Файл: Пособие по программе формирования навыков здорового образа жизни у подростков всё, что тебя касается.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 338

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Чем больше деталей в вашей аргументации, тем больше вам верят и склонны принять z
решение в вашу пользу;
Ваши аргументы должны быть доступны для другого;
z
Вы должны показать «выгоду» вашего решения для другого;
z
Используйте примеры в вашей аргументации;
z
Сравнивайте (используйте конкретные и образные сравнения) и приводите метафоры z
(Например, «Поцеловать курящую девушку – все равно что облизать пепельницу» - это сравнение А.П. Чехова очень уместно в ситуации, если вы убеждаете подругу бросить курить);
Вовлекайте собеседника в свои аргументы, давайте ему почувствовать все на себе,
z используйте фразы: «Войди в мое положение», «Ты ведь понимаешь меня!»;
z
Резюмируйте, подводите итоги, показывайте, с чем ваш собеседник уже согласился (не z
говорите о том, с чем он не согласен);
Используйте схематические рисунки; z
Будьте последовательным в своих рассуждениях;
z
Используйте правило «последнего козыря». Оставляйте напоследок такой аргумент, ко- z
торый точно склонит вашего собеседника на вашу сторону… (Конечно, довод типа: «А если не согласишься – получишь в нос» здесь не подходит. Ищите другие аргументы!).
А теперь, зная правила аргументации, давайте закрепим полученный материал нео-
бычным упражнением. Нам так редко удается вставать на чужую точку зрения, нам
тяжело увидеть ситуацию чужими глазами, а это так важно, когда человек, например,
попал в беду и нуждается в нашей помощи. Нам тяжело понять людей. Попробуем
поучиться этому при помощи следующего упражнения.
Пояснение:
Это упражнение, помимо названной цели, еще позволяет более детально разобраться в вопросах, которые будут представлены в споре. Выберите двух добровольцев, пусть это будут активные люди группы.
Упражнение
«За-Против»
238

Инструкция:
(добровольцам) Сейчас вам предстоит вступить в спор друг с другом, а
тему спора определю я. Вы будете сидеть на стульях друг напротив друга, и каждый из
вас будет отстаивать свою точку зрения. Однако по моему хлопку вы должны встать
со своих стульев, поменяться местами, и, что еще более интересно, поменяться свои-
ми точками зрения и продолжить разговор-спор, уже отстаивая противоположную
позицию. Короче, позицией обладает ваш стул, на котором вы сидите. И как только
вы пересаживаетесь, вы сразу приобретаете новую позицию. Далее по следующему
хлопку – вы опять пересаживаетесь и так далее. Так я могу хлопать несколько раз и по
каждому хлопку вы должны меняться местами и точкой зрения, продолжая свой спор.
Все ясно? Вот вам тема… (ведущий дает напечатанные или написанные на отдельных листочках темы и отдельно озвучивает их для остальных участников-зрителей)… Тема по-
нятна? Тогда начали…
Вся остальная группа просто за ними наблюдает.
Комментарий:
Ведущий при подготовке к этому занятию может придумать свои темы с двумя противоположными позициями, которые относятся к здоровому образу жизни и обыграть их в этом упражнении. А после демонстрации вы сможете обсудить актуальные проблемы со всей группой. Можно провести несколько раундов, если позволяет время.
Примеры тем:
Первая позиция
Вторая позиция
1а. Лучше быть активным по жизни!
1б. Лучше не высовываться, недаром есть по- говорка: «Моя хата с краю».
2а. Если мне нравятся гамбургеры и кока- кола, значит, они для меня полезны.
2б. Не все то золото, что блестит, не всякая еда, которая нам кажется вкусной, полезна.
3а. Следует заниматься спортом.
3б. Спорт мне не нужен, я и так загружен(а) выше головы.
4а. Я никогда не заражусь ВИЧ.
4б. Опасность заражения есть всегда. И об этом следует помнить.
Анализ упражнения:
(вопросы к добровольцам)
Сложно ли было менять позицию?

Какую позицию было легче отстаивать? Почему?

С группой обсудите тему спора. Что они думают относительно этой темы?
С помощью этого необычного упражнения-игры можно научиться понимать друг друга,
т.к. отстаивая разные точки зрения, вы лучше вникаете в каждую. Начинаете пони-
мать, что в каждой позиции есть своя истина, а разница между ними только в том,
что люди либо с разных сторон смотрят на проблему, либо не обладают полной инфор-
мацией о проблеме. Есть такая древняя притча о слепых и слоне: однажды трех слепых
подвели к слону и спросили их, что это такое. Первый схватил слона за ногу, подумал
и сказал, что это столб. Второй взял слона за хобот и ответил, что ему дали змею. А
третьему досталось слоновье ухо, и он решил, что перед ним – пальмовый лист.
239
Моё мнение


Отсюда вывод – собирайте информацию, будьте наблюдательными и тогда вам бу-
дет проще разобраться в и себе, и в ситуации. А еще, возможно, вы сумеете помочь
другим.
Завершите занятие традиционными блоками:
В с е м с п а с и б о !
Д о с л е д у щ е й в с т р е ч и ! ! !
Рефлексия всего занятия
Что запомнилось на занятии? Что нового вы узнали? Что было для вас наиболее ак- туальным, а что вы уже знали и раньше?
5-10 мин
Если осталось мало времени от занятия и/
или группа устала, нужно провести экспресс- способы рефлексии (см. Введение в про- грамму)
Итоговый вывод:
Чтобы стать индивидуальностью, личностью, важно иметь свое мнение, иначе
это мнение вам навяжут другие. Чем мы менее информированы и самостоя-
тельны, тем легче нами манипулировать. Мы часто делаем что-то не потому,
что мы этого хотим, а потому, что все так делают. Мы пьем и едим то, что
навязывает нам реклама, мы начинаем курить, потому что в нашей компании
все так делают. Мы сами отказываем себе в праве на собственное мнение, в
праве на выбор. Давайте выбирать то, что хотим мы сами, а не слепо следо-
вать тому, что навязывают другие.
И еще: отстаивая собственное мнение, давайте уважать мнение других, т.к.,
возможно, они обладают большей информацией, чем вы, и у них есть чему
поучиться. А завершу я сегодняшний тренинг цитатой из Вольтера: «Я не раз-
деляю Вашего мнения, но я готов отдать жизнь за Ваше право высказывать
его».
Традиционное прощание «МЫ ВМЕСТЕ»
240

Приложение к упражнению «Варежки»
241
Моё мнение

ТОЛЕРАНТНОСТЬ

План занятия
Время
Примечания
Вводные слова
1-2 мин
Разминка
Упражнение «Поздороваться разными частями тела»
5 мин
Блок «Вспомним все»
Что было на предыдущем занятии?
5 мин
Основная часть занятия
Введение в тему
10 мин
Упражнение «Ночевка»
20 мин
Заранее приготовить кар- точки
Теория: поддержка и позиция «красного карандаша»
2 мин
Упражнение «Критика и поддержка»
10 мин
Заранее приготовить кар- точки
Перерыв
Виды поддержки
20 мин
Распечатать таблицу из
Приложения №1 для всех участников
Упражнение «Поддержка»
20 мин
Распечатать приложение №2
Упражнение «Вот здорово!»
10 мин
Рефлексия всего занятия
Что запомнилось на занятии? Что нового вы узнали? Что было для вас наиболее актуальным, а что вы уже знали и раньше?
5-10 мин
Итоговый вывод
Традиционное прощание «МЫ ВМЕСТЕ»
Необходимый материал:
1. Доска;
2. Приложения (распечатать, как указано в упражнениях);
3. Безопасные булавки для закрепления карточек на одежде по количеству участников.
Задачи тренинга:
1. Познакомить участников тренинга с понятием «толерантность», с разными вида- ми поддержки и ситуациями, в которых они применяются;
2. Способствовать формированию навыков толерантного поведения;
3. Научить применять поддержку на практике.
Толерантность
244


Здравствуйте! Приятно вновь видеть знакомые лица в нашем кругу. Надеюсь, все на-
ходятся в прекрасном настроении и готовы работать.
Поднимите, пожалуйста, палец вверх и укажите на человека, который, как вам ка-
жется, выглядит сегодня несколько иначе, нежели обычно. Покажите на того, у кого
самые кудрявые волосы. Покажите на того, кто, на ваш взгляд, полнее всего проявил
себя в ходе прошлого занятия. (Вариантов выбора можно придумать великое множество в зависимости от того, что именно необходимо в данный момент узнать ведущему для оценки ситуации в группе. Самое главное, чтобы признаки, по которым вы выбираете того или иного участника, не задевали бы его самолюбие).
Молодцы! А теперь давайте встанем и поздороваемся друг с другом.
1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   33

П о я с н е н и е :
Упражнение выполняется в режиме светского раута, то есть все участники свободно перемещаются в пределах комнаты и, встречаясь друг с другом, выполняют то или иное задание.
Комментарий:
Это хорошее упражнение на раскрепощение группы, однако, надо следить, чтобы участники тренинга взаимодействовали бы друг с другом очень бережно и аккуратно.
И н с т р у к ц и я :
Сейчас вам предстоит в
произвольном порядке перемещаться по
комнате и здороваться с другими участни-
ками группы теми частями тела, которые
я буду называть. При этом ваша цель –
поприветствовать как можно больше ваших друзей по тренингу. Задание понятно?
Приступаем!
Поздоровайтесь, пожалуйста:
руками

головами

плечами

пятками

спинами

пятками

Возможны и другие варианты
А сейчас давайте вспомним, что было у нас на предыдущем занятии?
По окончании блока ведущий должен связать эту тему с темой предыдущих занятий.
Тема сегодняшнего занятия «Толерантность».
Кто знает, что это такое?

Выслушайте ответы ребят и дайте свою версию:
Упражнение-разминка «Поздоро-
ваться разными частями тела»
Блок «Вспомним все»
Введение в тему
245
Толерантность

Если дословно, то
толерантность переводится как терпимость. Но это далеко не
полное понимание этого термина. Чтобы лучше в нем разобраться, я задам вопрос:
В каких ситуациях может возникнуть нетерпимость?

Выслушайте ответы ребят. За- пишите их ответы на доске.
Дополните их своими вариантами.
Нетерпимость часто проявляется по отношению к людям:
другой национальности (таджики, армяне, цыгане и т.д.)

другого вероисповедания (мусульмане, католики, буддисты и т.д.)

другого состояния здоровья (инвалиды, тяжело больные, ВИЧ-инфицированные и

т.д.)
другой внешности, нежели мы сами (слишком полные люди, с родимыми пятнами,

с заячьей губой и т.д.)
с другими вкусами (фанатизм в спорте, музыке).

Чтобы лучше почувствовать понятие толерантности, давайте сделаем одно упраж-
нение.
Пояснение:
Данное упражнение позволит лучше познакомиться с понятием толерант- ности, а также с ситуациями, в которых данное понятие применимо. Также оно позволит участникам осознать свое отношение к разным, непохожим на них, людям.
Реквизит, необходимый для этого упражнения – карточки (карточки распечатать заранее).
Каждому участнику на спину на булавке вешается карточка так, чтобы он не знал, какая карточка ему досталась. Зато он может спокойно видеть, какие карточки достались другим участникам упражнения. Договоритесь, чтобы ребята не рассказывали друг другу до конца упражнения, какая карточка висит у них на спине.
Карточки:
«Таджик», «Фанат «Спартака», «Инвалид», «Бизнесмен», «Панк», «Любитель тя- желой музыки», «ВИЧ-инфицированный», «Глухонемой», «Наркоман», «Актриса», «Человек с заячьей губой», «Чернокожий», «Чеченец», «Больной синдромом Дауна», «Спортсмен»,
«Врач».
Инструкция:
Сейчас я каждому из вас приколю на спину карточку, которая будет
отражать некую роль. Вы не будете знать свою роль, зато будете видеть чужие роли.
Давайте договоримся, что до конца упражнения вы не будете рассказывать друг другу
о том, какая карточка у кого на спине, и не будете даже случайно называть друг
друга в процессе этого упражнения – это очень важно. Иначе смысл этого задания про-
падет.
А задание такое. Представьте, что автобус, на котором вы ехали в другой город, сло-
мался, и вы все, его пассажиры, вынуждены заночевать в пансионате. Вам предоста-
вили трехместные номера. Вы должны решить, кто с кем переночует в одном номере
(на пол человека внимания не обращайте). Обращайте внимание только на карточки
на спине. И помните: держите в секрете, кому какая карточка досталась. Вы должны
распределиться так, чтобы всем хватило места. В трехместном номере может зано-
чевать один, два или три человека. Номера могут остаться пустыми. Все понятно?
Тогда вперед… итак все вы оказались в пансионате…
Рекомендация ведущему: на 10 человек лучше предоставить 5 трехместных номеров, на 15 человек – 6 номеров.
Упражнение
«Ночевка»
246


Анализ упражнения:
Кто с кем оказался в одном номере?

Кто оказался один?

Почему именно эти персонажи оказались одинокими? О чем это говорит?

Ведущий должен сконцентрировать внимание ребят на том, что отвергнутыми оказались не сами ребята, а их персонажи.
Мы с вами почувствовали на себе, что значит нетерпимость. А также узнали, какие
люди нуждаются в нашем принятии и поддержке больше всего (это те, кто оказался один в комнате).
В этом упражнении было много людей, которые на нас непохожи. И мы смогли понять,
как мы к этим людям относимся.
Таким образом, в толерантном отношении нуждаются люди, которые на нас в чем-то
непохожи. Причем это «что-то» для нас обычно очень значимо. И поэтому мы можем
себя вести с ними по-разному: терпеть или нет, принимать или нет, поддерживать
или нет.
В понятие « толерантность» входят такие элементы, как:
терпимость (мы терпимо относимся к тому, кто на нас не похож);

принятие (мы принимаем человека или ситуацию такой, какая она есть, без осуж-

дения);
поддержка (мы стараемся поддержать человека, который на нас непохож).

Следует отметить, что мы не обязаны всех любить, не обязаны всех поддерживать
или принимать, но и ненавидеть человека только за то, что он чем-то от нас отли-
чается, тоже не стоит. Мы можем в этом случае просто терпимо к ним относиться,
понимая, что такое встречается, что бывает другая жизнь, другие люди, а не только
«мы любимые».
Самое сложное в теме толерантности – это оказать поддержку другому человеку,
поэтому остановимся на этом подробнее.
Давайте для начала определим, что такое поддержка? Кто готов высказаться по

этому вопросу?
Ведущий в произвольном порядке выслушивает мнения участников о том, что такое под- держка.
Хорошо. Во всех ваших определениях, бесспорно, есть доля истины. По сути, поддержка
– это, прежде всего, знак внимания к другому человеку.
Умение оказать поддержку людям, которые нуждаются в этом, – очень важное умение
и для них, и для вас. Люди, заболевшие чем-либо или попавшие в зависимость от алко-
голя или наркотиков, нуждаются в нашем понимании и поддержке, особенно если они
уже осознали свою ошибку и хотят вылечиться. Тем более, что они не представляют
для нас никакой опасности, если мы будем с ними просто общаться.
Однако в бытовом общении в отношении этих людей существуют две реакции со сто-
роны общества: позиция «красного карандаша» (критика) и поддержка.
Теория: «Поддержка и пози-
ция «красного карандаша»
247
Толерантность