Файл: Зуева Татьяна Валерьевна Формирование элементов латерального мышления учащихся при изучении темы Пейзажноэстетический потенциал культурного ландшафта в рамках вариативного компонента учебного плана магистерская диссертация.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 163

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

60 данных по элективным курсам, организовать информационную поддержку и обмен опытом введения элективных курсов.
Общеобразовательное учреждение принимает решение и несет ответственность за содержание и проведение элективных курсов в порядке, определенном учредителем.
Создание элективных курсов – важнейшая часть обеспечения введения профильного обучения. Поэтому их разработка и внедрение являются частью региональных программ перехода к профильному обучению.
Успешное построение индивидуальной образовательной траектории предполагает систематическую рефлексию и уточнение сделанного учащимися выбора, коррекцию траектории. Поэтому профиль не должен превратиться в тупиковую изолированную ветвь, с которой невозможно свернуть. В определяющих документах выдвигается требование гибкость профиля. Это, в частности, означает, что первоначальный выбор профиля не может быть окончательным, жестко определяющим обучение на протяжении всей старшей ступени. Следовательно, должны быть специально предусмотрены механизмы: во-первых, регулярного переосмысления правильности сделанного ранее выбора; во-вторых, коррекции образовательной траектории, смены профиля обучения.
Для обеспечения возможности смены профиля без ущерба для учащегося при разработке образовательной программы надбазовую часть профильного предмета рекомендуется планировать в виде полугодовых завершенных модулей-спецкурсов. Раз в полугодие следует не только предоставлять право в случае необходимости изменить выбор спецкурсов, обеспечивающих вариативный компонент учебного плана, но ставить всех учащихся в ситуацию конкретизации собственной образовательной траектории на следующий семестр. Необходимо специально предусмотреть механизмы коррекции уровня освоения тех предметов, которые меняют статус с непрофильных на профильные. Причем наличие модульной системы значительно снижает необходимость коррекции.

61
Учебно-методический комплект по элективному курсу включает: его образовательную программу; учебные, методические пособия (литература для учителя, литература для ученика, дополнительная литература, электронные издания, Интернет-ресурсы); тексты информационных материалов для лекций, семинаров, самостоятельной работы учеников; каталог заданий для самостоятельной работы и методические рекомендации по их выполнению; индивидуальные и дифференцированные задания, в том числе задания в тестовой форме; программы учебных практик и методические рекомендации по их проведению; тематики исследовательских работ и проектов; программы выполнения проектной и исследовательской деятельности, методические рекомендации по ее организации; образцы проектных и исследовательских работ.
Разработка элективных курсов не является непосредственной задачей учителя. В настоящее время они создаются широким кругом авторов. Однако этого недостаточно для всего многообразия потребностей образовательного процесса, так как учебные программы должны учитывать интересы школьников, возможности педагогического коллектива и материально- техническое оснащение учебного заведения. Другими словами, учителя сталкиваются с необходимостью обновления и самостоятельной разработки элективных курсов (Баранников, 2005).
Остановимся на последнем рассмотрении основных этапов проектирования и конструирования элективного курса.
Виды элективных курсов определяются в зависимости от целей обучения, поставленных авторами. Поэтому изначально важно выбрать вид курса, который задает последующую логическую цепь его создания.
Разнообразие видов элективных курсов открывает широкие возможности для творчества учителя и выбора учащихся. Причем каждый педагог способен разработать несколько курсов и включить их в банк данных образовательного учреждения (методического объединения), обновляя содержание по мере необходимости.


62
При создании элективных курсов необходимо пройти несколько этапов: сначала необходимо определить, на какую возрастную группу будет ориентирован предлагаемый курс: предпрофильный – на учащихся 9 классов, профильный – на учащихся 10-11 классов.
При разработке предпрофильного курса прежде всего необходимо определить основную цель. Целью предпрофильных образовательных программ является ориентация на создание конкретного профильного класса.
Это предусматривает увеличение объема знаний и умений, имеющих практическое значение, в том числе профессионально направленных. А для теоретического предметного курса одной из целей является повышение уровня изучения учебного предмета и применение полученных знаний, как на базовом, так и на профильном уровне. Создатели профильного курса ставят следующие цели. Во-первых, углубление или расширение рамок одного или нескольких профильных предметов.
Во-вторых, повышение уровня изучения базового предмета в профильном классе, предполагающее подготовку к экзамену, в том числе в формате ЕГЭ.
В-третьих, приобретение практико-ориентированных знаний и умений, как в границах учебного предмета, так и практических навыков, основанных на внепредметных знаниях.
У каждого преподавателя есть любимые темы или разделы по его предмету, а также наиболее результативные формы организации учебного процесса, методики и технологии. Именно их и нужно использовать в элективных курсах, причем избранная тема необязательно должна быть из материала 9 или 10-11 классов. Однако содержание ее необходимо согласовать с уровнем развития школьников (Комкова, 2008).

63 4.2. Элективный курс
1   2   3   4   5   6

«Пейзажно-эстетический потенциал культурного ландшафта» (Авторская методическая разработка)
В качестве методической разработки нами был выбран элективный курс, так как в структуре вариативного компонента учебного плана в основной школе эти образовательные формы являются наиболее эффективными и отвечающими потребностям учащихся. Элективные курсы наиболее полно раскрывают темы, занимаются ими только мотивированные учащиеся, кроме того они повышают познавательный интерес школьников.
Разработанный нами элективный курс включает в себя несколько экскурсий, которые являются комплексными географическими и пролегают по наиболее примечательным памятникам природы и культуры Дмитровского района, выбранного нами в качестве модельной территории. В ходе этой экскурсии учащиеся не только знакомятся с ландшафтами района и его пейзажно- эстетическими свойствами, его особенностями, но и вспоминают на живом примере многие географические закономерности и основы экологической культуры через комплекс заданий и проведение собственных учебных исследований, а, следовательно, и специфического географического опыта, что крайне важно для современной школы и подрастающего поколения в таких условиях.
Ниже представляем структуру разработанного нами элективного курса.
Элективный курс (36 часов)
«Пейзажно-эстетический потенциал культурного ландшафта»
Пояснительная записка
Предлагаемый элективный курс для учащихся 8-9-х классов направлен на познавательно-творческую деятельное учащихся, призван научить школьников проводить исследования в городской среде, оценивать культурные ландшафты с точки зрения пейзажной эстетичности, находить

64 негативные и позитивные факторы влияния на них. Курс рассчитан на 36 учебных часов и состоит из 6 разделов.
В большом городе современный человек совершенно забывает о том, что он тоже «дитя природы», перестает видеть и находить прекрасное в окружающем его ландшафте, губит этим самым и его и себя; по нашему мнению данный элективный курс будет призван расширить представление о прекрасном и поможет школьникам взглянуть на окружающее себя каждый день пространство другими глазами.
Культурные ландшафты служат своеобразным ресурсом и необходимой основой для развития туризма и рекреации. Они создают благоприятную почву для гармоничного сочетания природоохранной и образовательной деятельности с возможностью ознакомления с историко- культурным наследием территории.
Данная тема в вариативном компоненте школьного курса весьма актуальна, так как отличается по своему содержанию от стандартных тем – она наиболее близка современным школьникам, живущим в условиях порой крайне неаттрактивного, агрессивного по своему виду ландшафта.
Созерцание прекрасного позволяет развить у учащихся чувство потребности в наслаждении ландшафтом, что в свою очередь ведет к бережному отношению к эстетическому виду территории, преодолению экологической
«слепоты и глухоты», которые доминируют в урбанизированном обществе XXI века. Кроме того, курс повышает общую культуру учащихся, обеспечивает реализацию индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей ученика, способствует развитию творческого потенциала и обеспечивает повышение образовательного интереса в областях географии и экологии.
Предлагаемый курс может способствовать удовлетворению познавательных интересов учащихся в различных областях деятельности человека, которые в будущем будут для них ведущими, если они совершают тот или иной выбор (эколог, краевед, инженер, ландшафтный дизайнер,


65 архитектор и т.д.), т.е. повлияет на выбор сферы профессиональной деятельности. Учащиеся могут иметь достаточный уровень подготовки к профильной школе, а главное – курс будет способствовать формированию у школьников активной жизненной позиции в защите природы города, сыграет важную роль в деле формирования экологической культуры, столь необходимой в современном мире и повысит экологическую грамотность личности.
В процессе изучения курса учащиеся работают с дополнительной и справочной литературой, проводят наблюдения, участвуют в лекциях, семинарах, играх-викторинах, конференциях, экскурсиях.
Оценить успехи в изучении данного курса поможет итоговое занятие, на котором учащиеся выступают со своим творческим исследовательским проектом, который они разрабатывали исходя из своих взглядов, вкусов и предпочтений.
В учебном процессе данный учебный элективный курс целесообразнее рассматривать, соотнеся его с Базисным учебным планом (табл. 7,8,9,10,11) образовательного учреждения.

66
Таблица 7.
Соотношение материалов предметной темы с разделами школьной учебной программы по географии и комплексом формируемых элементов латерального мышления учащихся в школьном курсе географии
(составлено автором по данным
Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы /сост. Е.В. Овсянникова, 2008)
Раздел учебной
программы
Соответствующий раздел
предметной темы «Пейзажно-
эстетический потенциал культурного
ландшафта»
Понятия, которые
формируются в
процессе обучения у
школьников
Элементы латерального мышления,
которые формируются при изучении
темы у школьников (комплекс ключевых
компетенций)
6 класс
Строение Земли. Земные
оболочки (21час)
§ 25 Биосфера
§ 26 Природный комплекс.
Географическая оболочка
Человек и окружающая
среда (10 часов)
§ 32 Природопользование и хозяйственная деятельность населения
§ 33 Статистика изучения окружающей среды
§36 Окружающая среда
Физико-географическое характеристика и районирование территории
Рекреационные ресурсы и особо охраняемые природные территории
Культурный ландшафт и ООПТ
Методика оценки эстетики ландшафтов
Природа, окружающая среда, природная зона, элементы ландшафта, красивый/привлекатель ный ландшафт; оттаргающий- пугающий ландшафт

Описание естественных и искусственных ландшафтов, их элементов на местности;

поиск критериев выделения привлекательности/отторжения ландшафта;

знание особенностей взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах;

анализ сходств и различий различных типов ландшафта на примере пришкольного участка(на местности).
(
Компетенции: когнитивная,
общекультурная, коммуникативная,
личного саморазвития
)
7 класс
Главные особенности
природы Земли (11
часов)
§ 11 Географическая оболочка – крупнейший природный комплекс
Факторы культурно-ландшафтной дифференциации территории
Эволюция культурных ландшафтов в современной географии
Природные зоны, географическая оболочка, естественные и искусственные
(антропогенные) комплексы

Выделение естественных и искусственных ландшафтов;

поиск критериев выделения;

анализ сходств и различий различных типов ландшафта на примере пришкольного участка
(
Компетенции: когнитивная,


67
информационно-технологическая
)
8 класс
Природа России (47
часов)
§23 Лес и окружающая среда
§28 Понятие о природно- территориальном комплексе (ПТК)
§30 Человек в ландшафте
Культурный ландшафт и ООПТ
Эволюция культурных ландшафтов в современной географии
Рекреационные ресурсы и особо охраняемые природные территории
Ландшафты, пейзаж,
ПТК, многообразие ландшафтов

Умение находить признаки естественного и культурного ландшафта на отдельно взятом участке местности;

поиск элементов пейзажной эстетичности
(
Компетенции: когнитивная,
общекультурная, личного
саморазвития
)
9 класс
Население России(14
часов)
§ 54 Москва-столица России
§ 55 Расселение и урбанизация
Урбанизированные зоны.
Русский усадебный ландшафт
Индустриальный ландшафт
Русский средневековый ландшафт
Ландшафт полей сражений
Монастырский ландшафт
Свойства культурного ландшафта
Культурный ландшафт и ООПТ
Парки, усадьбы, антропогенные зоны, урбанизированные зоны

Умение выявлять отдельные детали пейзажно-эстетических свойств ландшафтов
( Компетенции: когнитивная,
общекультурная, информационно-
технологическая, личного
саморазвития )
10 класс
Мир и человек (8 часов)
§ 5 Природа и человек в современном мире (семинар)
§ 13 Взаимодействие человека и природы
Методика оценки эстетики ландшафтов
Культурно-ландшафтное районирование
Факторы культурно-ландшафтной дифференциации территории
Понятие «культурный ландшафт»
Свойства культурного ландшафта
Природа, современный мир, культурные ландшафты, эстетичность ландшафтов

Умение находить признаки естественного и культурного ландшафта на отдельно взятом участке местности;

поиск элементов пейзажной эстетичности
( Компетенции: ценностно-
ориентационная, общекультурная,
социального взаимодействия и личного
саморазвития )
Таблица 8.
Соотношение материалов предметной темы с разделами школьной учебной программы по географии и комплексом формируемых элементов латерального мышления учащихся в школьном курсе географии на основе Базисного учебного
плана программы основного общего образования по географии
(составлено автором по данным Примерная основная