Файл: Зуева Татьяна Валерьевна Формирование элементов латерального мышления учащихся при изучении темы Пейзажноэстетический потенциал культурного ландшафта в рамках вариативного компонента учебного плана магистерская диссертация.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 161

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

21
Сложность и комплексность современного образовательного процесса являются причиной того, что некоторые его аспекты разработаны не в полной мере. Сегодня существуют различные подходы к образованию, однако почти все они относятся к традиционной системе обучения и тяготеют к аналитическому мышлению. Лишь немногие педагоги используют в своей практике латеральные приемы и креативные технологии
(Зуева, 2012).
Под латеральным мышлением понимается процесс обработки информации, способствующий активизации творческих способностей и интуиции. Латеральное мышление, в отличие от вертикального или традиционного логического – вполне конкретный способ применения мыслительного аппарата, однако эти два способа имеют четкие отличия
(табл. 2). При вертикальном мышлении человек продвигается вперед, делая последовательные шаги, каждый из которых должен быть оправдан. При латеральном же мышлении человек использует поступающую информацию не ради нее самой, а ради результата, который она может принести. Для латерального мышления характерна созидательность, в то время как для вертикального – изобретательность.
Латеральное мышление не подменяет вертикальное, а дополняет и расширяет его возможности. Наиболее эффективный способ изменения идей
– действовать не извне – конфликтным путем, а изнутри - интуитивной перегруппировкой доступной информации.
Таблица 2.
Сравнение типов мышлений по Э. де Боно
(Сергиенко, Даценко, 2010 с некоторыми изменениями)

п/п
Критерий
Вертикальное мышление
Латеральное мышление
1
Выбор подхода к решению задач
Оперирует наиболее вероятными подходами, обычными и предсказуемыми
Оперирует маловероятными подходами, которые в определенный эвристический момент мгновенно

22 приобретают высшую вероятность реализации
2
Технология реализации процесса мышления
Процесс мышления ориентирован на использование памяти, логика управляет разумом
Процесс мышления выполняется в соответствии с априори заданной последовательностью операций, он строго контролируется и управляется, логика обслуживает разум
3
Направление мышления
Вертикальное, основывается на методе исключений, движение осуществляется последовательно, шаг за шагом, выбор исходной точки для рассуждений является принципиально важной, ошибка в исходной позиции приводит к неправильному результату
Горизонтальное, исходная точка для рассуждений выбирается произвольной, позволяет делать «скачки» в любом направлении, допускает ошибку как промежуточный шаг без последствий для результата, при получении удовлетворительного результата позволяет продолжать движение, при отрицательном результате позволяет осуществить
«реверс» к исходной точке и осуществлять поиск в новом направлении
4 Продуцирование инноваций
Не позволяет продуцировать инновации
Позволяет продуцировать инновации
Достижению поставленных учебных и воспитательных целей, формированию сознательного социально активного поведения студентов наибольшей степени способствуют технологии развития креативного мышления. Креативное мышление – это один из важнейших инструментариев современного молодого человека, осуществляющего главные социальные функции.
Разбирая преимущества латерального мышления необходимо отметить, что использование одного лишь этого метода не приносит плодородных результатов, равно как и не приносит результатов постоянное использование в учебно-воспитательном процессе одного единственного приема или метода.


23
Только взаимодополняя одно другим, чередование различных методик даст свои плоды.
Приемы креативного мышления созданы не для того, чтобы заменить стандартное мышление человека – сделать это практически невозможно, а для того, чтобы используя их совместно с общепринятыми методиками, позволить ребенку разнообразить педагогический процесс, мотивировать дальнейшее изучение той или иной теме и поддерживать познавательный интерес, который, как известно, с возрастом ученика неуклонно падает, на должном уровне.
Использование латерального мышления, совместно со стандартным, шаблонным, не предполагает обязательного пошагового движения мысли, при котором ошибка в исходной позиции или любом одном действии неминуемо приведет к неправильному выводу.
Латеральное мышление позволяет делать «скачки» в любом направлении и допускает ошибку как промежуточный шаг, не приводящий, однако, к соответствующим последствиям для результата. Оно избавляет от стереотипов и создает новые модели – оригинальные, творческие, поскольку привлекает интуицию.
В то же время, этот подход не отменяет логику. Логическое мышление, по Э. де Боно – вертикальное, латеральное – боковое, оба достойны внимания и применения. Второе находит идею, первое – развивает ее. Автор метода сравнивает латеральное мышление с задним ходом автомобиля, искусство владения которым может помочь выбраться из тупика, хоть использовать только его – невозможно, да и не нужно.
Для современного образования латеральное мышление – явление пока новое и не знакомое, опрос педагогического коллектива одной из школ нашего исследования показал, что лишь 20% педагогов знают или слышали про такой тип мышления, и никто (осознанно) не применял его на практике.
В связи с этим, у нас сложилось мнение, что знакомить учащихся с данным

24 явлением необходимо посредством элективных курсов, заниматься которым будут только мотивированные и желающие познакомиться с новым типом мышления ученики.
Латеральное мышление не является какой-то типовой магической формулой, а всего лишь иным и более творческим способом использования разума. Так, новые способы преподавания математики используют нешаблонное мышление соответствующим образом, в то время как в психоделическом культе оно явно искажено. Ссылка на новые способы преподавания математики является в данном случае наиболее уместной, поскольку традиционные методы подхода к математике заменяются методом непосредственного развития ученика, представляющим ему возможность самому испытать чувство удовлетворения своими достижениями. Это в значительной степени развивает гибкость ума, ибо активно стимулирует ученика на рассмотрение той или иной проблемы с самых различных точек зрения и показывает, что существует множество путей получения правильного результата. Со временем те же принципы обучения, которые связаны с всеобщей основой нешаблонного мышления, могут быть распространены и на другие виды обучения.
Неизменно ли у человека умение мыслить или же его способности зависят от его заинтересованности и возможностей их развития? Лишь незначительное число людей обладает естественной склонностью к латеральному мышлению, однако при желании любой может развить в себе определенные навыки к мышлению такого рода. Обычно ортодоксальное образование не ставит себе целью развить в человеке навыки нешаблонного мышления. Более того, оно намеренно препятствует их развитию, подгоняя свои требования под рамки экзаменационных. Нешаблонное мышление не является какой-то магической формулой, которую, заучив однажды, можно с успехом применять в дальнейшем. Оно является лишь привычкой, складом ума. Латеральное мышление – дело знания и практики, а не откровения.


25
Как и обучение различным умениям и навыкам, формирование латерального мышления – кропотливы труд как педагога, так и ученика.
Процесс формирования нельзя выдвинуть за рамки учебного процесса, иначе не будет никакой связи с учебным материалом, однако наполнить урок латеральным мышлением будет губительно для образовательного процесса и утомительно для ученика.
Латеральное мышление является важной составляющей процесса творческого мышления.
Этот процесс осуществляется благодаря
«инструментам мышления», позволяющие всесторонне анализировать проблему, находить альтернативные варианты, выбирать оптимальные из них. Важным механизмом латерального мышления является инсайт, который, по мнению Эдварда де Боно, может быть искусственно создан, благодаря опоре на опыт и сочетанию идей, не имеющих между собой общности и относятся к разным сферам (Боно, 2005).
Именно благодаря тому, что латеральное мышление является составляющее частью творческого процесса, учащимся будет интересно и занимательно использовать его – ведь привнесение в образовательный процесс свежих, новых идей повышает познавательный интерес школьников и стимулирует их искать новый подход в решении стандартных задач. Так, например, на уроках географии, при изучении не самых простых тем, таких как отрасли промышленности, характеристика отдельных стран мира, географические координаты, возможно использование такого креативного мышления с целью наиболее быстрого и легкого усвоения материала. В качестве приема можно привести такой метод формирования латерального мышления, как «Плюс, минус, интересно». Этот метод подходит для школьного возраста, так как не представляет собой сложных мыслительных операций, и направлен, в основном, на быстрое запоминание материала и выделение главного и наиболее интересного из всего пласта знаний.

26
Во внеурочной деятельности креативное мышление возможно использовать во время экскурсий. Как известно, экскурсионные выезды часто воспринимаются детьми как увеселительные прогулки, возможность на законных основаниях прогулять уроки, если экскурсия назначена на учебное время. Чтобы не допустить такого отношения, заранее перед мероприятием необходимо дать задание, например, написать сообщение, очерк, выделить наиболее интересные моменты. Применяя методы латерального мышления, учащимся можно дать нестандартное, и вместе с тем интересное и увлекательное для самих учеников задание, например как изобразить экскурсионный маршрут как карту, на котором символами, рисунками будут изображены наиболее важные маршруты; еще один способ – на основе фотоотчета, который, по возможности делает каждый ученик или группа, составить свой проект маршрута со своим описанием, контрольными точками и наиболее интересные заметки.


27

Глава II. Культурно-ландшафтная дифференциация и оценка пейзажно-
эстетических ресурсов территории как теоретическая основа методики
формирования элементов латерального мышления учащихся основной
школы в процессе обучения географии
Красота и комфортность Земли как «дома» людей во многом зависит от того, насколько каждый её участок отличается «лица необщим выраженьем». Это свойство Земли отражается во множестве схем районирования, разработанных специалистами во многих научных дисциплинах – физической и экономической географии, региональной экономике, этнографии, экологии и т. п.
Однако все эти схемы характеризуют хотя и весьма существенные, но всё же весьма конкретные и довольно узкие сферы жизнедеятельности населения Земли. Этот недостаток может быть в значительной степени преодолен через культурно-ландшафтное районирование как наиболее адекватную реальности форму описания разнообразия жизненного пространства человека – носителя определённых культурных ценностей.
В основе культурно-ландшафтного районирования лежит выявление наиболее устойчивых пространственно локализованных компонентов культурного ландшафта, определяющих его самые существенные черты.
Имеются в виду объекты культурного и природного наследия, наиболее заметно выраженные в этнокультурной сфере, в хозяйственной, социальной и экологической деятельности, в особенностях их взаимодействия с инновациями (Колбовский, 2008).
2.1. Концепция культурного ландшафта
«Ландшафт», давно и прочно вошедшее в бытовой оборот слово, тем не менее, не русское по происхождению: словарные части, образующие его,

28 мало о чем могут поведать нашему уху. Термин этот впервые ввел в отечественную науку знаменитый российский ученый-географ Александр
Гумбольдт, который понимал под ландшафтом «визуально воспринимаемую и эстетически оцениваемую и эстетически оцениваемую красоту окружающего» (Колбовский, 2004, с. 9). Этот ученый, прославившийся многими знаменательными открытиями, заимствовал слово из родного ему немецкого языка, где оно бытовало с давних времен и означало «die
Landshaft» – «вид земли», «вид местности», или «…большой обозримый простым глазом участок поверхности, отличающийся от соседних участков характерными индивидуальными чертами» (Колбовский, 2004, с. 9).
Действительно, в немецком языке корень «Land» значит «земля», а суффикс
– «shaft» выражает взаимосвязь и взаимозависимость.
Англичане (а вслед за ними и американцы) заимствовали свой
«landscape» через голландцев («landschap») в начале XVII века. Похоже, что именно на землях знаменитой Фландрии северные европейцы, впервые осознавшие ценность и красоту заботливо обустроенной сельской местности, стали употреблять для обозначения последней специальное слово
Так или иначе, в русском языке ближе всего к термину «ландшафт» стоит слово «местность». Интересно, что по-польски ландшафт звучит как
«krajobraz», то есть образ края, что очень точно передает первоначальный смысл термина (Колбовский, 2004).
Термин «культурный ландшафт» был введён в отечественную научную литературу Л. С. Бергом в начале XX века. В географическом смысле культурный ландшафт – не просто результат сотворчества человека и природы, но также целенаправленно и целесообразно формируемый природно-культурный территориальный комплекс, который обладает структурной, морфологической и функциональной целостностью и развивается в конкретных физико-географических и культурно-исторических условиях (Исаченко, 2003). Его компоненты образуют определённые