Файл: Педагогические условия развития у детей 23 лет положительного отношения к детскому саду.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 218
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению
1.2 Условия развития у детей раннего возраста положительного отношения к детскому саду
2.1 Выявление уровня развития у детей 2-3 лет положительного отношения к детскому саду
2.3 Динамика уровня развития у детей 2-3 лет положительного отношения к детскому саду
В таблице 8 отражены результаты динамики уровней развития положительного отношения к детскому саду по критериям.
Таблица 8 – Результаты динамики по критериям
уровни | Физиологическое состояние детей | Особенности психологического состояния | Особенности социального взаимодействия | ||||
чел | % | чел | % | чел | % | ||
Констатирующий | |||||||
высокий | 3 | 30,0 | 1 | 10,0 | 2 | 20,0 | |
средний | 5 | 50,0 | 5 | 50,0 | 4 | 40,0 | |
низкий | 2 | 20,0 | 4 | 40,0 | 4 | 40,0 | |
Контрольный | |||||||
высокий | 4 | 40,0 | 3 | 30,0 | 2 | 20,0 | |
средний | 6 | 60,0 | 7 | 70,0 | 6 | 60,0 | |
низкий | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 20,0 |
Сравнение показателей критерия физиологического состояния детей показало следующие изменения: высокий уровень вырос с 30 до 40%, количество детей со средним уровнем данного критерия также увеличилось – с 50 до 60 %. Детей с низким уровнем физиологического состояния не было выявлено.
Сравнение показателей критерия психологического состояния выявило значительные изменения: число детей с высоким уровнем психологического состояния выросло в три раза – с 10 до 30%, количество детей со средним уровнем увеличилось с 50 до 70 %. Данные изменения объясняются сокращением числа детей с низким уровнем психологического состояния.
Также значительно изменились особенности социального взаимодействия детей
, увеличилось число детей со средним уровнем социального взаимодействия, а детей с низким уровнем уже не зарегистрировано.
В сводной таблице 9 и рис. 6 отражена динамика уровней развития положительного отношения к детскому саду у детей
Таблица 9 – Динамика уровней развития положительного отношения к детскому саду у детей
Этапы эксперимента | высокий | средний | низкий |
Констатирующий | 1 | 5 | 4 |
удельный вес, % | 10,0 | 50,0 | 40,0 |
Контрольный | 3 | 7 | 0 |
удельный вес, % | 30,0 | 70,0 | 0 |
Рисунок 7 – Динамика уровней развития положительного отношения к детскому саду у детей
По результатам исследования увеличилось число детей с высоким уровнем с 10 % до 30 %, детей со среднем уровнем стало выше на 20 %, детей с низким уровнем на момент проведения контрольного эксперимента не выявлено.
Итак, созданные нами педагогические условия, на наш взгляд, обеспечили формирование у детей положительного отношения к детскому саду. За период проведения формирующего эксперимента произошли заметные изменения в уровнях развития данного отношения у детей 2-3 лет.
Выводы по второй главе
1.В ходе проведения констатирующего эксперимента выявление особенностей отношения детей к детскому саду показало, что преобладают дети со средним (50 %) и низким (40 %) уровнем развития положительного отношения к дошкольному учреждению. Результаты констатирующего эксперимента доказали необходимость осуществления работы по формированию у детей 2-3 лет положительных представлений о детском саде.
2. Проведенная опытно-экспериментальная работа доказала свою эффективность и продемонстрировала положительную динамику в формировании у детей 2–3 лет положительного отношения к детскому саду. Результаты контрольного среза показали
, что после проведения формирующего эксперимента: число детей с высоким уровнем выросло в три раза – с 10 до 30%, количество детей со средним уровнем увеличилось на 20 %, детей с низким уровнем на момент проведения контрольного эксперимента не выявлено.
Заключение
В заключение работы подведены итоги, сформулированы теоретические и практические выводы.
Цель нашей работы, заключавшаяся в теоретическом обосновании опробировании педагогических условий развития у детей 2-3 лет положительного отношения к детскому саду, выполнена. Задачи решены следующим образом:
1. В результате теоретического анализа подходов к определению сущности процесса адаптации детей раннего возраста установлено, что под адаптацией понимается процесс приспособления организма к новым социальным условиям, взаимодействие с социальной средой, усвоение норм и правил среды, своей роли в ней.
2. Важными факторами, обеспечивающими адаптацию дошкольников к условиям дошкольного образовательного учреждения являются: возраст воспитанника, состояние его здоровья, уровень физического, личностного и психического развития, схожесть домашнего режима дня с режимом детского сада; а также осознанное отношение семей воспитанников к дошкольному образовательному учреждению, уровень их компетентности.
3. Определены условия формирования положительного отношения детей раннего возраста к детскому саду:
- создание благоприятной предметно-развивающей среды, которая предполагает развить в ребенке раннего возраста необходимые базовые качества будущей деятельности (игровое взаимодействие, сюжетная игра);
- взаимодействие с воспитанниками раннего дошкольного возраста, направленное на организацию их деятельности, включая продуманную систему форм и методов психолого-педагогических воздействий, способствующую успешной адаптации к условиям ДОУ;
- взаимодействие с семьями детей
, направленное на применение потенциала родителей с целью облегчения социальной адаптации детей раннего возраста.
4. В соответствии с целью и гипотезой исследования нами был проведен констатирующий эксперимент, целью которого было выявление у детей 2–3 лет уровня развития положительного отношения к детскому саду. Использованный комплекс методик позволил диагностировать уровни развития положительного отношения к детскому салу по критериям: физиологическое состояние детей, поведенческие реакции (послеполуденный сон; аппетит; активность); особенности психологического состояния (настроение, наличие тревоги и страха);особенности социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
5. Были апробированы педагогические условия формирования у детей 2-3 лет положительного отношения к детскому саду. Программа формирующего эксперимента реализовывалась в три этапа: 1) анализ и организация предметно-пространственной среды в целях обеспечения у детей чувств психологической защищенности, формирования личности, развития способностей и овладения разными способами деятельности; 2) включение в процесс формирования положительных представлений у детей к детскому саду разных приемов и методов, игровых, литературных, обыгрывание режимных моментов, что формирует у детей эмоционально-положительное отношение к ДОУ, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями 3) работа с родителями с целью облегчения социальной адаптации детей раннего возраста.
6. Сформулированы выводы о том, что за период проведения формирующего эксперимента произошли заметные изменения в уровнях развития положительного отношения детей 2 -3 лет к детскому саду. Как показали данные контрольного эксперимента, созданные нами условия обеспечили эффективное развитие у детей положительного отношения к детскому саду.
Следовательно, проведенное исследование подтвердило гипотезу о том, что формирование положительного отношения детей 2 -3 лет к детскому саду будет происходить наиболее эффективно при определенных педагогических условиях, включающих: создание благоприятной предметно-развивающей среды, эффективные методы и приемы психолого-педагогического воздействия; а также использование потенциала родителей с целью облегчения адаптации детей к условиям детского сада.