Файл: Учебник для бакалавриата и специалитета под ред.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 743

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

55
ниться ли теми выгодами, которые в данном конкретном случае можно извлечь из правонарушения, или принять во внимание перспективу ответственности за его совершение, общественного осуждения и мук собственной совести, которые придется пережить в случае совершения правонарушения. Очевидно, что если лицо считает выгоды от право- нарушения для себя принципиально важными, бремя ответственности или риск привлечения к ней незначительными, а перспектива обще- ственного осуждения и мук совести его не пугает, то оно скорее всего совершит правонарушение. В противном случае лицо постарается все- таки хоть сколько-нибудь сообразовать свое поведение с требованиями права, и тем самыми откажется от соблазна извлечения всех тех выгод, которые ему сулит его правонарушение.
Принимая решение о том, следовать ли или нет требованиям права, если следовать — то в каких условиях, в какой мере (степени), какие средства (возможности) для этого использовать, и, наконец, каким образом оформить акт своего правомерного поведения — люди и их коллективы (организации) занимаются реализацией права. В зави- симости от содержания реализуемых правовых норм, выделяется несколько форм такой реализации. Так, учет в своей деятельности тех запретов, которые установлены правовыми нормами, обыкновенно называют их соблюдением; реализацию предоставленных или признан- ных нормами права возможностей — использованием; следование поло- жительным предписаниям (требованиям) обязывающих норм права —
исполнением таковых. Так, работодатель, отказывающийся допустить работника к исполнению трудовых функций на опасном производстве без индивидуальных средств защиты, соблюдает норму Трудового кодекса, устанавливающую соответствующий запрет. Гражданин, поку- пающий в автосалоне новый легковой автомобиль, использует целый ряд норм Гражданского кодекса, позволяющих ему совершать сделки, приобретать и иметь имущество, а также пользоваться таковым. Судья, принимающий и рассматривающий иск или жалобу, исполняет нормы законодательства о судоустройстве и процессе, обязывающе его к осу- ществлению правосудия.
Реализация права немыслима без его
применения. Применением права называют деятельность двух типов.
Применение права в широ-
ком смысле есть деятельность познавательная и логическая. Ее цель — получить ответ на вопрос о правах и обязанностях конкретного лица в конкретной ситуации, т.е. определить, какие действия это лицо может и должно совершить, а на совершение каких оно права не имеет. Для этого необходимо:
— установить круг юридически значимых фактических обстоя- тельств той конкретной ситуации, о которой ведется речь;
— подобрать подлежащие применению нормы права;
— истолковать отобранные для применения нормы, т.е. уяснить их смысл, после чего в соответствии с этим смыслом;


56
— дать юридическую оценку действий, которые могут быть совер- шены в данной ситуации, т.е. квалифицировать их как юридически допустимые, должные или недопустимые.
В реальной жизни такая деятельность осуществляется всеми соци-
ально-активными людьми и их коллективами постоянно (буквально ежедневно, ежечасно, и даже ежеминутно), поскольку речь обыкно- венно идет о таких действиях, юридическое значение которых общеиз- вестно и очевидно. Но решение о социально-значимых действиях спе-
циального назначения, — действиях, непосредственно направленных на достижение нетривиальных, в обыденной жизни не встречающихся
юридических последствий, обычно доверяют специалистам-юристам, — лицам, разбирающимся в праве профессионально, т.е. знающим право и понимающим существо предъявляемых им требований лучше других.
Так, для принятия решения о том, чтобы пойти прогуляться, купить батон хлеба или оплатить проезд в общественном транспорте услуг юриста не требуется; в то же время договор купли-продажи земель- ного участка или квартиры не заключают, а иски о взыскании неосно- вательно удержанных налогов или о возмещении вреда, причиненного нарушением ночной тишины и спокойствия, не предъявляют, предва- рительно не посоветовавшись с юристом.
Применением права в узком (собственном) смысле слова назы- вают применение права органами государственной исполнительной и судебной власти, а также их должностными лицами. С чисто логи- ческой точки зрения оно ничем не отличается от применения права в широком смысле: орган или должностное лицо точно также уста- навливают фактические обстоятельства, подбирают подлежащие при- менению нормы, истолковывают их и принимают соответствующие решения. Единственное отличие состоит в той форме, которую при- обретает результат такой деятельности. Эта форма — акт администра- тивной или судебной власти —
акт правоприменения или правопри-
менительный акт. Основная черта, отличающая их от актов частных лиц — публично-властное происхождение, являющееся источником их юридической обязательности. В зависимости от круга лиц, которым они адресованы, правоприменительные акты подразделяются на нор- мативные (распространяющиеся на не определенное заранее число адресатов) и индивидуальные (акты о правах и обязанностях конкрет- ных лиц).
Властное происхождение публично-правовых актов предопределяет
абсолютную необходимость их (1) постановления надлежащими субъ-
ектами — органами власти и их должностными лицами; (2) во имя достижения предустановленных законом социально-служебных целей;
(3) с точно определенным и устойчивым (постоянным, произвольно не изменяемым) содержанием; (4) по определенной законом процедуре
и (5) в установленной законом форме. Только акт, бесспорно соответ- ствующий всем четырем перечисленным признакам, может считаться актом власти в смысле своей юридической обязательности для


57
исполнения, в т. ч. принудительного; несоответствие же хотя бы одному из них позволяет не признавать его актом власти, в т. ч. не считать его ни актом законным, ни актом достоверным, ни актом, обязательным для исполнения. Разумеется, все акты власти могут быть предметом
судебного контроля и обжалования.
§ 5. Правовые формы общественных отношений
Выше (в § 4 настоящей главы) было рассказано о том, что в резуль- тате сообразования людьми своего поведения с требованиями норм права некоторая часть общественных отношений постепенно приходит в соответствие с теми образцами, которые описаны в правовых нор- мах в качестве оптимальных, желательных, поощряемых. Говорят, что таким образом право воздействует на поведение людей, регулирует его. Но кроме этого говорят еще и о том, что право придает регулируе- мым им общественным отношениям определенную внутреннюю струк-
туру, наделяет их известным содержанием, и очерчивает их известные
внешние контуры (признаки), т.е. облекает общественные отношения в правовые формы. В самом общем виде правовые формы можно опре- делить двояким образом — как
1) сами общественные отношения, урегулированные нормами права и
2) как установленные правом модели (образцы), к которым должны приводиться и которым должны соответствовать общественные отно- шения после их правового урегулирования.
В зависимости от того, какие общественные отношения — публич- ные или частные — моделируются правом, различают два типа право- вых форм — публичные и частные. Отношения, регулируемые нормами
публичного права, — отношения между юридически неравными субъ- ектами, отношения вертикальные. Они строятся на принципе власти- подчинения (субординации), устанавливаются и реализуются во имя достижения предустановленных законом и не подлежащих изменению целей и направляются на удовлетворение общественных интересов.
По этим причинам основной правовой формой, которую принимают публичные отношения (основной публично-правовой формой) явля- ется властное уполномочие (компетенция). Напротив, отношения, регулируемые нормами частного права, — отношения горизонталь-
ные. Они строятся по принципу взаимодействия юридических равных участников (координации), которые сами, исходя из собственных инте- ресов и возможностей, определяют те цели, ради которых соответству- ющие отношения ими устанавливаются и реализуются. По указанным причинам основной частноправовой формой считается форма право-
отношения.
Исторически сложилось так, что термин «правоотношение» исполь- зуется в нашей литературе в чрезвычайно широком значении, охваты- вающем не только собственно правоотношения, но также и публично-


58
правовые формы. В результате отечественная теория права постепенно создала учение о правоотношении, в равной мере общее и для публич- ных и для частных правовых форм. Методологической основой этого учения послужил системный подход, т.е. представление о правовой форме (правоотношении) как системе следующих, взаимодействую- щих и взаимосвязанных элементов: (1) субъектов; (2) объектов и (3)
субъективных прав и юридических обязанностей. Внешним силами, слу- жащими источниками движения (развития) такой системы, являются
(4) правовые нормы и (5) обстоятельства реальной действительности
(юридические факты). Основные представления о правовых нормах были даны в § 1 настоящей главы; здесь надлежит дать краткую харак- теристику всем остальным элементам правоотношений.
Субъектами правоотношений называются участники обществен-
ных отношений, урегулированных нормами права. В общественных отношениях различных типов принимают участие различные субъ- екты. В общественных отношениях одних типов ключевую роль играют публично-правовые (государственные и муниципальные) образования, в других — различного рода организации и их относительно обосо- бленные в том или ином отношении подразделения, в третьих — люди
(физические лица или граждане). Так, основными субъектами консти-
туционного права являются Российская Федерация, ее субъекты, муни- ципальные образования, а также иностранные государства и муни- ципалитеты; активная субъектная роль в такой его подотрасли, как
избирательное право, принадлежит гражданам. Субъекты отношений, регулируемых международным публичным правом — это, опять-таки
Российская Федерация, ее субъекты, иностранные государства, между- народные организации, созданные государствами и их органами, союзы государств, наднациональные образования. Субъекты отношений, находящихся под воздействием норм административного и финансо-
вого права — Центральный Банк Российской Федерации (Банк России), государственные органы и их должностные лица на властной стороне и граждане с созданными ими организациями (юридическими лицами) и их обособленными подразделениями (филиалами, представитель- ствами) с другой.
Субъекты частных отношений, т.е. отношений, регулируемых нор- мами гражданского, семейного, жилищного, коммерческого, трудового права — это частные лица (физические и юридические), а также дей- ствующие на равных с ними основаниях публично-правовые образо- вания. Характеристика лиц как частных означает, что они участвуют в общественных отношениях, урегулированных нормами частного права, как юридически равные, свободные и автономные (независимые друг от друга в волевом и имущественном отношении) субъекты. Даже публично-правовые образования, если им приходится принимать уча- стие в таких отношениях, должны на время участия в них «забывать» о своих властных возможностях и действовать так, как на их месте дей- ствовали бы частные лица.


59
Ключевые фигуры всякого охранительного правоотношения — пра-
вонарушитель, потерпевший и государство, осуществляющее (в лице компетентного органа) применение мер принуждения и ответствен- ности к правонарушителю. К ним близки процессуальные отношения
(а значит, и соответствующие правоотношения), также строящиеся вокруг единого центра — суда, либо органа исполнительной власти, действующего на основании и во исполнение акта (решения, определе- ния, постановления, приговора) суда.
Совокупность тех качеств (свойств, характеристик), которые явля- ются минимально необходимыми для признания любого центра соци- альной активности субъектом известных правоотношений, называется
правосубъектностью. Каждая отрасль (а иногда и подотрасль) права имеет свое собственное представление о правосубъектности, исходящее из особенностей регулируемых ее нормами общественных отношений.
Так, очевидно, что без участия в гражданских отношениях не в состо- янии прожить ни один человек; в результате гражданское право при- знает гражданскую правосубъектность за всеми людьми (независимо от гражданства, возраста, пола, места жительства, состояния здоровья и иных факторов) с момента рождения и до момента их смерти. Оче- видно, иначе должно обстоять дело в праве конституционном, адми-
нистративном, налоговом, трудовом, уголовном — словом, во всех отраслях права, регулирующих такие отношения, участие в которых не может быть иным, кроме как личным, причем, для такого участия требуется известная степень физического, социального и духовного развития.
Центры социальной активности, признанные правом субъектами правоотношений известного типа, называются лицами. Всякое лицо характеризуется двумя параметрами — (1) правоспособностью и (2)
дееспособностью.
Правоспособность — это способность к участию в правоотноше-
ниях соответствующей отраслевой принадлежности. Уместно гово- рить о конституционной, административной, гражданской, трудовой, семейной, уголовной, процессуальной и пр. правоспособности. Любая правоспособность имеет две стороны — позитивную и негативную.
Позитивная сторона правоспособности заключается в способности
иметь права и иные юридически защищенные поведенческие возможно-
сти; негативная — в способности нести обязанности или (шире) быть принужденным к совершению действий, для себя неудобных, невыгод- ных или по иным причинам нежелательных, к соблюдению известных требований других лиц, к удержанию своего поведения в известных рамках. Позитивная сторона правоспособности реализуется своим носителем или действующими для него третьими лицами в целях при- урочения к субъекту результатов его социально полезной активности и обеспечения возможности их дальнейшей эксплуатации. Активная сторона правоспособности выражается в том, что ее обладатель может приобретать известные типы прав, иметь их, изменять, прекращать,