Файл: Учебник для бакалавриата и специалитета под ред.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 737

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

50
должны интерпретировать условия, при которых правоположение, содержащееся в прецеденте, действует, выявить сходство прецедента и рассматриваемого спора, обнаружить правовую позицию, содержа- щуюся в прецеденте и применить ее при разрешении спора. Дело это непростое, поскольку прецедент, в отличие от закона, не содержит ста- тей, из которых можно было бы четко выявить условия применения нормы права, да и само правило поведения можно обнаружить лишь путем толкования. Это дает возможность весьма широкого усмотрения судам и административным органам в применении прецедентов.
В современной России юридический прецедент официально источ- ником права не признается. Тем не менее акты высших судебных инстанций (Верховного и Конституционного судов) имеют важнейшее значение для понимания положений законодательства, на них ссы- лаются суды при разрешении конкретных споров, при этом зачастую в таких актах содержатся правовые позиции, не нашедшие непосред- ственного выражения в нормативных правовых актах. В дальнейшем такие правовые позиции могут служить основой для модернизации законодательства. Нет сомнений в наличии свойств нормативности и общеобязательности у таких актов высших судебных инстанций.
Нормативный правовой акт — письменный акт уполномоченного госу- дарственного органа или органа местного самоуправления, принятый в пределах его компетенции и содержащий нормы права.
Основными признаками нормативного правового акта является:
а) письменная форма;
б) наличие обязательных реквизитов;
в) принятие уполномоченным государственным органом или орга- ном местного самоуправления в пределах компетенции;
г) строго определенное юридическое содержание;
д) структурированность.
С развитием государственности, нормативный правовой акт посте- пенно вытесняет другие источники права. Это связано с его неоспори- мыми преимуществами. В нормативном правовом акте воля государ- ства выражается наиболее ясно — содержание нормативного правового акта образуют прямо описанные модели поведения субъектов, которые государство устанавливает в качестве обязательных или рекомендуе- мых для субъектов права. Именно нормативный правовой акт позво- ляет наиболее оперативно реагировать на изменяющуюся ситуацию.
Например, нормативным правовым актом может быть немедленно вве- дено чрезвычайное положение, установлен или отменен налог, установ- лен специальный правовой режим для какого-либо имущества. В отли- чие от правового обычая, для формирования которого нужны сотни лет, религиозной нормы, изменение которой вообще не происходит, а адаптация содержания осуществляется путем весьма субъективной


51
интерпретации, нормативный правовой акт принимается и изменяется при возникновении соответствующей потребности.
Наибольшая связь нормативного правового акта с государством, вместе с тем приводит к наименьшей из числа источников права соци- альной легитимации норм, содержащихся в нормативных правовых актах. Население не всегда следит за обновлением законодательства, по отдельным оценкам, правовой эффект от принятия нормативных правовых актов наступает лишь через 7 лет после их принятия — именно такой срок необходим для ознакомления населения с новыми нормативными правовыми актами и осмысления его положений
1
Именно поэтому для ускорения процесса действия нормативного пра- вового акта, принятие нового нормативного правового акта зачастую сопровождается движением по разъяснению его содержания населе- нию, юристам и судьям в правовой доктрине и разъяснениях высших судебных инстанций.
В российской правовой системе нормативный правовой акт явля- ется основным источником права. Такая ситуация вообще характерна для континентальной правовой семьи, к которой принято относить и российскую правовую систему.
По своей юридической силе нормативные правовые акты неодно- родны. Самым важным нормативным правовым актом является закон.
Под законом понимается нормативный правовой акт высшего предста- вительного органа государственной власти или народа, регулирующий наиболее значимые общественные отношения и обладающий наиболее высокой юридической силой.
Принятие законов высшим представительным органом позво- ляет сочетать признание государством и социальную легитимацию, поскольку порядок формирования высшего представительного органа позволяет ему отражать волю и интересы всего общества или народа
2
Всякий закон:
а) принимается высшим представительным органом (парламентом);
б) в особом порядке (ограниченное число лиц имеет правом законо- дательной инициативы, принимается в нескольких чтениях, одобряется верхней палатой парламента, подписывается главой государства);
в) имеет верховенство (обладает приоритетом при коллизиях с иными нормативными правовыми актами);
г) обладает свойством прямого действия (не требуется принятие дополнительных нормативных актов для его действия);
д) подлежит обязательному опубликованию.
Особое место среди законов занимает Конституция, — акт высшей юридической силы, для целей ее обеспечения принимаемый в особом,
1
См. об этом: Боботов С. В. Буржуазная социология права. М., 1978. С. 99—101.
2
См.: Марченко М. Н. Теория государства и права. М., 2013. С. 517.


52
обеспечивающим наивысшую социальную легитимацию, порядке (так, например, действующая Конституция Российской Федерации была при- нята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.).
В федеративных государствах, к которым относится и Россия, законы могут приниматься как на уровне всей федерации (в России законот- ворчеством занимается Федеральное собрание), так и на уровне субъ- ектов федерации. Разграничение предметов ведения между федератив- ными представительными органами и представительными органами субъектов федерации производится в специальных договорах (федера- тивных) или конституциях. Так, в Конституции Российской Федерации определен круг вопросов, отнесенных к предмету ведения Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации и совместному ведению.
Помимо законов, существуют подзаконные нормативные право-
вые акты— принятые на основании и во исполнение законов. Их под- законный характер проявляется в том, что при противоречии закона и подзаконного акта, закон обладает приоритетом (более высокой юри- дической силой). К подзаконным нормативным правовым актам отно- сятся указы главы государства, постановления, распоряжения и пр.
Нормативные правовые акты подчиняются определенным правилам
действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. Основополагаю- щее значение имеет презумпция запрета обратной силы, в соответствии с которых нормативный правовой акт не распространяет свое действие на отношения, возникшие до его принятия, если иное не указано в самом нормативном правовом акте, при этом для уголовной ответственности запрет обратной силы закона действует только для усиления ответствен- ности за деяние или введения ответственности за деяние, ранее не счи- тавшееся преступным, напротив, при принятии закона, смягчающего уголовную ответственность, такой закон имеет обратную силу.
В силу принципа государственного суверенитета территория, на которой действует нормативный правовой акт, ограничивается тер-
риторией государства его принятия. В самом нормативном правовом акте может быть определена часть территории государства, на кото- рое распространяет действие нормативный правовой акт (например, установлен разный размер штрафов за некоторые правонарушения, совершенные в г. Москва и Санкт-Петербург). Что же касается действия по кругу лиц, то по общему правилу, нормативный правовой акт адре- суется гражданам государства принятия, а также иностранным граж- данам и лицам без гражданства, находящимся на территории этого государства.
Нормативный договор — договорный правотворческий акт, устанав- ливающий нормы права.
Он представляет собой соглашение между субъектами права, при- званное урегулировать их отношения путем создания прав и обязан-


53
ностей, содержащий нормы права. Нормативный договор (в отличие от частного договора, заключаемого субъектами частного права) содер- жит нормы общего характера, рассчитан на многократное применение, адресован неопределенному кругу лиц. Особое значение нормативный договор имеет в области международного права, регулируя отношения между государствами. Выделяют международные договоры, конститу- ционные договоры, коллективные договоры.
§ 4. Правовое регулирование; реализация и применение права
Механизм
правового регулирования — т.е. воздействия права на общественные отношения — в самом общем виде может быть пред- ставлен следующим образом. Правовые нормы оценивают деятель- ность людей и их коллективов на предмет ее социальной полезности
(или вредности), т.е. желательности, или наоборот, нежелательности для государства и общества. Результат такой оценки правовые нормы
сообщают людям, обыкновенно — в виде информации о нейтральных, благоприятных или неблагоприятных последствиях определенного поведения. Так, прогулка, отдых, прием пищи, общение, установле- ние и прекращение дружеских отношений — действия, обыкновенно не вызывающие никакой реакции права, т.е. действия, юридически без-
различные. Вступление в брак, рождение детей, заключение договоров, приобретение имущества, занятие трудовой и предпринимательской деятельностью — действия, получающие позитивную оценку права, покровительство, охрану и (если нужно) защиту с его стороны. Такие действия называются правомерными. Наконец, совершение адми- нистративных проступков или преступлений, проступков по работе и службе, нарушение обязательств, причинение вреда, использование чужой неграмотности, беспомощности или тяжелого положения для извлечения личной выгоды, — все эти и иные подобные деяния полу- чают резко отрицательную оценку права. Они называются правонару-
шениями.
Люди и их коллективы — участники тех общественных отношений, что подверглись правовой оценке — принимают эту оценку во внима- ние, после чего в большей, либо меньшей степени сообразуют с нею свое поведение, корректируют его. Как правило, люди социально зре- лые и грамотные корректируют свое поведение, подстраивая его под требования правовых норм, сообразуя с ними. В результате некоторая часть общественных отношений постепенно приходит в соответствие с теми образцами, которые описаны в правовых нормах в качестве оптимальных, желательных, поощряемых. Говорят, что таким образом право воздействует на поведение людей, регулирует его. Вот это воз- действие и его результаты как раз и называют правовым регулирова-
нием общественных отношений.


54
Действия, которым правовые нормы дают положительную оценку, т.е. считают их социально полезными или хотя бы социально безвред-
ными, действия, которые удостаиваются правового признания, охраны, защиты, а иногда и поощрения, называются правомерными. Лица, живущие правомерными действиями, приобретают статус законопос-
лушных граждан, позволяющий им рассчитывать на благожелатель-
ное к себе отношение со стороны государства. Естественно присущее людям желание чувствовать за собой подобную поддержку побуждает большинство из них к тому, чтобы достигать своих целей правомер-
ными действиями.
Напротив, действия, оцененные правом как общественно вредные или нежелательные (не достойные уважения), получает название
правонарушений. Известны два главных типа правонарушений — (1) действия, идущие против норм права и (2) действия, нарушающие
субъективные права. Первые называются неправомерными вторые —
противоправными. Правовые нормы информируют своих субъектов
(лиц) о том, что правонарушения будут пресекаться государством, а их совершившие лица (правонарушители) будут принуждаться к соблю-
дению правовых норм, в частности, путем привлечения к юридической
ответственности. Естественное стремление избегать претерпевание на себе всякого неблагоприятного воздействия, в особенности государ- ственного и общественного, обычно побуждает людей к тому, чтобы воздерживаться от действий неправомерных.
Если воздействие права на людей имеет целью их побуждение к совершению деяний правомерных и отвращение от правонару- шений, то отчего же правонарушения все-таки совершаются? Тому существует множество причин, основные из них суть следующие.
Так, целый комплекс причин вращается вокруг феноменов незнания,
недостаточно точного и неполного знания, а также неверного понима-
ния права, — неведения тех требований, которые право предъявляет к поведению людей. В этом не нужно видеть ничего удивительного или злонамеренного: современное право столь сложно и объемно, что даже профессиональные юристы далеко не всегда могут похвастаться его сколько-нибудь полным знанием. Тем не менее незнание требова- ний, предъявленных правовыми нормами, установленными в законах, не может служить отговоркой и основанием для освобождения их нару- шителя от ответственности.
Другая группа причин в самом общем виде может быть описана сле- дующим образом. Дело в том, что неправомерные действия нередко являются более коротким, быстрым и дешевым способом достиже- ния некоторых целей, чем действия правомерные. Некоторые же цели
(например, лишение какого-нибудь человека жизни, приобретение раба, партии оружия или наркотиков, предоставление денежных средств террористическим организациям и т.п.) правомерными действиями достигнуты быть и совсем не могут. Имея в виду эти обстоятельства, лица взвешивают, принимают решение, как им поступить — соблаз-