Файл: Учебник для бакалавриата и специалитета под ред.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1100

Скачиваний: 34

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

78
Российской Федерации не обладают суверенитетом, который изна- чально принадлежит только Российской Федерации в целом.
Государственный суверенитет распространяется не только на вну- тренние и внешние дела, но и на всю территорию страны, а также на континентальный шельф и в исключительную экономическую зону
Российской Федерации (ст. 67 Конституции РФ).
Государственная целостность РФ государства выражается в том, что территория РФ едина и неделима, власть органов РФ распространяется на всю территорию страны, субъекты РФ не обладают государствен- ным суверенитетом и не имеют права выхода из Федерации, а также в том, что РФ не может изменить свой субъектный состав в односто- роннем порядке.
Равноправие народов означает, что государство учитывает и обе- спечивает равное положение всех народов, представленных как моно- национальными, так и многонациональными группами людей, их право на участие в федеративных отношениях.
Под самоопределением народа понимается право народа на само- управление, а также на самостоятельное решение вопросов своей жизни, его право определить свою судьбу в государственно-правовом плане, либо в создании своего государственного образования в виде республики или автономии, либо в отказе от создания собственного государственного образования внутри Российской Федерации.
Принцип равноправия субъектов РФ выражается в том, что субъекты РФ равны в правах друг с другом и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, несмотря на, что субъекты РФ различаются между собой по величине территории, чис- ленности и плотности населения, его национальному составу, уровню развития экономики, историческому прошлому, национальной куль- туре и т.д. Принцип равноправия субъектов РФ проявляется в сфере их взаимоотношений с федеральными органами государственной власти; в обладании всеми субъектами одинаковым конституционно-правовым статусом; в одинаковой компетенции; в праве всех субъектов иметь свои законы и др. акты законодательства.
Принцип единства системы государственной власти в Россий- ской Федерации, выражается в функционировании и взаимодействии органов государственной власти на федеральном уровне и в субъек- тах РФ, построенном на основе разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10).
Федеративное устройство российского государства выражается в принципе разграничения предметов ведения и полномочий между
Российской Федерацией и ее субъектами. Этот принцип нашел свое отражение в ст. 71—73 Конституции РФ, которые устанавливают пред- меты исключительного и совместного ведения Федерации и ее субъ- ектов, исходя из правила «что не в ведении Федерации, то в ведении субъектов». В этих статьях Конституции РФ говорится о предметах исключительного и совместного ведения Федерации и ее субъектов,


79
предметах ведения субъектов, но не говорится о разграничение пред- метов ведения и полномочий между их органами. При этом под пред- метами ведения понимаются сферы общественных отношений государ- ственной и общественной жизни, которые находятся в распоряжении субъектов или федерации.
Правовой статус республики определяется Конституцией РФ и Кон- ституцией республики. Республика является государством в составе РФ, обладающим всей полнотой государственной власти на своей терри- тории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конститу- цией РФ находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Понятие «республика (государство)», использованное в ч. 2 ст. 5 Конституции Российской Федерации, не означает признание дан- ного субъекта самостоятельным государством. Конституция Россий- ской Федерации в ст. 6, устанавливает принцип единого гражданства
Российской Федерации и не предусматривает гражданство республик либо других субъектов Российской Федерации.
Каждая республика имеет свою территорию, которая не может быть изменена без ее согласия.
Власть высших органов государственной власти республики рас- пространяется на всю территорию республики.
Конституционно-правовой статус республики характеризуется также тем, что каждая республика имеет свою правовую систему, которая включает конституцию республики, республиканские законы и другие нормативные правовые акты, изданные в пределах ее компетенции.
Республиканская конституционно-правовая система входит в феде- ральную конституционно-правовую систему в качестве ее составной части. Поэтому конституции, законы и иные нормативные правовые акты республик не могут противоречить Конституции РФ и федераль- ным законам.
Республика самостоятельно определяет систему своих органов госу- дарственной власти. Каждая республика имеет свой представительный
(законодательный) орган (парламент), высший исполнительный орган государственной власти во главе с высшим должностным лицом, свое правительство, вправе учреждать свой Конституционный Суд. Вопросы владения, пользования и распоряжения указанными объектами регули- руются законодательством РФ и законодательством республик. Респу- блики вправе устанавливать свои государственные языки и обладают ограниченной международной правосубъектностью. Наконец, респу- блики вправе иметь государственную символику, включающую Госу- дарственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн, а также столицу.
Края, области, города федерального значения являются государ- ственно-территориальными образованиями в составе РФ. Правой ста- тус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией РФ и уставом, прини- маемым законодательным (представительным) органом. Края, обла-


80
сти, города федерального значения, автономная область, автономные округа образуют органы законодательной и исполнительной власти, которые действуют на основе Конституции РФ, федеральных законов, а также уставов и законов этих субъектов. Они вправе иметь свою сим- волику. Края, области, автономная область и автономные округа имеют свои административные центры.
Автономия в РФ — это самостоятельное осуществление государствен- ной власти находящимися в ее составе национально-государственными образованиями в пределах компетенции, устанавливаемой федераль- ными органами государственной власти при участии соответствующей автономной единицы.
Российская автономия построена по национальному признаку. Это означает, что она создается с учетом национального состава населения, проживающего на ее территории. В зависимости от количества насе- ления, уровня и перспектив развития экономики и др. факторов созда- ются различные виды автономии — автономный округ или автономная область.
Автономная область — это область, которая отличается особенно- стями быта, национальным составом, входит в состав РФ на началах административной автономии. В составе РФ находится одна автоном- ная область (Еврейская).
Автономный округ — это национально-государственное образование, входящее в область или край и отличается национальными и бытовыми особенностями.
§ 6. Система органов государственной власти
Российской Федерации
Российская Федерация осуществляет свою деятельность посредством государственных органов.
Государственный орган — это структурно обособленный элемент государственного аппарата, осуществляющий строго определенные законодательством функции и обладающий необходимыми для этого государственно-властными полномочиями.
Государственный орган обладает следующими признаками:
а) обладает государственно-властными полномочиями, позволяю- щими ему решать определенные вопросы, издавать акты, обязательные к исполнению другими государственными органами, должностными лицами и гражданами, и обеспечивать исполнение этих актов.

81
б) является самостоятельным элементом государственного аппарата и действует в системе других органов государства;
в) создается государством на основе законодательных актов, кото- рые определяют его компетенцию, т.е. совокупность предметов его ведения, прав и обязанностей и порядок его деятельности;
г) каждый государственный орган уполномочивается государством осуществлять его задачи и функции;
д) взаимодействует с другими органами государства, образуя в сово- купности государственный аппарат, т.е. единую систему государствен- ных органов, осуществляющих задачи и функции государства.
Единство системы государственных органов РФ обусловлено целост- ностью РФ и единством системы государственной власти. Единство системы государственных органов РФ проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Единство проявляется также и в том, что все органы этой системы действуют совместно, находятся в тесной взаимосвязи, взаимодействии и вза- имозависимости. В рамках этой взаимосвязи и взаимозависимости одни органы единой системы избираются или назначаются другими органами, одни из них руководят другими, одни подотчетны и ответ- ственны другим. Между всеми органами государственной власти суще- ствует тесная организационно-правовая связь.
Государственные органы объединены одной системой, но при этом разнообразны и осуществляют различные функции.
В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную,
исполнительную и судебную. В зависимости от направления деятель- ности, задач, объема полномочий и порядка образования различаются следующие виды органов государства :
1) законодательные (представительные) органы — Федераль- ное Собрание — парламент РФ и парламенты республик в составе РФ, а также представительные органы (государственные собрания, думы, народные собрания и т.д.) в других субъектах федерации (Московская городская Дума, Законодательное Собрание Санкт-Петербурга и т.д.).
Основная особенность этих органов состоит в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим путем формироваться не могут;
2) органы исполнительной власти — Правительство РФ — выс- ший орган федеральной исполнительной власти, федеральные мини- стерства, федеральные агентства, федеральные службы, правитель- ства, министерства и администрации субъектов РФ. Главной задачей органов исполнительной власти является реализация Конституции РФ, законов, указов Президента РФ, решений вышестоящих органов испол- нительной власти;
3) судебные (правоохранительные) органы (им посвящена осо- бая — 4-я — глава настоящего учебника).


82
Особое место в системе органов государственной власти занимает институт Президента Российской Федерации. По Конституции РФ он прямо не относится ни к одной из ветвей власти, обеспечивая их согласованное функционирование. Он взаимодействует с законода- тельным органом РФ и тесно связан с исполнительной властью, имеет весомые полномочия по воздействию на нее. Президент РФ является главой государства, Верховным Главнокомандующим Вооруженными
Силами РФ, возглавляет Совет Безопасности РФ, является гарантом
Конституции РФ и в соответствии с нею определяет основные направ- ления внутренней и внешней политики РФ.
§ 7. Президент РФ
Институт президентства занимает первое место среди федеральных государственных органов. В организационном отношении он самосто- ятелен и не включен ни в законодательную, ни в судебную власть. Пре- зидент РФ тесно связан с исполнительной властью, занимая по отно- шению к ней верховное положение, хотя действующая конституция не применяет к нему конструкцию «глава исполнительной власти». Он не подчинен и не подотчетен никакому органу власти, получая свои полномочия от народа на основе Конституции РФ, не несет за свой политический курс, проводимую политику, за свои законные действия политической ответственности перед Федеральным Собранием.
Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности. На него конститу- цией возложена функция «арбитра» в системе органов государственной власти по обеспечению согласованного функционирования и взаимо- действия органов государственной власти.
Пост Президента РФ был учрежден путем проведения референ- дума РФ 17 марта 1991 г. Первый Президент РСФСР был избран на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании 12 июня 1991 г. сроком на 5 лет. По результатам голосования по выборам Президента РФ 4 марта 2012 г. Президен- том РФ был избран В. В. Путин сроком на 6 лет.
В основе правового статуса Президента РФ лежит концепция, харак- терная для президентской формы правления с усилением президент-
ских элементов. Это вытекает из следующих положений:
— Президент избирается народом, следовательно, его полномочия производны от народа, который доверяет Президенту высшие государ- ственные функции; прямые всенародные выборы являются высшей формой легитимности его власти;
— по конституционной модели Президент как бы стоит над всеми властями, хотя каждая из них осуществляет свои конституционно закрепленные за ней полномочия, функционирует во взаимодействии


83
с другими властями, обеспечена определенными рычагами влияния на иные власти в том числе и на Президента;
— только Президент наделяется задачей обеспечения согласован- ного функционирования и взаимодействия всех иных органов госу- дарственной власти — и федеральных, и субъектов РФ (ст. 80, 85
Конституции). Никакие другие органы подобными возможностями по отношению к Президенту не располагают;
— Президент в целом независим от других органов государственной власти. Парламентские и судебные сдержки и противовесы в отноше- нии президентской власти существуют, но в минимальных размерах:
Государственная Дума может возбудить обвинение Президента в госу- дарственной измене или ином тяжком преступлении, а Совет Федера- ции по этому основанию отрешить Президента от должности;
— в возможностях Президента по отношению к парламенту — направление посланий Федеральному Собранию, внесение проектов законов, которые могут быть определены Президентом как первооче- редные, право вето в отношении федеральных законов, предложение кандидатур должностных лиц, назначаемых палатами, право роспуска нижней палаты — Государственной Думы и др.;
— у Президента есть право на свое нормотворчество, т.е. на приня- тие актов (прежде всего указов), которые в отсутствие законов наравне с ними регулируют общественные отношения и действуют до тех пор, пока не появятся соответствующие законы; по ряду вопросов законы вообще не принимаются, и регулирование осуществляется либо само- стоятельно Президентом, либо по его поручению Правительством РФ;
— Президент определяет внутреннюю и внешнюю политику госу- дарства;
— Правительство РФ можно назвать Правительством Президента РФ, поскольку оно слагает полномочия перед вновь избранным Президен- том, полностью им формируется; Президент направляет деятельность
Правительства и в любой момент вправе отправить в отставку;
— Президент определяет военную доктрину государства, является председателем Совета Безопасности РФ, Верховным Главнокомандую- щим.
Президент РФ избирается гражданами РФ на основе всеобщего рав- ного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Уча- стие гражданина РФ в выборах Президента РФ является свободным и добровольным. Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет.
В настоящее время срок полномочий Президента РФ по Конститу- ции РФ 1993 г. 6 лет. Одно и то же лицо не может занимать эту долж- ность более двух сроков подряд.
Порядок проведения выборов Президента РФ регулируется гл. 4
Конституцией РФ, Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ
«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие