Файл: Учебник для бакалавриата и специалитета под ред.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1101

Скачиваний: 34

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

84
в референдуме граждан РФ», Федеральным законом от 10 января 2003 г.
№ 19-ФЗ «О выборах Президента РФ».
Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному изби- рательному округу, включающему в себя всю территорию РФ.
Проведение выборов Президента РФ в сроки, установленные Кон- ституцией РФ и Федеральным законом, является обязательным.
Избранный Президент приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с исте- чением срока его пребывания в должности с момента принесения при- сяги вновь избранным Президентом РФ. Именно с этого момента начи- нается отсчет срока полномочий вновь избранного и прекращаются полномочия прежнего Президента РФ.
Официальной резиденцией Президента РФ является Московский
Кремль. Президент РФ имеет штандарт (флаг) Президента РФ как один из символов его власти.
Президент обладает неприкосновенностью. Это означает, что он не может быть подвергнут наказанию во время пребывания в должно- сти (ст. 91). Отрешение Президента РФ от должности возможно только в связи с государственной изменой или совершением иного тяжкого преступления.
§ 8. Федеральное Собрание — парламент РФ
Конституция РФ (в ст. 94) определяет Федеральное Собрание как
представительный и законодательный орган РФ.
Представительным органом Федеральное Собрание РФ является потому, что оно представляет интересы всего многонационального народа России. Порядок формирования и полномочия обеих палат
Федерального Собрания закреплены таким образом, что они отра- жают в своей деятельности не только общие интересы всего многона- ционального народа РФ в целом, но и специфические интересы наций и народностей всех субъектов РФ, всех социальных слоев российского общества. Федеральное Собрание не является вышестоящим орга- ном для иных представительных органов в РФ, так как в Конституции не установлен принцип единства системы представительных органов в России, а установлен принцип разделении предметов ведения и пол- номочий органов государственной власти Федерации и ее субъектов.
Федеральное Собрание состоит их двух палат — Государственной
Думы и Совета Федерации. Палаты Федерального Собрания различа- ются по своему правовому статусу, способу формирования, характеру депутатского корпуса, входящего в них. В то же время каждая из них
самостоятельна, что выражается:
а) в отсутствии подчиненности, в разграничении функций и само- стоятельном их осуществлении;
б) в раздельном заседании;


85
в) в отсутствии фигуры Председателя Федерального Собрания и ком- петенции Федерального Собрания в целом;
г) в закреплении самостоятельного перечня вопросов, относящихся к ведению каждой из палат, в том числе в сфере законотворчества (так,
принимает Федеральные законы Государственная Дума, а Совет Феде- рации их одобряет);
д) в отсутствии у палаты права принимать к своему рассмотрению и решать вопросы отнесенные Конституцией к ведению другой палаты;
е) в самостоятельности рабочих органов палат (комитетов и комис- сий);
ж) в разном порядке формирования и избрания.
Федеральное Собрание определено в конституции и как законода-
тельный орган. Это означает, что оно является федеральным органом государственной власти, который имеет право издавать федеральные нормативные акты, обладающие высшей юридической силой по срав- нению с иными нормативными актами, кроме Конституции РФ.
Федеральное Собрание олицетворяет законодательную власть РФ.
Оно является единственным законодательным органом власти РФ.
Законодательный орган по Конституции РФ не обладает всеобъемлю- щей компетенцией. Он отражает принцип разделения властей и феде- ративное устройство РФ. Федеральное Собрание юридически не подчи- нено никакому государственному органу, в том числе Президенту или
Правительству.
Совет Федерации Федерального Собрания РФ является так называ- емой верхней палатой Федерального Собрания, — палатой, обеспечи- вающей представительство субъектов РФ и Российской Федерации в пар-
ламенте РФ. Совет Федерации осуществляет государственную власть в Российской Федерации, является субъектом права законодательной инициативы и действует на постоянной основе. В Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федера- ции — по одному от законодательного (представительного) и исполни- тельного органов государственной власти; представители Российской
Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета
Федерации — представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Россий- ской Федерации (п. 2 ст. 95 Конституции РФ).
Член Совета Федерации — представитель от законодательного
(представительного) или исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации наделяется полномочиями на срок полномочий соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок формирования Совета Федерации устанавливается Феде- ральным законом от 3 декабря 2012 г. № 229-ФЗ «О порядке формиро- вания Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федера- ции»


86
Государственная Дума Федерального Собрания РФ является так называемой нижней палатой Федерального Собрания — парламента РФ и состоит из 450 депутатов, избираемых сроком на пять лет (п. 5 ст. 95, п. 1 ст. 96 Конституции РФ).
Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ изби- раются гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого изби- рательного права при тайном голосовании. Участие гражданина РФ в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе при- нуждать гражданина РФ к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению. Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральным зако- ном.
Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший на день голосования 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом
Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Госу- дарственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Они не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме пре- подавательской, научной и иной творческой деятельности.
Депутаты Государственной Думы (и члены Совета Федерации) обла- дают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме слу- чаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федераль- ным законом для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генераль- ного прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания.
§ 9. Законодательный процесс в РФ
Правовыми формами реализации компетенции Федерального собрания являются принимаемые им акты. Основные акты Федераль- ного Собрания — это (1) законы Российской Федерации о поправках
к Конституции Российской Федерации, (2) федеральные конститу-
ционные и (3) федеральные законы.
Федеральные конституционные и федеральные законы принима- ются палатами Федерального Собрания в особом порядке, который реа- лизуется в законодательном процессе. Законодательный процесс — это специальная деятельность компетентных органов, завершающая процесс правообразования, в результате которого приобретает юриди- ческую силу и вступает в действие закон. В законодательном процессе


87
выделяют несколько стадий, через которые проходит законопроект, чтобы приобрести юридическую силу закона.
Обычно выделяют следующие стадии законодательного процесса:
1. Законодательная инициатива. Она выражается в осуществле- нии определенными лицами (они называются субъектами права зако- нодательной инициативы) права на предложение об издании закона и на внесение законопроекта в законодательный орган. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 104) право законодательной инициативы при- надлежит следующим субъектам: Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Пра- вительству РФ, законодательным (представительным) органам субъ- ектов РФ. Это право также принадлежит Конституционному Суду РФ и Верховному Суду РФ по вопросам их ведения. Законопроекты, пред- усматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, требуют обязательного предварительного заключения Правитель- ства РФ (например, по вопросам налогообложения, государственных займов и др.). Законопроекты вносятся субъектами их инициативы в Государственную Думу.
2. Рассмотрение законопроекта в Государственной Думе. Рас- смотрение законопроектов Государственной Думой осуществляется, как правило, в трех чтениях. Во время первого чтения обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений зако- нопроекта Конституции РФ, его актуальности и практической значи- мости. Во время второго чтения законопроект проходит постатейное, детальное обсуждение каждой его статьи. Во время третьего чтения не допускается внесение в него поправок и возвращение к обсуждению законопроекта в целом либо к обсуждению его отдельных разделов, глав, статей. Оно состоит лишь в голосовании за или против законо- проекта в целом.
3. Принятие закона Государственной Думой. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 105) федеральные законы принимаются Госу- дарственной Думой. Для принятия федерального закона необходимо большинство голосов от общего числа депутатов (от 450) Государствен- ной Думы. Проект закона РФ о поправках к Конституции РФ, феде- ральный конституционный закон считаются одобренными, если за их одобрение проголосовало не менее чем две трети от общего числа депу- татов Государственной Думы.
4. Рассмотрение и одобрение Советом Федерации принятого
Государственной Думой закона. Принятый Государственной Думой федеральный закон в течении 5 дней передается на рассмотрение
Совета Федерации. Конституция РФ не наделяет Совет Федерации правом принятия законов. Он одобряет или отклоняет федеральные законы, принятые Государственной Думой. Федеральный закон счи- тается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в тече- ние четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации.


88
Более значительна законодательная роль Совета Федерации при при- нятии поправок к Конституции РФ и федеральных конституционных законов: решение об их одобрении считается принятым, если оно одо- брено большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации. Федеральные конституционные законы при- нимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ.
5. Подписание и обнародование закона Президентом РФ является завершающей стадией законодательного процесса. Принятый феде- ральный закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для под- писания и обнародования. В течение 14 дней Президент РФ принимает одно из следующих решений — либо подписывает федеральный закон и обнародует его, либо отклоняет его и направляет для повторного рас- смотрения палатами Федерального Собрания, используя при этом свое право отлагательного вето.
Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одо- брен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и обнаро- дованию.
В отношении федеральных конституционных законов отлагательное вето Президента РФ Конституцией не предусмотрено. Принятый феде- ральный конституционный закон в течение 14 дней подлежит подписа- нию Президентом РФ и обнародованию.
6. После подписания Президентом РФ закон должен быть обнародо-
ван в установленном порядке. На территории РФ применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы.
Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после дня их подписа- ния президентом РФ.
Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете», «Собрании зако- нодательства Российской Федерации» или первое размещение (опубли- кование) на «Официальном интернет-портале правовой информации»
(www.pravo.gov.ru).
Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установ- лен другой порядок вступления их в силу. Федеральные законы, внося- щие изменения в Налоговый Кодекс в части установления новых нало- гов и (или) сборов вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официаль- ного опубликования.