доля самофинансирования в общем объеме инвестиций, прежде всего, крупных предприятий, составляла приблизительно 75%.
Цель инвестиционной политики предприятия – достижение прибыльной деятельности предприятия в процессе расширения воспроизводства. Главный принцип инвестирования – соизмерение затрат и результатов, то есть эффективность.
Планирование инвестиций первоначально приобретает форму инвестиционного проекта, подготовка и реализация которого проходит следующие этапы:
– предварительное технико-экономическое обоснование. Охватывает возникновение самой идеи изготовления нового товара (следовательно, построения нового завода) или проведения реконструкции старого предприятия (для производства старых товаров, но более высокого качества) и предшествующие экономические расчеты основных сторон проекта, его сравнение с другими проектами;
– подготовка комплексного технико-экономического обоснования. Предусматривает расчет уставного фонда, себестоимости готовой продукции, определение возможного уровня цен, ожидаемых прибылей, экономической эффективности, баланса доходов и затрат на время функционирования предприятия и др.;
– оценка (экспертиза) инвестиционного проекта. Означает изучение его обоснованности как специалистами самого предприятия, так и независимыми экспертами (например, Министерством экономики), потенциальными инвесторами, кредиторами и др.;
– принятие проекта. Предусматривает его обсуждение и одобрение всеми заинтересованными сторонами;
– реализация проекта. Охватывает строительство определенного объекта, наблюдение и контроль за этим процессом, внесение в него в случае необходимости оперативных изменений;
– эксплуатация построенного объекта и постоянный мониторинг его эффективности, сравнение с показателями технико-экономического обоснования.
Анализ инвестиционного проекта в процессе его подготовки и реализации осуществляют по следующим основным направлениям:
– технико-экономическому – определяют самые эффективные варианты внедрения техники и технологии;
– маркетинговому – составляют комплексную характеристику рынка сбыта продукции и рынка закупки предметов труда и комплектующих изделий, прежде всего цен на этих рынках;
– социологическому – оценивают существующие законодательство (распоряжения, указы – «административно-правовую среду»), политический климат, социальную обстановку и т. п.;
– экологическому – выявляют возможное отрицательное влияния будущего предприятия (или его отделения, филиала) на окружающую среду, а также основные способы ликвидации или ослабления такого влияния;
– экономическому – определяют эффективность производства, то есть сопоставляют затраты и результаты данного проекта.
Эффективность инвестиций имеет два основных измерения:
– как сугубо экономический показатель, который характеризует соотношение полученного результата и затрат, осуществленных в соответствии с инвестиционным проектом;
– как социально-экономический показатель улучшение условий жизни людей, окружающей среды, снижение уровня безработицы, развитие личности и др.
Основными факторами, влияющими на уровень эффективности инвестиций, выступают: размеры инвестиций;
– сфера реализации инвестиционного проекта;
– величина процента за кредит;
– ставки налогов на прибыль предприятия и на добавочную стоимость;
– уровень производительности труда и организации производства;
– профессионализм менеджеров и предпринимателя и др.
Согласно расчетам специалистов института макроэкономических исследований РАН за последние 30 лет в стране сложилась, например, такая зависимость: каждый 1% роста объемов производства требует 1,5% роста инвестиций.
Главный показатель эффективности инвестиции —
прибыльность, а на короткое время – ликвидность, то есть способность преобразования активов предприятия, его ценностей в наличные деньги, платежеспособность предприятия.
Эффективность инвестиционного проекта отражает также показатель наименьших затрат, рассчитываемый как объем затрат на самый дешевый вариант проекта.
Еще один важный показатель эффективности инвестиционного проекта – внутренняя норма доходности(или окупаемости), определяемая как расчетная процентная ставка, по которой чистая приведенная стоимость равняется нулю. Другими словами – это расчетная процентная ставка, по которой доходы от инвестиционного проекта равняются затратам на него.
К производным показателям эффективности инвестиционного проекта относятся показатели наименьших затрат (рассчитывается как размеры затрат на проект по самому дешёвому варианту) и рентабельности (определяется как соотношение между всеми дисконтированными доходами от проекта и всеми дисконтированными затратами на него).
Дисконтирование – процесс, обратный начислению сложного процента. Дисконтирование затрат означает установление эквивалента суммы, которая будет выплачиваться в будущем. Эта сумма зависит от нормы банковского процента и срока дисконтирования.
Объем денежных ресурсов для финансирования расширенного воспроизводства зависит, прежде всего, от размеров налогов, расчет которых является одной из важнейших функций финансового планирования.
21.Налоговое регулирование предпринимательства: понятие, сущность и содержание.
Налоги – обязательные платежи в бюджет, которые изымаются государством у физических и юридических лиц.
Налоги выполняют следующие функции:
– фискальную (аккумулирование государственных доходов, необходимых для выполнения государственных функций);
– регулирующую (изменение источников и размеров инвестиций, уровня цен, структуры отраслей народного хозяйства путем изменения налоговых ставок, внедрения одних налогов и изменения других и др.);
– стимулирующую (стимулирование внедрения достижений науки и техники в производство, создание эффективных стимулов для деятельности предприятий и т. п.);
– распределительную (перераспределение национального дохода в пользу бедных слоев населения).
Основные принципы налогообложения:
– обязательность;
– стабильность (налоги лучше всего выполняют свои функции при условии неизменности налоговых ставок и основных видов налогов на протяжении не менее 5-7 лет);
– прогрессивность ставок (налоговое бремя должно относительно равномерно распределяться в зависимости от величины получаемых доходов);
– простота (система налогообложения должна быть простой, понятной для плательщиков, а содержание налоговых служб – недорогим) и др.
Существуют прямые и косвенные налоги.
Прямой налог – налог, который непосредственно изымают из доходов и имущества конкретного физического или юридического лица.
Косвенный налог – налог на товары и услуги, который частично или полностью переносят на их цену или фиксируют в виде тарифов.
Налоговая система является в руках государства мощным экономическим рычагом воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны в целом. Налоги относятся к числу древнейших изобретений человечества. Считается, что повинности, взимаемые в денежной форме или в виде натурального налога, существуют уже более 5 тыс. лет.
Сущность налоговой системы сводится к изъятию государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса, осуществляемого юридическими и физическими лицами по установленным государством ставкам.
Налоговая система России (так же, как и многих других стран) представляет собой сложную систему. В настоящее время эта система в нашей стране регламентируется, прежде всего, Налоговым кодексом РФ.
В Налоговом кодексе содержится следующее определение налога: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».
Под сбором, согласно Налоговому кодексу, понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения юридически значимых действий. Такие действия совершаются государственными органами, органами местного самоуправления и иными уполномоченными органами и должностными лицами в отношении плательщиков сборов. К указанным действиям относится, в частности, предоставление соответствующими органами определенных прав или разрешений (например, лицензий).