Файл: Понятие сознания и его характеристики 5 Возникновение и развитие сознания 5 Структура сознания 7.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наш когнитивный аппарат реагирует на эти яркие видения как на лишенные смысла раздражители — он придает им смысл. Таким образом, наш постоянно деятельный мозг создает сюжет из всего, что ему попадается, — обрывков дневных событий, звонка будильника или коротких визуальных галлюцинаций, которые запускаются его стволом. Связанная с эмоциональностью лимбическая система также активизируется во время БДГ-сна. Сканирование мозга спящих людей с помощью ПЭТ (если можно назвать сном пребывание в сканирующем устройстве) выявляет активизацию деятельности на нескольких участках мозга, особенно, в миндалине (Maquet & others, 1996). Добавьте сюда эту активность — и вот вам сон.

Таким образом, согласно этой теории, сны порождаются неутомимыми усилиями мозга осмыслить навязчивые визуальные всплески, эмоциональный смысл которым придает лимбическая система. Это помогает объяснить многие особенности наших снов — такие, например, как мгновенные и резкие смены эпизодов (что обусловлено новыми визуальными всплесками). Ученики Селигмана, студенты Пенсильванского университета, подтверждают тот факт, что самой яркой особенностью снов является их беспрерывный и удивительный калейдоскоп. Другие, менее яркие образы, как считают, образуются нами для того, чтобы связать визуальные всплески в одну картину.

Функция снов является предметом научных споров, но все ученые сходятся во мнении, что нам нужен БДГ-сон. Если постоянно будить человека, то он, уснув, все быстрее возвращается на эту стадию сна. Когда, наконец, ему позволяют спать спокойно, он в буквальном смысле спит, как младенец — с удлиненными периодами БДГ-сна. Этот феномен назван возвращением БДГ-сна. Если прекратить принимать таблетки, подавляющие БДГ-сон, это также содействует увеличению продолжительности этой фазы, но с сопровождающими ее кошмарами.

Большинство млекопитающих также спят БДГ-сном, и к ним он может возвращаться. Потребность животных в этом типе сна свидетельствует о том, что его причины и функции обусловлены биологически. Тот факт, что БДГ-сон бывает у млекопитающих (а не, скажем, у рыб, на чье поведение меньше влияет обучение), также подтверждает теорию обработки информации во сне. А из всего вышесказанного можно сделать вывод: биологическое и психологическое объяснения поведения взаимодополняют друг друга.


Но если сны служат для выполнения физиологических функций и в них полностью отсутствует скрытый смысл, о котором говорил Фрейд, то имеют ли они какое-либо значение с психологической точки зрения? Каждый психологически значимый опыт предполагает активное участие мозга. Более того, по мнению приверженцев идеи отражения во снах реальности, сны могут быть сродни абстрактному искусству, т. е. поддаваться нескольким значимым интерпретациям. И все же они остаются серьезной проблемой для размышления.

2.4 ИСКУССТВЕННО ВЫЗВАННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ (ИСС). Гипноз

Другой известной формой измененного состояния является гипноз. Психические явления, обозначаемые термином «гипноз», очень разнообразны и известны с давних времен. Многие ритуалы шаманов и колдунов основывались на введении окружающих в состояние транса (или, что по сути то же самое, гипноз). И сегодня мы можем увидеть сеансы массового гипноза, которые даются публично в переполненных залах. Загипнотизированный человек всегда удивляет присутствующих своим необычным поведением. Он выполняет все команды гипнотизера.

Что значит быть загипнотизированным? Какой силой обладает гипноз? И чем он является на самом деле — особым состоянием сознания или разновидностью его нормального состояния?

Представьте себе, что вас собираются загипнотизировать. Гипнотизер предлагает вам сесть удобно, откинувшись, уставиться в какую-либо точку высоко на стене перед вами. Тихим низким голосом он говорит вам: „Ваши глаза устали... Веки тяжелеют, становятся все тяжелее и тяжелее... Они начинают опускаться... Вы чувствуете себя очень хорошо... Ваше дыхание глубокое и ровное, ваши мышцы расслаблены. Все ваше тело как бы наливается свинцом. Через несколько минут такого гипнотического внушения ваши глаза, вероятно, закроются, и вы можете впасть в состояние гипноза — повышенной восприимчивости, когда указания гипнотизера вызывают специфическое поведение, восприятия и, возможно, даже воспоминания. Когда гипнотизер говорит: „Ваши; веки закрываются так плотно, что вы не откроете их даже тогда, когда захотите", то ваши глаза и в самом деле остаются закрытыми.

Человеку, находящемуся в гипнотическом трансе, можно также задать «постгипнотическое внушение», которое будет выполнено уже после выхода из гипноза, например в солнечный день открыть зонт и выйти с ним на балкон,

Факты свидетельствуют, что вмешательство в психическую деятельность человека при гипнозе очень глубоко, не случайно в настоящее время им разрешено заниматься только медикам и лишь с лечебной целью.



Врачи издавна пытались проникнуть в сущность гипноза, разобраться в том, как он действует. Было предложено множество различных гипотез.

Гипнотические приемы и методы использовались еще в древности, но сегодняшней популярностью гипноз обязан австрийскому медику Ф. Месмеру (1734-1815), который считал, что открыл „животный магнетизм". Месмер проводил магнитами над телом больных людей, и некоторые из них впадали в трансобразное состояние („месмерическое"), а когда приходили в себя, самочувствие их значительно улучшалось. Французская комиссия под руководством Бенджамина Франклина не нашла никаких признаков „животного магнетизма" и объяснила лечение Месмера как фантазию. Таким образом, гипноз, или месмеризм, как его называли в то время, стал ассоциироваться со знахарством.

Все, кто изучает гипноз, соглашаются с тем, что его сила заключается не в мастерстве гипнотизера, а в восприимчивости объекта внушений. Почти каждый человек, в той или иной степени, склонен поддаваться гипнозу. Когда люди стоят с завязанными глазами, а им неоднократно говорят, что они качаются взад-вперед, большинство из них и в самом деле начнет понемногу покачиваться. Это покачивание — один из пунктов на шкале Стенфорда, которая определяет восприимчивость гипноза людьми. Для оценки этой восприимчивости гипнотизер отдает короткие приказы, а затем предлагает человеку серию заданий — от самых легких (одновременно двигать вытянутыми перед собой руками) до трудных (увидеть открытыми глазами перед собой человека, которого нет). Исследователи часто называют такую восприимчивость гипнотической способностью, имеющей более позитивное значение. Найдется не много людей, которые хотели бы быть „податливыми" к гипнозу, однако большинство из них с удовольствием приобрели бы „способность" полностью концентрироваться на какой-нибудь проблеме, используя при этом всю свою фантазию для ее решения. Это вполне способны делать люди с богатым воображением и гипнотическими способностями.

Фактически любой человек может поддаться воздействию гипноза, когда ему внушают, что он ему поддастся. Чтобы убедить даже самых скептически настроенных студентов Университета штата Коннектикут, что их можно загипнотизировать, исследователи Синтия Уиклз и Ирвин Кирш провели над ними хитроумный эксперимент. После начальных гипнотических
приказов исследователи сказали студентам, что они увидят красный, а потом зеленый свет, услышат музыку и т. д. После каждого подобного объявления незаметно использовался соответствующий раздражитель — слабый красный или зеленый свет, тихая и грустная музыка. Одураченные этим явлением необычного гипнотического видения и слуховых восприятий студенты поверили в гипноз. В отличие от ровесников из контрольной группы, где не использовались эти методы, большинство студентов экспериментальной группы выявили такую же высокую восприимчивость к гипнозу и после эксперимента, когда через какое-то время исполняли задания, предусмотренные шкалой Стенфорда по выявлению склонности к гипнозу. Фактически все участники эксперимента получили высокие баллы. Любой гипнотизер делает почти то же самое, когда говорит: „Ваши глаза устают; веки тяжелеют..." — после того, как объект гипноза некоторое время сидел, уставившись в какую-либо точку высоко над головой. Естественно глаза от этого устают. Но когда гипнотизер делает свое дело мастерски, объект объясняет тяжесть век его воздействием.

Если возможность изменения состояния сознания под воздействием гипноза вызывает много научных споров и дискуссий, то изменение сознания под воздействием наркотических средств не подлежит сомнению. Психоактивные наркотики — это химические вещества, которые изменяют нормальное восприятие и настроение. Давайте на примере условного потребителя легальных психоактивных средств посмотрим, как они воздействуют на повседневную жизнедеятельность человека. День начинается с утренней чашки крепкого кофе. К полудню несколько сигарет и выписанные врачом успокоительные таблетки снимают напряжение. Уйдя с работы раньше обычного и слегка расслабившись за стаканом коктейля с другом или знакомым, человек идет на прием к зубному врачу, где анестезия делает всю процедуру лечения зубов почти приятной. Таблетка в обед для снижения аппетита позже дополняется снотворным на ночь. Перед тем как впасть в беспокойный БДГ-сон, наш гипотетический потребитель психоактивных средств послушает передачу по радио или телевидению о «негативном воздействии наркотиков».

Продолжительное потребление психоактивных средств вызывает привыкание. Потребителю нужны все большие и большие дозы, чтобы ощутить воздействие наркотика. Человек, редко употребляющий алкоголь, пьянеет от одного бокала пива, а тот, кто
пьет много и каждый день, не пьянеет и от нескольких бокалов. Но пусть слово „привыкание" не вводит вас в заблуждение: хотя алкоголики и привыкли к алкоголю, их мозг, сердце и легкие каждый день страдают от чрезмерных доз.

Тот, кто решает „завязать" с наркотиками, может иметь нежелательный постнаркотический дискомфорт, или „ломку". Организм реагирует на отсутствие наркотиков, и человек чувствует физическую боль и неодолимое стремление к привычной дозе. А это уже свидетельствует о физической зависимости от препаратов. У людей может возникнуть и психологическая зависимость от них — особенно от наркотиков, снимающих стрессы. И хотя употребление наркотиков не сразу влияет на физическое состояние человека, все же со временем они становятся жизненной необходимостью, особенно для подавления негативных эмоций. Но несмотря на тип зависимости от наркотиков — физический или психологический — основной жизненный интерес человека начинает концентрироваться вокруг одной проблемы: как добыть наркотики.

Традиционно „склонность" к наркотикам означает тяготение к этим препаратам с сопровождающими его симптомами — такими как боль, рвота и подавленность организма, если перестать на какое-то время их употреблять. В последнее время в популярной психологии появилась тенденция объяснять некоторые типы поведения результатом стремления к наркотикам, хотя раньше такое поведение считалось грехом или просто привычкой. Так ли далеко зашло дело? Таким ли неодолимым является пристрастие к наркотикам, как принято считать? Многие ученые, исследующие влияние наркотиков на организм, утверждают, что неверными являются три следующих широко распространенных суждения:

а. Наркотики быстро развращают человека: скажем, употребление морфина как болеутоляющего средства может вызвать привычку к нему и часто подталкивает к употреблению более сильного наркотика — героина. И в самом деле, после определенного периода употребления наркотиков отдельные люди — примерно 10% — с трудом отказываются от них или продолжают употреблять их без меры. Но большинство все же не привыкает к таким наркотикам, как алкоголь, марихуана и кокаин, а употребляет их в допустимых дозах и только при необходимости (Gazzaniga, 1988; Siegel, 1990). Более того, употребление наркотиков в медицинских целях не приводит к возникновению наркотической зависимости. Больные, получающие морфин для успокоения боли, не привыкают к нему так, как люди, которые его постоянно употребляют для поднятия настроения (Melzack, 1990).