Файл: Пособие по программе формирования навыков здорового образа жизни у подростков всё, что тебя касается.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 336

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ИСКУССТВО
ОБщЕНИЯ

Искусство общения
План занятия
Время
Примечания
Вводные слова. Оглашение темы занятия
1-2 мин
Разминка
Упражнение «Гляделки»
5 мин
Можно провести одно из этих упражнений на выбор.
Упражнение «Счет до 10»
10 мин
Блок «Вспомним все»
Что было на предыдущем занятии?
5 мин
Основная часть занятия
Теория «Барьеры общения»
5 мин
Распечатать из Приложения текст «Марфуша»
Упражнение «Слухи»
15 мин
Теория «Барьеры общения» (продолжение)
15 мин
С чего начать общение, или первые 15 секунд
10 мин
Упражнение «3 плюса»
10 мин
Теория: вербальное и невербальное общение
5 мин
Упражнение «3 обезьянки»
15 мин
Перерыв
Теория «Виды слушания»
10 мин
Упражнение «Дискуссия», или «Я тебя слушаю»
15 мин
Если не укладываетесь во времени, от этого упражне- ния можно отказаться
Упражнение «Я люблю весну»
15 мин
Подготовить чистые ли- сточки
Рефлексия всего занятия
Что запомнилось на занятии? Что нового вы узнали? Что было для вас наиболее актуальным, а что вы уже знали и раньше?
5-10 мин
Итоговый вывод
Традиционное прощание «МЫ ВМЕСТЕ»
Необходимый материал:
1. Карандаши или ручки каждому в группе;
2. Листочки маленькие, например, 9х9 см по количеству участников.
Задачи тренинга:
1. Познакомить участников с процессом и техниками общения;
2. Показать, что может дать им успешное освоение техник общения;
3. Помочь подросткам овладеть навыками коммуникативной и социальной компе- тентности (навыками начала разговора, невербального общения, эффективного слушания, понимания других людей и др.)
30

Всем привет! Очень рад (рада) всех вас видеть! Сегодня у нас будет очень важное и
интересное занятие: мы будем говорить об общении. Общение людей друг с другом -
чрезвычайно сложный и тонкий процесс. Очень важно быть хорошим собеседником и
уметь производить приятное впечатление на человека. Этому-то мы и будем сегодня
учиться.
Но для начала давайте настроимся на работу и сделаем упражнение.
Пояснение:
Группа сидит на стульях, поставленных в круг так, чтобы все видели друг друга.
Инструкция:
Задача каждого из вас - не используя слова (молча), найти себе пару.
Договариваться обо всем вы можете только взглядом. Итак, нужно найти себе пар-
тнера и поменяться с ним местами, то есть вы займете его стул, а он займет ваш.
Вставать со своих стульев и садиться на них нужно одновременно с партнером. Как
только вы поменялись местами, ищете себе нового партнера и повторяете с ним все
то же самое. Упражнение вы заканчиваете по моему сигналу. Начали.
Анализ упражнения:
У кого получилось договариваться взглядом?

А поменяться местами, встав одновременно?

Сложно ли это было?

Даже вот так, не говоря ни слова, можно общаться и договариваться о чем-либо. В
нашем упражнении молчание означало: давай встанем одновременно и поменяемся
местами. Это было непросто. Но если настроиться на человека, посмотреть ему в
глаза – все становится возможным. Давайте на примере следующего упражнения еще
раз потренируемся понимать друг друга без слов.
Пояснение:
Группа остается си- деть в кругу.
И н с т ру к ц и я :
Сейчас по сигна-
лу “начали” вы закроете глаза,
опустите свои носы вниз и по-
пытаетесь посчитать от одного
до десяти. Но хитрость состоит
в том, что считать вы будете
вместе. Кто-то скажет “один”,
другой человек скажет “два”,
третий скажет “три” и так да-
лее. Однако в игре есть одно пра-
вило: слово должен произнести
только один человек. Если два го-
лоса скажут, к примеру “два” или
“четыре”, счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов. Задание
понятно? Тогда начали.
Разминка
«Гляделки»
Разминка
«Счет до 10»
31
Искусство общения


Анализ упражнения:
Удалось ли группе это сделать? Если да, то каким образом? Если не получилось, то почему?

Что мешало?

Кто принимал активное участие, кто отмалчивался?

Комментарий:
Если у группы долго не получается выполнить это упражнение, смягчите условия: попросите их сосчитать только до 5, пусть они достигнут хоть какого-то результата.
Но потом необходимо подробно обсудить это упражнение: почему не удалось достигнуть первоначальной цели и сосчитать до 10? Если ребята захотят-таки сделать это упражнение, проведите его на следующем занятии.
Это упражнение во многом направлено на командное взаимодействие. На умение
слушать друг друга, уступать, двигаться к общей цели, быть терпимыми. Также оно
было направлено на то, чтобы вы посмотрели, как вы можете чувствовать и пони-
мать друг друга без слов.
Безусловно, это очень трудно. И на сегодняшнем занятии мы с вами многое узнаем о
процессе общения и освоим некоторые очень полезные техники.
А пока…
А сейчас давайте вспомним, что было у нас на предыдущем занятии?
По окончании блока, ведущий должен связать эту тему с темой предыдущих занятий.
Этот блок информации необходимо рассказать ребятам полностью в интерактивном режиме.
Сначала ведущий должен замотивировать ребят при помощи так называемого аукциона (см. ниже). На доске ведущий рисует следующую картинку:
100%
???
Задается вопрос: Как вам кажется, при обычном общении двух людей, когда один чело-
век хочет передать другому какую-то информацию, сколько процентов этой информа-
ции в итоге дойдет до его собеседника?
Здесь можно устроить
аукцион:
Кому сколько кажется? Потом мы посмотрим, кто был ближе…
Обязательно записывайте все ответы ребят на доске.
Комментарий:
Если будут ответы: «У всех по-разному», «Это зависит от многого». Под- тверждайте: «Действительно, это зависит от многого, но при среднестатистическом обще- нии сколько процентов информации дойдет до другого человека?».
Блок «Вспомним все»
Теория
«Барьеры общения»
32

Когда все выскажут свои варианты ответов, объявите, что правильный вариант все узнают после выполнения следующего упражнения.
Пояснение:
Количество участников игры - от 5 до 12 (оптимальное количество – 10-12).
Остальным участникам группы (если группа более 12 человек) предлагается роль пассивных наблюдателей. Участникам игры проговаривается инструкция следующего содержания:
«Сейчас мы проведем одну игру. В ее ходе разрешено все, что не запрещено. Запрещать
буду я. Сейчас мне нужен один доброволец; остальных я прошу выйти за дверь». После того, как участники выйдут (следует также принять меры, чтобы вышедшие не знали, что происходит в помещении), оставшемуся проговаривается инструкция: «Выслушай внима-
тельно небольшую историю. Твоя задача - как можно ближе к услышанному, желатель-
но дословно, пересказать эту историю тому, кто войдет». Ведущий
устно проговари- вает заранее выученный (наизусть и дословно) текст (см. в Приложении текст «Марфуша»), после чего спрашивает, может ли он приглашать следующего участника. Вошедший усажи- вается рядом с предшественником; ведущий слово в слово повторяет ему инструкцию.
После пересказа истории предшественником ведущий спрашивает у «новичка», можно ли приглашать следующего участника. И так далее. То есть каждый вновь вошедший слышит историю в том варианте, который ему представляет вошедший перед ним. Для последнего участника инструкция несколько иная: она заканчивается словами: «…дословно повторить эту историю для всех». Последний вариант желательно записать; он сравнивается с ис- ходным текстом, который – для большей наглядности - воспроизводится ведущим.
Примечания:
1. при заминке, колебании участника после вопроса, можно ли приглашать следующего, ведущий без каких-либо подсказок и пояснений ждет, пока участник не позволит при- гласить следующего. Если пауза затягивается, следует повторить вопрос;
2. в случае если слушающий просит повторить историю, ее следует (обязательно дослов- но) повторить. Разрешается также записывать историю (но только если участник ини- циативно спрашивает разрешения на это). Позднее, при анализе игры, это можно будет обыграть как пример продуктивного подхода к движению информации;
3. не следует также запрещать какие-либо инициативные действия (подсказки, эмоциональ- ные высказывания и пр.) тех, кто уже выслушал и пересказал историю. Как правило, эти действия еще больше искажают информацию и сбивают с толку; при анализе игры этот факт можно обсудить как пример непродуктивного подхода к движению информации;
4. особое внимание – участникам группы, не принимающим участия в игре. Следует пресе- кать любые попытки информационного вмешательства в ход игры (подсказки, коммен- тарии…) и поощрять эмоциональную реакцию на нее.
Анализ упражнения:
Обратите внимание участников на то, что с каждым пересказом текст становится все более коротким и менее точным: информация и ее детали искажаются, устраняются цифры, добавляется что-то, чего не было в исходном тексте, и т. д. Обсудите все примеры искажения и потери информации.
Итак, правильный вариант ответа на вопрос: сколько процентов информации из 100
дойдет до собеседника – только около 10%! А в нашем упражнении было не 2 собеседни-
ка, а много, т.е. информация искажалась еще сильнее!
Упражнение
«Слухи»
33
Искусство общения


Подождите, пока участники эмоционально отреагируют на ваш ответ, поймут, кто был ближе всего.
Давайте разберемся, где и как теряется информация?
Далее ведущий последовательно – по одному – рисует барьеры общения (порядок см. на рисунке) и рассказывает про каждый барьер. Т. е. сначала рисует линию 1 и рассказывает про линию 1, потом рисует линию 2 и рассказывает про линию 2 и т.д.
Ведущий должен в итоге нарисовать следующую картинку:
100%
10%
1
Вербали- зация
25%
4 активный словарь, речевые навыки
12-15%
5
языковой барьер
3
порог личностного восприятия
25%
6
слух, фон, шум
2
смысловой барьер
25%
По поводу каждого барьера давайте следующие пояснения:
1. Вербализация: перевод мыслей в слова (на этом барьере теряется около 25%
информации). Человеку бывает очень тяжело перевести свои мысли в слова; при
этом, как правило, мы отбрасываем то, что кажется нам несущественным.
Пример: Вспомните, когда вы посмотрели интересный фильм, который вас впечат-
лил, и захотели пересказать его своему другу. Наверняка, удалось передать только
сюжет, вы не пересказали массу деталей, и своим пересказом вы не смогли дать ва-
шему другу ПОЛНОЕ представление о фильме и вызвать у него те эмоции, которые
этот фильм вызвал у вас. Ваш собеседник сможет до конца прочувствовать этот
фильм только тогда, когда сам его посмотрит.
2. Смысловой барьер: перевод слов в мысли (теряется тоже около 25% информации).
Здесь обратный процесс. Ваш слушатель переводит ваши слова в свои мысли. Он
пытается вас понять. Но, как известно, разные люди мыслят по-разному, и, как
правило, под одними и теми же словами каждый понимает что-то свое.
Пример: Если я попрошу вас представить дерево, то каждый представит что-то
свое: кто-то березу, кто-то елку, кто-то свое любимое дерево, а кто-то просто
абстрактное схематичное дерево. Кто-то выглянет в окно и увидит там дерево,
его и представит. Видите, сколько вариантов возникает для одного слова «дере-
во». Этот барьер часто порождает слухи: один сказал, другой понял что-то свое,
третий – свое.
3. Порог личностного восприятия (теряется около 25% информации). Этот барьер
говорит о том, что в общении всегда присутствуют эмоции и настроение.
Пример: Если у вас болит живот, то вы, скорее всего, не сможете полностью быть
34


сконцентрированы на общении. У нашего собеседника также может болеть живот
или голова, быть плохое настроение или он просто не очень хорошо к нам относится,
или, наоборот, у него такое отличное настроение, что это мешает воспринимать
информацию. Он начинает думать о чем-то своем, и часть информации теряется.
4. Активный словарь, наши речевые навыки (теряется 12-15% информации). Про-
цент потерянной здесь информации зависит от того, насколько богат наш словар-
ный запас, и от того, есть ли в нашей речи слова-паразиты, шепелявим ли мы или,
быть может, заикаемся.
Примеры:
1.
Если мы не знаем слова «деструкция» (разрушение), а в получаемой нами инфор-
мации оно присутствует, мы это слово, скорее всего, просто выбросим.
2.
Вспомните, в фильме «По семейным обстоятельствам» логопед, который ле-
чил девочку, пытался объяснить, где находится его кабинет:
Он шепелявил и от этого диалог становился комичным:
— Мой кабинет находится на улице кой-кого.
— Это что, какой-то подпольный кабинет?
— Нет. Он находится на улице Максима Койкого (имелась в виду улица Горького).
Это основные барьеры, но есть еще два, которые в процентной потере не участву-
ют, т.к. могут быть, а могут и не быть.
5. Языковой барьер. По-другому, это сленг. Причем, это не обязательно подрост-
ковый сленг, это может быть также научный, или профессиональный сленг, или
интернетовский. В любом круге общения есть свой язык, и если вы его переносите
в другой круг общения, то ваша коммуникация начинает страдать.
6. Шум. Если в помещении шумно, то информации теряется, естественно, больше.
Давайте снова обратимся к упражнению «Слухи».
Мы уже с вами приводили примеры того, как информация о Марфуше терялась и ис-
кажалась. Давайте теперь подумаем, благодаря каким барьерам это происходило.
Какие примеры можно отнести к 1-му и 2-му барьерам (вы услышали рассказ, пред-
z
ставили его в образах, перевели (мысленно) в слова и озвучили их)?
Какие примеры искажения информации связаны с эмоциями рассказчиков и слуша-
z
телей (3-й барьер)?
Можете ли вы вспомнить примеры, связанные с четвертым барьером? На каком
z
рассказчике «исчезло» слово «катарсис»?
Возникли ли во время игры 5-й и 6-й барьеры?
z
Общение – очень хрупкая вещь, поэтому надо быть очень внимательным к этому про-
цессу. И есть специальные техники, которые позволяют нам сделать этот процесс
более эффективным. Про них мы сегодня узнаем и потренируемся в их использовании.
Каждый из нас не раз задумывался: как начать общение? Как произвести на собеседни-
ка хорошее впечатление?
С чего начать общение, или первые 15 секунд
35
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33

Искусство общения

Стояли ли перед вами когда-нибудь такие задачи? В каких ситуациях это нам необхо-
димо? Что вы для этого делали?
Выслушайте ответы участников.
Психологи считают, что основа отношения собеседника к нам закладывается в пер-
вые 15 секунд общения с ним. Так что наша задача расположить к себе собеседника за
столь короткое время. Как же этого добиться? Существует так называемое правило
«трех плюсов». Этими тремя плюсами являются:
улыбка

имя собеседника

комплимент

Давайте познакомимся поближе с этими «плюсами».
Для начала давайте улыбнемся друг другу. Улыбаясь, мы показываем человеку, что
рады встрече с ним. Приятно, когда нам улыбаются. Но как сделать так, чтобы
улыб-
ка была искренней? Для этого можно представить себе что-то очень-очень приятное,
такое, что заставит вас непроизвольно улыбнуться. Давайте попробуем сделать
это. Пусть каждый из вас представит себе что-то, что заставит его улыбнуться.
Участники представляют себе что-то приятное и улыбаются.
Хорошо. У вас замечательно получается. Тогда перейдем ко второму плюсу –
имени.
Согласитесь, очень приятно, когда малознакомый человек называет вас по имени. Это
означает, что вы чем-то были важны для него, если он вас запомнил. Когда человек
называет ваше имя, он обращается именно к вам.
И, наконец, третий и самый сложный плюс –
комплимент.
Комплименты бывают двух видов:
1. Прямые комплименты. Комплименты, направленные непосредственно на самого
человека. Например, «Ты сегодня прекрасно выглядишь».
2. Косвенные комплименты.
1. Обратите внимание на какую-нибудь вещь, принадлежащую человеку, которому
вы делаете комплимент: «У тебя классная сумка, мне всегда нравились такие
необычные вещи».
2. Сделайте комплимент человеку, с которым общается ваш собеседник. «Вчера
общалась с твоей мамой, она - замечательная женщина: очень милая и добрая»,
или сравните человека с кем-нибудь очень дорогим для вас: «Как бы я хотела
иметь такого брата, как ты!»
Но чтобы этот вид комплиментов был искренен, вы действительно должны
были общаться с мамой собеседника, или ваш собеседник должен знать, что для
вас иметь брата очень важно.
3. «Маленький минус, большой плюс». Этот вид комплимента довольно сложен,
потому что мы сначала как бы ставим собеседнику небольшой минус, а затем
перекрываем его большим плюсом, например: «Я не могу сказать, что ты хо-
рошо выглядишь ты сегодня выглядишь просто потрясающе!». Смысл этого
комплимента заключается в «игре» на эмоциях: сначала мы шокируем собесед-
ника, доставляя ему отрицательные эмоции, а потом даем большой заряд по-
ложительных эмоций.
Ну и, конечно, если человек подарил нам «плюсы», неплохо бы вернуть ему в ответ
хотя бы часть.
36