Файл: Зуева Татьяна Валерьевна Формирование элементов латерального мышления учащихся при изучении темы Пейзажноэстетический потенциал культурного ландшафта в рамках вариативного компонента учебного плана магистерская диссертация.pdf
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 165
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
29 характерные сочетания и находятся в определённой взаимосвязи и взаимообусловленности.
Культурный ландшафт – сложное комплексное образование не только в связи с его внутренним системным устройством, но и почти всегда – в связи с управлением, поскольку в его границах существуют и взаимодействуют различные субъекты права – пользователи, владельцы, собственники земель, природных ресурсов, зданий и других инженерных сооружений, иной недвижимости (Исаченко, 1980).
Поэтому сохранение основных ценностей культурного ландшафта непосредственно связано с урегулированием взаимоотношений между всеми этими субъектами и вовлечением местного населения в работы по поддержа- нию функций культурного ландшафта. От сохранности и целостности культурного ландшафта с его ключевыми атрибутами и компонентами нередко зависит, будет ли отнесён тот или иной участок к культурному либо природному наследию (Веденин, Кулешова, 2001).
Необходимо отметить, что культурное ландшафтоведение является одним из успешно развивающихся направлений современной географии.
Термин «культурный ландшафт» продолжает активно использоваться как в традиционных физико-географических и геоэкологических исследованиях, так и в области социальной и исторической географии, этнографии и культурологии. Это во многом объясняется универсальностью самого понятия «ландшафт», что помогает целостному восприятию окружающего пространства. Понятие «культурный ландшафт» удобно для интеграции разнообразных природных и культурных явлений. Возникающие в последнее время новые концепции, новые подходы, новые методы в изучении культурного ландшафта всё больше расширяют область применения этого термина и позволяют говорить о культурном ландшафте как об одном из фундаментальных понятий современной географии.
30 2.2. Оценка пейзажно-эстетических ресурсов местности на примере модельной территории города Москвы
Одно из малоизученных свойств ландшафтов – их способность удовлетворять духовно-эстетические потребности людей. Известно, что разные ландшафты воспринимаются неодинаково, производя различное впечатление на наблюдателей – от чувства восторга или психологического комфорта до состояния угнетения и страха. Однако научное осмысление этого феномена и выявление объективных закономерностей эстетической привлекательности ландшафтов сталкиваются с проблемой значительной доли субъективизма. Тем не менее, очевидная практическая значимость ландшафтно-эстетических исследований определяет растущий интерес к этой проблематике и появление различных подходов к оценке пейзажно- эстетической привлекательности ландшафтов.
2.2.1. Методика оценки эстетики ландшафта
Идея об эстетической ценности природы имеет глубокие исторические корни. Начиная с античных философских учений до современных представлений она претерпела значительные изменения. Однако, так или иначе, все философские концепции провозглашали презумпцию ценности, не измененной в результате человеческой деятельности природы. Не менее длительную историю имеют попытки оценки эстетических качеств природы.
Первые мысли о возможности математического анализа красоты природы появляются в трудах Пифагора (Антология …, 1969).
В настоящее время не стоит задача дать абсолютную оценку эстетических качеств ландшафта. Оценка имеет, как правило, прикладную направленность (главным образом для целей рекреации), и основана на сравнении природных территорий по степени привлекательности. Тем не
31 менее, вопрос о реальности и необходимости оценки, остается открытым и сейчас.
Красота природы объективна и не зависима от чьих либо вкусов, следовательно, способна вызывать одинаковые ощущения у различных субъектов. Поэтому попытки унифицировать системы и критерии оценки представляются вполне корректными.
При этом эстетичность рассматривается как степень эмоциональной привлекательности той или иной территории. В современное время, в соответствии со способами решения проблемы, методики оценки развиваются по трем направлениям.
Классическими можно считать методики оценки, в основу которых положено качественное описания эстетических свойств ландшафта
(Костюкова, 1989). Эти системы оценки основаны на утверждении того, что невозможно определить эстетические характеристики природных комплексов с помощью количественных показателей. Но подобный подход не имеет практической реализации, поскольку не корректно анализировать свойства природных комплексов и сравнивать привлекательность территорий на основе эмоциональных эпитетов. Не смотря на однозначно субъективный подход, позитивная оценка качества пейзажей имеет широкое утилитарное применение в современной индустрии рекламы для подсознательного привлечения потребителей. Причем, рекламируемые товары или услуги не обязательно напрямую связаны с демонстрируемыми видами природы, чаще используются положительно-эмоциональные ассоциации, отражающие свойства пейзажей.
Разработка и совершенствование методов экспертных оценок в настоящее время является наиболее актуальным направлением.
Предпринимаются попытки найти совокупность объективных критериев оценки. При достижении этой цели можно было бы с большей определенностью, чем на основе индивидуального вкуса, квалифицировать пейзаж как более или менее привлекательный. Большинство этих методик
32 предполагает количественную оценку эстетических качеств ландшафтов.
Здесь особенно широкое распространение получил метод балльной оценки частных рекреационных свойств ландшафта и особенностей их сочетания.
Некоторые методики предусматривают синтез методов социологического опроса и экспертных оценок (Преловский, 1995). Наиболее оригинальный и вместе с тем трудоемкий способ оценки предлагают китайские исследователи (Leе Chuniyan, 1991). Здесь оценка территории предполагает сочетание методов качественного описания, социологического опроса и экспертной количественной оценки. Практически все авторы отмечают территориальную или ландшафтно-типологическую ограниченность применения своих систем оценки.
Каждая из вышеупомянутых методик представляет несомненную ценность в плане творческой дискуссии. Однако ни одна из них не соответствует требованиям современных концепций природопользования.
Трудности разработки унифицированной методической базы обусловлены чрезвычайным разнообразием природных ландшафтов, многообразием конкретных целей оценки, разностью экспертных определений, учет мнения некомпетентных респондентов, и пр.
В виду набирающей популярность в последнее время тенденции изучения пейзажно-эстетических аспектов в направлении ландшафтной географической науки нами были проанализированы некоторые исследовательские работы, в частности, в нашей работе были использованы и модифицированы некоторые положения работы Дирина Д.А., 2006 «Оценка пейзажно-эстетических ресурсов горных ландшафтов в целях оптимизации рекреационного природопользования (на примере Усть-Коксинского района
Республики Алтай)».
Изучив множество методик, мы выделили для себя одну, которая и была использована в настоящем исследовании. Согласно этой методике, основные свойства пейзажа зависят от сочетания ограниченного набора
33 компонентов ландшафта (рельефа, растительности и водных объектов), но в данном случае идет речь не о компонентах геосистемы в общих формах, а об их конкретных свойствах, обуславливающих степень эстетичности
(Калашникова, 2003).
С точки зрения классического ландшафтоведения пейзаж имеет вертикальную и горизонтальную структуру. Элементами горизонтальной структуры являются природные комплексы ранга урочище (подурочище), единые, в том числе и в физиономическом отношении. Урочища воспринимаются дистанционно как визуальная целостность. Особенности сочетания индивидуальных урочищ обеспечивают пространственное разнообразие территории, или «внешнее пейзажное разнообразие». Эта группа показателей характеризуется как «общая внушительность пейзажа» и в специфической форме воспроизводит особенности ландшафтной структуры территории – мозаичность, мелкоконтурность, типологическое разнообразие и т.п.
Элементы вертикальной структуры пейзажа – это местные проявления компонентов геосистемы, воспринимаются в рамках природного комплекса и образуют «внутреннее пейзажное разнообразие». Причем, наиболее значимыми в формировании облика пейзажа являются архитектура и растительность. Причем растительность является ведущим компонентом, который определяет весь облик пейзажа, воспринимается как ядро композиции. Водные объекты имеют локальное распространение, являются достаточно редкими и однозначно повышают эстетические свойства пейзажа.
Таким образом, показатели, на основе которых проводится оценка эстетической значимости пейзажа, в общей форме повторяют характеристики ландшафтной структуры территории в целом. Задача оценивающего, выявить наиболее визуально значимые характеристики ландшафта. Традиционно оцениваются компоненты пейзажа и особенности их сочетания (Николаев,
2003).
34
Оцениваемые параметры были выявлены теоретически и частично эмпирически за период изучения данного вопроса. В целом они совпадают у большинства авторов, несмотря на различия в формулировках и сводятся к следующему:
1. Памятник всегда несет в себе конкретную историческую, научную, эстетическую, мемориальную, художественную или иную культурную ценность и может представлять собой как единичное сооружение или участок, так и ансамбль, а также комплекс сооружений. Необходимо различать ансамбль, элементы которого создавались по единому плану и замыслу как архитектурное и функциональное целое, и комплекс сооружений, части которого оформились в единое целое в ходе градостроительного развития. Любой недвижимый памятник создавался в определенной исторической и природной среде и в своем конкретном месте, значит, его ценность и сохранность определяются не только его физическим состоянием, но и сохранностью окружающего природно-исторического фона.
2. Все параметры, оценивающие эстетические качества растительности сводятся к определению породного состава, выделению ярусов и определению жизненности, сомкнутости крон, зрелости верхнего яруса, т.е. то, что определяется в ходе ландшафтной съемки и фиксируется в описании
ПТК при составлении ландшафтных карт. По результатам различных оценок наиболее привлекательным считается смешанный лес зрелый, с сомкнутостью крон 0,6-0,8, с разреженным или слабовыраженным подлеском, жизненностью – 3 (вегетативное развитие, цветение и плодоношение нормальны). Исключения могут составлять уникальные формации, или те, в которых есть элемент экзотики (Быков, 1983).
3. Водные объекты обладают ярко выраженным притягательным эффектом и, безусловно, доминируют в пейзаже. Выделяются площадные
(озера) и линейные (реки) водные объекты. Площадные более значимы в
35 формировании пейзажного облика территории в силу своей экзотичности и уникальности. При оценке озер первостепенное значение придается их
«масштабности» т. е. площади зеркала, а также прозрачности воды. В горных районах озера традиционно рассматриваются как натуральные объекты аттракции. При оценке линейных объектов приоритет отдается свойствам, формируемым особенностями продольного профиля русла, углом падения и соответственно скоростью течения, характером русловых процессов и т. п. – наличие водопадов, перекатов, порогов и т. п. Значимость показателей, характеризующих особенности сочетания водных объектов с другими компонентами пейзажа (особенно рельефа), отмечается большинством исследователей. Сочетания территорий и акваторий формируют так называемые краевые зоны – границы различных сред.
4. Атмосферные явления традиционно не учитываются при оценке, поскольку трудно прогнозируются и являются кратковременными. Хотя они могут нести самостоятельную эстетическую нагрузку, но чаще просто формируют фон восприятия. Возможность наблюдения в пределах территории тех или иных атмосферных явлений указывается в общем описании (Веденин, 2001).
Результатом оценки эстетических характеристик ландшафтов какой- либо территории должна стать систематическая карта.
Кроме иллюстративной функции, ценность такой карты состоит в том, что она позволит передать обобщенные выводы, не прибегая к сложному и трудоемкому сопоставлению и совместному анализу карт с результатом оценки отдельных элементов. Картографическое представление результатов оценки эстетичности ландшафтов представляет основу для выявления оптимального сочетания предпочтительных видов природопользования на рассматриваемой территории.
Итак, исходя из приведенной выше методики и обозрения некоторых теоретических положений научного направления эстетики ландшафта в
36 географии, представляется возможным составить следующую шкалу оценки эстетики ландшафта (табл. 3).
Таблица 3.
Шкала оценки эстетики ландшафта
(составлено автором по данным: Дирин, 2006; Калашникова,2003;
Николаев,2003)
Критерий
Балл
Сочетание архитектурных, растительных и водных качеств ландшафта
7
Отсутствие водных качеств при наличии рельефных и растительных качеств ландшафта
6
Отсутствие архитектурных качеств при наличии водных и растительных качеств ландшафта
5
Отсутствие растительных качеств при наличии водных и архитектурных качеств ландшафта
4
Наличие только растительных качеств ландшафта
3
Наличие только архитектурных качеств ландшафта
2
Наличие только водных качеств ландшафта
1
Отсутствие всяких качеств ландшафта
0
Данная шкала позволит нам в дальнейшем провести первичные и последующие исследования по оценке эстетического потенциала пейзажных образов, выбранных опорных территорий объекта исследования (Дирин,
2006).
Выбор опорных точек для проведения оценивания. Ранее нами уже были рассмотрены возможные методики оценивания эстетичности пейзажей и исходя из проанализированного была составлена шкала оценки эстетики ландшафта (табл. 3).
Полигоном для полевых исследований по проведению оценки эстетичности пейзажей был выбран Кусковский лесопарк и музей-усадьба
«Кусково» т.к. этот рекреационный объект г.Москвы сочетает в себе наличие как естественных, так и антропогенных разновидностей типов ландшафта.
Основные исследования по изучению эстетики пейзажей территории
37 протекали в 3 этапа – предполевой, полевой и послеполевой (камеральный), в ходе которых нам было необходимо:
Выбрать опорные точки на местности, исходя из которых будет проводиться оценивание;
Провести оценивание эстетичности пейзажа, используя разработанную нами шкалу оценки эстетики ландшафта;
Проанализировать полученные данные и составить итоговую карту- схему.
На первом этапе происходило дистанционное ознакомление с районом исследования и его спецификой, основными задачами и организационными вопросами перед выездом на исследуемую территорию лесопарка Кусково.
Целью предполевых работ является предварительная оценка ландшафтных условий территории оценивания и назначение целесообразных объемов полевых работ. В ходе такой подготовки был составлен оценочный бланк
(Приложение 1) и предварительная карта на основе компьютерных и аналитических методов исследования.
Некоторые теоретические обоснования перед выездом в поле и подготовке основных работ мы почерпнули в результате критического анализа литературы, и в частности, работы Дирина Д.А., 2004. Во время подготовки мы ознакомились с общей ландшафтной структурой территории по ландшафтным картам, учебным пособиям, электронным ресурсам, научным статьям и другим источникам посредством метода анализа литературных данных.
На втором этапе производился непосредственный выезд в район исследования и объезд всех контрольных точек. В ходе работ проводились основные исследования ландшафтных участков территории исследуемого региона. Особое внимание при проведении ландшафтных исследований уделялось умению правильно определить местоположение и точно привязать наблюдаемые объекты к топографической основе. Все маршруты,
38 линии профилей и точки наблюдения фиксируются на карте и разработанным нами бланке непосредственно в поле (Жучкова, 2004). При картировании важным моментом является выявление границ изменения аттрактивности (от лат. «attraho» – притягивать; от англ. «attractive» – привлекательность) ландшафтов и нанесение их на карту в полевых условиях. Полевой этап практики включает маршрутные исследования, оценивание и картографирование на ключевых участках. Работы производились методом визуальной оценки местности, после чего схематичным образом наносились предположительные границы аттрактивности на карту лесопарка. Основные исследования проводились в весенне-летний сезоны 2012 года для того, чтобы оценить ландшафты с максимальной композиционной выразительностью. Методы, использованные в данных полевых работах – наблюдение, фотофиксация и полевая оценка.
Выбор опорных точек на местности происходит избирательно. Для оценивания было решено подобрать по одному примеру из каждого комплекса культурных объектов для более развернутой (культурно- ландшафтного районирования и пейзажной эстетичности) характеристики данных объектов, и несколько примеров природных участков на территории исследуемой местности.
Оценивание происходит следующим образом: автор, непосредственно находясь на местности, ставит оценку (начисляет баллы) эстетичности пейзажей исходя из разработанного нами бланка оценки эстетичности пейзажей на опорных видовых точках (Приложение 1) и собственного восприятия. Основные наблюдения в маршрутах и при картографировании ведутся на опорных точках, на специальных бланках составленных с учетом специфики ландшафтов.
На послеполевом (камеральном) этапе в ходе обработки информации полевых исследований была составлена итоговая карта ландшафтной эстетики. Некоторые моменты подтвердились и были нанесены на карту в