Файл: Учебник для бакалавриата и специалитета под ред.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 748

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Раздел II
.
ОСНОВЫ
ГОСУДАРСТВЕННО-
ПРАВОВОГО УСТРОЙСТВА
РОССИИ

67
Глава 3
.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО
ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 1. Понятие, предмет и метод конституционного права
Термин конституционное право обозначает несколько различных понятий — науку, учебную дисциплину и отрасль права.
Конституционное право РФ как наука — это совокупность знаний о дей- ствующем конституционном праве как отрасли права, о составляющих его нормативных актах, о закономерностях воздействия конституционно- правовых норм на общественные отношения, формирования предмета конституционно-правового регулирования с учетом как совокупности имеющихся норм, так и воззрений, концепций, существующих в обще- стве и обращенных к конституционно-правовым явлениям.
Как учебная дисциплина конституционное право представляет собой систему научно разработанных теоретических и практических положений, раскрывающих содержание конституционного права как отрасли российского права изучаемых в системе высшего образования
РФ. Структура учебного курса во многом совпадает с системой отрасли и науки конституционного права и закрепляется в содержании соот- ветствующей учебной программы.
Конституционное право РФ как отрасль праваявляется ведущей, основополагающей отраслью российской системы права. Это место кон- ституционного права обусловлено тем, что оно регулирует отношения, складывающиеся практически во всех сферах жизнедеятельности обще- ства: политической, экономической, социальной, духовной и пр. Однако уровень и детализация их регулирования не одинаков. Так, нормы кон- ституционного права закрепляют и подробно регулируют основы кон- ституционного строя Российской Федерации, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государ- ственной власти и системы органов местного самоуправления: виды органов государственной власти, правовой статус главы государства, органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их образования, компетенцию, формы деятельности, издаваемые ими

68
акты, систему органов местного самоуправления. В других же сферах нормы конституционного права устанавливают лишь основные начала
и принципы, например, при регулировании отношений в экономической сфере они устанавливают лишь допускаемые и охраняемые государством формы собственности, гарантии защиты прав собственников, способы хозяйственной деятельности, детальное же регулирование отношений в этих сферах осуществляется другими отраслями права.
Конституционное право, как и любая отрасль российского права, имеет свой самостоятельный предмет и соответствующий ему метод
правового регулирования.
Предметом конституционного права РФ как отрасли российского права являются наиболее фундаментальные общественные отношения, которыми характеризуются: основы конституционного (общественного) строя Российского государства, сущность и формы власти народа; основы правового положения личности; государственное устройство России; система, порядок формирования, принципы организации и механизм дея- тельности органов государственной власти и местного самоуправления.
Метод правового регулирования представляет собой комплекс пра- вовых средств и способов воздействия соответствующей отрасли права на общественные отношения, составляющие ее предмет. В структуру метода конституционного права входят такие элементы, как правовое положение субъектов права, сочетание императивности и диспозитив- ности в правовом регулировании, правовые основания возникновения правоотношений, конституционно-правовая ответственность и др.
Регулирование конституционно-правовых отношений осуществля- ется от имени государства посредством актов государственно-властного характера, а субъекты конституционных правоотношений выступают от имени государства. Это обусловливает юридическое неравенство сто- рон в этих отношениях.
Другой специфической чертой конституционно-правового регулиро- вания является сочетание метода общих установлений для одних и под-
робного регулирования для других общественных отношений с методом
закрепления статусов соответствующих органов.
Далее, в конституционно-правовых отношениях используется метод единства материального и процессуального правового регулировании, который выражается в наделении субъекта конституционного правоот- ношения полномочиями и установлением конкретного порядка реали- зации данных полномочий. Например, порядок принятия федеральных законов Государственной Думой Федерального Собрания РФ подробно предусмотрен в Конституции РФ.
Следующей особенностью метода регулировании конституционно- правовых отношений является использование разных способов воздей- ствия на общественные отношения путем установления дозволений, предписаний и запретов, при преобладании предписаний и императив- ных начал. Такие предписания одновременно могут содержать обязыва- ющие, запрещающие и диспозитивные правила поведения.


69
Наконец, метод конституционного права характеризуется и уста- новлением особой конституционно-правовой ответственности, а также санкциями для субъектов конституционного права. Например, избира- тельное законодательство содержит требования к проведению пред- выборной агитации кандидатом в депутаты — санкцией за нарушения порядка проведения предвыборной агитации кандидатом в депутаты является отмена его регистрации.
§ 2. Источники конституционного права
Нормативные правовые акты, являющиеся источниками консти- туционного права по своей юридической силе, территории действия и с учетом разграничения компетенции органов их принимающих делятся на определенные виды.
Конституция Российской Федерации является основным источни- ком и ядром всей отрасли конституционного права. Эта роль Консти- туции России обусловлена тем, что она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской
Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Россий- ской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской
Федерации, а органы государственной власти, органы местного само- управления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны ее соблюдать (ч. 1, 2 ст. 15 Конституции).
К источникам конституционного права относятся и норматив-
ные акты, которые могут изменять (пересматривать, вносить
поправки) Конституцию РФ. К ним относятся акты Конституцион- ного Собрания РФ, возможность принятия, которых предусмотрена, но пока не реализована в ст. 135 Конституции РФ и законы Российской
Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации. Феде-
ральный конституционный закон и федеральный закон не могут быть формой принятия конституционной поправки и не могут изме- нять ее положений и не могут стать ее составной частью. В то же время поправки к главам 3—8 Конституции Российской Федерации принима- ются в форме особого правового акта — закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации.
Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным
1
Конституцией Российской Федерации и во исполне- ние Конституции Российской Федерации.
Федеральные законы принимаются в случаях, когда Конститу- цией РФ предусмотрено регулирование общественных отношений именно федеральным законом, а также тогда, когда в силу важности общественных отношений субъекты права законодательной инициа-
1
Хотя в 2009 г. был принят Федеральный конституционный закон от 09.11.2009
№ 4-ФКЗ «О Дисциплинарном судебном присутствии» прямо не предусмотренный Кон- ституцией РФ. В 2014 г. он утратил силу.


70
тивы признают необходимость их первичного регулирования посред- ством федерального закона разработают его и внесет в Государствен- ную Думу Федерального Собрания РФ.
К источникам конституционного права относятся и содержащие конституционно-правовые нормы акты, принимаемые Президен-
том РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, Правитель-
ством РФ. Например, к ним относятся указы и распоряжения Прези- дента, постановления палат Федерального Собрания, постановления и распоряжения Правительства. Также к источникам конституцион- ного права относятся Регламенты палат Федерального Собрания, Поло- жения о различных органах, образуемых органами законодательной и исполнительной власти.
Особое место среди источников конституционного права занимают
декларации — О государственном суверенитете РСФСР от 12 июня
1990 г. а также Прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября
1991 г. В них формулируются принципы, обязательные для всего кон- ституционно-правового развития государства.
Международные договоры Российской Федерации и договоры между органами Российской Федерации и ее субъектами также отно- сятся к разновидностям источников конституционного права.
К числу источников конституционного права, действующих на тер- ритории субъектов Российской Федерации, относятся прежде всего
Конституции республик и Уставы других субъектов Федерации. Эти акты содержат нормы, в обобщенной форме закрепляющие правовой статус данного субъекта Федерации, основы его устройства, компетен- цию, структуру органов государственной власти и органов местного самоуправления. Формами установления правовых норм, действую- щих только на территории конкретного субъекта, являются законы,
постановления, иные нормативные правовые акты, принимаемые его органами законодательной и исполнительной власти и содержащие конституционно-правовые нормы.
Особого рода источниками конституционного права считаются акты
Конституционного Суда РФ и уставных судов субъектов Российской
Федерации. Хотя Конституционный Суд РФ и соответствующие ему органы субъектов федерации не являются органами, принимающим правовые акты, однако содержащиеся в их решениях правовые позиции имеют юридическое значение. На их основе утрачивают силу правовые акты, признанные не соответствующими Конституции или уставам.
§ 3. Система конституционного права
и основы конституционного строя России
Конституционное право состоит из подотраслей, конституционно- правовых институтов и норм конституционного права, образующих известную систему. Система отрасли конституционного права предо-


71
пределяется объективными факторами. Однако она выявляется и фор- мулируется путем научных исследований.
Основой для деления конституционного права на подотрасли явля- ется относительная самостоятельность друг от друга соответствующих групп правовых норм. В конституционном праве обычно выделяют подотрасли соответствующие внутренней системности тех сфер обще- ственных отношений, которые составляют его предмет. Среди них:
— основы конституционного строя;
— основы правового статуса человека и гражданина;
— федеративное устройство государства;
— избирательное право и избирательную систему Российской Феде- рации;
— систему органов государственной власти и конституционные основы органов местного самоуправления.
Конституционно-правовой институт составляют группы норм, свя- занных и взаимообусловленных общностью регулирования конкретной подотрасли конституционного права. Например, в рамках подотрасли
«основы правового статуса человека и гражданина» выделяют конститу- ционно-правовой институт гражданства, статуса иностранцев и лиц без гражданства, основные права, свободы и обязанности граждан и т.д.
Конституционно-правовые нормы — это установленные государ- ством общеобязательные правила поведения, которые регулируют отношения и связи в предмете конституционного права. Конституци- онно-правовые нормы существуют не только в отрасли конституцион- ного права, они также могут комплексно регулировать общественные отношения (например, когда нормы относятся к нескольким отраслям права и находятся в источниках других отраслей права).
Каждое государство характеризуется особенностями своей внутрен- ней структуры, территориальной организацией, системой государ- ственных органов, порядком их образования и их деятельности, ста- тусом граждан государства, их правами, свободами и обязанностями, политическим режимом в стране. Совокупность таких особенностей и составляет государственный строй. Закрепление в конституции и реально существующие устои жизни общества и государства называ- ются конституционным строем.
Конституционный строй — это определенная форма, определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции.
Следовательно, понятие «государственный строй» является более широким понятием, чем «конституционный строй», который представ- ляет собой систему отношений и ценностей, устанавливаемых и охра- няемых конституцией.
В гл. 1 Конституции, закрепляющей основы конституционного строя
Российской Федерации, регулируются не все, а лишь наиболее важные


72
общественные отношения, характеризующие российскую государствен- ность (форму правления, форму государственного устройства, полити- ческий режим), а также устанавливают экономические и политические основы конституционного строя. Совокупность правовых норм, регули- рующих эти отношения и образуют основы конституционного строя
Российской Федерации.
Основы конституционного строя закрепляют форму Российской
Федерации как демократического федеративного правового государ- ства с республиканской формой правления (ст. 1), устанавливают источник государственной власти и способы осуществления народов- ластия и определяют, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонаци- ональный народ (ст. 3), определяют пространственные пределы дей- ствия суверенитета Российской Федерации (ст. 4), формулируют прин- ципы федеративного устройства России (ст. 5), закрепляют принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную
(ст. 10) и устанавливают круг органов, осуществляющих государствен- ную власть в Российской Федерации (ст. 11), а также подчеркивают, что
Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7), а также устанавливают идеоло- гическое многообразие и политический плюрализм, свободу хозяйство- вания и многообразие форм собственности.
Наивысшая юридическая сила основ конституционного строя Рос- сийской Федерации закрепленных в ст. 1—16 Конституции РФ выра- жается в том, что они не могут быть пересмотрены Федеральным
Собранием РФ. Никакие другие положения Конституции РФ не могут противоречить основам ее конституционного строя (ст. 16).
§ 4. Конституционный статус личности
Конституционный статус личности отражает наиболее существен- ные, исходные начала, определяющие положение человека и гражда- нина в обществе и государстве, принципы их взаимоотношений. Их совокупность закрепленная в главе 2 Конституции названа основами правового статуса личности в Российской Федерации. Конституция устанавливает следующие элементы (основы) правового статуса лич- ности в РФ:
— гражданство;
— правосубъектность;
— основные права, свободы и обязанности человека и гражданина;
— принципы правового статуса личности;
— гарантии и защита статуса личности.
Гражданство. Гражданство представляет собой один из основных элементов правового статуса человека. В институте гражданства скон-