Файл: 1. История педиатрии. Основные пути развития отечественной педиатрии. Педиатрия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 607

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Критические периоды:


  • 1-й критический период от 0 до 10 дней– нет связи с материнским организмом, эмбрион или погибает, или развивается (принцип «все или ничего»).

  • 2-й критический период от 10 дней до 12 недель происходит формирование органов и систем, характерно возникновение множественных пороков развития. Значение имеет длительность воздействия неблагоприятного фактора.

  • 3-й критический период (внутри 2-ого) 3-4 недели– начало формирования плаценты и хориона. Нарушение ее развития приводит к плацентарной недостаточности и как следствие – к гибели эмбриона или развитию гипотрофии плода.

  • 4-й критический период 12-16 недель, формируются наружные половые органы. Введение эстрогенов может привести к дисплазии эпителия матки и влагалища во взрослом состоянии.

  • 5-й критический период 18-22 недели, завершение формирования нервной системы.


С 13 недели начинается плацентарный период.

К этому времени завершается период органогенеза плода и образование плаценты.

Питание становится плацентарным.
Фаза плацентарного развития:

1. Созревание всех органов и систем

  • образуется система кровообращения, обособленная от матери, питание и кислород поступает к ребенку через функционирующую плаценту

  • С 14-ой недели плод уже двигается

  • в 16 недель слабые дыхательные движения, появляется движение губ,

  • В течение 21-24 недель формируется сосательный рефлекс. Шевеление плода мать чувствует между 16-ой и 20-ой неделями.

  • Кожа плода покрыта пушком.

  • В кишечнике формируется меконий (первородный кал)

  • В конце 28 нед. плод совершает активные движения, свободно перемещается в плодном пузыре

  • к 40 неделе положение его становится устойчивым

2. Питание плода через плаценту

3. Увеличиваются длина и масса тела плода
Фаза плацентации делится на два периода:

  • ранний фетальный - с начала 9й недели до конца 28 недели. Происходит интенсивный рост и дифференцировка тканей

  • поздний фетальный - после 28 недели и до родов

    • депонирование компонентов питания, которые впоследствии не могут быть в достаточном количестве введены ребенку с материнским молоком;

    • формирование пассивного иммунитета путем трансплацентарной передачи материнских иммуноглобулинов;

    • созревает сурфактант, обеспечивающий нормальную функцию легких и желудочно-кишечного тракта;

    • достигаются определенной зрелости жизненно важные органы



5. Общая характеристика грудного возраста. Патология периода грудного возраста и роль врача общей практики в предупреждении заболеваемости.
Период грудной возраст длится от 29-го дня жизни до 1 года.
Кожа: очень нежна, легко ранима. В связи с несовершенной теплорегуляцией легко наступают перегревание или переохлаждение организма.
Подкожно-жировой слой. Масса его нарастает, что может явиться причиной крайне нежелательного ожирения.
Костная система: Соединения костей черепа становятся более прочными. К 1-2 мес. закрывается малый родничок, а к году - большой. Слишком раннее их зарастание, которое бывает при патологиях обмена веществ, вызывает сжатие и последующую деформацию головного мозга, позднее (при определенных условиях) сопутствует гидроцефалии - водянке головного мозга.
Прорезывание зубов начинается в 6-8 месяцев. Вначале появляются 2 нижних зуба, затем 2 - верхних, после них - еще 2 верхних по бокам от предыдущих, и, наконец, 2 нижних по бокам от предыдущих нижних, т.е. годовалый ребенок должен иметь 8 зубов. Появление их сопровождается небольшим повышением температуры, беспокойством, бессонницей, недомоганием.

Мышечная система. Если поза, когда у ребенка руки в покое согнуты в локтях, а ноги - в коленях и притянуты к животу, поза оправданная до 2,5 мес., сохраняется и дальше, необходима консультация невропатолога, т.к. это может быть признаком неврологического заболевания.

Дыхательная система. Глубина дыхания увеличивается благодаря дальнейшему развитию легких.

Состояние следует учитывать по следующим параметрам: до 3 мес. частота дыханий составляет в 1 мин. 40-45, в 4-6 мес. - 35-40, в 7-12 мес. - 30-35 вдохов-выдохов. У детей до 1 года на 1 дыхание должно приходиться 3 удара пульса.

Сердечно-сосудистая система. В возрасте до 1 года усиленно нарастает масса сердца. Частота пульса постепенно уменьшается, составляя 125 ударов в минуту. Артериальное давление, наоборот, постепенно увеличивается до 90/63 мм рт. ст.

Пищеварительная система. Органы еще недостаточно функционально зрелые, поэтому до возраста 4,5-5 мес. ребенок питается в основном грудным молоком. Постепенно начинают давать соки, каши, творог. Новые продукты следует вводить в рацион очень осторожно, отмечая, не возникает ли аллергической реакции в виде сыпи, зуда, покраснения и других проявлений непереносимости.


Мочеполовая система. Объем мочевого пузыря увеличивается, стенки становятся эластичнее. К концу первого года число мочеиспусканий уменьшается до 15-16 раз в сутки.
Нервная система. Уже в самом начале грудного периода ребенок начинает фиксировать взгляд на ярких предметах, при появлении чувства голода плачет, сосет пальцы, при близости материнской груди оживляется, поворачивает голову, производит сосательные и глотательные движения.

  • В этом возрасте уже становятся более сильными мышцы шеи и спины, и ребенок, лежа на животе, ненадолго приподнимает голову, а в вертикальном положении несколько секунд удерживает ее прямо. При прикосновении к подошвам ребенка, лежащего на животе, он отталкивается ногами и пытается ползти, а если поддерживать его под мышки, опирается ногами.




  • 2х месячный удерживает голову в течение более длительного времени. Он следит за движущимися предметами, реагирует на голос поворотом головы. В ответ на обращение к нему улыбается, "гулит". При прикосновении к стопам ребенок уже не пытается ползти - этот рефлекс исчезает. В 3 месяца не только свободно удерживает голову, но и легко переворачивается со спины на живот. Более точно улавливает направление звука и поворачивается в его сторону. При близости груди матери, бутылочки или ложки открывает рот, тянется. Проявляет чувства - любит, когда с ним играют, а если перестают заниматься, кричит.




  • В 4 месяца уже садится при опоре и поддержке. Начинает определенным образом реагировать на знакомые и незнакомые лица. Не только улыбается, но и смеется.




  • 5-месячный ребенок уже хорошо знает мать, различает топ голоса, с которым к нему обратились. Движения его становятся более уверенными, он стоит на ногах, поддерживаемый под мышки.




  • 6-месячный самостоятельно садится и сидит без поддержки. Пытается ползать на четвереньках, при поддержке встает и делает попытки переступать ногами, переворачивается с живота на спину. Может есть с ложки. Начинает произносить первые слоги: ма, ба, па и др.




  • 7-месячный ползает, поднимается на четвереньки, сидит самостоятельно, при опоре встает на колени. Поддерживаемый под мышки, хорошо переступает ногами. Повторяет слоги: ма-ма, па-па и др.




  • 8-месячный ребенок свободно ползает, встает и сам садится, цепляясь за кроватку. Повторяет заученные движения, хлопает в ладоши. Встает и пробует ходить при поддержке за руки. Мимика становится разнообразной.





  • 9-месячный выполняет довольно сложные движения - перебирает игрушки, выполняет простые просьбы: "дай ручку" и др. Ищет спрятанный предмет. Пытается стоять, не опираясь. Ходит, держась за руку. Садится из вертикального положения.




  • 10-месячный сам поднимается и стоит без опоры. Может ходить, держась за руку. Подражает движениям взрослых. Начинает произносить простые слова.




  • 11-месячный ребенок встает, садится, нагибается. Знает названия некоторых предметов и показывает их. Понимает запрещения и выполняет просьбы. В конце первого года делает первые шаги без поддержки. Произносит отдельные слова. Его запас около 10 слов.


Заболевания периода:
I. Желудочно-кишечный тракт:

1) диспепсия (простая, токсическая);

2) хроническое расстройство питания (гипотрофия).

II. Заболевание органов дыхания:

1) пневмония, ОРЗ

2) острый ларингит (круп).

III. Диатезы:

IV. Рахит.

V. Инфекционные заболевания:

1) коклюш;

2) ветряная оспа;

3) дифтерия.

VI. Заболевания нервной системы:

1) энцефалопатии;

2) ДЦП;

3) акушерские параличи.

VII. Заболевания опорно двигательной системы:

1) кривошея,

2) косолапость,

3) дисплазия тазобедренного сустава.
Роль врача общей практики в предупреждении заболеваний у детей.

1. Врачи общей практики, тем более семейные врачи, являются главными «контролерами» в системе мать – плацента –плод –новорожденный
2. Формируя уровень здоровья матери и отца, здоровье через семью, они закладывают краеугольный камень в фундамент здоровья детей.
3.Здоровая мать обеспечит физиологические роды и будет способствовать рождению здоровых, хорошо адаптирующихся, детей, т.е. произойдет естественное снижение заболеваемости и смертности, что оптимально отразиться на показателях здоровья.
4.Врач общей практики может реально повлиять на социально-средовые факторы формирования здоровья в семье (вредные привычки, микроклимат, медицинская грамотность родителе и т.д), что также будет способствовать повышению уровня здоровья детей
5.Врач общей практики, имеющий связь с перинатальным центром, может за счет контроля группы риска по невынашиванию плодов, оказать большое влияние на более оптимальное формирование «контингента рожениц», т.е. обеспечит рождение более доношенных и более жизнеспособных новорожденных.

6. Характеристика раннего и старшего школьного возраста.
Ранний школьный период


Включает период с 7 до 11 лет. Завершена структурная дифференцировка тканей, происходит дальнейшее увеличение массы тела и внутренних органов, появляются половые различия: мальчики отличаются от девочек ростом, скоростью созревания, телосложением. Происходит полная замена молочных зубов на постоянные. Развиваются такие двигательные умения, как ловкость, быстрота, выносливость; успешно усваиваются тонкие дифференцированные навыки - письмо, рукоделие. К 12 годам заканчивается формирование нервной системы, кора головного

мозга по строению сходна с таковой взрослого человека. Физиологические параметры дыхательной и сердечно-сосудистой систем также приближаются к таковым у взрослых. Продолжается развитие высшей нервной деятельности, значительно усиливаются метаболические процессы в головном мозге, улучшается память,

повышается интеллект, вырабатываются волевые качества. В этом периоде происходит смена социальных условий (начало и переход к предметному обучению в школе). Благодаря усиленному в этот период интеллектуальному развитию ребенок становится более самостоятельным. С 7 лет начинается обязательное обучение в школе.

После 8 лет отмечают выраженный рост яичников, с 10 лет усиливается рост матки, предстательной железы и яичек, а также происходят качественные изменения в их строении и функциях. Начинается постепенное развитие репродуктивной сферы. Занятия в школе в значительной мере ограничивают движения школьников,

появляются проблемы нарушения осанки и ухудшения зрения. Часто обнаруживают очаги хронической инфекции (кариес, тонзиллит, холецистит).
Старший школьный возраст.

Период с 12 до 17-18 лет. Он совпадает с половым созреванием. У юношей и девушек созревает репродуктивная система, её морфологическое и функциональное состояние достигает такового у взрослых к 17-18 годам. В пубертатном периоде происходит интенсивная половая дифференцировка, обусловленная деятельностью желёз внутренней секреции. В это время несколько возрастает темп роста и развития организма, появляются вторичные половые признаки: рост волос в подмышечной впадине и на лобке, развитие грудных желез и появление менструаций у девочек,

изменение голоса и поллюции у мальчиков, прорезаются так называемые зубы мудрости. Инфекционные болезни в этом периоде встречаются реже, а если они и возникают, то протекают с теми же симптомами, что и у взрослых. Чаще наблюдаются такие болезни, как ревматизм, нарушения функций желез внутренней секреции, особенно гиперфункция (усиление функции) щитовидной железы, а также психоневрозы.