Файл: Педагогические условия развития у детей 23 лет положительного отношения к детскому саду.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 216

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Условия развития у детей раннего возраста положительного отношения к детскому саду



С поступлением ребенка двухлетнего возраста в дошкольное учреждение в жизни его семьи и его, происходит много разных изменений: новый режим дня, то, что нет родителей в течение всего дня, пока ребенок находится в детском саду, новые правила, новый, незнакомый коллективе, общение с другими детьми, незнакомое групповое помещение, посторонние взрослые. Все эти моменты появляются одновременно и вводят ребенка в стресс, который ведет к капризам, страхам, отказу от еды, частым болезням и т.д. Эти проблемы возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной домашней среды в непривычную и незнакомую среду детского сада; и чтобы справиться с ними, нужна специальная организация взаимодействия с ребенком. [21, с. 24].

В период первых посещений ребенком дошкольного учреждения нужно сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Все это зависит, непосредственно, от усилий и умения воспитателей создать атмосферу уюта, тепла и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней будет чувствовать это тепло, то исчезнут его волнения и страхи, и адаптация пройдет намного легче.

Участниками формирования и улучшения воспитательной среды в дошкольном образовательном учреждении с целью создания позитивного отношения детей раннего возраста к учреждению являются воспитатели, специалисты (заведующая, старший воспитатель, социальный педагог, музыкальный работник, физкультурный работник, медицинский работник), родители и дети.

Комплексное воспитательное воздействие на детей раннего возраста с целью адаптации и формирования положительного отношения к детскому саду, оказывают специально созданные условия.

Понятие «условия» рассматривается в работах О.Ф. Федоровой, как «совокупность объективных возможностей содержания обучения, методов, организационных форм и материальных возможностей» обеспечения процесса обучения в целях эффективного решения различных задач обучения [29, с.8]. Выделим основные педагогические условия, необходимые для адаптации детей раннего возраста; и развития положительного отношения детей к дошкольному учреждению реализации:

1. Важным условием формирования положительного отношения детей раннего возраста к детскому саду является и благоприятная предметно-развивающая среда, которая предполагает развить в ребенке раннего возраста необходимые базовые качества будущей деятельности (игровое взаимодействие, сюжетная игра). Предметная среда работает на развитие самостоятельности и инициативы ребенка, помогает его развитию во всех сферах, а главное, позволяет создать благоприятное и положительное отношение детей к детскому саду.


В соответствии с общеобразовательными программами дошкольного .образования, например в программе Н.Е. Вераксы «От рождения до школы», под предметно-развивающей средой понимается «определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом»[32, с.209].

Построение предметно-развивающей среды должно отвечать потребностям ребенка раннего возраста в совместных действиях со взрослымию Любой малыш изначально будет испытывать дискомфорт от размеров групповой комнаты и спальни – они для него слишком большие и отличаются от дома. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно «одомашнить» группу. Зрительно уменьшить помещение, сделать его более уютным [19,с.215].

Внешне групповая комната должна напоминать дом. Различная мебель – столы, стулья, удобные диванчики – все это способствует успокоению ребенка, настрою на позитив, общению со взрослыми и детьми. В группе должен быть ковер чистый, теплый и мягкий, ведь малыши так любят на нем полежать или посидеть с воспитателем и почитать книжку. Мебель можно размещать так, чтобы она образовывала небольшие «комнатки», в которых дети чувствуют себя комфортно.

В группе должно быть светло и просторно, чтобы дети могли заниматься и играть вместе или по одному, можно устроить уголок уединения, чтобы малыш мог отдохнуть от суеты, собраться с силами, вспомнить родных. Развивающая среда стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, помогает чувствовать уверенности в себе.

Мебель и игровое оборудование должно быть расставлено в группе таким образом, чтобы ребенку было комфортно и удобно находиться и играть в любом уголке помещения. Это может быть кукольный домик, гараж с конструктором, различными предметами и фигурами животных, физкультурный уголок, где малыши могут поиграть с мячиком, кеглями и другим инвентарем. Также необходим в группе и спортивный уголок, удовлетворяющий потребность 2-3-летних детей в движении. Оформить так, чтобы у ребенка появилось желание заниматься в нем. Малыши еще не владеют речью настолько, чтобы выразить четко свои чувства и эмоции. Многие, особенно первое время, стесняются или просто боятся это делать. Все не выраженные эмоции будут накапливаться и, в конце концов, прорвутся слезами, которые со стороны выглядят непонятными - никаких внешних причин для этого нет.



Такая среда способствует созданию комфортной обстановки для всех детей и каждого ребенка в отдельности, что обеспечивает гармоничное развитие детей.

2. Подготовленность и компетентность воспитателя (его опыт, знания, умения, навыки, а также уровень его духовного и культурного развития и т.д.). Воспитатель играет большую роль в процессе адаптации ребенка раннего возраста к условиям детского сада. Он, используя индивидуальный подход, смягчает протекание адаптационного периода у детей. А.С. Русаков утверждает, что «воспитатель стремится к сохранению, укреплению здоровья ребенка путем создания соответствующих условий: закаливания, утренней гимнастики, физкультурными занятиями, подвижными играми» [2, с. 33].

Некорректные действия педагогов являются в большинстве случаев причиной дезадаптации к дошкольному образовательному учреждению. Излишняя строгость и агрессия со стороны воспитателя может вызвать страх перед детским садом даже у общительного и всесторонне подготовленного к детскому саду ребенка. Испачканная на прогулке или неправильно сложенная одежда, оставленная на тарелке еда, перепачканные руки – все это может стать предметом замечаний, а иногда и более эмоциональной реакции со стороны воспитателя. Ребенок расстраивается, когда его ругают, и расстраивается вдвойне, когда это делают посторонние люди, да еще и на глазах у всего коллектива. Если это происходит регулярно, то малыш может просто замкнуться в себе и сидеть в стороне на стуле, чтобы не навлечь на себя неприятности.

3. Выбор эффективных форм и методов воспитания, направленных на адаптацию детей 2-3 лет и формирование у них положительного отношения к детскому саду [43, с.112];

В работе с детьми раннего дошкольного возраста по их адаптации в ДОУ целесообразно воспитателям и педагогам использовать следующие методы, как: игровой метод; колыбельные песни; нетрадиционные методы (мыльные пузыри, тестопластика, пальцевая живопись (рисование ладошкой, пальцами).

Колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение, действуют на ребенка успокаивающе. Этому способствуют плавная мелодия, ритмическое сочетание слова и движения (легкое покачивание, но не тряска) [5]. Именно поэтому, педагогу целесообразно петь детям колыбельную в период адаптации в ДОУ, чтобы ребенок почувствовал то тепло, нежность, заботу, которое исходит от воспитателя.


Особое внимание в процессе адаптации и формирования положительного отношения к детскому саду у детей 2-3 лет уделяется игровой деятельности. «Язык» игр понятен и доступен любому ребенку. Он получает возможность выражать свои эмоции, переживания, общаться со сверстниками, знакомиться с нормами и правилами жизни, получает внутреннюю свободу (играть с кем хочу, где хочу, сколько хочу, чем хочу).

Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к взрослому, а также сплочение детского коллектива. [2, с.112]. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, улыбкой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Игра помогает ребенку не испытывать разочарования от того, что он мал и беспомощен, что должен исполнять чужие распоряжения; помогает познать окружающий мир, развить самоуважение, достигать успеха в собственных глазах; развивает искусство общения; помогает управлять своими чувствами; дает возможность пережить массу эмоций.

Одновременно игра является сильнейшим эмоциональным фактором, центром эстетических переживаний, средой формирования волевых качеств и коммуникативных навыков. Важно, что традиционная игра вносит много нового во взаимоотношения между детьми и взрослым, побуждает их к сотворчеству, благоприятно сказывается на психической и эмоциональной сферах тех и других [31,с. 25].

В период адаптации первоначальные игры должны быть направлены на сплочение детей друг с другом и воспитателем.

Совместная игра – это та деятельность, которая сразу сближает ребенка и взрослого. Дети двух лет еще не испытывают потребности в общении со сверстниками (это приходит к трем годам). Дети, не имеющие опыта общения с другими детьми, могут испытывать к ним страх, чувство неприязни. Для большинства детей сверстник – объект, на котором красивая одежда, который делает что-то необычное. Заняться общими делами, вместе играть, дети еще не умеют. Зато они с интересом наблюдают друг за другом и всегда готовы подражать сверстнику. Этим и нужно воспользоваться для обучения детей игре рядом, а потом и вместе, для сближения детей между собой.

Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием, также игра с детьми 2-3 лет отличается непродолжительностью.


Игра начинается с прихода детей в детский сад, их радушно встречает воспитатель (педагог-психолог или другой, заранее обученный, специалист), и вовлекает в разнообразную деятельность, не давая скучать и чувствовать себя одиноко. Дети и родители делают зарядку, читают книги, рисуют, конструируют из песка, играют в подвижные игры и т.д. Более спокойный ритм игровой активности воплощается «завтраком» и «обедом», а затем «укладыванием спать». Воспитатель всячески активизирует игровое сотрудничество в группе: дает поручения (например, полить цветы или помочь сервировать стол), обращает внимание на спокойных жизнерадостных детей, оказывает поддержку, выражает одобрение по поводу совместных игр и т.д [36,с.158].

Сюжетно-ролевые игры способствуют адаптации и формированию положительного отношения к детскому саду. Проигрывая различные ситуации, дети учатся общению другом, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу в коллективе. Общеобразовательные программы дошкольного образования ставят перед воспитателем следующие задачи по организации сюжетно- ролевых игр с детьми 2-3 лет: учить детей проявлять интерес к игровым действиям сверстников; помогать играть рядом, не мешать друг другу. содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры; формировать начальные навыки ролевого поведения; учить связывать сюжетные действия с ролью [38,с.102].

Подвижные игры также играют немаловажную роль в процессе адаптации детей к условиям детского сада. Игры являются не только средством физического воспитания с раннего возраста, но и способствуют закаливанию и оздоровлению.

Облегчить адаптационный период помогут физические упражнения и игры, которые при необходимости, для снятия напряжения и усиления контакта между детьми, можно проводить по несколько раз в день. Обязательно нужно создать все необходимые условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машины, мячи, качалки.

Создать хорошие настроение, заинтересовать детей помогут игры- инсценировки, имитационные игры. В группу приглашаются необычные гости- зайчики, клоуны, герои мультфильмов. В их роли могут быть как взрослые, так и старшие дошкольники. Они могут принести какой-нибудь подарок (фантики,погремушки), поиграть с детьми, развеселить, спеть песенку, разыграть какую-нибудь сценку. Хорошо использовать куклы би-ба-бо, настольный, пальчиковый театр.