Файл: Педагогические условия развития у детей 23 лет положительного отношения к детскому саду.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 212
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению
1.2 Условия развития у детей раннего возраста положительного отношения к детскому саду
2.1 Выявление уровня развития у детей 2-3 лет положительного отношения к детскому саду
2.3 Динамика уровня развития у детей 2-3 лет положительного отношения к детскому саду
Для детей интересны и игры с песком. В теплую погоду их можно устраивать на участке в песочнице. Сухой песок теплый, ласкает руки, снимая напряжение. Можно предложить ребенку отыскивать, спрятанные предметы и игрушки. Из влажного песка хорошо лепить куличики, домики для зверушек, рисовать палочками.
На создание положительной атмосферы в группе, жизнерадостного настроения, огромное влияние оказывало использование стихотворений, литературных текстов. Поэтому мы использовали сказки, стихи, например, чтение детям стихотворения А. Барто «Мячик», с детьми обсуждали содержание, учили детей сочувствию девочке Тане.
В ходе формирующего эксперимента нами были охвачен режимный момент – подготовка ко сну. Известно, что часто дети отказываются спать, ложиться в незнакомую кроватку, оставлять вещи «чужом шкафчике». Хорошо, если в кроватке его будет ждать игрушка (лучше мягкая), мишка или зайчик, которые никак не могут уснуть без Коли и Маши, а в шкафчике для одежды вдруг окажется маленькая машинка (самолет, куколка), которая «проезжала мимо сегодня утром». Поэтому мы предложили родителям принести в группу домашние игрушки детей.
Также перед сном мы организовывали спокойный ритм игровой активности. С детьми проводили игру перед сном (Прилож. Г),а также после сна – с целью пробуждения. Тут же использовали элементы народного творчества, потешки, поговорки. Например, ребенок просыпается, встает, умывается.
Водичка, водичка,
Умой мое личико!
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок (звенел голосок).
При расчесывании волос девочкам читали потешку «Расти коса до пояса». Хорошо подобранная, интересная потешка, помогала воспитателю установить контакт с ребенком.
В период проведения формирующего эксперимента для обеспечения физического и психического здоровья детей раннего возраста были использованы следующие мероприятия: кварцевание по графику; музыкальная терапия: музыкальные паузы, слушание музыки в режимных процессах, игра на детских музыкальных инструментах; прогулки, физкультурные занятия, ходьба босиком до и после сна; введение овощей и фруктов в обед и полдник.
Итак, реализация представленных выше форм и игровых техник, по нашему мнению, может облегчить адаптацию детей к условиям детского сада, поможет им адекватно воспринимать себя и других детей, овладеть конструктивными формами поведения и основами коммуникабельности.
Реализация условия организации эффективных методов по формированию положительного отношения детей к детскому саду способствует тому, что у детей появлялись доверительные отношения ко взрослому, отсюда и формировалось желание идти в сад, оставаться в группе надолго.
Приоритетным педагогическим условием было и взаимодействие с родителями детей в целях формирования положительного отношения у детей 2-3 лет к детскому саду.
Цель: Объединение усилий семьи и детского сада для формирования положительного отношения детей 2-3 лет к детскому саду.
Задачи:
1. Распространять педагогические знания среди родителей;
2. Оказать практическую помощь в воспитании детей;
3. Способствовать налаживанию доверительного отношения родителей к воспитателям группы: адекватно реагировать на рекомендации воспитателей группы, прилагать усилия для налаживания партнёрских отношений с воспитателями по решению задач воспитания ребёнка.
В группе организован родительский уголок, где присутствует вся необходимая информация для родителей – беседы, памятки, папки и рекомендациями, режим дня, новости группы - эта информация поможет родителям детей и воспитателю поддерживать детей в этом непростом периоде их жизни.
Нами был создан план работы с родителями на период формирующего эксперимента, которые занимал 4 недели (Приложение Е). План включал все активные формы работы с родителями: групповые и подгрупповые родительские встречи, консультации, создание родительского уголка, семейный и групповые альбомы; участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, досуга, совместных проектов, выпуск семейных газет, фотоколлажей; совместное создание предметно-развивающей среды.
В ходе проведения эксперимента мы познакомились с воспитанниками и их семьями. Цель этой встречи – расположить к себе родителей и получить первоначальную информацию о ребенке. В процессе беседы с родителями интересовались здоровьем, привычками сложившимися дома. Выясняли у родителей, каким ласковым именем называют своего ребенка дома, чем он любит заниматься. Внимательно выслушивали все пожелания родителей по вопросам питания, формирования навыков самообслуживания
, сна малыша. Во время беседы с родителями разъясняли алгоритм адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения.
В рамках эксперимента нами была проведена Консультации для родителей «Адаптация ребенка в детском саду» (Приложение Ж). В процессе консультации пытались решить следующие вопросы: ожидания родителей от посещения ДОУ; благополучие ребенка в детском саду; опасения родителей по разным вопросам; знакомство и осознание различных вариантов адаптации к детскому саду.
Данное условие обеспечивает создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, создает условия для участия родителей в образовательной деятельности, повышает уровень воспитательных умений родителей, что способствует развитию их творческой инициативы, сделает родителей равноответственными участниками образовательного процесса, создаст более внимательное и ответственное отношение родителей к жизни детей, их интересам и потребностям
Перечисленные условия формирования положительного отношения детей раннего возраста к дошкольному возрасту мы проанализировали в ходе эмпирического исследования.
2.3 Динамика уровня развития у детей 2-3 лет положительного отношения к детскому саду
На заключительном этапе исследования был проведен контрольный срез с целью изучения динамики уровня развития у детей 2-3 лет положительного отношения к детскому саду. Для этого использовались те же методы, с помощью которых выявлялся первоначальный уровень развития положительного отношения к ДОУ.
На основании полученных данных (Приложение Д) составлена таблица 6 данных контрольного эксперимента по уровням физиологического и психологического состояния.
Таблица 6 – Результаты контрольного эксперимента по выявлению уровней физиологического и психологического состояний
уровни | Аппетит | Сон | Эмоциональное состояние | Социальные контакты | |||||||
чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | ||||
высокий | 4 | 40,0 | 2 | 20,0 | 3 | 30,0 | 2 | 20,0 | |||
средний | 6 | 60,0 | 8 | 80,0 | 6 | 60,0 | 6 | 60,0 | |||
низкий | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 10,0 | 2 | 20,0 |
Согласно данным таблицы 6, у большинства детей физиологические особенности и поведенческие реакции были на высоком и среднем уровнях: дети быстро засыпали, проблем со сном у них не отмечалось; с удовольствием и аппетитом ели, были более активны, стали легче переносить разлуку с родителями. У некоторых детей еще отмечалось подавленное состояние и плач по утрам.
Анализ повторного анкетирования родителей показал
, что у большинства детей появился интерес к сверстникам, к общению с ними. Более 80 % родителей указали, что дети перестали плакать при расставании, реже задают вопросы о раннем приходе родителей. Дома дети с интересом рассказывают о детском саде, уже не испытывают чувства страха перед данным образовательным учреждением, переносят игровые моменты детского сада в домашние условия: так, Маша И. с удовольствием помогает родителям дома с сервировкой стола, а Максим Ч. учится подметать свою комнату.
Интересно мнение родителей, чьи дети с трудом ходили в детский сад (Кира З., Аня Ю., Алиса Г.). Мама Киры З. указала, что дочь уже перестала устраивать истерики при сборах в детский сад; правда, еще с трудом сдерживает слезы при расставании. Мама Ани Ю, отмечает проблемы с посещением детского сада: еще продолжается утренний плач. Остальные дети ходят в сад с удовольствием.
На основании результатов анкетирования родителей и наблюдений за детьми, была составлена таблица 7 по уровням развития положительного отношения к ДОУ у детей.
Согласно данным таблицы 7, на контрольном этапе у 70% детей выявлен средний уровень развития положительного отношения к ДОУ. И 30% детей имели высокий уровень развития положительного отношения к ДОУ.
Таблица 7 – Результаты контрольного эксперимента уровня развития положительного отношения к ДОУ у детей
Дети | Количество баллов по критериям | баллов | Уровень развития положительного отношения к ДОУ | ||||
Физиологическое состояние детей | Особенности психологического состояния | Особенности социального взаимодействия | |||||
Маша И. | 2 | 2 | 3 | 7 | средний | ||
Аня Ю. | 2 | 2 | 1 | 5 | средний | ||
Кира З. | 2 | 2 | 1 | 5 | средний | ||
Максим Ч | 3 | 3 | 3 | 9 | высокий | ||
Коля А | 2 | 2 | 2 | 6 | средний | ||
Алиса Г | 2 | 2 | 2 | 6 | средний | ||
Ира П. | 3 | 2 | 2 | 7 | средний | ||
Юля Д. | 2 | 2 | 2 | 6 | средний | ||
Дима М. | 3 | 3 | 2 | 8 | высокий | ||
Сережа Н. | 3 | 3 | 2 | 8 | высокий |