Файл: Учебник для бакалавриата и специалитета под ред.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 746

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

73
центрированы наиболее существенные политико-правовые, социаль- ные, морально-нравственные и психологические связи и отношения, которые существуют между гражданином и государством. Объем прав, свобод и обязанностей любого человека зависит напрямую от граждан- ства. Только гражданин РФ обладает на территории России всей полно- той прав и свобод, которые предусмотрены Конституцией. Закрепление в Конституции принципа запрета лишать гражданина РФ его граждан- ства гарантирует право гражданина на свободное осуществление своих прав и свобод без боязни утратить гражданство. Закреплено Консти- туцией и право граждан РФ изменять гражданство. Право изменить гражданство может быть реализовано путем выхода из российского гражданства или выбора гражданства. Гражданство в РФ относится к ведению Федерации, а решение вопросов гражданства возложено
Конституцией на Президента России.
Правосубъектность является одной из обязательных юридических предпосылок правоотношений. Правосубъектность — это возмож-
ность или способность лица быть субъектом права. Правосубъект- ность представляет собой правоспособность и дееспособность, вместе взятые, т.е. право-дееспособность. Это собирательное понятие отра- жает те ситуации, когда правоспособность и дееспособность неразде- лимы во времени, сливаются воедино, например, у организаций, когда они одновременно и правоспособны, и дееспособны. Например, во Все- общей декларации прав человека записано: «Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности».
Под правоспособностью понимается признаваемая государством общая возможность иметь права и нести обязанности, которая призна- ется в равной мере за всеми. В обществе нет и не может быть людей, не наделенных общей правоспособностью. Она возникает в момент рождения и прекращается со смертью.
Правоспособность — это предпосылка и неотъемлемый элемент пра- вового и социального статуса личности.
Правоспособность означает только то, что лицо может иметь извест- ные права, но это еще не значит, что оно ими действительно обладает.
Это «право на право». Нельзя на основе одной лишь правоспособности чего-либо требовать, кроме как признания быть равноправным членом общества.
Под дееспособностью понимается способность гражданина осущест- влять свою правоспособность своими собственными действиями.
Конституция увязывает осуществление полного объема всех принад- лежащих гражданину РФ прав и обязанностей с достижением совершен- нолетия — 18 лет. Впрочем, некоторые права, установленные Конститу-


74
цией и законодательством РФ, могут приобретаться и осуществляться гражданином лишь по достижении им иного, более старшего возраста.
Так, например, право быть избранным депутатом Государственной
Думы, возникает с 21 года; членом Совета Федерации Федерального
Собрания РФ может быть гражданин РФ не моложе 30 лет; право быть избранным Президентом РФ наступает с 35 лет; на должность судьи
Конституционного Суда РФ гражданин может быть назначен с 40 лет.
Основные права и свободы суть те, которые неотделимы от чело- века, гражданина, принадлежат всякому лицу как субъекту права, неза- висимо от реализации им своей правоспособности. Основные права и свободы составляют ядро, сердцевину правового статуса личности, определяемого совокупностью норм всех без исключения отраслей рос- сийского права. По их содержанию обычно судят о правовом положе- нии личности. К ним можно отнести личные (гражданские), политиче-
ские, экономические, социальные, культурные, экологические.
1. Личные (гражданские) права понимаются как свобода человека принимать решения независимо от государства. Их можно подразде- лить на две группы:
а) права и свободы, защищающие человека от произвола со стороны других лиц. К ним можно отнести: право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность и др.;
б) права и свободы, защищающие человека от произвола со сто- роны государства. К ним можно отнести: неприкосновенность жилища, право на свободу передвижений, выбор места жительства, неприкосно- венность частной жизни, тайна переписки, телефонных переговоров, телеграфных сообщений и др.
2. Политические права и свободы выражаются в возможности лич- ности формировать органы государственной власти и самоуправле- ния и участвовать в их деятельности. Политические права и свободы определяют правовое положение гражданина в системе общественных отношений, возникающих в процессе осуществления государствен- ной власти. К ним относятся: право на участие в управлении делами общества и государства, равный доступ к любым должностям, право на митинги, шествия, демонстрации, пикетирование, право на объеди- нение, право направлять личные и коллективные обращения в государ- ственные органы, судебная защита прав и свобод и др.
3. Экономические права в своей основе связаны с правом собствен- ности, охватывают свободу человеческой деятельности в сфере произ- водства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг. К ним можно отнести: право каждого на свободное использование своих спо- собностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещен- ной законом экономической деятельности, право частной собственно- сти и др.
4. Социальные права относятся к сфере труда, отдыха, нетрудоспо- собности, пенсионного обеспечения, жилищной сфере и др. Так, напри- мер, труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться сво-


75
ими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Реализуя это право, гражданин может выбирать тот или иной род дея- тельности и занятий. Например, он может самостоятельно обеспечи- вать себя работой в качестве предпринимателя, фермера и т.д. Право свободно распоряжаться своими способностями к труду означает и право вообще не заниматься трудовой деятельностью. Не занятость граждан не может служить основанием для их привлечения к админи- стративной и иной ответственности.
5. Культурные права связаны со свободой доступа к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим сообществом.
Доступ к культурным ценностям неразрывно связан с бесплатным поль- зованием библиотечными фондами, доступными ценами на билеты в театры, концертные залы, музеи.
6. Экологические права вызваны к жизни противоречиями научно- технической революции и проблемой выживания человечества как биологического вида в условиях использования атомной энергии, раз- вития химической промышленности, разработки природных ресурсов новой техникой и т.д. Каждый имеет право на благоприятную окружа- ющую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмеще- ние ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Право граждан на благоприятные условия жизни предполагает реальные возможности проживать в здоровой, отвечаю- щей международным и государственным стандартам окружающей при- родной среде, участвовать в подготовке, обсуждении и принятии эколо- гических решений, осуществлять контроль за их реализацией.
Следующим элементом конституционного статуса личности явля- ются
общие принципы статуса личности. Под ними понимаются признаваемые и охраняемые государством начала, исходя из которых осуществляется использование прав и свобод человека и гражданина, выполнение его обязанностей. Они проявляются во всех сферах реали- зации правоспособности личности, независимо от того, какой отрас- лью права регулируется данное общественное отношение. Речь идет о таких принципах правового статуса, как:
— признание прав и свобод человека и гражданина;
— их гарантированность (обеспеченность);
— их неотъемлемый и неотчуждаемый характер;
— их равенство;
— их непосредственное действие.
Права и свободы человека и гражданина связаны с определенными видами обязанностей (не посягать на права и свободы других лиц, ува- жать конституционный демократический строй, общественную мораль и т. д.). Основная обязанность — это признанная РФ в интересах всех членов общества и закрепленная в ее Конституции необходимость соблюдения требований Конституции и законов, а также претерпева- ния мер ответственности в случае их нарушения.


76
Реальность правового положения человека и гражданина обеспе- чивается материальными, политическими, идеологическими, органи- зационными и правовыми гарантиями. Гарантии выражаются в при- нятых государством на себя обязанностях создавать необходимые условия и обеспечивать соответствующими средствами для претворе- ния в жизнь правового статуса человека и гражданина перед народом и мировым сообществом.
Гарантии и защита прав и свобод — это условия и средства, направлен- ные на обеспечение практического их осуществления, охрану и защиту.
Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, а также право на юридическую помощь. Каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Защита и охрана прав и свобод является прямой обязанностью всех государственных органов, общественных формирований и долж- ностных лиц, а гражданин может обращаться к ним с требованием защиты его права от нарушений, восстановить, если оно нарушено.
В случае посягательств на честь, достоинство, на жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество граждане могут обращаться в органы прокуратуры, полиции и требовать судебной защиты.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35

§ 5. Федеративное устройство Российской Федерации
По своему устройству Российская Федерация — суверенное, целостное,
федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов.
Федеративное устройство российского государства, его состав закреплены
Конституцией РФ (гл. 3). По родовой принадлежности субъекты РФ под- разделяются на государства, национально-территориальные образования и территориальные образования. К государствам относятся республики, к территориальным (территориально-государственным) образованиям —
края, области, города федерального значения, а к национально-тер- риториальным образованиям — автономная область и автономные
округа. В Конституции РФ перечислены 85 субъектов Федерации: 22 республики, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа (ст. 65 Конституции).
Среди элементов конституционно-правового статуса Российской
Федерации, характерных для федеративного государства можно выде- лить следующие.
Российская Федерация является суверенным государством, обладаю- щим всей полнотой государственной власти (законодательной, испол- нительной, судебной) на своей территории.

77
Российская Федерация имеет свою территорию, складывающуюся из территории ее субъектов, включающую сушу, внутренние воды и территориальное море и воздушное пространство над ними. Субъ- екты Федерации не имеют права выхода из состава федерации. Терри- тория РФ является пространственным пределом власти РФ.
Российская Федерация характеризуется наличием общих для всей
Федерации органов государственной власти. РФ имеет Президента — главу государства; Федеральное Собрание — представительный и законодательный орган РФ; Правительство, осуществляющее испол- нительную власть РФ; Конституционный Суд, Верховный Суд, осущест- вляющие высшую судебную власть в РФ. Систему органов прокуратуры во главе с Генеральным прокурором РФ.
Российская Федерация имеет единую федеральную систему права.
Она включает федеральные нормативные правовые акты; норматив- ные правовые акты органов субъектов федерации; и нормативные пра- вовые акты местных органов государственной власти и органов мест- ного самоуправления.
Российская Федерация имеет единое гражданство, единые воору- женные силы. РФ имеет государственный язык и государственные сим- волы.
Российская Федерация характеризуется наличием единой денежной и кредитной системы и собственного имущества.
В ч. 3 ст. 5 Конституции РФ определено, что «Федеративное устрой- ство Российской Федерации основано на ее государственной целостно- сти, единстве системы государственной власти, разграничении пред- метов ведения и полномочий между органами государственной власти
Российской Федерации и органами государственной власти субъек- тов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации».
В соответствии с этим к принципам федеративного устройства Рос- сийской Федерации относятся:
— государственная целостность;
— равноправие и самоопределение народов Российской Федерации;
— равноправие субъектов Федерации;
— единство системы государственной власти.
Принцип государственной целостности выражается в том, что
Российская Федерация — единое государство со своим суверенитетом и территорией. Он связан с концепцией суверенитета народа, который выражается в государственном суверенитете. Конституция Российской
Федерации не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации
Суверенитет Российской Федерации не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации. Субъекты